ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Иделология в структуре общественного сознания. Общественная психология и идеологияОбщественное сознание представляет собой совокупность идеальных образов, а именно: понятий, идей, взглядов, представлений, чувств, переживаний, настроений, возникающих в процессе ображения социальным субъектом окружающего мира, в частности и общественного сознания. Общественное сознание — это не эмпирически существующее, самостоятельное духовное образование, а философская категория, обозначающая особенности отображения социальными субъектами социальной и природной действительности при определяющем влиянии общественного бытия, а общественное бытие как реальный процесс жизни людей. Общественное сознание и общественное бытие — наиболее общие категории, используемые для выявления того, что является преимущественно определяющим в общественной жизни. За этими пределами их противопоставление не имеет смысла. Идеальные, духовные компоненты в тесном переплетении пронизывают общественную жизнь. Общественное сознание — частица общественного бытия, а именно бытие является общественным, поскольку в нем функционирует общественное сознание. Общественное сознание имеет чрезвычайно сложную, динамичную структуру, которая предопределяется структурой общественного бытия. Анализ этой структуры, как правило, осуществляется в двух аспектах: гносеологическом (познавательном) и социологическом. По гносеологическим (познавательным) возможностям и особенностям отражения общественного бытия выделяют уровни общественного сознания: обыденный и теоретический. Социологический аспект общественного сознания — это момент его деятельности, неотделимый от системы отношений, в которой эта деятельность осуществляется. В таком аспекте общественное сознание дифференцируется по сферам и представлено социальной психологией и идеологией. Кроме того, выделяют формы общественного сознания, являющиеся формами познания действительности и вместе с тем духовно-практическими формами осознания мира и человека. Рассмотрим социологический аспект структуры общественного сознания. Относительно данного аспекта в структуре общественного сознания выделяют две сферы — общественную психологию и идеологию. Общественная психология — это совокупность социальных настроений и чувств, обычаев, традиций и т. д., которые складываются стихийно, в процессе повседневной жизни общества. Общественная психология и эмпирические знания находятся на одном уровне общественного сознания. Но в общественной психологии доминирующим является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Общественная психология осуществляет регулятивную функцию непосредственной жизни людей. В ней отражаются психологические черты и чувственные состояния социальных групп и общества в целом. Можно говорить об особенностях национальной, классовой психологии, психологии религиозных групп и т. п. Общественная психология с ее эмоциональной окраской играет важную роль в общественных движениях, побуждая людей к разнообразным видам деятельности. Поэтому государственным деятелям, политическим партиям, политикам важно изучать настроения людей, прогнозировать их реакцию на те или иные события. Идеология — это система взглядов, идей, теорий, принципов, которые отражают общественное бытие сквозь призму интересов, идеалов, целей социальных групп, классов, нации, общества в целом. Идеология так же, как и общественная психология, направлена на регулирование общественных отношений. Между ними существует единство и взаимодополнение. Тем не менее эти сферы общественного сознания имеют и некоторые отличия, а именно: 1) общественная психология является непосредственной и стихийно сформировавшейся формой выражения интересов определенного класса или социальной группы; идеология же создается целенаправленно, определенными группами людей, занятых в сфере духовного производства; 2) в отличие от общественной психологии, идеология является упорядоченной и теоретически оформленной системой, т.е. в познавательном плане выступает на уровне теоретического сознания; 3) общественная психология охватывает всю совокупность взглядов людей, имеющих гомогенный, т. е. нерасчлененный, характер. Идеология же распадается на отдельные виды — политические, правовые, эстетичные, религиозные и другие убеждения людей; 4) общественная психология проявляет себя при решении практических задач обыденной жизни, идеология же направлена на решение глобальных социальных задач. Следует различать идеологию прогрессивную и консервативную, реакционную, научную, относительно истинную и ненацчную, иллюзорную. Характер идеологии зависит от того, чьим социальным интересам она служит и как соотносится с потреностями общественного развития. Никакая идеология не должна приобретать характер государственной, официальной, принудительной, носить монистический характер, необходим идеологический плюрализм, соперничество различных идеологий. Как свидетельствует практтика, полная «деидеологизация» общества, т. е. устранение идеалогии из жизни общества, невозможна.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|