Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия и мораль. Эволюция нравственного идеала в истории общества. Мораль и нравственность в современном мире.




Нравственное сознание — это осннравственно-ценностная форма обществен сознания и морали, в к-й находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности.Оно отражает отношения м/д личностями и те позиции, с к-х чел оценивает собственное “я”. Формирование нрав сознания на ранних этапах истор развития опред-ся необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей в самых различных областях их общественного бытия.

Нормы нрав созн складываются в практике поведения людей, Они закрепляются общественным признанием.Сущ-ет сфера общественной регуляции поведения, к-я не может быть отнесена к собственно нравственности. К таким регуляторам относятся обычаи, ритуалы. Специфику нравственного сознания, его структуру и нормы исследует— этика. Нравственное сознание общества проявляется в различного рода соц запретах. нравственное выражается и категорией должного. Такие нрав категории, как совесть, чувство собственного достоинства и чести

Достоинство личности заключается в осознании ею своего значения и права на уважение окружающих, а совесть — моральное самосознание человека, выполняющее функцию оценки его поступков с точки зрения их.нравственное сознание — необходимый фактор прогресса чел общества, его гуманизации.

Общий прогресс сознания человечества неотделим от прогресса его нравственного сознания. Нравственность служит средством возвышения человечества; среди сил, его формирующих, нравственность — едва ли не первая

Два уровня нравственного сознания: обыденно-практический и теоретический. Если на 1 уровне отражаются реальные нравы общества, подкреплены социально-экономической структурой общества, 2 уровне - прогнозируемый обществом идеал, значимости и контроля над ними.

Рожденный человеком может и не стать им в подлинном смысле: он может возвыситься, а может и пасть.Нравственный прогресс не прямо пропорционален интеллектуальному, ведь умный — не всегда нравственный.

Нрав сознание не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теоретический уровень нравственного сознания чаще всего наз моралью (лат. тогеа — нравы). Моральное сознание обособилось от нравственного с возникновением государства. чаще всего мораль отражала в превращенной форме скрытые интересы господствующего класса. факт появления морали -существенный поворот в общест сознании. Мораль в отличие от обыденного уровня нрав сознания явл воззрением, которое не просто отображает наличные условия и фактические нормы поведения, не просто апеллирует к традиции и обычаям, но критически относится к существующему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует его реализации в дальнейшей социальной практике.

Моральный идеал — это перспектива общества, для теоретического обоснования которой необходимо знать, на какой действительной стадии нравственного развития оно находится.

Из отсутствия юрид закрепленности нрав норм вытекает такая фундам специфич категория морали, как свобода воли-возможность сознат выбора чел линии своего поведения, ответственности за него. не все поступки опред-ся нрав выбором: на чел влияют юрид запреты, условия его общественного бытия. Поэтому область нрав выбора не абсолютна. “...

Чел поступки нравственны, когда они совер из побуждения делать добро людям бескорыстно, сообразуясь с целями коллектива, общества. Свобода воли не безгранична“ Свобода — продукт истор развития чел, и в этом смысле она истор ограничена мерой его познания и общественно-истор практики. Если в качестве субъекта нравственного сознания выступает индивид, личность, то свобода как основа его нравственного сознания (поведения) проявляется в трех аспектах: как мера реальной свободы, зависящая от степени познания законов природы и общества и от характера наличных общественных отношений; как зависимость личной свободы индивида от меры его духовного развития, гражданской зрелости, сознательности, его ценностных ориентаций, то есть от общего уровня его культуры; наконец, как практическая способность свободного выбора определенного поведения, то есть как способность волеизъявления. Истинная и полная свобода может реализоваться, таким образом, лишь при познании необходимости и принятии ее во внутреннее содержание личности. Познанная необходимость выступает для личности в качестве основного регулятивного принципа поведения, нравственного императива — долга.

Критериями нравственного- моральные категории, как добро, гуманность, справедливость, честность, нрав сознание отражает з-ны обществен развития в ценностной форме.

Структура нравственного сознания Ее осн элем явл система ценностей и ценностных ориентаций, этич чувства, нравственные суждения, а также нрав идеалы. Элем-ты теоретуровня нравс сознания в его структуру входит также и исторически сложившаяся система категорий морали.

Значение ценностных ориентаций нрав сознания -обеспечивают содержательное и функциональное единство всей его структуры, религиоз системы ценностей (с их ориентацией на веру в трансцендентные абсолюты), гуманизм, прагматизм, сциентизм, экзистенциализм и т. дЭтич чувства могут либо стимулировать, либо тормозить осуществление определенных поступков; Категории морали образуют как бы его логический каркас Наиболее универс ценностями нрав сознания, явл понятия добра и зла и связанные с ними понятия смысла жизни, счастья, справедливости, совести. Все, что мешало этому, расценивалось, соответственно, как зло. С появлением теории морали в развитом общественном сознании добро, получившее категориальный статус, уже сознательно связывается с идеями социального прогресса, гуманизма, всеобщего равенства и социальной справедливости. Но зло, всегда ли оно однозначно и безоговорочно зло? Рассуждать так — значит впасть в метафизику, не видеть реальной диалектики добра и зла, их взаимопревращений. По Гегелю, зло может выступать не только как разрушительная, но и как созидающая сила истории, ибо всякий новый шаг вперед по пути прогресса неизбежно является отрицанием старого, объективно изжившего себя, и в этом смысле зло оборачивается добром. По словам Ф. Энгельса, зло в этом смысле слова есть “форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития”. Движущая пружина разрушительных сил в прогрессе человеческого разума привлекала внимание Гёте, который видел в них момент сомнения, отрицания, столь необходимый для дерзкого движения человеческого разума к познанию истины, к отрезвляющей иронии над человеческими иллюзиями, вымыслами и предрассудками.

категории справедливости, в которой воплотились идеи воздаяния за добро и наказания за зло. С ними же связаны категории счастья и смысла жизни. Реализуя себя в труде, творчестве, человек осознает, что он отдает тем самым часть своего “я”, которая вливается в море общей культуры, как чего-то более емкого и долговечного, чем его личное отдельное бытие. Счастье — это и есть нравственное удовлетворение от сознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения. Следовательно, труд и борьба против зла, борьба за добро возвышают человека, делая его жизнь социально значимой, действительно осмысленной и счастливой.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных