Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности социально-гуманитарных наук в культуре современной цивилизации.




Если знания естественных наук рассматриваются как объективные, фиксирующие вечные законы природы, то знания гуманитарных наук считаются рефлексивными, это знания о самих знаниях. М.М.Бахтин указывал, что гуманитарная мысль рождается как мысль о чужих мыслях, переживание переживаний, слово о словах, текст о текстах. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), т.е. создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, то это уже не гуманитарные науки.

В гуманитарной науке субъект познания - это не один "логический субъект", а много разных, по сути, выражающих те или иные культурные традиции и позиции. Отсюда одной из важнейших особенностей гуманитарного познания (науки) является множественность точек зрения на один и тот же материал, множество разных интерпретаций текстов и фактов, представленных в культуре. Гадамер подчеркивал, что в гуманитарных науках именно точка зрения служит масштабом и мерой. Ценность и значение исследования измеряются в этом случае не просто масштабом самих фактов. Скорее наоборот, факты кажутся нам по-настоящему значительными лишь благодаря тому, кто сумел их изобразить. Наш интерес, таким образом, принадлежит, конечно, фактам, однако факты обретают жизнь лишь благодаря той точке зрения, с которой их нам показывают. Эти точки зрения не просто снимают друг друга в процессе исследования, а сосуществуют в непрерывном диалоге.

Особенность выделения объекта и предмета заключается в том, что гуманитарным наукам не свойственна установка на какое-то определенное содержание (на тот особый объект, которым является человеческое бытие); они как бы дублируют науки, в которых человеческое бытие дается как объект (М.Фуко) В.В.Ильин напоминал, что любая вещь может стать гуманитарной в случае сопряжения с ней человеческих ценностей, свойств, качеств.

Особенность законов в сфере гуманитарного знания заключается в том, что "социальные законы" задают не вечные условия и отношения, а лишь гипотетические схемы, в которых специалист прорабатывает и конструирует интересующее его явление,- считает В.М.Розин. При этом исследователь должен следить, что реально получается из его усилий, удается ли ему реализовать свои ценности и убеждения.

Методы и познавательные приемы гуманитарного поиска. Понимание - метод, обосновывающий методологическую автономию гуманитарных наук. В гуманитарном знании интерпретация - фундаментальный метод работы с текстами как знаковыми системами. Цель интерпретации - достигнуть адекватного, хотя всегда относительно полного понимания. В герменевтике интерпретатора интересует смысл текста, его объективный предмет, "понимание дела", а не авторское "Я". В отличие от немецких герменевтов, М.М.Бахтин разрабатывает теорию экзистенциального диалога, в котором главное - отнесенность к Другому, "противостояние человека человеку». Размышляя о методологии гуманитарных наук, М.М.Бахтин всюду видел действительный или возможный текст и его понимание.

Критерии научности гуманитарного знания - один из самых острых вопросов методологии гуманитарного знания. В.В.Ильин обращал внимание, что возможность воздействовать на человека, изменять и преображать его - вот высшее мерило познавательных качеств гуманитарного знания. Поскольку наличие этих качеств есть результат адекватного освоения мира человека средствами понимания, постольк у глубина понимания оказывается центральным критерием научности гуманитарного знания. Индикаторами глубины понимания выступают, во-первых, реалистичность и историзм оценки гуманитарного материала, во-вторых, возможность этих оценок обеспечивать общий гуманитарный рост, содействовать всестороннему развитию в человеке всех его потенций.

Одной из важнейших особенностей гуманитарного познания является множественность точек зрения на один и тот же материал,множество разных интерпретаций текстов и фактов, представленных в культуре.Включиться в диалог различных пониманий- значит увидеть за текстом автора, его картину мира, связанную с ней исследовательскую парадигму и цели и ценности образовательных подходов и моделей, которые актуализируются в его текстах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных