Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные положения учения Фрейда




Психический детерминизм. Фрейд полагал, что душевная жизнь — это последовательный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением и опре­деляются предшествующим событием. Некоторые прояв­ления душевной жизни «кажутся» возникшими беспри­чинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находить скрытые связи, кото­рые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.

Сознательное, предсознательное, бессознательное. В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, Предсознание и подсознание (бессознательное). Все пси­хические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.

«Определенные нарушения наших психических функ­ций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными, — писал Фрейд, — оказывают­ся вполне мотивированными, если их подвергнуть психо­аналитическому исследованию». Бессознательное и пред-

 

 

сознательное отделены от сознательного особой психиче­ской инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет две функции:

1) вытесняет в область бессознательного неприемле­мые и осуждаемые личностью собственные чувства, мыс­ли и понятия;

2) оказывает сопротивление активному бессознатель­ному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, во­обще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеря­ны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому про­являются в сознании не прямо, а опосредованно, околь­ными путями — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происхо­дит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действия­ми. Бессознательное обладает большой жизнеспособно­стью и не подвластно времени. Мысли и желания, вытес­ненные в свое время в бессознательное и вновь допу­щенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

То, что мы привыкли называть сознанием, представ­ляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть кото­рого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энер­гии, побуждения и инстинкты.

Предсознание — та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессоз­нательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выпол­нении своей повседневной работы.

Побуждения, инстинкты и принцип равновесия. Инс­тинкты — это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потреб­ностями, психические — желаниями.

Инстинкт содержит четыре компонента: источник (по­требности, желания), цель, импульс и объект. Цель инс­тинкта состоит в уменьшении потребности и желания до такой степени, что дальнейшее действие, направленное на их удовлетворение, перестает быть необходимым. Ины-

 

ми словами, цель заключается в том, чтобы дать организ­му то, в чем он испытывает потребность или что он в данный момент желает. Импульс инстинкта — это те энергия, силы или напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта. Объект инстинкта — это те предметы или действия, которые удовлетворяют пер­воначальную цель.

Рассмотрим, к примеру, как проявляются эти компо­ненты у человека, испытывающего жажду. Тело обезво­живается и начинает нуждаться в жидкости (источник инстинкта — потребность в жидкости, жажда). По мере нарастания жажды нарастают напряжение, энергия (им­пульс), направленные на ее удовлетворение. Цель состоит в том, чтобы уменьшить это напряжение, ликвидировать жажду. «Объект» — это не только жидкость, но и все действия, которые направлены на поиски или приго­товление влаги, и, наконец, сам акт выпивания жид­кости.

Человек, испытывающий потребность, будет продол­жать поисковую деятельность до тех пор, пока не удов­летворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, релаксация — на­пряжением... И так до бесконечности. Идеальным счита­ется состояние покоя, равновесия, соответствующее внут­риутробной жизни.

Если человек с жадностью поедает пищу, значит, он голоден, если кричит, значит, у него что-то болит или он чего-то хочет... Поэтому, рассматривая поведение, сон или любой другой психический процесс, нужно искать лежащие за ними побуждения и желания.

Работа психоаналитика включает в себя поиск причин мыслей, чувств и поведения, чтобы потребность (инс­тинкт), неправильно или недостаточно удовлетворяемая определенной мыслью или поведением, могла найти луч­шую, более оптимальную форму удовлетворения.

Иногда некоторые мысли или формы поведения не только не уменьшают напряжение, а, наоборот, усилива­ют его. Это означает одно из двух: либо прямое выражение потребности блокировано, либо эти конкретные мысли и формы поведения не удовлетворяют ее.

Хотя существует большое разнообразие инстинктов, Фрейд попытался свести их к двум основным группам:

 

 

инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). Этот фундаментальный антагонизм существует всегда, но, может быть, не видим в психической жизни, потому что большинство наших мыслей и действий связаны не с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия и взаимовлияния. Инстинкты — это «каналы, по которым протекает энергия», и эта энергия подчиняется своим собственным законам.

