Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






равноапостольные жены; службы святым Фекле (I в.) и Марии Магдалине содержат общий прокимен, стих и аллилуарий; равно как и службы святым Нине и Ольге;




2) равноапостольные святители; службы святителям Аверкию Иерапольскому (+167) и Николаю Японскому содержат совершенно идентичные элементы; четыре общих элемента в службах святителям Аверкию, Клименту Охридскому (+916) и Николаю; три — в службах святым Аверкию, Клименту, Иннокентию! апостолу Сибири и Америки (+1879), и тому же Николаю Японскому;

3) равноапостольные преподобные; три общих элемента содержат 'службы преподобному Науму, чудотворцу Охридскому (IX в.), и Герману Аляскинскому (+1837); литургически объединен весь "собор" седмочисленных болгарских просветителей, в который входят, правда, помимо пяти не-иерархов — святые Кирилл Философ (+869), Наум, Савва, Горазд и Ангеляр (IX-X вв.) — также святители Мефодий (+885) и Климент; в целом службы этим равноапостольным достаточно близки службам святителей;

4) равноапостольные цари; идентичны службы святым Борису Болгарскому (+907) и Константину (+337) и Елене (+327); служба святому Владимиру (+1015) в трех пунктах сближается со службой святому Борису, в четырех — святым Константину и Елене;

Древних западных святых, на почитании которых настаивал владыка Иоанн, можно соотнести по крайней мере с тремя из этих групп. Упомянутая святая Клотильда явно принадлежит к равноапостольным женам; преподобный Августин, просветитель Англии, пришедший из Ирландии святой Колумба[47], просветитель Шотландии, а также его последователи святые Фридолин и Галл, распространители христианства в Галлии и Северной Италии — к равноапостольным преподобным; ко второй группе равноапостольных — святителей — принадлежали, помимо прочих, святитель Патрик Ирландский[48] и святитель Ансгарий, епископ Гамбургский и Бременский, которому владыка Иоанн уделил специальное внимание в своем докладе и которого он как раз и защищал от обвинений в "прова-тиканской" политике (см. выше), настаивая на его православном почитании[49].


[1] На этом закончилась слава кельтов, пришедших в Британию около 500 г. до Р.Х. Многие кельты, принявшие под римским влиянием христианство, переселились в гористый Уэльс или переправились на материк. Своё поселение там они назвали Британия, которое постепенно превратилось в Бретань.

[2] Видимо, именно ради этой светлой цели он отклонил предложение о включении церкви в Гамбурге, в какую-либо соседнюю епархию, поскольку он хотел сделать её самостоятельной епархией, для того, чтобы она стала центром для организации миссий к скандинавским народам. Но война с данами, а потом и смерть Императора помешали исполнению этого плана.

[3] Даны и норвежцы, которые с конца VIII в. до XI в. нападали с моря в основном на Англию и Францию, своим современникам были известны под различными именами. Французы называли их норманнами — северными людьми. В Испании же их звали мадхус, что означает "языческие чудовища". В настоящее время их чаще всего называют викингами. В Англии викингов называли аскеманнами, т. е. плывущими на ясенях (ascs), так как верхняя обшивка военных судов викингов выполнялась из этого дерева, или датчанами, независимо от того, приплыли ли они из Дании или Норвегии, в Ирландии — финнгаллами, т.е. "светлыми чужеземцами" (если речь шла о норвежцах) и дубгаллами — "темными чужеземцами" (если речь шла о датчанах), в Византии — варангами, а на Руси — варягами.

Происхождение слова "викинг" (vikingr) до сих пор остается невыясненным. Ученые долгое время связывали этот термин с названием области Норвегии Вик (Viken), прилежащей к Осло-фиорду. Но во всех средневековых источниках жителей Вика называют не "викингами", а иначе (от слова vikverjar или vestfaldingi). Некоторые считали, что слово «викинг» происходит от слова vik — бухта, залив; викинг — тот, кто прячется в заливе. Но в таком случае оно может быть применено и к мирным купцам. Наконец, слово "викинг" пытались связать с древнеанглийским wic (от лат. vicus), обозначавшим торговый пункт, город, укрепленный лагерь.

В настоящее время наиболее приемлемой считается гипотеза шведского ученого Ф.Аскеберга, который считает, что термин происходит от глагола vikja — "поворачивать", "отклоняться". Викинг, по его толкованию, — это человек, который уплыл из дома, покинул родину, т.е. морской воин, пират, ушедший в поход за добычей. Любопытно, что в древних источниках этим словом чаще называли само предприятие — грабительский поход, чем человека, участвующего в нем. Причем строго разделялись понятия: торговое предприятие и грабительское предприятие. Отметим, что в глазах скандинавов слово "викинг" имело отрицательный оттенок. В исландских сагах XIII в. викингами называли людей, занятых грабежом и пиратством, необузданных и кровожадных". — См.: А.Я.Гуревич. Походы викингов. М., Наука, 1966, с, 80.

[4] Этот храм не был ещё разрушен даже через 70 лет после смерти Ансгара (см. Adam Bremen. Ins Aq. XXVI, XXVII). – В.К.

[5] John Wordsworth, The National Church of Sweden, 1911, стр. 40

[6] В англоязычных источниках встречаются варианты Ansgar, Anskar или Oscar. Имя "Ансгар", вероятно, может быть выведено из древнегерманского "schar" (что означает берег моря или озера). В этом случае его имя означает "прибрежный", "береговой". Так же предполагается, что имя святого может происходить от прагерманских слов "ans" ("бог") и "ger" ("ker", англо-саксонский вариант – "gar"), что означает копьё, дротик.

[7] Новейший немецкий перевод жития свт. Ансгария представлен в издании: Ansgar und Rimbert: Die beiden ersten Erzbischoefe von Hamburg-Bremen und Nordalbingen. Die fruemittelalterlichen Lebensbeschreibungen in deutscher Uebersetzung und mit einer Einfuehrung / Hrsg. von H.Rieper. Hamburg, 1995. — S. 26-95. Наиболее авторитетный из предыдущих переводов: Leben der Erzbis-choefe Anskar und Rimbert. Nach der Ausgaebe der Monumenta Germaniae ueberz. von J.C.M.Laurent. B., 1856 (S. 3-91). Солидный источниковедческий материал по начальной датской миссии представлен в монографии: Dahlmann F.C. Geschichte von Denmark, Hamburg, 1840. — S. 27-45.

[8] В монастыре Корби ('Old' Corbey) около Amiens. В то время уровень духовной жизни в бенедектинских монастырях был очень низким, но монастырь Old Corbey был исключением и сохранил старые традиции нетронутыми, поскольку вел начало от группы монахов из колумбианского монастыря в Luxeuil – обители со строгим уставом. – В.К.

[9] Этот Витмар позже сопровождал свт. Ансгра в его первом путешествии в Швецию, а потом стал настоятелем 'Old' Corbey. – В.К.

[10] монастырь New Corbey (иногда действительно упоминается как Corvey) около местечка Hoxter на реке Weser. – В.К.

[11] Здесь и далее конунги — правители скандинавских земель, выбиравшиеся на народных собраниях-тингах, в которых принимало участие все свободное население. Конунги, таким образом, возглавляли социальную иерархию скандинавов, занимая более высокий общественный статус, чем ярлы — вожди отдельных племен.

[12] Контакты между Харальдом и Императором Луи начались ещё раньше, когда возник спор о наследовании трона датских королей. Харальд Крааг, один из претендентов, тогда настойчиво просил о помощи. Император Луи воспользовался этим, и в 820 г. его посол предложил Харальду начать миссию среди данов. Эбо (Ebo), архиеп. Реймса и любимому министру императора, было поручено организовать эту миссию, и ему был дан в помощники Галитгар (Halitgar), епископ города Cambray. О миссионерских трудах Эбо и Галитгара практически ничего неизвестно, но несомненно благодаря их усилиям король Харальд стал благосклонен к христианству. – В.К.

[13] Вместе с Харальдом в имперской столице Ingetheim тогда были крещены его жена и большая свита. – В.К.

[14] О нашествиях скандинавов на берега "цивилизованных" стран (особенно же эти десанты участились как раз в 830—840-е годы) свидетельствует специальная молитва: "Избави нас, Господи, от ярости норманнов" (A furore normannnorum libera nos, Domine).

[15] "Викинги" — самообозначение скандинавских вождей, "морских королей"; (от слова vik — 'бухта', 'залив'), которые совершали свои рейды на судах, вмещавших до 60—70 воинов. Слово "норманны" ('северяне') обозначало скандинавских воинов-купцов-пиратов в других западноевропейских странах. Как нам кажется, это не совсем точно (см. одну из ссылок предыдущего раздела) – В.К.

[16] Автор летописи Centuriatores Magdeburgenses [цит. по Kruse, Ernst Christian, St. Anschar, Altona, 1823, P. 237.] пишет: "Господь наш Иисус Христос простёр свою власть среди Данов таким образом: Он побудил датских королей напасть на франков, коими даны были разгромлены, после чего посредством епископов и некоторых верных учителей Он обратил их в христианство. Таким образом Виллибалд (Willibald) в течении правлении императора Карла Великого завоевал для Христа некоторое количество данов, как излагает Honorius". Виллибалд стал епископом Эйштадта (Eichstadt) в 742 г. по Р.Х. Saxo Grammaticus в своей истории данов [IX. 178.] пишет, что датский вождь или король по имени Frotho VI был крещён в Англии и что он направил из Англии посланцев к Агапету (Agapet), папе Римскому, с просьбой прислать в Данию миссионеров. Эти посланцы, однако, умерли так и не добравшись до Рима. Агапет I умер в 536, а Агапет II - в 936, и ни одна из этих дат не согласуется с написанным Saxo Grammaticus. – В.К.

 

[17] Предположительно, эта школа была основана на границе Дании в Hadeby или в Шлезвиге (Schleswig). – В.К.

[18] Он почил в Бозе в монастыре 'New' Corbey, куда был привезён перд смертью. – В.К.

[19] Birka, порт на острове озера Маларен (Malar), ныне называемом (Byorko), расположенном примерно в 18 милях зеверо-западнее Стокгольма и 22 милях южнее Сигтуны (Sigtuna, Signildsberg). – В.К.

[20] По другим сведениям, знаменитый крест в Бирке был водружен еще в 829 г.

[21] Turholt, основан в VII веке. Рядом с этим монастырём родился еп. Римберт, составитель жития св. Ансгара. – В.К.

[22] Gauzbert, Gozbert, Gosbert или Goibrecht. Адам Бременский пишет (Hist.Ecl. xiv), что он был племянником еп. Эбо. При хиротонии Гаутберт получил имя Симон (в честь апостола Симона). Смена имени при хиротонии иногда практиковалась в те времена. – В.К.

[23] Верденский мир разделил наследие Карла Великого между тремя его внуками: области к востоку от Рейна переходили к Людовику Немецкому, к западу — к Карлу Лысому, Италия и полоса от устья Рейна до устья Роны — к Лотарю.

[24] Это произошло в Бирке. Язычники ворвались в дом, где были еп. Симон с товарищами и набросились на них. Во время погрома св. Нитард был зарублен мечём и тем самым стал истинным мучеником Христовым. Это произошло в 845 г. по Р.Х. (некоторые источники указывают на 840 г.), после смерти короля Бьёрна II, во время царствования его сына Олафа. Римо-католическая церковь празднует память св. Нитарда 4 февраля (по новому стилю). Нитард был братом священника Фримберта (Frimbert), который сопровождал свт. Ансгара в его втором путешествии в Швецию – В.К

 

[25] В житие Ансгара нет упоминания на оракула. Там сказано, что был брошен жребий. – В.К.

[26] Очевидно, что речь идет не о том Эрике, который успешно воевал с Гаральдом.

[27] Существует версия, что этот Eric, он же Horic, он же Roric не погиб, а был тем самым Рюриком, которого словенские племена призвали на княжение в 862 г. Если это действительно так, то уже первый русский князь был христианином и, как можно уверенно предположить, был крещён самим свт. Ансгаром. – В.К.

[28] В "Житие…" (гл. xl) указывается, что свт. Ансгар заболел дизентерией. О "кожной болезни" там не упоминается. – В.К.

[29] "Te Deum laudeamus" – известный гимн св. Амвросия Медиоланского. – В.К.

[30] Св. Ансгар отошел ко Господу в возрасте 64 лет. Более половины этой долгой по тем временам жизни он провёл в миссионерских трудах в Дании и Швеции и в своей епархии. Вся его жизнь была отмечена строгим аскетизмом и самоотречением: днём и ночью он носил власяницу, а в ранние годы жизни ограничивал себя в пище и питие. Утром и вечеров он читал определённое число псалмов, пел псалмы так же во время работы, часто молился и служил мессу по 3-4 раза в день. Десятую часть своего жалованья он ежегодно отдавал нищим, а каждые пять лет жертвовал вдвойне. Когда он бывал в каком-либо селении своей епархии, он не садился есть прежде, чем приводили местных бедняков и нищих, с которыми он и разделял свою трапезу, а в Великий Пост, сверх того, омывал им ноги и раздавал хлеб и другую пищу.

О действии его проповеди на людей, независимо от их бедности или богатства, мы читаем: "Подобно как благодать Божия сияла более и более в его теле, его проповедь, хотя и повергала временами в трепет, но имела особое обаяние, так что можно было отчётливо видеть, что его слова вдохновлялись свыше. Смешивая мягкость и грозность, он утверждал силу Страшного суда, когда Господь покажет себя грозным для грешников и дружелюбным для праведных. Манера его речи и внешний вид были так притягательны, что он внушал чувство трепета даже влиятельным и богатым людям, а ещё больше нераскаявшимся и бесстыдным и если простые люди принимали его как брата, то бедняки с любовью чтили его как отца". [гл. 37 "Жития…"]

Подобно св. Мартину, житие которого сильно повлияло на него, видения, бывшие ему днём или ночью, оказали большое влияние на формирование его характера и на его поступки. В ранней части его жизни видения посещали его в тяжёлые минуты его жизни или когда он сомневался в правильности своих действий, но позже они стали нормой его жизни. Об этом мы читаем: "Поскольку, в соответствии с учением св. ап. Павла, его помыслы всегда были на небесах, он, хотя и на земле, был часто просвещаем божественными откровениями… Поэтому всё, что с ним должно было случиться, становилось ему известным из сновиденя или из внутреннего откровения или из исступленного видения. Говоря о внутреннем откровении, мы думаем, что это было сходно с тем, о чём говорится в Деяниях Апостолов, где написано "Дух сказал Филиппу". В случаях, когда свт. Ансгар должен был сделать важное решение, он всегда желал иметь время для раздумий и никогда ничего не делал поспешно до тех пор, пока будучи просвещаем Божественной благодатью, он не знал, как лучше поступить". [гл. 36] – В.К.

Надежда святого на помощь видений не делала, однако, его пренебрежительным к духовному деланию. Он был, в прямом смысле, человеком молитвы. В "Житие…" написано: "…Будучи лишён человеческой помощи, он спешил, по своему обычаю, искать божественной поддержки".

 

[31] По данным владыки Иоанна (Максимовича), в Гамбурге они хранились" до Реформации, после которой сохранились лишь их частицы (Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. — С- 512). Можно только предположить, что мощи святителя Ансгария, как и многих других святых, пострадали от протестантов (что часто имело место, например, во Франции). Автор этих строк видел мемориальную табличку в Бременском соборе, где имя святителя Ансгария следует за именами первых трех бременских епископов.

[32] Хотя еп. Римберт, автор жития, пишет о чудесах, совершённых свт. Ансгаром, сам святой никогда не говорил, что владеет этой силой. Адам Бременский, ссылаясь на богадельню, основанную Литгартом (Littgart) в Бремене, заявляет, что Ансгар имел обыкновение посещать её ежедневно и исцелял очень многих своим словом и прикосновением [I. 30. plurimos dicitur verbo vel tactu sanasse.] Нет причин сомневаться в том, что написанное Адамом Бременский было на самом деле. В самом "Житие…" написано так: "Невозможно сосчитать людей, исцелённых его молитвами и помазанием. Согласно рассказам, больные приходили к нему с горячей надеждой не только из его собственной епархии, но и из весьма удалённых мест, требуя исцеления". [гл.39]

[33] Так, после того, как крестьяне как-то не послушались его увещевания "освящать день субботний" и продолжали собирать сено в воскресный день, огнь с неба пожрал "воскресные" снопы, оставив неприкосновенными собранные накануне. Этот случай отчасти напоминает историю с манной небесной, которую некоторые "маловерные" израильтяне пытались оставлять до утра или собирать, вопреки предписанию Моисея, и в седьмой день (Исх 16:20,27).

[34] Когда знатные и богатые христиане приэльбской территории однажды схватили и сковали измученных соседними язычниками христианских беженцев и вновь превратили их в рабов, архипастырь Церкви явился к преступникам в такой благодати "духа силы", что они дрогнули и не только не осмелились издать ни одного звука в свое оправдание, но и освободили всех несчастных, разрешив им идти куда им угодно.

[35] Так, автор хроники Chronicon Corbeiensis в 936 г. писал, что христианство, которое проповедывали в Швеции Ансгар, Римберт, Гаутберт и Нитхард, вскоре было забыто и язычество снова всецело там царствовало. Адам Бременский, говоря о времени, примерно на полвека позже смерти свт. Ансгара, пишет: "Достаточно сказать, что в то время все датские короли были язычниками, но среди великих крушений королевств и нашествий варваров оставалась некоторая малая толика христианства, не погибнувшая до конца". [см. I. 54.]

[36] Одно из лучших истолкований трех даров халдейских мудрецов: Архиепископ Димитрий (Муретов). Слова, беседы и речи. Т. I. М., 1898. — С. 275-280.

[37] Еп. Римберт, непосредственный преемник Ансгара и составитель его жития, совершил несколько миссионерских путешествий в Данию и Швецию в течении 23 лет своего епископства. Для выкупа христиан, пленённых норманнами, он продал даже драгоценные церковные сосуды и свою собственную лошадь. Архиеп. Унми (Unmi), наследовавший кафедру после Римберта, умер в Бирке в 936 г. во время своего миссионерского путешествия. Его наследник Адалгар (Adalgar) посвятил в епископский сан датчанина по имени Одингар (Odinkar) и послал его в Швецию, а так же рукоположил нескольких епископов для Дании. – В.К.

[38] Об этом см. специальное изыскание: Шохин В. К. "Диалог религий": идеология и практика // Альфа и Омега. 1997. №№ 1(12), 2(13).

[39] Православные позиции по христианскому экуменизму в систематическом и хронологическом порядке изложены в сборнике: Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1997. ОВЦС. М., 1998.

[40] О почитании владыки Иоанна в России см.: Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. М., 1997. — С. 682—696.

[41] Так, когда иерарх приехал в 1954 г. в Триест (Неверная Италия) в связи с образованием там колонии русских беженцев из коммунистической Югославии, он прежде всего выразил свое возмущение в связи с тем, что в городе не почитаются местные святые, такие как святой Иуст Мученик (по имени которого город прежде назывался Иустинополис), святой Сергий Мученик и святой Фруджифер (+524) — первый местный епископ, поэтому влааыка Иоанн спустился в подземелья тех храмов, где должны были (по его тщательным предварительным разысканиям) покоиться мощи этих и других святых. Там, с крестом и кадилом, он пропел им тропари и кондаки, прося их о заступничестве за город. Этим Владыка не ограничился и вступил в контакт с местным католадеским клиром, испросив для православных разрешение на почитание мощей этих угодников Божиих. См. Father Spiridon // Sotainnik of blessed John. // The Orthodox Word 1988. № 141.- Р. 213.

[42] Полный текст см. в изд.: Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. - С. 498-515.

[43] Там же. — С. 592-593.

[44] Там же. — С. 513. Показательно, что позднее деятели той же ориентации вменяли и самому владыке Иоанну во время позорного судилища над ним в 1963 г., что он был " агентом Московской Патриархии " на том лишь основании, что он во время своего епископства в Шанхае поминал за богослужением и Патриарха Алексия I, а также служил благодарственные молебны о победе русского оружия во второй мировой войне (хотя и категорически отказался принимать советское гражданство, в отличие от некоторых других зарубежных дальневосточных иерархов). О судилище над Владыкой см. Иером. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. Пер. с англ. М., 1995. — С. 213-228 (гл. "Святой под судом"). О позиции Владыки по отношению к Московской Патриархии см. Свящ. Дионисий Поздняев. Православие в Китае. М., 1998. — С. 107.

[45] Так, его ученик, о. Серафим (Роуз) опубликовал перевод "Житий отцов" святителя Григория Турского (+594), которые как свидетельство о подвигах преподобных подвижников Галлии сопоставимы по значению с.самыми известными восточнохристианскими патериками — "Лавсаиком" Паллация и "Лугом духовным" Иоанна Мосха. См.: Vita patrum: the Life of the Fathers by St. Gregory of Tours / Transl. from the Latin and French by Fr. Seraphim Rose and Paul Bartlett. Platina (California), 1988. Составитель книги признает, что именно духовное влияние владыки Иоанна вдохновляло его труд, правомерно отмечая, что и сам владыка, также бывший в 1950-е годы "галльским епископом", обнаруживал в; своем духовном облике черты близости с великим святителем Мартином Турским (Р. 20).

 

[46] Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. — С. 507.

[47] См. Михайлова Т. Святой Колумба Ирландский // Альфа и Омега. 1997. № 3(14).; Житие Колум Килле / Пер. С. Лопуховой // Там же.

[48] См. Святитель Патрик Ирландский. Исповедь / Пер. Н. Холмогоровой под ред. М. Касьян // Альфа и Омега. 1995. № 4(7); Милкова Е. Крещение Ирландии и Ирландская церковь V—IX веков // Там же.

[49] Владыка выделяет такие черты его духовного облика, как безмерное милосердие, смирение и подвижничество, отвергает такой возможный "контраргумент" против его почитания, как отсутствие его имени в греческих святцах, и утверждает, что "житие его и проявляющаяся через негС| сила Божией благодати, как и причисление его ко святым, когда Запад составлял еще часть Вселенской Православной Церкви, не должны оставлять сомнений в том, что он святой угодник Божий". См.: Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн.-С. 511-515.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных