Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ




Исторический очерк

Альфред Адлер родился в предместье Вены в семье небогатого коммерсанта 7 февраля 1870 г. В детстве он много и серьезно болел, не раз был на волоске от смерти и рано видел смерть близких ему людей. Когда ему было немногим больше трех лет, умер спавший с ним в одной постели младший брат. В возрасте пяти лет мальчик сам заболел тяжелой формой воспаления легких и едва не умер. Он рос физически слабым, но старался ни в чем не уступать сверстникам. С этим печальным детским опы­том, как утверждает сам Адлер, были связаны его идеи компенсации физической (и психической) неполноцен­ности.

В восемнадцать лет Адлер без колебаний поступил на медицинский факультет Венского университета. В сту­денческие годы он активно участвовал в социалистиче­ском движении и на одном из митингов встретил свою будущую жену, студентку из России Раису Эпштейн.

Окончив университет, Адлер некоторое время прак­тикует как офтальмолог, но постепенно центр его интересов перемещается в область невропатологии и психиатрии.

В 1902 г. Адлер одним из первых вошел в психоана­литический кружок Фрейда. Начались годы дружбы и сотрудничества. Фрейд с большим уважением относился к Адлеру и даже предложил его (в 1910 г.) на пост первого президента Венского психоаналитического общества. Од­нако уже в это время назревал разрыв. Адлер не принял фрейдовской концепции либидо, пансексуализма, струк­туры личности. У него сформировались свои, отличные

 

от Фрейда взгляды на механизм возникновения неврозов. В 1911 г. Адлер отказался от почетного президентства и оставил фрейдовское психоаналитическое общество вме­сте с девятью другими его членами. В этом же году он основал свою Ассоциацию индивидуальной психологии.

Несмотря на разрыв, сам Фрейд и его идеи наложили глубокий отпечаток на всю дальнейшую творческую жизнь Адлера. Но это был не единственный источник, из которого ученый черпал научные идеи. На него, как и на многих его современников, сильное влияние оказала эво­люционная теория Дарвина. Представление Дарвина о борьбе за превосходство как о средстве выживания снача­ла полностью было принято Адлером. Однако позже он отошел от «социального дарвинизма». Идее Дарвина о выживании в процессе эволюции наиболее приспособлен­ных и гибели неприспособленных Адлер противопоставил мысль о том, что физическая (а иногда и характерологи­ческая) неполноценность, наоборот, нередко является стимулирующим фактором, способствующим победе в борьбе за свое место в жизни.

Определенное влияние на творчество Адлера оказала философия Фридриха Ницше. Ранние представления Ад­лера об агрессивных инстинктах несомненно имели много общего с ницшевской «волей к власти». Однако в свое альтернативное понятие «стремление к превосходству» он вкладывал более широкий смысл, чем «стремление к власти». Если же говорить об адлеровской концепции «общественных интересов», то она в корне противоречит фундаментальным идеям Ницше.

Нельзя обойти молчанием и такие источники идей Адлера, как «фикционализм» Ганса Вейингера и «хо­лизм» (философия целостности) Яна Смитса. Вейингер утверждал, что на людей больше влияет ожидание буду­щего, чем настоящее или прошлый опыт. Эту ориентацию на будущее Вейингер назвал «фикцией», а свою тео­рию — «фикционализмом». Адлеровское представление о «жизненных целях» и понятие «схема апперцепции» тесно связаны с теорией Вейингера.

Южноафриканский политик и философ Смите считал, что целостные системы обладают свойствами, отсутству­ющими у их частей, и что каждый человек в своем развитии стремится к целостности. По существу, эти же

 

 

идеи легли в основу адлеровской индивидуальной психо­логии.

Адлер и его последователи много работали в области образования, уделяли большое внимание обучению учи­телей основам индивидуальной психологии. Одновремен­но создавались консультативные центры в общественных школах, где дети и их родители всегда могли получить совет психолога. К 1930 г. в одной только Вене было создано 30 таких центров.

В связи с разгулом в Австро-Венгрии нацизма Адлер в 1932 г. покинул Вену и переехал в США. Умер он в 1937 г. в возрасте 67 лет в Шотландии, куда был пригла­шен читать лекции.

Нашему читателю наиболее известны такие работы Адлера, как «Практика и теория индивидуальной психо­логии» (1929), «Что значит для нас жизнь» (1931), «Пре­восходство и социальный интерес» (1964).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных