Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПИШУ, ДИКТУЮ, ВИЖУ, СЛЫШУ




 

Как мы запоминаем то, что читаем? Одному достаточно прочитать текст про себя, другой, читая, должен обязательно слышать текст, третьему необходимо записывать прочитанное. Исходя из особенностей запоминания, различают три типа памяти: зрительную, слуховую и двигательную, или моторную.

В «чистом» виде ни один из типов памяти у большинства людей не существует. Они обычно сочетаются. И все-таки один из них главенствует при запоминании.

История сохранила множество примеров о том или ином ярко выраженном типе памяти, как правило, связанном с особенностями дарования.

Четырнадцатилетний Моцарт, прослушав как-то раз большое музыкальное произведение для двух хоров, запомнил его и воспроизвел по памяти без единой ошибки. Прекрасной слуховой памятью обладали С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов и другие музыканты.

Высокоразвитой зрительной, образной памятью отличались многие известные художники. Н. Ге, например, на картине, изображающей Петра I и царевича Алексея, по памяти в точности нарисовал комнату, которую видел всего один раз.

Необыкновенная память была у О. Бальзака. Он отчетливо помнил места, где происходили те или иные события, имена, слова и даже мысли, усвоенные в результате чтения.

Великолепной памятью обладал И. И. Соллертинский. Она не была у него только зрительной или слуховой. Это была как бы «всеобщая» память, которая составляла гармонически огромную часть его духовной сущности.

А вот что рассказывает о себе героиня рассказа Юрия Нагибина «Дорожное происшествие» Ольга Курбатова:

«У меня есть странная особенность: я быстро схватываю в живом разговоре и поразительно тупа в чтении. Я имею в виду не беллетристику, а серьезные книги: по искусству, литературе, истории. Читаю - и ничего в меня не входит, вернее, входит, пока читаю, а закрыла книгу - и все испарилось, хоть начинай сначала. Но в тех редких случаях, когда мне случалось говорить со специалистами - искусствоведами, литераторами, историками, я сразу начинала понимать то, что ускользало от меня в умных книгах».

С людьми, у которых преобладает тот или иной тип запоминания, мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. И все же развивать в себе надо все виды памяти и типы запоминания.

Вернемся еще раз к человеку, за которым наблюдал нейропсихолог А. Р. Лурия. Вот что он пишет о С. В. Шерешевском: «Однако его яркие образы, как визуальные, так и синестетические, одновременно создавали некоторые трудности, которых он не мог преодолеть. Например, когда он читал отрывок текста, буквально каждое слово вызывало какой-нибудь образ. По мере того как он продолжал чтение, возникало все большее количество образов, причем если отрывок читался быстро, один образ сталкивался в его сознании с другим, образы нагромождались и искажали друг друга. И тогда задача для него заключалась в том, чтобы понять хоть что-нибудь. Если текст читался медленно, это тоже ставило свои проблемы. Таким образом, понимание отрывка из-за очень активного всплывания образов становилось для С. В. Шерешевского мучительным процессом... Его образное мышление в особенности мешало ему при чтении поэтических произведений. Каждое выражение вызывало образ, который часто вступал в конфликт со следующим образом. Абстрактные идеи представляли для него новый круг проблем. Он не в состоянии был понять идею, если не мог реально ее увидеть».

Как мы видим из этого отрывка, для прочного усвоения прочитанного недостаточно только зрительной памяти, пусть даже очень емкой, или образного мышления. Психологами доказано, что надолго и прочно запоминается тот материал, который воспринимается одновременно несколькими анализаторами (зрительным, слуховым, речедвигательным) с помощью всех видов памяти (образной, двигательной, эмоциональной и словесно-логической) и типов запоминания (зрительного, слухового, двигательного, или моторного).

Фраза «Подгорелая жареная картошка» вызывает у нас гамму представлений. Мы видим ее некрасивый черный цвет, ощущаем отнюдь не вызывающий приятного аппетита запах, переживаем досаду и разочарование. Мы огорчены, потому что не сможем вовремя накормить близких нам людей. Эта картина возникает в нашем сознании довольно ярко, если хотя бы раз нам пришлось пережить нечто подобное в жизни. Реальное событие воздействовало когда-то на нас через все наши анализаторы, поэтому так хорошо запомнилось нам и так хорошо представилось при воспоминании.

Не случайно при слушании лекций или при чтении рекомендуется записывать. Это способствует организации внимания и эффективному запоминанию.

Прочность запоминания определяется сочетанием образных и словесно-понятийных компонентов памяти. Одни слова (фразы, текст в целом) обладают большей образной представимостью, другие - меньшей. Например, фразы «Кошка сидит на окошке» и «Индуктивные и дедуктивные методы мышления» обладают несомненно разной образной представимостью, от которой во многом зависит и усвоение читаемого материала. Именно поэтому тексты по философии, например, по сравнению с художественной литературой, требуют больших временных затрат на их понимание и усвоение.

Память разная нужна, память всякая важна! Запоминание будет более емким, прочным и продуктивным, если одновременно работают все виды памяти. Это особенно важно при чтении художественной литературы, полноценность восприятия которой зависит от характера возникающих образов и эмоций. Чем больше образов, чем они богаче и ярче, чем эмоциональнее, мы откосимся к содержанию читаемого, чем активнее переживаем, тем лучше воспринимаем произведение, тем больше постигаем его смысловую, эмоциональную и эстетическую суть.

Смысл + чувства+ красота, слитые в единый монолит, - основа полноценного чтения.

 


МАГИЧЕСКАЯ СЕМЕРКА

 

Сколько можно запомнить, прочитав один раз текст, и как долго помнить? Этот вопрос волнует многих.

В науке и жизни для классификации часто используется принцип «полюсов» и «золотой середины». В психологии этот принцип применяется при анализе длительности и прочности сохранения материала в памяти. Один полюс - кратковременная, или краткосрочная, память, хранящая тот или иной материал на протяжении нескольких минут, второй полюс - долговременная память, хранящая информацию в течение не только нескольких часов, но и всей жизни. Между ними находится так называемая «свежая» память. Ее временной интервал - от нескольких минут до часа-полутора. С развитием инженерной психологии появилось понятие «оперативная память». Она находится на стыке кратковременной и долговременной памяти и возникает, когда мы что-либо делаем.

В процессе чтения участвуют одновременно обе памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память помогает запечатлевать в сознании то, о чем мы читаем. При этом сразу же подключается долговременная память. Читать можно только припоминая. Читая, мы одновременно из нашего хранилища знаний - мозга извлекаем то, что знаем о читаемом предмете. Происходит встреча того, о чем мы читаем, с тем, что нами уже усвоено по этому поводу. В результате такой встречи образуются новые связи - оперативные, или рабочие, единицы памяти, часть из которых перейдет в долговременную память, а другая часть забудется. Таким образом мы не только закрепляем свои знания, но и пополняем их новыми.

Сколько же оперативных единиц образуется? От чего зависит объем оперативной памяти? Проведем эксперимент.

Подготовьте бумагу, карандаш, секундомер или часы с секундной стрелкой (желательно, чтобы при выполнении задания вам кто-то помогал фиксировать время). В приложении 1 показана карточка со словами. В течение 30 секунд постарайтесь запомнить их, затем запишите запомнившиеся слова. На воспроизведение дается одна минута. Записав слова, проверьте, какое количество их вам удалось запомнить.

Повторим упражнение. Условия эксперимента будут те же, но материал для запоминания другой. Найдите приложение 6 и проделайте все то же самое. Проверим результаты. Мы гарантируем, что и в том и в другом случае вы запомните около семи слов.

Ох, уж эта семерка! Пожалуй, нет ни одного другого числа, которое бы так властно вошло в пословицы, поговорки и крылатые слова: «Семь чудес света», «Семь смертных грехов», «За семью печатями», «Семимильные сапоги», «У семи царей по семь дочерей», «Было у тещи семеро зятьев», «Семь раз отмерь, один - отрежь», «Семь отверстий в голове», «Семеро одного не ждут», «Глухому семь раз обедню не служат», «Семеро на полатях», «Лук - от семи недуг», «Семеро с сошкой, один с ложкой», «Седьмая вода на киселе», «За семь верст киселя хлебать», «Семь верст до небес», «Семь пядей во лбу», наконец, «Семь бед - один ответ». Этот список можно, вероятно, продолжить.

Примеры, доказывающие важность числа семь в жизни человека с древнейших времен, можно приводить бесконечно. Чем объяснить такое почтение к семерке?

Оказывается, семерка - это некая «мировая константа», центральная величина, связанная с психикой человека. Вспомните семь основных цветов спектра, семь нот в музыке. Древние чувствовали значимость этого числа интуитивно. Лишь в наше время психологи научно обосновали роль числа семь в жизни человека,

В 1964 году вышла статья американского психолога Д. Миллёра «Магическое число семь плюс минус два». Миллер доказывал, что объем кратковременной памяти человека колеблется вокруг числа 7±2, При кратковременном предъявлении человек запоминает не количество информации, а количество ее кусков. Он способен запомнить девять двоичных цифр, восемь десятичных цифр, семь букв алфавита или же пять односложных слов. Информативная ценность этих кусков, выражаемая в битах (двоичная единица измерения информации), неодинакова. Восемь цифр равны 25 битам, пять слов - 50. Отсюда вытекает важный методический принцип- определенное количество информации, каким бы оно ни было, должно укладываться в цифру семь. Семерка выступает как оптимальный объем измерения непосредственного восприятия.

Таким образом, объем кратковременной памяти равен 7±2. Объем оперативной памяти также тяготеет к семи. За счет перегруппировки, перекодирования предъявляемой информации в более крупные информативные единицы можно существенно увеличить эффективность кратковременной, а следовательно, и оперативной памяти. Если, читая, мы будем стараться запомнить каждое слово, словосочетание или каждое предложение, то продуктивность такого чтения будет низкая. Если же на основе ключевых слов, на основе субъекта и предиката на уровне предложений мы будем выделять сразу смысл целого абзаца, то значительно увеличим объем воспринимаемой информации при кратковременном предъявлении, каковым и является одноразовое чтение. А как же реагирует на это долговременная память? Каков ее объем? Играет ли какую-либо роль при долговременной памяти число семь?

Харьковский ученый П. Б. Невельский провел измерения объема долговременной памяти с помощью тех же методов, которыми пользовался Д. Миллер. Он доказал, что пропускная способность долговременной памяти зависит не столько от количества информации, уложенной в магическую семерку, сколько от ее новизны для человека.

Долговременная память очень чувствительна к перегрузкам на новизну. Более знакомый материал усваивается быстрее и легче. Долговременная память берег на хранение только информацию, переработанную в результате мышления на базе имеющихся знаний.

Установленные психологами закономерности имеют большое значение в практической деятельности. Однако, к сожалению, пока экспериментально не выяснено, какими должны быть предъявляемые для усвоения куски информации не только по объему, но и по новизне с тем, чтобы обеспечить оптимальные психические и физические затраты человека. Педагогикой эта проблема решается на основе дидактических принципов доступности и постепенности. Ввод в программу новых сведений по тому или иному предмету осуществляется на базе ранее изложенного материала. Не случайно пробелы в знаниях по тому или иному вопросу резко снижают усвоение последующего материала, так как ввод информации в долговременную память ограничивается ее избыточностью по новизне.

Принцип «порционности» может быть реализован только на стандартных текстах, используемых в учебниках и учебных пособиях. А как быть при самообразовательном чтении? Вот что по этому поводу пишет С. М. Иванов, автор книги «Лабиринт Мнемозины»: «Память противится натиску новизны, но ведь у нас есть еще ум, который может подчинить себе память, тут не будет никакого насилия над природой! Подчинить и вместе с нею научиться отделять злаки от плевел и превращать медь в золото. Вот привычка, которую стоит приобрести прежде всех прочих».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных