ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основы формирования композиции жилой застройки.Архитектурно-планировочная организация жилых районов и микрорайонов. Функционально-планировочные основы формирования жилых районов и микрорайонов.
Основы формирования композиции жилой застройки. Архитектурная организация новых жилых комплексов в советское время имела различный характер на разных этапах ее развития. Периметральную застройку кварталов с традиционным расположением зданий по красным линиям улиц и магистралей, элементарной формой внутриквартальных пространств в 60-е годы XX в. сменили более гибкие, живописные системы планировки, отвечающие требованиям инсоляции, ветрового режима, особенностям рельефа и т.д. Однако ограниченность ориентации типовых жилых зданий вынуждала к однообразно строчному их расположению. Кроме того, домостроительные комбинаты не выпускали широкого набора типовых домов, различающихся этажностью, протяженностью, пластикой фасадов. Многократное повторение одинаковых объемов, не наделенных самостоятельной выразительностью, создавало удручающую монотонность. Позднее, в 70-е годы, появились три метода стандартизации, более гибких, чем использование типовых домов. Метод соединительных вставок (в том числе поворотных, имеющих ломанное очертание) позволил объединить типовые дома в протяженные, разнообразные в плане корпуса. Блок-секционный метод основан на использовании типовых секций различной конфигурации и этажности. При сравнительно небольшом числе исходных элементов можно строить корпуса любого очертания, придавая объемам здания довольно сложный силуэт и пластические решения. Метод открытой системы был принят как основа универсального каталога унифицированных (приведенных к наименьшему числу типоразмеров) индустриальных изделий, позволяющих собирать здания, раз- личные не только по внешним очертаниям объема, но и по внутренней планировке и характеру решения фасадов. Новые методы строительства открыли широкие возможности для создания жилого комплекса как единой структуры, соединяющей в целостную композицию не только здания, как жилые, так и общественные, но и внешние коммуникации. Для новых жилых районов стало характерно большее разнообразие композиций, стремление к индивидуальному подходу, к поиску объемно-планировочных решений, связанных с градостроительными и природно-климатическими условиями. Отказавшись от периметральной застройки кварталов и на некоторое время перейдя к живописно свободным приемам построения жилых комплексов, архитекторы уже на новом уровне вернулись к четко организованным пространственным композициям. Выделяют факторы, влияющие на композицию градостроительной формы: структура города, для которого проектируется жилой комплекс; функциональные требования к последнему; местные условия района строительства (климатические, характер рельефа, близость водоема или зеленого массива); типы жилых и общественных зданий, особенности образа жизни населения и т.д. Основные формы деятельности удовлетворяются общественными учреждениями, а массовым видом передвижения служит городской транспорт. Это определяет состав и расположение элементов жилых комплексов и структуру транспортных и пешеходных коммуникаций. Поэтому в основе общей композиционной идеи любого жилого комплекса, с одной стороны, лежит необходимость выявления средствами архитектуры функциональных зон и путей движения к ним (в современной практике градостроительства эти коммуникации представляют собой основу внутренней структуры жилого комплекса) и их художественно-образное содержание – с другой стороны. Создание определенных условий для визуального восприятия тех или иных объемно-пространственных форм – одна из наиболее сложных задач архитектора-градостроителя, разнообразные возможности решения которой связаны с организацией движения пешеходов и транспорта и могут быть выражены в виде системы свободных пространств и внутригородских связей между жилыми массивами, местами приложения труда, общественными и торговыми центрами, местами отдыха и т.п. Огромную роль в этом процессе играют открытые пространства и свободное размещение жилых комплексов. Размещение и характер открытых пространств, выявленных зданиями, имеют большее значение, чем сами здания. Пространство объединяет объемы, формирующие его. Пространство может господствовать над объемом или же подчиняться ему, поэтому сначала необходимо задумать пространство. Свободные пространства в городской застройке издавна служили путями передвижения и местами, где протекала общественная жизнь населения, – это улицы и площади города. Роль свободных пространств в жилых районах особенно велика, так как объемные средства архитектурной композиции ограниченны. Именно поэтому разнообразие систем свободных пространств, отражающих местные климатические и ландшафтные особенности, играет решающую роль в архитектурной организации жилых районов. Жилой район – сложный организм, включающий в себя различные объекты: жилые дома, школы, детские учреждения, общественные и торговые центры, элементы благоустройства и озеленения. Этот состав архитектурных объемов и пространств жилого комплекса определяет характер, масштаб и пластику его форм. Приемы организации жилой застройки чрезвычайно разнообразны. Форма их складывается под влиянием функциональной задачи и условий ее решения. Известно, например, что планировочные структуры застройки различны для разных климатических условий: для северных районов характерна компактная планировка жилого массива с небольшими замкнутыми дворами, защищенными от ветра и снежных заносов, для южных – необходимы открытые, хорошо проветриваемые внутриквартальные пространства. В любом случае пространства должны представлять собой удобную и уютную, вызывающую ощущение защищенности среду для повседневной жизни человека. Особенностью современного этапа развития архитектуры является представление о равноценности всех видов застройки жилого района с точки зрения ее художественной ценности. Не только центр, но и жилые здания, и междомовые территории, пешеходные внутренние пространства – все должно быть подчинено принципам гармоничного построения среды. Архитектурно-планировочная организация жилых районов и микрорайонов. Главным принципом организации жилых районов и микрорайонов является создание высокого уровня условий жизни населения, т.е. организация быта и общественной жизни. Эти процессы тесно связаны друг с другом, так что расположение жилья определяется его тяготением к обслуживающим учреждениям повседневного пользования. Эта социальная основа стала определяющей при пространственной организации селитебной территории, основными повторяющимися структурными элементами которой являются жилые районы и микрорайоны. Жилой район – структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия периодического пользования, а также часть объектов городского значения. Микрорайон (квартал) – структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10-60 га, но не более 80, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования. Для повышения уровня комфорта при эксплуатации здания вдоль улиц размещают с отступом от красной линии вглубь территории жилого района и микрорайона по линиям регулирования застройки. Линии регулирования застройки – границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка. Ширина полосы между красной линией и линией регулирования застройки, как правило, используемая под защитное озеленение, на магистральных улицах составляет не менее 6 м, а на жилых – не менее 3 м. На территории жилых районов и микрорайонов выделяют зоны, застраиваемые зданиями различного назначения: жилую, культурно-бытовых учреждений (общественные центры), школьную, дошкольных учреждений, спортивную, кратковременного отдыха и хозяйственную. Характер зонирования и состав зон зависят от конкретных условии места строительства. Общая планировочная идея формирования жилых районов зависит от природных факторов (сложный рельеф, наличие водных преград, оврагов и др.), величины города, очертаний селитебной территории. В соответствии с этими условиями жилые районы могут располагаться группами или обособленно. В состав жилого района входят, как правило, два и более микрорайона. Их количество зависит от размеров территории и местных условий. Небольшой жилой район, который не пересекается магистралями и улицами, может быть решен без расчленения территории – в виде укрупненного микрорайона. В крупных и крупнейших городах, например в Москве, несколько районов, объединенных системой обслуживания, образуют планировочные районы, которые могут в свою очередь объединяться в планировочную зону. Границами территории жилого района служат магистральные улицы, скоростные автодороги с защитными зелеными полосами, железнодорожные полотна, зеленые массивы, реки, водоемы, овраги, неудобные для застройки земли и т.п. Границами микрорайонов служат районные магистрали и жилые улицы, причем улицы, предусматривающие движение общественного транспорта, не должны пересекать их территорию, которая называется межмагистральной. Планировка микрорайона также зависит от конкретных градостроительных условий и может решаться в виде единой композиции или быть расчлененной на обособленные группы зданий. Основой такого расчленения являются группы жилых домов, формируемые, как правило, вокруг детских образовательных учреждений. Характер функциональной объемно-пространственной организации групп может быть: замкнутый – жилая территория служит для продолжения функций жилища (площадки для отдыха взрослых и игр детей, занятий физкультурой, хозяйственные площадки); полузамкнутый – выделена часть жилой территории, как бы продолжающая жилище; дом-комплекс – одно крупное здание, включающее учреждения повседневного пользования, с которыми жилище связано внутренними горизонтальными и вертикальными коммуникациями. Объемы зданий в последнем случае не замыкают пространство, оставляя его открытым. Необходимость создания раскрытых или замкнутых пространств зависит от реального соотношения потребностей в их обособлении или связи с окружением, но ни при каких обстоятельствах микрорайон не должен превращаться в сумму замкнутых частей, нарушающих его функциональное единство. На территориях микрорайонов местный уровень обслуживания населения обеспечивается учреждениями повседневного пользования, включающими: детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы, аптеки, молочно-раздаточные пункты, магазины повседневного спроса, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, учреждения массовой культуры и спорта, отделения Сбербанка. В жилых районах размещают учреждения периодического пользования: кинотеатры, клубы, спортивные залы, библиотеки, промтоварные и продовольственные магазины с широким ассортиментом товаров, рестораны, комбинаты бытового обслуживания, ателье пошива одежды, парикмахерские, поликлиники, отделения связи. При этом следует учитывать наличие близко расположенных учреждений городского значения. В жилых районах, расположенных в удалении от общественных городских центров, допускается расширять состав учреждений обслуживания, размещая в них дополнительные виды услуг и увеличивая ассортимент товаров. Торгово-бытовые учреждения повседневного пользования в крупных микрорайонах целесообразно размещать в одном здании. Допускается также объединение центров обслуживания соседних микрорайонов. В этом случае здание центра следует располагать на магистрали в едином комплексе с остановками общественного транспорта и пешеходными переходами, что значительно расширяет сферу их действия и делает удобными для попутного пользования. Широкое распространение получили учреждения встроенно-пристроенные в первые этажи жилых зданий. Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы, группируя вокруг себя жилые здания, оказывают значительное влияние на общую планировочную структуру и композиционное решение микрорайона. Итак, система культурно-бытового обслуживания должна быть гибкой, изменяющейся в соответствии с реальными потребностями населения при условии соблюдения соответствующих норм. Функционально-планировочные основы формирования жилых районов и микрорайонов. Планировка и застройка жилых районов и микрорайонов осуществляется в соответствии с генеральным планом города, на основе которого устанавливают границы селитебных территорий, систему улиц и магистралей, места общегородских сооружений, зеленых насаждений, расчетную плотность населения. Проектирование жилых районов ведется с учетом принятых для селитебных территорий планировочных членений, а микрорайонов - на основе выполненных при разработке проекта детальной планировки жилого района эскизных проектов их застройки. Формирование функционально-планировочной структуры жилых районов и микрорайонов, направленное на создание комфортных условий жизнедеятельности населения, связано с необходимостью обеспечения: · единства их пространственной организации и связей с застройкой окружающих территорий; · зонирования территории, позволяющего рационально расположить ее различные функциональные участки по отношению друг к другу; · размещения в полном объеме всех видов учреждений культурно-бытового обслуживания и создания удобных условий пользования ими; · рациональной трассировки системы улиц и дорог, обеспечивающей быстрые сообщения между жильем, местами занятости и общественными центрами; · формирования единой системы озеленения и благоустройства территории для отдыха населения и занятий спортом; · защиты жилой среды от вредного влияния транспорта - выхлопных газов, шума, пыли и т.п.; · выразительного архитектурного облика застройки, соответствующего современным градостроительным требованиям. Жилые районы включают в свой состав: территории микрорайонов, участки общественно-торговых центров и других культурно-бытовых учреждений периодического обслуживания, сады, бульвары и скверы, физкультурно-спортивные сооружения, лечебные учреждения, предприятия коммунально-хозяйственного назначения. В состав микрорайонов входят: жилые территории (участки жилых зданий и образуемых ими дворовых пространств), участки общественно-торговых центров повседневного обслуживания, школ и детских учреждений, места отдыха и занятий спортом, хозяйственные зоны, участки автостоянок и гаражей. Приемы функционального зонирования жилых районов и микрорайонов определяются конкретными условиями застраиваемых территорий. Общий же принцип исходит из необходимости обеспечения удобств проживания и экономии затрат времени населением при пользовании учреждениями обслуживания (с соблюдением технических и гигиенических требований их нормального функционирования) и соответствия зонирования общей композиционной идее планировочного решения. Важное структуроформирующее значение в пространственной организации жилого района отводится размещению его планировочного ядра - общественно-торгового центра. В формировании планировочной структуры микрорайона существенна роль размещения детских учреждений и школ. Минимизация радиусов доступности чаще всего возможна (особенно в крупных микрорайонах) при относительно равномерном их размещении по территории. Совместно с обслуживаемой ими жилой застройкой детские учреждения (радиус доступности до 300 м) образуют внутримикрорайонные первичные жилые группы, а школы (радиус доступности до 500 м) - комплексы жилых групп. Сеть магистралей, скорость движения транспорта и средства передвижения также во многом определяют планировочное построение жилых районов и микрорайонов. Их трассировка должна обеспечить удобные и близкие подходы к остановкам общественного транспорта, общественным центрам и зданиям, способствовать рациональной организации сети местных улиц и проездов, включая подъезды индивидуального транспорта к каждой секции жилого дома. В планировочной организации жилых районов и микрорайонов велика роль формирования их озелененных территорий и открытых пространств. Система озеленения разрабатывается с учетом ландшафтной специфики жилых районов и микрорайонов, их величины и общего архитектурно-пространственного решения. Она включает в свой состав все элементы системы от сада жилого района до зеленых насаждений на участках отдельных общественных зданий и озеленения вдоль ограничивающих микрорайоны улиц. Задачи охраны окружающей среды, защиты жилых районов и микрорайонов от различных источников загрязнений разрабатываются в специальном разделе генерального плана города. Активным градостроительным средством борьбы с транспортными загрязнениями является совершенствование планировочной организации улично-дорожной сети. В этих целях взаимно «отдаляют» жилую застройку и грузовые магистрали, дороги скоростного непрерывного движения. Оздоровлению среды способствует и переход к планировочной организации застройки крупными межмагистральными территориями с исключением транзитного движения внутри них. Для более полной изоляции транспорта от пешеходов в отельных проектах системы автомобильных дорог и главных общественных осей пешеходного движения трассируют раздельно, планировочно смещая их направления относительно друг друга и разъединяя вертикально по разным уровням. Задача достижения единства и композиционной целостности в формировании жилых районов и микрорайонов обеспечивается комплексностью учета в процессе проектирования всего многообразия градостроительных условий их территориально-пространственной организации. Функционально-планировочная структура, интегрирующая ситуационные, ландшафтные, социально-функциональные, инфраструктурные и другие аспекты планировки и застройки территорий, является конструктивной основой решения этой задачи. Факторы, влияющие на планировку жилой среды. Застройка жилых районов и микрорайонов осуществляется в основном квартирными домами разной этажности: малой (1-2 этажа), средней (3-5), многоэтажной (6-10), повышенной этажности (11-16) и высотной (17 и выше). По своей объемно-планировочной структуре эти дома подразделяются на односекционные, многосекционные, коридорные, галерейные и комбинированные. Для того чтобы соответствовать условиям создания наиболее благоприятной для жизнедеятельности населения жилой среды размещение жилых и общественных зданий должно отвечать ряду требований. Социальные требования связаны с необходимостью учета в жилой застройке особенностей быта и местных традиций населения, возведения жилых домов одновременно с учреждениями и устройствами всех видов обслуживания в удобной близости от жилья. Демографические требования сводятся к необходимости использования в застройке таких типов домов, которые обеспечивали бы возможность предоставления разнообразного набора квартир для различных контингентов жителей в соответствии с конкретными характеристиками демографического состава населения. К функциональным требованиям относятся рациональность взаимного размещения всех компонентов, формирующих жилое образование и обеспечивающих его жизнедеятельность, включая инженерно-техническое и транспортное обслуживание. Значителен по влиянию на характер размещения жилых и общественных зданий комплекс санитарно-гигиенических требований к жилой застройке - инфляционных, аэрационных, шумозащитных. В соответствии с гигиеническими требованиями нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции помещений жилых и общественных зданий должна составлять для северной зоны (севернее 58° с.ш.) - не менее 2,5 ч в день с 12 апреля по 22 августа; для центральной зоны (58° с.ш. - 48° с.ш.) - не менее 2 ч в день с 22 марта по 22 сентября; для южной зоны (южнее 48° с.ш) - не менее 1,5 ч в день с 22 февраля по 22 октября. Продолжительность инсоляции должна быть обеспечена не менее, чем в одной комнате 1-, 2-, 3- комнатных квартир и не менее, чем в двух комнатах 4- и более комнатных квартир. При этом допускается прерывистость продолжительности инсоляции, при которой один из периодов должен быть не менее 1 ч, а суммарная продолжительность должна увеличиваться на 0,5 ч для каждой из зон. Требуемую степень инсоляции обеспечивают путем выбора соответствующих типов жилых зданий, а также различными приемами застройки. В зависимости от возможностей использования жилых секций для различных условий застройки их подразделяют на меридианальные (все квартиры имеют одностороннюю ориентацию) и широтные. Широтные секции, в которых лишь часть квартир имеют двустороннюю ориентацию, являются секциями ограниченной ориентации, а те из них, в которых все квартиры имеют двустороннюю ориентацию являются секциями свободной ориентации. Продолжительность инсоляционного периода регулируется ориентацией фасадов зданий по сторонам горизонта. Детальный расчет продолжительности инсоляции выполняется по инсоляционным графикам дифференцированно в зависимости от географической широты, типа квартир, функционального назначения помещений и планировочных зон города. Использование набора различных секций обеспечивает широкую градостроительную маневренность планировочных решений. На территориях детских игровых площадок, спортивных площадок жилых дворов, групповых площадок дошкольных учреждений, спортивной зоны и зоны отдыха образовательных школ продолжительность инсоляции должна составлять не менее 3 ч на 50% площади участка независимо от географической широты. Аэрационный режим жилой застройки, устанавливаемый применительно к так называемому «слою обитания человека» на высоте 2 м от земли, считается комфортным, если скорость ветра не превышает 5 м/сек. С нарастанием скорости ветра возрастает дискомфорт, а застой воздуха способствует созданию антисанитарного состояния. Регулирование аэрационного режима осуществляется путем создания на жилых территориях различными приемами застройки зон «ветрового затенения», длина которых определяется соотношением длины и высоты здания и его расположением относительно направления господствующих ветров. Эффективную ветрозащиту в районах сильных ветров может обеспечить размещение протяженных зданий перпендикулярно господствующему направлению ветра. В условиях же низких скоростей ветра целесообразна застройка наветренных и возвышенных участков зданиями башенного типа, размещение протяженных зданий параллельно направлению ветра. Основным источником шума для жилой застройки является автомобильный транспорт на магистральных улицах и дорогах. Для соблюдения допустимого уровня шума используют специально выполненные расчеты шумовых характеристик транспортных потоков на улицах в час «пик», а также источников шума внутри группы жилых домов в децибелах (дБА). Так, допустимый уровень для транспортных потоков на всех категориях улиц определен в 73-87 дБА, территории микрорайонов - 45 дБА, помещений школ - 40 дБА, жилых помещений квартир - 30 дБА. Снижения уровня шума добиваются путем использования естественных и искусственно создаваемых элементов рельефа, размещением вдоль источников шума так называемой экранирующей застройки и устройств, шумозащитных домов (спальные комнаты их квартир отнесены на противоположную от магистрали сторону дома), жилых зданий с повышенной звукоизоляцией. Регламентирующим застройку требованием является необходимость соблюдения противопожарных разрывов между жилыми, общественными зданиями. Эти разрывы установлены в зависимости от степени их огнестойкости. Вокруг домов необходимо оставлять свободное пространство для подъезда пожарных машин. Проезды для них должны быть удалены от зданий до 10 этажей на 5-8 м, а при большей этажности на 8-10 м. Большое влияние на планировку жилых образований оказывает рельеф местности. Рельеф предопределяет трассировку улиц и проездов, размещение зданий, может активно влиять на архитектурно-пространственное решение в целом. С рельефом может быть связана необходимость применения дорогостоящих методов инженерной подготовки и инженерного оборудования территории, специальных типов жилых зданий. При уклонах 0,5-1% здания длиной до 100 м могут располагаться в любых направлениях. Уклон в 2-2,5% не влияет на размещение коротких (до 50 м) зданий. При уклонах 3-4% здания размещают либо параллельно горизонталям, либо с отклонением от них на 20-30%. При уклонах 5-15% здания располагают с отклонением от горизонталей не более 2-3%. Следование всем регламентирующим планировку и застройку факторам - обязательное условие обеспечения требуемых нормами и правилами технических и функциональных качеств проектируемых жилых районов и микрорайонов. Общая тенденция развития типов жилых зданий ведет к увеличению их многообразия, связанному с растущей дифференциацией потребностей населения и совершенствованием технических возможностей строительства. Сегодня диапазон типов застройки весьма велик - от одноквартирного дома с собственным садом до многоквартирного высотного здания, окруженного общественным озеленением. Включение всего этого многообразия в городской контекст должно отвечать специфике конкретных градостроительных условий. При этом должны приниматься во внимание размеры города, особенности природно-ландшафтной ситуации, экономические обоснования, обусловленность каждого локального градостроительного решения пространственной композицией города в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|