ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Размещение учреждений общественного обслуживания.Структура системы учреждений обслуживания.
Развитие идей формирования систем сооружений культурно-бытового назначения. Уже в проектах Э. Говарда была показана необходимость целенаправленного формирования групп учреждений обслуживания исходя из условий их пешеходной доступности. В первой половине XX века эта идея получила развитие в градостроительной практике США (проекты микрорайонов К. Перри и С. Райта), в советском градостроительстве 20-х гг. (концепция «соцгород»), в проектах Ле Корбюзье, в планах и проектах ряда европейских городов, поселков, жилых районов. В послевоенном градостроительстве формирование учреждений обслуживания превратилось в особый системный объект планирования. Градостроители стали рассматривать их местоположение, взаимосвязи и мощности как особую задачу. При этом была сформирована трехступенчатая система в городах как эффективное средство обеспечения обслуживанием различных уровней по численности населения и величине территорий. Трехступенчатая система сложилась, в частности, в плане Большого Стокгольма в 50-е гг.: 1) центры, обслуживающие жилые образования на 10-15 тыс. человек в пределах пешеходных переходов станций метро; 2) центры, обслуживающие несколько пригородных жилых образований на 15-30 тыс. чел. в пределах пешеходной доступности; 3) центры, рассчитанные на обслуживание 50-100 тыс. чел., пересаживающихся на метро из маршрутных автобусов и автомобилей. В развитии трехступенчатой системы учреждений обслуживания в СССР значительное место занимали социальные обоснования. Наследуя идеи 20-х годов, советские теоретики послевоенной эпохи отстаивали принципы организации материально-пространственной среды как реализацию социалистического образа жизни: принципа коллективизма, равенства условий жизни. В соответствии с этим обосновывались типы учреждений социально-культурного и бытового назначения (так называемого «соцкультбыта»), системы их размещения. Социальное обоснование воплощалось в идеях обобществления быта в ряде проектов крупных жилых образований 70-х гг. московских архитекторов (Чертаново Северное), в организации быта и учреждений обслуживания молодежных жилых комплексов 80-х гг. (города Урала и Сибири). В тоже время социальные обоснования систем учреждений обслуживания в послевоенном советском градостроительстве были скорее лишь внешними, основные находились в сфере действия экономических процессов. Структура системы учреждений обслуживания. В нашей стране с 50-60-х годов прошлого века реализуется принцип ступенчатой системы бслуживания. Он заключается в том, чтобы создать последовательный ряд учреждений, который должен соответствовать структурному членению городской территории – планировочный район, жилой район, микрорайон, и таким образом определять радиусы обслуживания и время, затрачиваемое населением на посещение этих учреждений. В зависимости от периодичности пользования различными видами общественных услуг учреждения подразделяют на три ступени. К первой относятся учреждения, связанные с удовлетворением повседневных потребностей населения, вторую составляют учреждения периодического пользования (не чаще 1-2 раз в неделю), третью – эпизодического пользования. Учреждения повседневного пользования – детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, аптеки, раздаточные пункты молочных кухонь, помещения для физкультурно-оздоровительных занятий, помещения для культурно-массовой работы с населением, магазины товаров повседневного спроса (продовольственные и промтоварные), предприятия общественного питания, магазины кулинарии, приемные пункты предприятий бытового обслуживания, почта, отделения сберегательного банка и жилищно-эксплуатационные организации, – размещают в микрорайонах с радиусом обслуживания не более 800 м. Учреждения периодического пользования обслуживают население жилых районов, размещаются в пределах пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин и имеют радиус обслуживания до 2000 м. В число этих учреждений входят медицинские учреждения (районные больницы, поликлиники, станции скорой помощи), рыночные комплексы, специализированные предприятия общественного питания, торговые предприятия с широким ассортиментом товаров, кинотеатры, библиотеки, клубы, спортивные сооружения, выставочные залы, кино- и видеосалоны, народные суды, юридические консультации и нотариальные конторы, районные административные учреждения. Учреждения эпизодического пользования обслуживают население всего города. К ним относятся театры, крупные кинотеатры и библиотеки, музеи, выставочные залы, цирки, стадионы, специализированные магазины, крупные универмаги, административно-деловые учреждения, клинические многопрофильные и специализированные больницы и др. При размещении этих учреждений на генеральных планах по возможности учитывается время, затрачиваемое населением на поездки в общественном транспорте, которое должно составлять от 15 до 40 мин. В крупных и крупнейших городах ряд учреждений эпизодического пользования (спортивные сооружения, специализированные учреждения отдыха и лечения, музейно-выставочные комплексы и др.) размещают в пригородных и зеленых зонах. Объекты, формирующие систему обслуживания, по своей специализации и назначению в жизни города в соответствии со СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» подразделяются на учреждения здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, просвещения, культуры и искусства, бытового обслуживания, торговли и общественного питания, общественные организации, учреждения управления и пр. Разнородные по функции учреждения, по возможности, объединяют в центры обслуживания, вокруг которых формируется жилая застройка. Состав и структура центров определяются видом обслуживания, величиной и архитектурно-планировочной организацией города. Они могут иметь и специальное назначение, например торговый или культурный центр и др. Центры обслуживания располагают, как правило, на площади, улице или в одном здании. Сети обслуживания представляют собой комплекс однородных по функции учреждений, равномерно расположенных на территории города и обслуживающих отдельные его элементы. Это могут быть сети учреждений образования, здравоохранения, торговли, общественного питания и т.д. Общественные здания, в которых размещают обслуживающие учреждения разного назначения, группируются в комплексы – общественные центры. Городские центры, центры планировочных, жилых районов и микрорайонов, центры в местах приложения труда и зонах отдыха составляют систему центров, которая органически связана с архитектурно-планировочной структурой города. В малых городах может быть организован единый центр. В средних городах эта система состоит из городского центра и центров жилых районов. В больших и крупных городах она усложняется. Потребности в тех или иных услугах могут меняться в силу ряда причин, и прежде всего они зависят от уровня жизни населения. Так, в период экономического кризиса в 90-х годах XX в. в России резко снизилась потребность в некоторых видах бытовых услуг. Были перепрофилированы учреждения культуры (кинотеатры, клубы). Переход к рыночной экономике привел к значительным разрушениям в системе торговли. В большей степени это коснулось предприятий, торгующих продуктами и товарами первой необходимости. В результате торговля стихийно выплеснулась на уличные лотки, создавая хаос и антисанитарию. В начале XXI в. начался мучительный процесс восстановления системы обслуживания. Особую трудность здесь представляет ряд противоречий в законах, отстаивающих права новых собственников предприятий. В больших и крупных городах учреждения общегородского значения многочисленны и разнообразны. Их нельзя концентрировать только в центральной части города – чрезмерное скопление общественных зданий повлечет за собой перегрузку центра потоками транспорта и пешеходов. Поэтому собственно центр города целесообразно формировать, главным образом, из зданий административно-общественного назначения, крупных театров или концертных залов, музеев, включая в композиционно-пространственное решение центра: площадь для массовых демонстраций, митингов, мемориальные сооружения. В крупных и крупнейших городах в целях разгрузки центральных районов и приближения обслуживания к населению часть объектов городского значения целесообразно располагать в центрах планировочных районов. Стремление избежать чрезмерной перегрузки основных городских центров привело к созданию городских общественных центров специализированного назначения. Торговые, спортивные, медицинские, учебные и другие общегородские учреждения располагают на отдельных удобных для них территориях города и пригородной зоны. Специализированные центры формируются из учреждений одного вида обслуживания или функционально взаимосвязанных видов, например центр науки и высших учебных заведений. В зависимости от конкретных условий такие центры можно группировать или размещать раздельно. Некоторые специализированные центры обслуживают население не только города, но и области, республики, страны. В градостроительной практике наибольшее распространение получили комплексы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, сконцентрированные в одном месте, – торговые центры. Они создают максимум удобств для покупателей, экономят их время, позволяют широко применять новую технику и прогрессивные методы торговли. В связи с развитием науки и техники в крупных городах создаются научные и учебные центры, включающие научно-исследовательские институты, лаборатории, испытательные полигоны, учебные заведения; крупные медицинские центры специализированного назначения – кардиологические, онкологические или общего типа. Большое значение приобретают спортивные и выставочные центры. В крупных городах организуются центры искусств. Комплекс городских центров, объединенных системой улиц, магистралей, площадей, бульваров и парков, одновременно с решением сложных функциональных задач способствует созданию пространственной организации архитектурных ансамблей города. Система общественных центров является основой формирования взаимосвязанных архитектурных ансамблей, разнообразных по содержанию и пространственной композиции. При этом в композиции центров должны быть четко выделены главные ансамбли: улицы, площади, ведущие общественные здания, монументы и мемориальные комплексы, исторические и архитектурные памятники. Общественные центры города должны размещаться на возвышенных и красивых участках городской территории, на берегах рек, водоемов, и сочетаться с декоративным озеленением. Их необходимо изолировать полосами зеленых насаждений от прилегающих магистральных улиц и автомобильных стоянок. При планировке центра важное значение имеет организация транспорта: изоляция центра от транзитного движения и в то же время близость от остановок общественного транспорта; организация пешеходных зон – улиц и площадей; четкое отделение подъездов грузового транспорта к учреждениям от подходов посетителей; рациональное размещение автостоянок. В центрах крупных и крупнейших городов целесообразно использовать подземное пространство для размещения гаражей и автостоянок, транспортных проездов, учреждений городского уровня торгово-бытового назначения и культуры. Размещение учреждений общественного обслуживания. Культурно-бытовые учреждения жилых районов и микрорайонов рассчитаны на удовлетворение самых насущных потребностей населения и являются объектами наиболее массового культурно-бытового строительства. Размещение образуемых ими общественных центров жилых районов и микрорайонов производится, как отмечалось, в зависимости от характера и частоты пользования ими, особенностей планировочной ситуации и в соответствии с количеством обслуживаемого населения. При этом принимается во внимание и необходимость максимально целесообразного их укрупнения, что обеспечивает высокое качество и комплексность обслуживания. Детские дошкольные учреждения (детские ясли-сады или их комплексы) располагают, как правило, в отдельно стоящих 2-3 этажных зданиях на обособленных земельных участках. В практике застройки микрорайонов используют универсальные здания детских яслей-садов вместимостью: 50 мест (2 группы), 95 (4), 140 (6), 190 (8), 220 (12) и 330 мест (14 групп). При этом в ясельных группах (до 3 лет) предусматривается 20 детей, а в дошкольных (4-7 лет) – 25 детей. Размеры земельных участков в соответствии с нормами принимают исходя из расчета на 1 место в зависимости от вместимости учреждения: до 50 мест - 40 м2, 50-125 мест - 35 м2, 145-340 мест - 34 м2. Общеобразовательные школы размещают также на обособленных участках с учетом того, чтобы пути подхода учащихся к школам не пересекали проезжую часть магистральных улиц в одном уровне. Вместимость школ принимается: 360 мест (9 классов), 504 (13), 704 (18), 864 (22), 1296 (33) и 1728 (44 класса). При этом в I - IX классах учится 40 чел, в Х-Х1 - 36 чел. Земельные участки рассчитываются в зависимости от вместимости школы (м2 на 1 учащегося): до 500 мест - 60 м2, до 800 - 40 м2, до 1100-33 м2, до 1500 - 21 м2, до 2000 мест- 17 м2. Расстояние от зданий детских учреждений и школ до красных линий принимается не менее 25 м, от границ их участков до стен жилых домов - не менее 10 м, а ориентация детских комнат в детских садах-яслях и учебных классов в школах должна быть на юг, юго-восток и восток. Определение состава и расчет вместимости учреждений повседневного и периодического обслуживания целесообразно проводить одновременно для всей территории жилого района в соответствии с рекомендациями строительных норм и правил. Количество мест в детских дошкольных учреждениях и школах корректируется в соответствии со спецификой региональной демографической структуры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|