ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дифференциация общественных центров.Система общественных центров города и общегородской центр.
Система общественных центров города и общегородской центр. Архитектурно-планировочная организация городского центра обусловливается его социальным содержанием, перспективами развития города, принципом построения центра как системы ансамблей, связанных с окружающей природой и историческими к архитектурными традициями. Главными функциями городских центров являются: общественно-политическая активность, управление и культура; важное значение имеют также образование, наука и торгово-бытовое обслуживание; значительна роль центра в организации транспорта, связи и коммунально-бытовом обслуживании. При реконструкции центральные районы необходимо освобождать от функций, им не свойственных, и выносить с их территорий промышленные предприятия, склады, больницы и др. Центры городов – столиц, курортов, портовых городов, центров туризма и др. – имеют также особые функции, которые определяют необходимость предусматривать при проектировании объекты международного, союзного и республиканского значения, обслуживание туристов, отдыхающих и т. д. Общественный центр современного города следует проектировать как многофункциональную пространственно развитую систему, охватывающую селитебные территории, места приложения труда и зоны массового отдыха. При проектировании системы общественных центров в проектах районной планировки, генеральных планах городов, проектах детальной планировки центров и отдельных ансамблей последовательно решаются три задачи: определение размещения и состава центров обслуживания в системах группового расселения, формирование системы центров впределах города и создание общегородского центра в новых городах или преобразование исторически сложившихся. Система общественных центров является основой формирования взаимосвязанных архитектурных ансамблей, разнообразных по своему содержанию, пространственной композиции к занимающих доминирующие по природным условиям и структуре города места. Общественные центры должны иметь удобные транспортные и пешеходные связи с жилыми районами,местами приложения труда, зонами отдыха и транспортными магистралями. Важнейшим требованием при проектирования центров, является обеспечение возможности развития системы в целом и отдельных ансамблей. Система общественных центров в крупнейших городах включает в наиболее развитом виде: I – общегородской центр («ядро» центра; центральный район; специализированные центры общегородского и внегородского значения), II – центры планировочных районов; III– центры жилых районов и микрорайонов; IV – центры в местах приложения труда и в производственно-селитебных районах; V – специализированные центры районного значения; VI – центры в зонах отдыха. В общегородском центре (центральном районе), центрах планировочных, жилых, промышленных, производственно-селитебных районов и зон массового отдыха размещаются общественные здания и учреждения различного функционального назначения – административные, культурно-просветительные, зрелищные, торговые и др., которые рассчитываются, как правило, на 1000 жителей города с учетом населения тяготеющих к городу населенных мест. Главным звеном в системе является общегородской центр. В центрах планировочных районов число, состав и размещение которых определяются структурой города, размещаются общественные здания, обслуживающие в основном население нескольких жилых районов, а также рабочих и служащих учреждений и предприятий района. В целях разгрузки центральных районов и приближения обслуживания к населению в центрах планировочных районов располагаются также и объекты городского значения. Центры жилых районов и микрорайонов рассчитываются исходя из количества обслуживаемого ими населения в радиусе для жилого района до 1500 м и микрорайона до 500 м. Кинотеатры, библиотеки, универмаги др. целесообразно укрупнять и проектировать исходя из обслуживания нескольких жилых районов. Специализированные центры формируются преимущественно из учреждений одного вида обслуживания пли функционально тесно взаимосвязанных видов зданий – комплексы учебных заведении, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений; спортивные центры, музеи-заповедники, выставки и др. Многие специализированные центры, особенно в столицах и крупнейших городах, имеют внегородское значение и обслуживают население страны, республик, регионов, областей и т. д. При проектировании системы общественных центров целесообразно здания, сооружения и пространства делить на следующие группы: 1 – здания государственных административных, партийных и общественных организаций, площади для демонстраций, мемориальные комплексы, объекты монументальной пропаганды и т. п.; 2 – здания плановых и финансовых учреждений, промышленных и торговых объединений, строительных и проектных организаций, вычислительные центры и др.; 3 – театры, концертные залы, библиотеки, кинотеатры, музеи, выставки, парки, Дворцы спорта и т. п.; 4 – научные учреждения и институты, учебные заведения; 5 – учреждения массовой информации (радио, печать, телевидение, издательства); 6 – универмаги, магазины, рестораны, Дома быта; 7 – сооружения для материально-технического обслуживания основных функций центра и производственные объекты, связанные с этими функциями; 8 – транспортные устройства и сооружения. Государственные административные и общественные учреждения внегородского и городского значения формируют вместе с театрами, музеями, концертными залами ведущие ансамбли центра, объединяясь с площадями для демонстраций и народных празднеств, мемориальными сооружениями, посвященными великим историческим датам и событиям, памяти выдающихся деятелей истории, революционного движения, культуры, науки и техники. Функции городских центров как средоточия органов управления и общественных организаций определяют требования к составу, объему и размещению объектов административно-общественного и делового назначения. Эти здания и сооружения при их размещении в системе центров делятся по своим функциям на две категории: объекты, связанные с органами государственного управления и общественными организациями союзного, республиканского, краевого, областного, городского и районного значения, и объекты, связанные с планированием и управлением народным хозяйством, промышленностью, строительством, транспортом, сельским хозяйством. Здания Верховных Советов, краевых и областных исполкомов, городских Советов и здания ЦК компартий, обкомов и крайкомов следует размещать на главных площадях городских центров. В малых и средних городах размещаются в центрах организации управления, финансирования и связи. Объекты связанные с управлением производством. проектными и научно-исследовательскими работами, размещаются в административно-деловых зонах общегородских центров, в центрах планировочных и производственно-селитебных районов или формируют специализированные центры. Развитие общественной жизни связано с повышением активности массовых организаций трудящихся – профсоюзов, комсомола, культурно-просветительных, научных и других обществ – и с формированием новых типов общественных зданий. При проектировании центров необходимо общественные организации объединять и формировать крупные многофункциональные комплексы – Дом профсоюзов, Дом творческих союзов, Дворец техники, Дворец молодежи. Театры, музеи, концертные залы, библиотеки являются важнейшими элементами ансамблей городских центров. Развитие многообразных форм культурно-просветительной работы, народного творчества, массовой информации (радио, телевидение, печать), повышение культуры досуга также обусловливают формирование новых типов зданий и комплексов – телевизионные и киностудии, крупные издательские центры, народные университеты и др. При проектировании культурно-просветительных и зрелищных учреждений города необходимо исходить из принципа максимального объединения их в центры культуры и искусства. При группировке учреждений следует учитывать их значение (общесоюзное, национальное, общегородское и т. д.); функциональное назначение (культурно-просветительные, зрелищные, музейно-выставочные, отдыха и пр.) и контингент обслуживаемого населения (дети, молодежь, туристы и т. п.). Дворцы и Дома пионеров и школьников могут размещаться в общегородских центрах, особенно в малых городах и городах средней величины, учитывая наилучшую доступность центров городов. В больших и крупных городах внешкольные учреждения целесообразно размещать в составе центров планировочных районов или как самостоятельные комплексы, связанные с парками и имеющие хорошую транспортную доступность. Объекты, обслуживающие туризм – Дома туристов, областные, городские и районные клубы, бюро путешествий и экскурсий, гостиницы и др. следует размещать вобщегородских центрах, а в крупнейших городах – также в центрах планировочныхрайонов и за пределами города в природном окружении или в удобной связи с памятниками истории, архитектуры и заповедниками (автопансионаты, туристские базы, мотели и др.). Функции торгово-бытового обслуживания при формировании городских центров сохраняют важное значение, но в связи с приближением предприятий к жилищу и местам приложения труда, развитием торговли по каталогам и заказам, все более тесной связи многих видов услуг с промышленными предприятиями характер предприятий торговли и общественного питании при формировании и реконструкции городских центров будет изменяться. Основными перспективными тенденциями являются укрупнение предприятий торгово-бытового обслуживания и объединение их в центры, повышение удельного веса предприятии уникального профиля, резкое возрастание в городских центрах потребностей в новом типе предприятий, так называемых банкетно-зрелищных, объединяющих питание с отдыхом и развлечением; модернизация в центрах предприятий и превращение их в специализированные. В городских центрах размещаются жилые дома, при этом в реконструируемых городах жилые кварталы в настоящее время занимают 80% и более территории центров, в перспективе будет увеличиваться территория, занятая общественными зданиями. В композиции центра должны быть четко выделены главные ансамбли, доминирующие по своему социальному содержанию и архитектуре: площади и группы площадей, главная улица или проспекты, которые должны располагаться на доминирующих по структуре плана и природным условиям местах. При зонировании центра, организации магистралей и пешеходных путей композиционно выявляются ведущие общественные здания и пространства, исторические и архитектурные памятники, наиболее красивые по природным условиям места. Ансамбли в современных центрах необходимо строить из укрупненных элементов, объединяя здания в пространственные комплексы, разнообразные по силуэту, применению новых пространственных конструкций и современных материалов. В генеральных планах городов и проектах детальной планировки центральных районов целесообразно разрабатывать схемы размещения монументов и мемориальных комплексов, определяя примерный состав памятников и монументов, их расположение, связь с природным окружением и основными ансамблями общественных зданий. Современные масштабы городов делают особо актуальной проблему создания крупных монументов и мемориальных комплексов, для которых необходимо резервировать территории в генеральных планах городов Удобная транспортная доступность центра (с затратами времени не более 20 мин) является одним из основных требований при выборе места расположения центра. При планировке центра основными общими требованиями в отношении организации транспорта являются: установление удобной связи центра с устройствами внешнего транспорта (вокзалами, аэропортом и т. д.); изоляция центра от транзитного движения; выделение в центре пешеходной зоны и пешеходных путей; размещение основных объектов массовой посещаемости (магазины, театры и др.) на расстоянии не более 180-200 м (не более 3 мин. хода) от остановок массового пассажирского транспорта; организация улиц и проездов на территории центра, обеспечивающая удобство подъездов и безопасность движения; четкое отделение подъездов к учреждениям грузового транспорта от подходов посетителей; достаточная площадь автостоянок и рациональное их размещение. Важное значение для архитектуры и структуры центра имеет организация пешеходных зон – площадей и пешеходных улиц. В центрах крупных и крупнейших городов необходимо предусматривать использование подземного пространства как для решения транспортных проблем, так и для размещения различных сооружений и устройств. Дифференциация общественных центров. Увеличение числа личных автомобилей привело к изменениям учреждений торговли Торговые учреждения в жилых массивах теряли покупателей, которые все чаще стали пользоваться услугами районных центров. Районные центры, чтобы конкурировать с общегородскими и торговыми центрами на автомобильных дорогах, должны были иметь большую группу магазинов, усиливающих концентрацию торговли. Мелкие магазины стали размещать на больших расстояниях друг от друга и торговлю концентрировать в районных центрах. В целом при размещении центров обслуживания, создании их систем в городах, агломерациях, районах градостроители столкнулись с проблемой: концентрировать различные учреждения обслуживания в центрах или рассредоточивать их, не создавая крупных центров? По причине резкого роста числа индивидуальных автомобилей в странах Запада усилилась тенденция централизации обслуживания, концентрации большого числа учреждений. Передвижение на автомобиле позволяло делать покупки в более отдаленных точках, но полнее представляющих набор услуг. В соответствии с этим требовалась более редкая сеть центров. В то же время концентрация учреждений в крупных центрах ухудшала условия обслуживания населения, не пользующегося индивидуальными автомобилями. В решении этой проблемы в градостроительстве разных стран наблюдалось формирование типов центров: городских, центров крупных городских районов, центров микрорайонов на 12-15 тыс. человек. Объемы различных центров и концентрация в них учреждений обслуживания зависели от конкретных условий регионов и городов. Одной из главных задач формирования этих городских центров стало их возвращение пешеходам, что требовало дифференциации транспортного и пешеходного движения, прежде всего в разных уровнях, создания подземных и полуподземных автостоянок. Пешеходные площадки для прогулок и отдыха стали насыщать зеленью, элементами благоустройства, связывая их в одном уровне. Для пешеходов проектировщики стремились создавать чередование видовьк картин на путях движения, насыщать построение пешеходных пространств их связями, раскрытиями, перетеканиями одного в другое. Зоны пешеходного движения, свободные от автомобилей и организованные для отдыха, становились местами прогулок населения. Развитие этих принципов иллюстрируют городские центры Большого Стокгольма, которые стали достижением послевоенного градостроительства, где сложилась система центров нескольких уровней: 1. Центры низшего уровня, расположенные на расстоянии максимум 300 м от жилых зданий, включали небольшое число магазинов с товарами ежедневного потребления и были рассчитаны на 3-6 тыс. человек. Эти небольшие торговые комплексы при необходимости дополнялись магазинами в районах индивидуальной застройки. Центры этого уровня имели торговую площадь менее 1500 м. 2. Центры среднего уровня с торговой площадью 2500-5000 м. 3. Центры высшего уровня с торговой площадью 10000-30000 м в зависимости от величины района.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|