По мнению Фрейда, каждый из этих двух обобщен­ных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеет и свой источник энергии. Либидо (в пер. с лат. — желание) — энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия. Эта энергия имеет свои количественные и динамические критерии. Катексис — это процесс помещения либидозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы пси­хической жизни, в идею или в действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его.

Если представить себе либидо как определенную сумму денег, то катексис — процесс покупки, вклады­вание денег в ценности. Чем больше вложено денег в одни ценности, тем меньше их останется для других.

Психоаналитик всегда пытается понять непропор­циональность катектирования либидо и старается пере­распределить его. Стремление высвободить связанные энергии мы находим также у Роджерса и Маслоу, в буд­дизме и суфизме. Каждая из атих теорий строит свои заключения на наличии и поиске источников психиче­ской энергии, но все они согласуются с фрейдовским представлением о том, что обнаружение и канализация психической анергии - одна из основных проблем в по­нимании личности.

Психосексуальные стадии развития. В самом начале жизни половое влечение неотделимо от инстинкта само­сохранения, но в отличие от последнего обладает спо­собностью к вытеснению и сложной трансформации.

Основная потребность ребенка после рождения — это потребность в питании. Поэтому большая часть энергии (либидо) катектирована в области рта. Во время кормле-

 

ния ребенка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Все эти «побочные» ритуалы помогают уменьшить напря­жение, так как ассоциируются ребенком с процессом кормления. Младенец испытывает явное удовольствие при сосании не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (соска, пальцы, игрушка). Таким образом, рот — первая область организма, которой ребе­нок может управлять и раздражение которой приносит максимум удовольствия. По Фрейду, это оральная стадия сексуального развития.

По мере взросления «зоны удовольствия» распростра­няются на новые области тела, однако определенная часть энергии остается постоянно «привязанной» к оральной зоне. У взрослых остается много оральных привычек и постоянный интерес к поддержанию оральных удоволь­ствий: еда, сосание, жевание, курение, облизывание губ и т. п. Некоторые оральные привычки, такие, как грызение ногтей, курение, кусание, расцениваются как прояв­ление неполной психической зрелости, как фиксация на оральной стадии развития. Термином «фиксация» Фрейд обозначал задержку, застревание на одной из стадий сексуального развития. В таких случаях человек иногда предпочитает удовлетворить свои потребности более при­ятными «детскими» способами, а не адекватными нор­мальному развитию.

В возрасте от 2 до 4 лет ребенок особое внимание сосредоточивает на акте уринации и дефекации — это анальная стадия. «Проблема туалета, — пишет Фрейд, — разжигает естественный интерес к открытию себя. Увеличение психологического контроля связано с пониманием, что такой контроль может быть новым источником удовольствия». Ребенок поначалу не понима­ет, что его моча и кал не представляют никакой ценности;

почему его хвалят за то, что он «это сделал», и ругают, если он это сделал на пол или взял кусочек кала в руки? Поощрения и похвалы постоянно сменяются запретами и табу... Фиксация на анальной стадии развития ведет к формированию таких черт характера, как чрезмерная аккуратность, бережливость, упрямство. Фрейд в таких случаях говорит об «анальном характере».

Далее следует фаллическая стадия сексуального развития. По меньшей мере с 3 лет ребенок впервые

 

 

обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса. Фрейд считает, что желание девочки иметь пенис и понимание того, что его нет, — критический период в развитии женщины. В этот период детства сексуальность достигает вершины и нередко связана с непосредствен­ным раздражением гениталий. Основным объектом либи­до становится родитель противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать, одновременно ревнует и любит отца (Эдипов комплекс); девочка — наоборот (комплекс Элек­тры). Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующим родителем. Так формируется ос­нова морали — супер-Эго и возможность активного подав­ления сексуальных влечений.

К 5—6 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и он переключается на учебу, спорт, различ­ного рода увлечения. С этого времени наступает так называемый латентный период (6—12 лет).

В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой. Сначала она проявляется в эро­тических сновидениях, поллюциях, преходящем онаниз­ме, а затем либидозная энергия полностью переключается на полового партнера. Наступает стадия половой зрело­сти — генитальная стадия.

При нормальном развитии личности сексуальные представления, связанные с прегенитальным периодом, полностью вытесняются в сферу бессознательного, а соответствующие им представления сублимируются. Од­нако нередки случаи, при которых вытеснение ин­фантильных сексуальных представлений совершается неполностью, и тогда «ущемленный комплекс» про­является в виде ошибочных действий, оговорок, в сновидениях, а в более тяжелых случаях — в форме невротических расстройств.

Структура личности. В структуре личности Фрейд выделяет Ид, Эго и супер-Эго (Оно, Я, сверх-Я).

Ид — это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Ид, считает Фрейд, «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции — кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам

 

неизвестной. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого влияния не уменьшается. Ид можно сравнить со слепым и глухим диктатором с неограниченною властью, но властвовать он может только через посредников».

Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора дерево, но при этом питается энергией Ид, Сознательная жизнь протекает преимуще­ственно в Эго, Посредством накапливания опыта (в памя­ти) Эго избегает опасных раздражителей, адаптируясь к умеренным, и, главное, посредством активной деятельно­сти способно перестраивать его себе на пользу. Развива­ясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид, решая, будет ли инстинктивная потребность реали­зована сиюминутно, или ее удовлетворение будет отложе­но до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Ид реагирует на потребности, Эго — на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание этих импуль­сов сопровождается напряжением, чувством «неудоволь­ствия», уменьшение — релаксацией, чувством «удоволь­ствия». Эго, считает Фрейд, стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия.

Супер-Эго развивается из Эго и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функции супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

В качестве совести супер-Эго судит, ограничивает, за­прещает или разрешает сознательную деятельность. Са­монаблюдение возникает из способности супер-Эго (неза­висимо от Ид и Эго) оценивать деятельность, направлен­ную на удовлетворение потребности. Формирование иде­алов связано с развитием самого супер-Эго. Иногда непра­вильно отождествляют супер-Эго с поведением одного из родителей. " Супер-Эго ребенка, — подчеркивает Фрейд,— в действительности конструируется не по модели его родителей, а по модели супер-Эго его родителей".

 

 

Основная цель взаимодействия всех трех систем — Ид, Эго и супер-Эго — поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.

Механизмы защиты. От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил (внутренних, внешних), Эго оберегает себя с помощью таких защитных механиз­мов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реак­тивные образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация.

Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознатель­ном требуется постоянный расход энергии.

Отрицание — это попытка не принимать за реаль­ность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспо­минаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд при­водит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным ре­зультатам, я незамедлительно записывал это; я обнару­жил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».

Рационализация — это нахождение приемлемых при­чин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения мыс­лей и поступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы.

Реактивные образования — это поведение или чувст­ва, противопоставляемые желанию; это явная или неосоз­нанная инверсия желания.

Проекция — это подсознательное приписывание собст­венных качеств, чувств и желаний другому человеку.

Изоляция — это отделение психотравмирующей ситу­ации от связанных с ней душевных переживаний. Замена

 

ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуа­ции от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, может «дать» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прессинга, «спустить пар», время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискован­но водят автомобиль и делают еще массу «глупостей».

Сублимация — это наиболее распространенный защит­ный механизм, посредством которого либидо и агрессив­ная энергия трансформируются в различные виды дея­тельности, приемлемые для индивида и общества. Разно­видностью сублимации может быть спорт, интеллекту­альный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.

Таким образом, «механизмы защиты — это способы, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений». Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе не­врозов. Невротический синдром есть следствие неу­давшегося защитного процесса. Психоневроз — про­явление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С ме­ханизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригид­ность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Для невроза навязчивых состо­яний характерными являются механизмы изоляции и реактивного образования.

Принципиальная цель психоаналитика состоит в том, утверждает Фрейд, "чтобы усилить Эгр, сделать его более независимым от супер-Эго, расширить поле его восприя­тия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Ид",

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных