Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные положения учения Адлера




Неполноценность и компенсация. Адлер утвер­ждал, что почти каждый человек имеет какие-то физиче­ские или психические, чаще всего характерологические недостатки, что формирует у него комплекс неполноцен­ности,

Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели. В этих случаях комплекс неполноценности формирует устойчивое стремление быть не хуже, а лучше других, побуждает индивидуума к усилиям, делает его более упорным в достижении цели, благодаря чему он добива­ется очень многого.

«Чувство неполноценности, — писал Адлер, — само по себе не является ненормальным. Оно — причина многих улучшений в положении человека».

Борьба за превосходство. В своих ранних работах Адлер утверждал, что борьба за превосходство и агрессив­ные тенденции человека являются важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоут­верждение. В отличие от Ницше Адлер не отождествлял агрессию с враждебностью, а рассматривал ее как иници-

 

ативу к преодолению препятствий. Стремление к превос­ходству Адлер понимал не только как агрессию и «волю к власти», а намного шире — как побуждение улучшить себя, развить свои способности, свои потенциальные воз­можности. Стремление к превосходству, по Адлеру, явля­ется врожденным и коренится в эволюционном процессе. Все виды развиваются в направлении более эффективной адаптации к окружающему, в противном случае они погибают.

Таким образом, каждый индивидуум стремится к са­мосовершенствованию и совершенствованию своих отно­шений с окружающей средой. Если цель превосходства включает в себя общественные интересы, то и развитие личности принимает конструктивный характер. Если же цель предполагает борьбу только за личное превосходст­во, лишена социального интереса, то такая цель, по мнению Адлера, не приносит удовлетворения индивиду­уму, деформирует его «жизненный стиль» и в конечном итоге приводит к неврозу.

Жизненные цели. Адлер полагал, что социальная адаптация — понятие слишком абстрактное. Каждый человек выбирает для себя более специфическую, отвеча­ющую его индивидуальным особенностям, более конкрет­ную жизненную цель. «Стремление к превосходству, — писал Адлер, — в каждом индивидууме лично и уникаль­но. Оно зависит от того, каково для него значение жизни». Основа для формирования жизненных целей закладыва­ется в детском возрасте как компенсация чувства непол­ноценности, неуверенности в себе и беспомощности в мире взрослых. Чем более выражено чувство неполноценности, тем сильнее гипертрофированы жизненные цели.

Жизненная цель носит защитный характер и служит как бы мостом между безрадостным настоящим и много­обещающим будущим. Сформировавшись в детском воз­расте, жизненная цель чаще всего полностью не осозна­ется, но обеспечивает главные направления и задачи нашей деятельности.

Например, человек, стремящийся к власти, разовьет в себе определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели: тщеславие, зависть, жестокость, амбицию. Адлер подчеркивает, что эти черты характера не являются ни врожденными, ни неизменными, но при-

 

 

нимаются индивидуумом как средство для достижения жизненной цели.

Адлер выделил три основные жизненные цели (зада­чи): работу, дружбу и любовь.

Работа приносит удовлетворение и чувство собствен­ной значимости в той степени, в какой она полезна обществу.

Дружба — выражение нашей причастности к людям, необходимость и потребность приспосабливаться к окружающим и общаться с ними.

Любовь — это тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации между двумя индивидуумами противополож­ного пола.

Эти три задачи, по Адлеру, всегда взаимосвязаны. «Решение одной помогает в разрешении других, мы даже могли бы сказать, что все они — аспекты одной и той же ситуации, одной и той же проблемы — необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой они находятся».

Жизненный стиль. Это сугубо индивидуальный спо­соб, выработанный каждым человеком для достижения своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия со средой. Жизненный стиль личности так же уникален, как уни­кальна и сама личность.

Жизненный стиль можно анализировать только с по­зиции отношения к индивидууму как к единому целому. Только при таком подходе кажущиеся изолированными привычки, черты характера, поступки дают нам целост­ное представление о личности, ее целях и жизненном стиле. «Главная задача индивидуальной психологии, — подчеркивает Адлер, — подтверждать это единство в каждом индивидууме — в его мышлении, чувствовании, действовании, в его независимом сознании и бессозна­тельном — во всех выражениях его личности».

К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, Адлер относил органическую непол­ноценность, избалованность и отверженность.

У детей, страдающих каким-либо хроническим забо­леванием, имеющих физические или психические недо­статки, может развиться резко выраженное чувство не­полноценности, что может привести к утрате социального

 

интереса, изоляции или выбору ложной жизненной цели. Однако те дети, утверждает Адлер, которые преодолевают чувство неполноценности, могут компенсировать недо­статки и выработать для себя оптимальный жизненный стиль.

У детей, воспитанных в обстановке гиперопеки, чув­ство общности и социальный интерес развиты слабо. Избалованным детям не хватает уверенности в своих силах, так как все жизненные проблемы за них обычно решают другие. На первый план у таких детей выступает эгоцентризм и борьба за собственное превосходство.

Примерно в таком же положении и нежеланные, от­вергнутые дети. Лишенные любви близких им людей, они теряют уверенность в своей полезности и нередко выра­стают холодными и жестокими. Интересно в этом отно­шении наблюдение самого Адлера: «Черты нелюбимых детей в наиболее развитой форме могут быть обнаружены при изучении биографий наиболее значительных врагов человечества. Бросается в глаза одна общая черта — со всеми с ними плохо обращались в детстве. Таким образом, у них развивалась нестойкость характера, зависть, враж­дебность; они не могут видеть других счастливыми».

Когда чувство неполноценности достаточно выражено, а социальный интерес развит недостаточно, индивидуум стремится к личному превосходству, так так в глубине души ему не хватает уверенности в том, что он сможет успешно сотрудничать с окружающими. Такие люди не приносят обществу ничего ценного, так как фиксированы на себе, а это неизбежно ведет к поражению, к чувству неудовлетворенности, к неврозу.

Схема апперцепции. Собственные представления ин­дивидуума об окружающей среде и о себе Адлер назвал схемой апперцепции. Апперцепция — это свойство пси­хики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта и лич­ностных особенностей субъекта.

Адлер подчеркивает, что поведение человека опреде­ляется его представлением об окружающем мире. Если свернутая в жгут веревка в сумерках покажется человеку живой змеей, то он может испытать такой же сильный страх, как если бы на месте веревки действительно была змея. Адлер считает, что «наши чувства не воспринимают

 

 

реальные факты, а получают лишь субъективные образы, отражение внешнего мира». Схема апперцепции, по Ад­леру, является частью жизненного стиля и во многом определяет поведение индивидуума.

Творческая сила личности. Адлер утверждал, что че­ловек не является пассивным объектом воздействия внешней среды, а в борьбе за свое место в жизни сам активно влияет на внешнюю среду. Он подчеркивал, что люди — не беспомощные пешки в руках внешних сил;

каждый из них сам формирует свою личность. «Индиви­дуум — и картина, и художник. Он — художник своей собственной личности».

К основным проявлениям творческой силы личности Адлер относил процессы формирования жизненной силы, жизненного стиля и схемы апперцепции.

Творческая сила, по Адлеру, оказывает активное вли­яние на воздействие индивида с внешней средой, а следо­вательно, активно влияет на его судьбу. Роль психоана­литика заключается в том, чтобы вскрыть эти творческие силы и направить их в нужное русло. «Бесполезно пы­таться развивать психологию, — писал Адлер, — на основе одних только низших побуждений, не принимая во внимание творческую силу ребенка, которая направ­ляет побуждения, придает им форму, придает им значи­мую цель».

Чувство общности. В своих поздних работах Адлер большое внимание уделяет социальным интересам лично­сти, «чувству общности», под которым он понимал «чув­ство человеческой солидарности, связи человека с чело­веком... расширенное ощущение товарищества в чело­веческом обществе».

В определенном смысле все поведение человека, по мнению Адлера, социально, поскольку он развивается и функционирует в социальном окружении. Чувство об­щности Адлер понимает шире, чем взаимоотношения индивидуума и его ближайшего окружения; оно означает для него «заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции».

Сотрудничество — одно из проявлений чувства об­щности. Способность к сотрудничеству (кооперации) име­ет глубокие филогенетические корни, так как люди с давних пор объединялись при добывании пищи, на охоте,

 

в защите от хищников и внешнего врага. Чувство общно­сти и сотрудничество, по Адлеру, помогают строить такие социальные отношения, которые являются основанием для формирования полноценного конструктивного жиз­ненного стиля. Чем слабее у человека выражено чувство общности и сотрудничества, тем сильнее выражено чув­ство неполноценности, и наоборот. «Все неудачники, — утверждал Адлер, — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они не способны к сотрудничеству, одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно осталь­ному миру». И наоборот, Адлер полагал, что «если чело­век сотрудничает с людьми, он никогда не станет невро­тиком».

Механизм неврозов. Адлер утверждал, что всякий невроз есть не что иное, как результат конфликта между стремлением к могуществу и чувством собственной непол­ноценности.

Преодоление чувства неполноценности может идти несколькими путями: 1) путем успешной компенсации, в результате чего индивидуум достигнет цели в борьбе за основные жизненные блага; 2) посредством сверхкомпен­сации (маленький и щуплый пытается казаться сильным, трусливый мнит себя героем и т. п.); 3) путем «ухода в болезнь», что есть скрытая тенденция к достижению превосходства. Последний путь, по Адлеру, и есть невроз. В то время когда здоровый человек ставит перед собой более или менее реальные, достижимые цели, невротик ставит перед собой фиктивные, заведомо невыполнимые цели. Развившийся невроз одновременно и маскирует собственную несостоятельность, и является средством «подчинения» себе окружающих.

Адлер расценивал невроз не как болезнь, а как свое­образный характер, деформированный жизненный стиль, а путь, избранный невротиком, — как компенсаторное приспособление к социальной среде.

Исходя из этого, лечение невротиков, по Адлеру, дол­жно сводиться к его перевоспитанию, коррекции фиктив­ных жизненных целей, что требует перевода их из под­сознательного в сознательное.

Индивидуальная психотерапия. Прежде всего следует согласиться с мнением М. С. Лебединского (1971) о том,

 

 

что психологию и психотерапию Адлера более правильнее было бы называть не индивидуальной, а индивидуалисти­ческой.

Адлер выделил три основных этапа индивидуальной психотерапии: 1) понимание психотерапевтом специфи­ческого для пациента жизненного стиля; 2) помощь па­циенту в понимании себя и своего поведения; 3) форми­рование у него повышенного социального интереса.

Первый этап. Чтобы распознать жизненный стиль, Адлер просил пациента подробно рассказать о себе. Особое внимание он обращал на воспоминания раннего детства, выяснял, не имели ли место физическая неполноцен­ность, гиперопека или отверженность. Адлер подчерки­вал, что не бывает «случайных воспоминаний». «Из бес­численного количества впечатлений, — писал он, — с которыми сталкивается индивидуум, его память выбира­ет только те, которые... имеют отношение к его нынешней ситуации».

Адлер обращает внимание на то, что в беседе с паци­ентом важно обращать внимание не только на содержание его рассказа, но и на особенности его поведения, позу, мимику, интонацию. «Я считаю весьма ценным некоторое время воспринимать пациента как бы в пантомиме, то есть не обращать внимания на его слова, а прочитывать его более глубокие намерения из того, как он держит себя, как движется в ситуации».

Кроме рассказа материалом для анализа могут служить сновидения, свободные ассоциации, рисунки

и т. д.

Второй этап. Основная проблема невротика, счита­ет Адлер, состоит в ошибочной схеме апперцепции и определяется нереалистичной и недостижимой целью превосходства. Главная задача психотерапевта заключа­ется в том, чтобы вскрыть истинную структуру жизнен­ного стиля пациента, выявить его фиктивные цели и перевести их в форму сознания. Осознанная фиктивная цель, по Адлеру, теряет способность решающим образом влиять на поведение человека. Понять себя — это озна­чает прежде всего осознать, какое место ты занимаешь в окружающем мире, научиться видеть свои ошибки и понимать их последствия. Здесь нужно тесное содруже­ство врача и пациента. Объяснения врача должны быть

 

ясными и детальными, а главное — обращенными к непосредственному опыту пациента.

От пациента требуется терпение и искреннее желание понять врача. Адлер подчеркивает: «Действительное из­менение природы пациента может быть только его собст­венным делом... На лечение и его успех нужно всегда смотреть не как на успех консультанта, а как на успех пациента. Консультант лишь указывает на ошибки, ис­тинной жизни должен добиваться сам пациент».

Третий этап. Адлер убежден в том, что в основе переживаний и стремлений невротика лежит забота о собственном престиже, и главная задача врача в этом случае заключается в том, чтобы переключить интересы пациента с собственной персоны на интересы общества. «Я говорю пациентам, — писал Адлер, — вы можете вылечиться в две недели, если будете следовать предпи­санию: постарайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное».

* * *

Альфреда Адлера по праву считают основателем инди­видуальной психологии, в основе которой лежит понима­ние каждого человека как интегрированной целостности, не отделенной от социальной среды.

Адлер одним из первых заложил основы «социальной ориентации» в лечении больного, создав тем самым базу для целого направления в психотерапии. Следует согла­ситься с мнением Wittels, который считает, что всех так называемых «неофрейдистов» (Эриха Фромма, Карен Хорни, Гарри Стека и др.) более справедливо было бы называть «неоадлерианцами».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных