ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И ИХ ВЗАИМОВЯЗЬ СО СЛУЖБОЙ ЗАНЯТОСТИПЛАН ЛЕКЦИИ Основные направления обеспечения занятости населения рабочими местами. Основные формы консолидированного взаимодействия работодателей с государственными и негосударственными структурами занятости. Формирование и развитие политики занятости в организациях в условиях рыночной системы.
Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости на основе: - соблюдения условий договоров, регламентирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством; - реализации мер, предусмотренных в договорах по защите работников в случае безработицы или приостановки производства; оказания содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставлении сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств; - создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; - трудоустройства определенного числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите; - своевременного предоставления информации о возможных массовых увольнениях работников; - возмещения затрат, связанных с трудоустройством работников, получивших профзаболевание или инвалидность на данном производстве, а также в случае отказа от приема на работу ранее заявленных выпускников учебных заведений. Работодатели содействуют реализации мер, направленных на обеспечение занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы, на основе квотирования рабочих мест. Квотирование рабочих мест (КВОТА) - это определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на данном предприятии в процентах к среднесписочной численности работников. Право на квотирование для предприятий муниципальной собственности имеют местные органы управления, а для предприятий других форм собственности квоты устанавливаются на основе договоров. Рабочие места создаются как за счет средств работодателей, так и за счет средств местного бюджета с привлечением средств фонда занятости и фонда социальной поддержки населения. В случае, если работодатели выделяют или создают рабочие места за счет собственных средств им устанавливаются льготы по налогообложению; по тарифам на оплату коммунальных, транспортных и других услуг; по платежам в пределах доли налога на прибыль. Работодателям оказывается и финансовая помощь по организации рабочих мест в виде прямого финансирования для частичного возмещения затрат, в виде возвратного финансирования - с установлением льготной ставки за кредит. Целью политики занятости предприятий в период перехода к рынку является улучшение занятости работников и преодоление скрытой безработицы для обеспечения эффективного использования трудового потенциала и предотвращения безработицы сверх допустимого уровня в целом по региону. Достижение этой цели возможно лишь на основе анализа и регулирования внутренних рынков труда предприятий во взаимодействии с региональными органами управления. Анализ состояния внутреннего рынка труда на каждом предприятии имеет целью выявление имеющегося дисбаланса между платежеспособным спросом и предложением рабочей силы (в целом и по сегментарным группам), выявление скрытых безработных, т.е. числящихся в штате работников, которые, по причинам от них независящим, заняты работой частично или вовсе не заняты. В процессе анализа определяются реальные возможности и направления обеспечения эффективной занятости указанной категории работников и одновременно выявляются работники, подлежащие сокращению, а также дополнительно требующиеся предприятию. На основе результатов анализа разрабатывается программа (план мероприятий) улучшения занятости и преодоления скрытой безработицы. Программа включает две группы мер. К первой относятся меры, направленные на увеличение платежеспособного спроса на рабочую силу: сохранение и создание рабочих мест (в т.ч. за счет развития внутреннего предпринимательства), организация оплачиваемых общественных работ; создание специальных рабочих мест для инвалидов и других лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Ко второй группе относятся меры, направленные на ограничение предложения рабочей силы и ее качественную адаптацию к изменившимся условиям: обучение и переобучение работников, развитие самозанятости и регулирование продолжительности рабочего времени. Все эти направления могут быть реализованы при условии поддержки предприятий путем создания и целенаправленного использования специальных фондов, формируемых из средств фондов занятости, развития предпринимательства, образования и социального обеспечения, а также регулирования налогообложения и предоставления льготных кредитов. Начиная с момента когда народное хозяйство вступает в эпоху рыночных отношений появляются новые формы взаимодействия, кроме того интенсифицировалось взаимодействие службы занятости с работодателями. В значительной степени это было связано с пиком регистрируемой безработицы и появлением проблем с формированием и распределением средств ГФЗ. Чтобы сократить расходы на выплату пособий и уменьшить численность регистрируемых безработных, участвующих в активных программах, финансируемых из фонда занятости, ГСЗ стала использовать нетрадиционные формы привлечения работодателей к сотрудничеству: Þ помогать предприятиям малого и среднего бизнеса при подборе кадров; Þ оказывать консультационные услуги работодателям, в том числе юридические; Þ устанавливать и регулярно поддерживать прямые личные контакты с кадровыми службами предприятий всех форм собственности; Þ проводить семинары для кадровых служб предприятий и для работников, намечаемых к сокращению. Эти меры, не закрепленные в нормативных документах, были вынужденной, но естественной реакцией службы занятости на рост безработицы и сокращение расходов на активные программы. Именно благодаря таким мерам удалось не только привлечь внимание работодателей к службе занятости как к институту, способному оказывать разнообразные услуги по подбору необходимой рабочей силы, но и извлечь из этого пользу, трудоустраивая все большую часть своих клиентов. В результате: увеличилась доля вакансий, предоставляемых работодателями в органы ГСЗ, а также регулярность получения этой информации; возросла доля работников, нанимаемых при посредничестве ГСЗ; активизировалось взаимодействие органов ГСЗ с предприятиями различных форм собственности, в частности, с успешно функционирующими и предъявляющими спрос на рабочую силу. Во второй половине 90-х годов улучшилась структура расходования средств на активные программы сообразно реальным потребностям рынка труда. Если в предшествующий период ГСЗ значительную часть средств тратила на меры, имеющие отдаленное отношение к поддержке безработных (покупку ценных бумаг, неэффективные программы поддержания рабочих мест, ”прочие расходы”), то дефицит заставил перераспределить средства, сосредоточивая их на наиболее эффективных программах содействия занятости. Все это в совокупности положительно сказалось не только на безработных, но и на ГСЗ, которая проявила способность к саморазвитию даже в самые трудные в финансовом отношении годы. В середине 90-х годов, как уже отмечалось, в деятельности службы занятости начался период стагнации. На наш взгляд, определенную роль в этом сыграло отсутствие поддержки со стороны государства.
ЛЕКЦИЯ №14 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|