Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эффективность гипносуггестивной психотерапии




На эффективность гипносуггестивной терапии кроме профессиональных знаний врача, несомненно, ока­зывают влияние его личные качества. Речь идет, конечно, не о «магическом» влиянии, которое существует только в воображении пациента. Главное — это вера самого врача в возможности гипносуггестивной терапии, его надежда и уверенность в излечении пациента. Мы считаем, что психотерапевт, практикующий гипносуггестию, не дол­жен до конца развеивать представления пациента о «ма­гическом» воздействии гипноза, так как они являются необходимой предпосылкой успешного лечения.

Гипнотизер всегда должен казаться спокойным, уверенным в себе, не должен смущаться, а тем более отчаиваться в случае неожиданных отклонений в ходе лечения, не впадать в уныние при неудачах. Ему нужны определенные волевые качества, хладнокровие и выдержка. Эти качества необходимо постоянно раз­вивать и тренировать.

Имеют значение пол, возраст, манера общения, внеш­ний вид, тембр голоса, репутация врача в коллективе и вне его. Каждый психотерапевт имеет свой диапазон лечебных возможностей, зависящий в первую очередь от его личностно-типологических особенностей.

Хороший психотерапевт должен быть неплохим акте­ром. Особое внимание следует обратить на постановку голоса, грамотность и образность речи. В процессе лечеб­ного внушения большое значение наряду со смыслом внушаемых слов имеют голосовая характеристика их произнесения, интонация, громкость, выразительность речи. Чрезмерная монотонность, так же как и экспрес-

 

сивная декламация, снижают внимание больного к содер­жательной стороне внушения.

А. С. Макаренко (1950) писал, что он сделался насто­ящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда усвоил 20 нюансов постановки лица, фигуры, голоса.

Недопустимо поверхностное, шаблонное отношение к психотерапевтическим сеансам. Если врач чувствует себя утомленным или больным, лучше в этот день заменить сеанс гипнотерапии другим видом лечения. Иногда врачи отменяют сеансы гипносуггестии только потому, что больной не поддается лечению. Много­летний опыт убеждает нас в том. что таких больных нет, а психотерапия со всем разнообразием ее методов воздействует на каждого больного. Следует только правильно выбрать метод, учесть показания и проти­вопоказания и не спешить с отрицательным выводом о результате лечения.

Эффективность гипносуггестивной терапии во многом зависит от умения врача погрузить больного в гипноз, от техники гипнотизации. Во время сеанса пациенту нужно рекомендовать меньше сосредоточиваться на отдельных словах гипнотизера или на отдельных ощущениях, ори­ентировать его на пассивную подчиняемость, переход в дремотное состояние.

Представляют интерес экспериментальные работы Эриксона (Erikson, 1939), который показал, что при гипнотизации важен не столько монотонный раздра­житель, сколько представление о нем. Если пациент лишь вообразит, что смотрит на блестящий шарик, то он впадает в гипнотический транс значительно быстрее и сам транс бывает более глубоким, чем при гипнотизировании с обычной фиксацией взора. Это относится и к другим часто применяемым при гип­нотизации монотонным раздражителям. Как утверж­дает Эриксон, большей гипнотизирующей силой обла­дает не звук метронома, а воображение об этом звуке. Ритм воображаемого метронома пациент может изме­нить сам и «приспособить» его к своему состоянию, что облегчает погружение в транс.

Не утратило своей актуальности и критическое отно­шение Эриксона к «молниеносному» погружению в гип-

 

 

ноз, к экспресс-методам гипносуггестивной терапии. «Это ложное представление, — писал он, — в действительно­сти не опровергнуто, поскольку и в наше время в литера­туре можно найти утверждения, что 2—5 минут достаточ­но для того, чтобы вызвать у человека глубокие нейро- и психофизические гипнотические изменения. В то же вре­мя эти же авторы, прописывая какое-нибудь сильное лекарство, безусловно, станут долго ждать его действия».

Эриксон ставит эффективность лечебного воздейст­вия внушения в гипнозе в прямую зависимость от фактора времени. «Очень часто, — с сарказмом под­мечает он, — от гипнотика ждут, чтобы он за несколько секунд перестроился психологически и фи­зиологически и сумел выполнить те сложные задачи, с которыми он обычно в нормальном состоянии спра­виться не может».

Можно быстро вызвать временные изменения, но это не означает, что можно быстро излечить больного или изменить его поведение. Нельзя путать такие понятия, как индуцирование транса и оперирование трансом. Боль­ного можно очень быстро погрузить в гипноз, но, чтобы излечить его, нередко требуются не часы, а годы. Можно провести аналогию: как бы ни была важна при хирурги­ческой операции регуляция глубины наркоза, сама опе­рация и ее результат зависят от нее только частично.

В процессе гипнотизирования и суггестии очень важна обратная связь врача и пациента. Как уже упоминалось, нужно убедить пациента, начинающего лечение, что гип­ноз ничем ему не угрожает. Даже опытному психотера­певту полезно прислушиваться к мнению пациента о технике гипнотизирования и проведения внушения в гипнозе. У одной нашей пациентки мы длительное время не могли вызвать глубокий гипноз. Однажды она робко попросила, не может ли она, хотя ничего не понимает в лечении гипнозом, сделать несколько замечаний врачу. После того, как ей разрешили, она сказала: «Вы произ­носите свои внушения слишком быстро. Было бы лучше, если бы вы произносили их медленно и повторяли. Время от времени, пожалуйста, делайте паузы и дайте мне передохнуть. И еще... Не подчеркивайте так резко слово «спать». Техника лечения была изменена, и больная на следующем же сеансе погрузилась в глубокий транс.

 

Часто возникает вопрос: «Возможно ли в гипнозе внушить преступное или аморальное действие?» Боль­шинство авторов отвечают на этот вопрос отрицательно.

М. С. Лебединский (1971) считает, что человека, сво­бодного от антисоциальных тенденций, человека с проч­ными этическими установками нельзя побудить посред­ством внушения в гипнозе совершить преступление или аморальный поступок. В то же время человека с антисо­циальными установками можно как в гипнозе, так и под влиянием внушения в бодрствующем состоянии побудить к совершению преступления.

Бернгейм также полагал, что действия в гипнотиче­ском сне и при постгипнотическом внушении зависят не столько от гипнотизера, сколько от самого субъекта.

А. М. Свядощ (1982) утверждает, что даже в состоянии сомнамбулизма обычно не удается внушить то, что глу­боко противоречит этическим и моральным устоям лич­ности гипнотизируемого.

Тем не менее применение гипноза у нас в стране регламентировано определенными юридическими норма­тивами. Во-первых, запрещено использовать гипноз с эстрады, в зрелищных целях. Согласно Инструкции Нар-комздрава и Наркомюста от 1926 г., гипнотизацией и гипнотерапией могут заниматься только врачи. Сеансы гипноза разрешается проводить только в условиях лечеб­ного учреждения, причем желательно присутствие треть­его лица. Данные о проведенном сеансе должны заносить­ся в специальную документацию (история болезни, меди­цинский журнал).

Эти положения нашли отражение в «Медицинском письме по применению гипноза в лечебных целях» от 1957 г., которое утверждено Минздравом СССР в качестве инструктивного документа врачам всех лечебных учреж­дений страны. В письме не содержится требования о присутствии на сеансах гипноза третьего лица. В осталь­ном же Инструкция Наркомздрава и Наркомюста от 1926 г. сохраняет юридическую силу.

Предметом широкого обсуждения в последние годы стали вопросы, связанные с возможностью использования в гипносуггестивной терапии средств связи и массовой

 

информации. Вопрос этот не новый. Уже давно было установлено, что гипнотизация может быть осуществлена по телефону, радио, телевидению, посредством кино и магнитофонных записей.

Наибольшее распространение получило проведение се­ансов гипносуггестии с помощью магнитофонной записи. Принципиальных возражений эта методика не вызывает, как не вызывает сомнения и тот факт, что «механический гипнотизер» не может заменить живое общение с психо­терапевтом (Рожнов, 1986 и др.). Первые два-три сеанса обязательно должны быть проведены врачом, голос кото­рого записывается на магнитную ленту. И только после этого, убедившись в хорошем качестве воспроизводства записи, можно перейти к лечению посредством магнито­фона.

Средства массовой информации (кино, телевидение) значительно усиливают внушение, в том числе внушение в гипнозе. Поэтому применение телегипносуггестии с лечебной целью возможно только после очень тщательно­го диагностического отбора больных, еще более строгого, чем при обычной гипносуггестии, с учетом показаний и противопоказаний к этому методу лечения, при наличии «обратной связи» с пациентами и при обязательном изу­чении отдаленных результатов проводимого лечения.

НАРКОПСИХОТЕРАПИЯ

Общие положения -

Наркопсихотерапия отличается от других ме­тодов тем, что она проводится с применением небольших доз наркотических средств, чаще всего барбитуратов.

Некоторые авторы (Свядощ, 1982; Карвасарский, 1985) склонны рассматривать наркопсихотерапию как метод «внушения в состоянии наркотического сна».

Свойство человека в определенных стадиях наркоза растормаживаться, утрачивать самоконтроль, говорить, не таясь, о самом сокровенном было использовано Шильдером (1922), а затем и другими психотерапевтами психоаналитического толка как дополнительное сред­ство, облегчающее и ускоряющее психоаналитическое лечение.

 

В 1936 г. Horsley впервые ввел понятие и термин наркоанализ, расценивая сам метод как модификацию аналитической психотерапии. Он считал, что наркоанализ отличается от классического психоанализа рядом преимуществ, главным из которых является сокращение времени лечения.

Наиболее широкого распространения применение наркопсихотерапии достигло в годы Второй мировой войны. По свидетельству ряда авторов (Lambert, 1944;

Stratton et al., Teirich, 1949 и др.), наркоанализ с успехом применялся среди американских и английских солдат для купирования истерических расстройств, реакций страха и тревоги. Особенно часто благодаря легкости контакта и расторможенности эмоций практи­ковался наркокатарсис. Одновременно солдатам внуша­лось, что они ничего не будут бояться, станут стойкими и смелыми. В дальнейшем наркоанализ, наркосинтез, «амиталовые интервью», введение «сыворотки истины» как методы экспресс-психоанализа стали практико­ваться во многих странах Запада (Fervers, 1951;

Scharling, 1952 и др.).

Длительное время предметом дискуссии был вопрос о возможности применения наркоанализа в криминалисти­ческой практике. В 1949 г. во Франции метод «амиталового интервью» в следственной практике и при проведе­нии судебно-психиатрической экспертизы был запрещен. Большинство авторов (Rurnke, 1952; Stockert, 1951 и др.) считают, что следственный материал, полученный под влиянием наркотиков, использовать в следственной и экспертной практике нельзя. Во-первых, он часто бы­вает ложным; во-вторых, добивается вопреки воле подэкспертного; в-третьих, как справедливо подчеркивают Schonke и Janota (1955), нельзя адекватно оценивать материал, полученный в состоянии «искусственно вы­званного помрачения сознания» (цит. по М. Э. Телешовской, 1969).

Метод наркопсихотерапии довольно широко использо­вался, правда с несколько иных теоретических позиций, отечественными психиатрами (во время Второй мировой войны при лечении «функционально-нервных наруше­ний, связанных с коммоционно-контузионными пораже­ниями, а также психогенных нарушений» (цит. по Вель-

 

вовскому и соавт., 1984)). Методика лечения состояла в том, что больному медленно вводили в вену 30%-ный раствор алкоголя и на фоне возникающей эйфории про­водили суггестивные внушения.

В дальнейшем этот метод лечения в нашей стране был детально разработан М. Э. Телешевской (1969, 1985).

Техника лечения

Больному предварительно разъясняют харак­тер проводимого лечения. При этом очень важно выра­ботать положительное отношение к методу лечения и внушить больному надежду на его успех. В этом отноше­нии хорошее действие оказывает общение с больными, уже излеченными этим методом, а также некоторая экс­позиция (2—3 дня) от момента назначения до первого сеанса.

Сеансы проводятся не реже двух раз в неделю, от 3 до 15 на курс лечения. Больной укладывается в горизонталь­ное положение, и ему внутривенно очень медленно (1 мл в минуту), обязательно в присутствии врача, вводится 2—4 мл 5%-ного раствора гексенала или любое вещество аналогичного действия (пентонал, эвипан, гексебарбитон, тиопентал натрия, амитал натрия и др.). Значительно реже доза может достигать 5—6 мл.

Во время введения препарата с больным поддержива­ется активная беседа. Иногда для контроля глубины сна больному предлагают считать до определенной цифры и обратно. При ошибках в последовательности счета, при появлении дизартрии введение препарата приостанавли­вается или прекращается. Важно уловить ту стадию нар­коза, в которой проведение лечебного внушения наиболее эффективно. Чаще всего используется стадия эмоцио­нальных сдвигов с некоторыми компонентами оглушенности.

Выделяют несколько стадий барбитурового наркоза (Телешевская, 1985).

I. Стадия общей активности и инициативы. Характеризуется тем, что у больных уже после введения небольших доз гексенала (0,2—0,4 мл) сводятся до мини­мума активные движения, замедляется и становится дизартричной речь. У некоторых больных появляются голо-

 

вокружение, сухость во рту и характерный запах гнилых яблок изо рта.

II. Стадия эмоциональных сдвигов. Проявля­ется эйфорией, речедвигательной расторможенностью, облегчением и ускорением ассоциативных процессов. Па­циенты доверительно говорят о своих сокровенных пере­живаниях, чаще всего преувеличивая свои физические и умственные возможности. Нередко при оживлении психотравмирующей ситуации эйфория внезапно сменяется дисфорией, чувством тоски, тревоги, и тогда больные с плачем говорят о нанесенных им обидах, о своей «несча­стной жизни» (наркокатарсис). Продолжительность ста­дии от 10 минут до часа.

III. Стадия измененного сознания. Чаще всего возникают оглушенность различной степени выраженно­сти, психомоторная заторможенность. Взгляд пациента затуманивается, речь замедляется, усиливается дизарт­рия, движения становятся вялыми, плохо координиро­ванными. Длится эта стадия от нескольких минут до часа и переходит в сон.

IV. Стадия поверхностного сна, который быстро переходит в наркоз. Искусство наркотиза­тора в данном случае заключается в умении «вычленить» и пролонгировать II—III стадии наркоза.

Действия психотерапевта должны быть продуманны­ми и четкими, лечебное внушение — кратким и ясным, так как контакт с пациентом при этом методе лечения относительно непродолжителен.

М. Э. Телешевская, более четверти века посвятившая изучению наркопсихотерапии, следующим образом опи­сывает методику ее применения при истерическом невро­зе: «С началом введения дробных доз гексенала психоте­рапевт ясно, уверенным голосом, размеренно и предельно четко, с легким императивным оттенком разъясняет боль­ному, что вскоре он почувствует легкое головокружение и постепенно нарастающее ощущение расслабления, лег­кости. Затем тем же тоном врач добавляет, что сейчас больной без особых затруднений сумеет выполнить любую инструкцию — петь, говорить, совершать движения, чи­тать, не испытывая при этом прежних затруднений. По мере выявления стадии эмоциональных сдвигов (эйфо­рии) с компонентами легкой оглушенности и до момента

 

выхода в состояние ясного сознания больному предлага­ется осуществлять необходимые тренировочные упражне­ния. При этом он твердо убеждается в устранении основ­ного симптома, декомпенсировавшего его, ему внушается уверенность в значительном улучшении и в дальнейшем выздоровлении. При наличии блефароспазма истериче­ского генеза предлагается открывать и закрывать глаза перед зеркалом под контролем зрения и внушается воз­можность этого. При афонии, мутизме, заикании больно­му предлагается на фоне явлений легкой оглушенности громко произносить слова, читать знакомые стихи, петь песни. В случае амавроза внушается восстановление зре­ния: больной вначале называет окружающие предметы и вещи, которые подносятся к его глазам, затем ему пред­лагают громко читать текст из книги или газеты. Психо­генные рвоты устраняются путем внушения в состоянии оглушения, подкрепляемого приемом пищи» (Телешев­ская, 1969).

И. 3. Вельвовский и соавт. (1984), говоря о наркопси­хотерапии, подчеркивают, что врач при этом методе ле­чения должен проводить суггестивные воздействия не только в чисто императивном, авторитарном тоне, но и мотивированно, логически обоснованно.

У нас в стране чаще всего применяются следующие методические приемы наркопсихотерапии.

1. Использование кратковременного дейст­вия неполного гексеналового наркоза. Препа­рат вводят внутривенно в течение 3—4 минут до дости­жения II—III стадий наркоза. Лечебное воздействие ока­зывается посредством внушения или различного рода тренировок.

2. Использование пролонгированного дей­ствия гексеналового наркоза. Игла остается в вене 10—15 минут, а препарат вводится очень медленно и прерывисто (0,1—0,2 мл 5%-ного раствора гексенала в минуту). Таким образом удается растянуть и задержать нужную стадию наркоза на более продолжительный от­резок времени.

3. Наркогипноз. Внутривенно вводят небольшую дозу гексенала или амитала натрия (1—2 мл 5%-ного раствора), а затем пациента погружают в состояние гип­ноза. Применяется у лиц малогипнабельных и скептиче-

 

ски настроенных в отношении эффективности проводимого лечения.

4. Гипнонаркоз. Внутривенное введение гексенала осуществляется на фоне вызванного у пациента гипноти­ческого состояния. При этом больному внушают, что ему вводится небольшая доза лекарственного вещества, вли­яние которого благотворно скажется на состоянии его здоровья. Показан при навязчивых состояниях и ипохон­дрических расстройствах.

5.Прием многократных внутривенных вве­дений барбитуратов. Проводится в форме курса ле­чения (от 12 до 20 внутривенных инъекций через день 3—4 мл 5%-ного раствора гексенала). Лечебный эффект оказывают эйфоризирующее действие наркотика и после­дующий сон. Словесное внушение не проводится. Дает положительный эффект при затянувшихся депрессиях и ипохондрических состояниях.

6. Комбинированная наркопсихотерапия. Включает в себе несколько методических приемов, кото­рые применяются одновременно или выборочно в зависи­мости от протекания лечебного процесса.

7. Групповая наркопсихотерапия (Телешевская, 1985). Группа формируется из 5—12 человек. Под­бор осуществляется по следующим основным принципам:

характер заболевания, пониженные внушаемость и гипнабельность, малая эффективность ранее применявшихся методов лечения, целесообразность быстрого лечебного воздействия.

После изучения каждого больного врач излагает сущ­ность метода лечения всей группе. Каждый больной ко­ротко рассказывает о своем заболевании и связанных с ним переживаниях. Происходит обмен мнениями.

Сеансы групповой наркопсихотерапии проводятся 2— 3 раза в неделю, продолжительность их от 1 до 2 часов. Курс лечения 10—15 сеансов. Каждому больному вводит­ся внутривенно 1—2 мл 10%-ного раствора гексенала или амитала натрия. После этого проводится словесное вну­шение (непосредственно врачом или посредством магни­тофонной записи).

М. С. Лебединский с соавт. (1976) предложили при наркопсихотерапии вместо барбитуратов использовать га­зовую смесь из кислорода и закиси азота (в соотношении

4:1). Длительность вдыхания смеси 10—15 минут, курс лечения 4—10 сеансов.

В некоторых странах Запада психотерапия проводится в сочетании с психотомиметиками, психодислептиками:

LSD-5, псилоцибином, мексалином и др. (психоделическая, или психомиметическая, терапия). В нашей стране этот метод не применяется.

Наркопсихотерапия применяется чаще всего при по­граничных нервно-психических расстройствах с истери­ческой. фобической, ипохондрической и депрессивной симптоматикой.

В. Д. Карвасарский (1985), Kratochvil (1976) считают, что наркопсихотерапия может выступать в качестве од­ного из вариантов так называемой абреактивной психо­терапии, представляющей собой попытку нейтрализо­вать патогенное влияние прошлого травматического опы­та за счет воспроизведения его в искусственно сформиро­ванных терапевтических условиях.

Основными противопоказаниями к применению нар­копсихотерапии являются заболевания печени и почек с нарушением их функций, склонность к наркоманиям.

 

САМОВНУШЕНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Самовнушение, так же как и внушение, — категория психологическая. Сюда в опре­деленном смысле можно отнести и такие понятия, как самовоспитание, саморегуляция, самовоз­действие и т. п.

Существует много определений самовнушения. Так, А. М. Свядощ (1982) под самовнушением понимает «уси­ление влияния представлений на вегетативные или пси­хические процессы, вызванные психической активностью лица, проводящего самовнушение». М. Е. Бурно (1975) считает, что самовнушение — это методика внушения ка­ких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний самому себе. А. С. Ромен (1986) под самовнушением пони­мает «сложный волевой процесс, обеспечивающий целе­вое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости — к его реализации».

Механизмы внушения и самовнушения изучены еще недостаточно. Предполагается, что в основе как внуше­ния, так и самовнушения лежат ослабленные действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации. Если при внушении очаг концентрированного возбуждения в коре головного мозга возникает в результате действия внешних раздражите­лей, то при самовнушении он может образовываться вследствие оживления и тренировки внутренних ассоци­ативных связей.

Самовнушение может быть непроизвольным и произ­вольным. Непроизвольное самовнушение обычно опосре­довано дополнительными, усиливающими аутосуггестию факторами и несет в себе мощный эмоциональный заряд. Произвольное самовнушение возможно, если сосредото­чить мысли и внимание на каком-либо одном представле­нии. Путем самовнушения можно влиять не только на психические процессы, но и на некоторые висцеральные функции организма.

 

95

Самовнушение, так же как и внушение, возможно в бодрствующем состоянии (метод Куэ) или в состоянии аутогипнотического транса (метод Шульца).

Следует отметить, что сам Шульц (Schultz, 1932, 1960) рассматривал разработанный им метод аутогенной трени­ровки как самовнушение, проводимое в состоянии само­расслабления, как «концентрированное саморасслабле­ние».

В настоящее время разработано большое, количество психотерапевтических методов, основанных на самовну­шении. В лечебной практике чаще других применяются методы Куэ, Джекобсона, Шульца.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ САМОВНУШЕНИЕ (МЕТОД КУЭ)

Эмиль Куэ родился в городе Турайте (Франция) в 1857 г. и до 1910 г. работал аптекарем. Будучи наблю­дательным человеком и постоянно общаясь с пациентами, Куэ обратил внимание на то, что лечебный эффект лекар­ства зависит не только от его фармакологических свойств, но в еще большей степени от того, верит ли больной в целебную силу этого лекарства или нет. Одно дело, когда человек принимает лекарство с уверенностью в выздоров­лении («завтра мне станет лучше»), и совсем другое, когда он не верит в пилюли («все равно мне ничего не помо­жет»). Оказывается, делает вывод Куэ, сила воображения влияет на эффективность лечения.

Основываясь на своих практических наблюдениях, Куэ создал систему психотерапевтической помощи, кото­рую назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». В 1910 г. Куэ переезжает в Нанси и открывает там клинику психотерапии, которой руково­дит до самой смерти (1926).

Следует отметить, что «Система Куэ» в 20-х годах получила довольно широкое распространение. Извест­ный французский психотерапевт Cottraux (1978) на­зывает Куэ одним из предшественников создания по­веденческой психотерапии, отмечая, что он был «пер­вым, кто предложил методы контроля мысли и под­черкивал роль позитивной мысли в изменении пове­дения».

 

96

С современных позиций некоторые теоретические рассуждения Куэ кажутся упрощенными и даже примитив­ными. Тем не менее созданный им метод «произвольного самовнушения» применяется в практике психотерапии и по сегодняшний день.

Куэ считал, что главной причиной заболевания явля­ется болезненное воображение, в котором проявляется бессознательное Ид. Куэ сравнивал силу воображения с горным потоком, который в своей стихийной безудерж­ности сносит все на своем пути, но который можно «приручить», и тогда он сможет вырабатывать положи­тельную энергию. Куэ утверждал, что все люди находятся во власти силы своего собственного воображения и что больной человек, «вооружившись правильным представ­лением, может снова достичь своего душевного равнове­сия».

Сознательное самовнушение по Куэ — это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полез­ными и благотворными. Куэ сравнивал болезненные пред­ставления с застрявшими в предсознательной части Эго штифтами, которые можно постепенно выбить и заменить другими.

Кто не желает преуспеть именно в тех областях деятельности, в которых он отстает и перед которыми испытывает страх? Как известно, Демосфен страдал дефектом речи (голос его был тихим, а речь шепе­лявой), но он очень хотел стать оратором. Этот человек был настолько полон веры в себя, что путем упорных тренировок (он учился говорить с камнями во рту) стал, по свидетельству современников, непревзойден­ным оратором.

Пример Демосфена, по мнению Куэ, наглядно иллю­стрирует одно из важных его теоретических положений:

«успех приносит не столько сила воли, сколько сила собственного воображения».

Действительно, сознательные волевые усилия при кор­рекции речи не помогают, а только мешают. То же происходит и при некоторых других заболеваниях. Совет врача больному, страдающему навязчивыми состояния-ми, или фобиями, «взять себя в руки» чаще всего прино­сит только ухудшение.

 

97

Согласно Куэ, лечебные представления, которые он назвал «формулой самовнушения», являются по своей сути констатацией факта. Формула самовнушения долж­на быть простой и не носить насильственного характера. Например: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше».

При этом неважно, считает Куэ, соответствует ли формула самовнушения действительности или нет, так как она адресуется подсознательному Я, которое отлича­ется легковерием. Подсознательное Я принимает эту фор­мулу за истину, как приказ, который необходимо выпол­нить. Чем проще будет формула, тем лучше лечебный эффект. «Формулы должны быть «детскими», — говорит Куэ. — Они предназначаются не для нашего сознательно­го, критически настроенного Я, а исключительно как представление, как детские формулы».

Куэ неоднократно подчеркивал, что произвольное са­мовнушение должно осуществляться без каких-либо во­левых усилий. «Если вы сознательно внушаете себе что-либо, — писал он, — делайте это совсем естественно, совсем просто, с убеждением и особенно без всякого усилия. Если бессознательное самовнушение, часто дур­ного характера, бывает столь успешным, то это от того, что оно осуществляется без усилий».

Техника лечения. Лечение начинается с предваритель­ной беседы, во время которой разъясняется влияние самовнушения на организм, приводятся примеры целеб­ного воздействия внушения и самовнушения при различ­ных заболеваниях. Чтобы убедить больного в том, что его собственные мысли, представления могут влиять на не­произвольные функции организма, мы нередко использу­ем пробу с маятником Шевроле. Грузик, подвешенный на нитке, раскачивается в «неподвижной» руке пациента только при одном представлении о его движении. Это усиливает внушаемость больного и убеждает его в дейст­венности избранного метода лечения.

Далее врач совместно с вольным составляет формулу самовнушения, которая может меняться в процессе лече­ния. Формула должна быть простой, состоять из несколь­ких слов, максимум из 3—4 фраз и всегда носить позитив­ное содержание. Например, «Я здоров» вместо «Я не бо­лен». Иногда формула представляет своеобразный «код»,

98

понятный только больному. Так, для усиления веры в свои силы может быть использована формула: «Я могу, я могу, я могу». В других условиях формула может быть более расширенной. Например, в условиях групповой зависимости от алкоголя или наркотиков пациент внуша­ет себе: «Мое решение победить тягу к спиртному (нарко­тикам) окончательное. Какой бы предлог ни выставляли друзья и как бы меня ни уговаривали, в любом случае не поддамся уговорам, не изменю своему решению».

Во время сеанса больной занимает удобную позу сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Произносить формулу нужно монотонно, не фиксируя внимания на ее содержании, не громко, но так, чтобы сам больной обязательно слышал то, что говорит.

Сеанс самовнушения продолжается 3—4 минуты, по­вторяется 2—3 раза в день в течение 6—8 недель.

Куэ рекомендовал использовать для проведения сеан­сов просоночные состояния утром при пробуждении и вечером при засыпании.

Чтобы не отвлекать своего внимания на счет при двадцатикратном повторении формулы, Куэ рекомендо­вал использовать шнур с двадцатью узелками, которые перебираются, как четки.

Лечение проводится обычно амбулаторно, но под на­блюдением врача.

Метод Куэ может использоваться самостоятельно, но чаще применяется в комплексе с другими методами суг­гестивной психотерапии.

Несомненным преимуществом метода самовнушения по сравнению с внушением и гипносуггестией является то, что пациент сам активно участвует в процессе лече­ния, а сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое время.

ПРОГРЕССИВНАЯ МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ (МЕТОД ДЖЕКОБСОНА)

Метод предложен чикагским врачом Джекобсоиом в 1922 г., то есть за 10 лет до того, как Шульц представил на суд медицинской общественности свой

 

99

метод, изложенный им в монографии «Аутогенная трени­ровка — сосредоточенное саморасслабление» (Schultz, 1932). Следует отметить, что в 20—30-х годах эти методы не разделялись и рассматривались как варианты «лече­ния посредством деконтрактации».

Джекобсон исходил из общеизвестного факта, что эмо­циональное напряжение сопровождается напряжением поперечно-полосатых мышц, а успокоение — их релакса­цией. Естественно было предположить, что расслабление мускулатуры должно сопровождаться снижением нервно-мышечного напряжения.

Занимаясь регистрацией объективных признаков эмо­ций, Джекобсон подметил, что различному типу эмоцио­нального реагирования соответствует напряжение соот­ветствующей группы мышц. Так, например, депрессивное состояние сопровождается напряжением дыхательной мускулатуры; страх — спазмом мышц артикуляции и фонации.

По мнению Джекобсона, снимая посредством про­извольного самовнушения напряженность определенной группы мышц («дифференцированная релаксация»), можно избирательно влиять на отрицательные эмо­ции.

Джекобсон полагал, что каждая область мозга функ­ционирует в связи с периферическим нейромускулярным аппаратом, образуя церебронейромускулярный круг. Произвольная релаксация позволяет влиять не только на периферическую, но и на центральную часть этого круга.

Под релаксацией Джекобсон понимал не только релак­сацию мышц, но и состояние, противоположное психиче­ской активности.

Техника лечения. Лечение начинается с беседы с боль­ными, в процессе которой психотерапевт объясняет меха­низмы лечебного воздействия мышечной релаксации, подчеркивает, что основной целью метода является дости­жение произвольного расслабления поперечно-полосатых мышц в покое.

Условно выделяют три этапа освоения техники про­грессивной мышечной релаксации.

Первый этап. Больной ложится на спину, сгибает руки в локтевых суставах и резко напрягает мышцы рук,

 

вызывая тем самым ясное ощущение мышечного напряжения. Затем руки расслабляются и свободно падают. Так повторяется несколько раз. При этом нужно зафиксиро­вать внимание на ощущении мышечного напряжения и расслабления.

Второе упражнение — сокращение и расслабление бицепсов. Сокращение и напряжение мышц должно быть сначала максимально сильным, а затем все более и более слабым (и наоборот). При этом упражнении необходимо зафиксировать внимание на ощущении самого слабого напряжения мышц и полного их рас­слабления.

После этого больной упражняется в умении напря­гать и расслаблять мышцы сгибателей и разгибателей туловища, шеи, плечевого пояса, наконец мышц лица, глаз, языка, гортани, участвующих в мимике и акте речи.

Второй этап (дифференцированная релаксация). Больной в положении сидя учится напрягать и расслаб­лять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении; далее — расслаблять при письме, чтении, речи мышцы, не участвующие в этих актах.

Третий этап. Больному предлагается путем са­монаблюдения установить, какие группы мышц у него более всего напрягаются при различных отрицательных эмоциях (страх, тревога, волнение, смущение) или болезненных состояниях (боли в области сердца, по­вышение артериального давления и т. п.). Затем посредством релаксации локальных мышечных напря­жений можно научиться предупреждать или купировать отрицательные эмоции или болезненные прояв­ления.

Упражнения прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону осваиваются больными обычно в группе из 8—12 человек под руководством врача или опытного инструктора. Групповые занятия проводятся 2—3 раза в неделю. Кроме того, сеансы самообучения больные про­водят самостоятельно 1—2 раза в день. Каждый сеанс продолжается от 30 минут (индивидуальный) до 60 минут (групповой). Весь курс обучения занимает от 3 до б месяцев.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных