Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВПЕРВЫЕ ИЩУЩИМ РАБОТУ




 

Государство гарантирует гражданам, потерявшим работу, высвобожденным с предприятий, учреждений и организаций, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва:

• предоставление компенсаций работникам, высвобожденным с предприятий, из организаций и учреждений;

• выплату пособий по безработице;

• выплату стипендий в период профессиональной подготовки и переподготовки или повышения квалификации по направлению службы занятости;

• оплату периода временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии);

• компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

Работникам, высвобождаемым из организаций при расторжении трудового договора выплачиваются выходное пособие в размере среднемесячной заработной платы, сохраняется на период до 3-х месяцев средняя заработная плата с учетом выплаты выходного пособия. При этом обязательным условием является регистрация этих работников в службе занятости в течение 10-ти календарных дней после увольнения в качестве лиц, ищущих работу.

Классическим пассивным направлением государственной политики занятости на рынке труда является выплата пособий по безработице.

Очевидно, что это самый дешевый путь решения проблемы безработицы: не сопоставимы по своей величине затраты на пособия по безработице и, например, инвестиции, необходимые для создания нового рабочего места для того же безработного.

Право на получение пособий по безработице имеют лица, официально признанные безработными.

Размеры пособия дифференцируются в зависимости от категории граждан:

- уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или с пересчетом на полный рабочий день, пособие выплачивается, исходя из среднемесячного заработка, исчисленного за 3 месяца по последнему месту работы, в размере: 75 % - в первые три месяца; 60 % - в следующие четыре месяца; 45 % - в дальнейшем.

- уволенным с предприятия по любым основаниям, но не имеющим 26 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, а также гражданам, впервые ищущим работу или стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, пособие по безработице выплачивается в размере установленного законодательством РФ минимального размера месячной оплаты труда.

При этом продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице для безработных граждан, общий трудовой стаж которых дает право на пенсию по старости, увеличивается на две календарные недели сверх установленных 12 месяцев за каждый год работы, превышающий требуемый стаж, но не может быть больше 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, пособие увеличивается на половину минимального размера оплаты труда за каждого иждивенца, но не выше полуторократной величины минимальной заработной платы.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости в установленном законодательством порядке.

На период профессиональной подготовки (переподготовки) по направлению службы занятости гражданам выплачивается стипендия:

- уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных месяцев на условиях полного рабочего дня - в размере 75 % их среднемесячного заработка, исчисленного за 3 месяца по последнему месту работы;

- уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва или впервые ищущим работу - в размере стипендии, предусмотренной государством для учебных заведений соответствующего профиля;

- утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, - в размере 100 % среднего заработка по последнему месту работы.

Размер стипендии за каждого иждивенца корректируется аналогично пособию по безработице.

Размеры пособий по безработице и стипендий не могут быть ниже установленного законодательно минимального уровня оплаты труда.

Под сокращением числа занятых (или высвобождением работников) понимается увольнение или отстранение от работы на длительный срок одного или большего количества работников по причинам экономического, структурного или технологического характера с целью либо уменьшить количество занятых, либо изменить их состав.

Особым случаем сокращения числа занятых является массовое высвобождение, основными критериями которого служат показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.

Работодатели обязаны своевременно, не менее, чем за три месяца, представить в органы государственной службы занятости и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях; кроме того работодатели не позднее, чем за два месяца должны сообщать в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника.

Органы местной исполнительной власти по предложению службы занятости и профсоюзных органов могут приостановить на срок до шести месяцев решение о массовом высвобождении. Конкретные сроки приостановки массового высвобождения могут устанавливаться в зависимости от уровня безработицы в регионе.

Практика показала, что при возникновении избыточной рабочей силы на предприятии в ряде случаев возможно обойтись без увольнения работников, значительно ограничить размеры таких увольнений или же произвести сокращение числа занятых иначе, чем с помощью увольнения на неопределенный срок.

В мировой практике используются два подхода к проблеме сокращения числа занятых. Один исходит из стремления поддержать уровень занятых на предприятии, которое столкнулось с временными трудностями, в частности через систему различных соглашений и компромиссов, таких, как раздел работы на всех имеющихся сотрудников путем сокращения рабочего времени.

Второй подход направлен на сокращение числа занятых, однако не через принудительные увольнения, а больше с помощью договоренностей, включающих замораживание найма новых работников на вакансии, освобождающиеся на предприятии в результате выходов на пенсию, увольнений по собственному желанию или смерти работников, и перемещение на эти вакансии "лишних" работников предприятия с организацией переобучения в необходимых случаях. На практике второй подход используется несколько чаще, чем первый, хотя нередко применяется и комбинация из двух.

Когда нельзя избежать высвобождения работников, решается проблема максимального возможного смягчения последствий такого высвобождения. Некоторые права работников в данной связи особо важны. Это права могут устанавливаться в отношении отбора подлежащих высвобождению; заблаговременного уведомления о высвобождении, чтобы работник мог подыскать себе новое занятие; предоставления свободного времени для этой цели в период до высвобождения; выплаты компенсации или пособия высвобожденным работникам; права на прием обратно, если работодатель будет нанимать работников той же квалификации; организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора (опережающие переподготовка и переобучение); гарантий по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых граждан; обязательств по заключению с органами государственного страхования и страховыми фирмами договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы и др.

 

Контрольные вопросы

Перечислите основные функции, возложенные на организации по обеспечению занятости и службы занятости населения?

Каким образом осуществляется взаимодействие работодателей и службы занятости?

Что понимается под высвобождением персонала?

Что понимается под квотированием рабочих мест?

Какие социальные гарантии имеются для высвобождаемых работников?

 

ЛЕКЦИЯ №16






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных