ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные условные обозначения, сокращенияГАЗОТУРБИННЫЙ НАДДУВ ДВС
Учебное пособие
Калининград
УДК 629.12.ДВС
Гурьев В.Г Газотурбинный наддув ДВС: Учебное пособие. – Калининград: БГАРФ, 2007. – 97 с.
Учебное пособие написано в соответствии с учебной программой подготовки курсантов по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок», и требованиями Регистра и Международных конвенций. Учебное пособие содержит материал необходимый курсантам для изучения агрегатов наддува дизелей, как одного из основных разделов дисциплины судовые турбомашины. В пособии собраны из различных отечественных и зарубежных источников краткое описание устройства и основных технических данных ДВС ведущих мировых фирм, применяемых на судах. Подробно описаны схемы, способы наддува ДВС, влияние различных факторов на совместную работу дизеля и турбокомпрессора. Кроме того, опираясь на опыт эксплуатации ДВС с наддувом, даны рекомендации по эксплуатации, техническому обслуживанию газотурбонагнетателей. Печатается по решению Ученого совета Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.
Рецензенты: Селянский Б.И., к.т.н., доцент Можаев О.С., к.т.н., профессор
ВВЕДЕНИЕ Опыт строительства современных двигателей внутреннего сгорания показывает, что максимальная мощность дизелей в одном агрегате составляет 60400 кВт (90 000л.с.). Как показывает анализ, дальнейшее увеличение мощности вновь строящихся судовых ДВС невозможна за счет увеличения количества и диаметра цилиндра (фирма «Зульцер» диаметр цилиндра не более 850 – 1060 мм). Дальнейшее увеличение диаметра цилиндра может привести к повышению уровня теплонапряженности деталей ЦПГ и значительному увеличению массы и габаритов двигателя. Поэтому одним из основных способов повышения мощности дизеля является наддув, позволяющий при том же коэффициенте избытка воздуха увеличить плотность и массу его заряда в цилиндре, а следовательно, повысить скорость сгорания топлива за цикл. Чем больше топлива подается и полностью сжигается в цилиндре, тем больше будет мощность дизеля, т.е. наддув позволяет увеличить массу заряда воздуха, поступающего в цилиндр для сжигания повышенного количества впрыскиваемого топлива за цикл. При этом возрастает индикаторное давление Рi, что приводит к росту мощности ДВС (Ре = Рi · ηm; где Ре – среднее эффективное давление, Рi – индикаторное давление, ηm – механический КПД). В зависимости от привода воздушных нагнетателей в судовых дизелях применяются механический, газотурбинный и комбинированные способы наддува. Различные судовые ДВС работают на переменных режимах. Режим работы дизеля определяется: нагрузкой; числом оборотов коленчатого вала; параметрами теплового состояния. Нагрузка дизеля оценивается величинами крутящего момента или среднего эффективного давления. Тепловое состояние дизеля в условиях эксплуатации оценивается: температурами охлаждающей воды, смазочного масла, выпускных газов и другими параметрами. Для ДВС в основном характерны два режима работы: 1. УСТАНОВИВШИЙСЯ (нагрузка, число оборотов и параметры теплового состояния не меняются), этот режим характерен для дизель-генераторов. 2. НЕУСТАНОВИВШИЙСЯ (если с течением времени изменяется один или несколько показателей), этот режим характерен для главных двигателей. Изменение нагрузки и числа оборотов или одного из этих показателей режима работы существенно влияет на совместную работу дизеля и турбокомпрессора. С течением времени могут изменяться давление и температура атмосферного воздуха, сопротивление на всасывании и противодавление на выпуске, степень загрязнения проточных частей компрессора и турбины, что сказывается на характеристиках дизеля и турбокомпрессора, а, следовательно, и на условиях их совместной работы. Нарушение воздухоснабжения способно повлиять на работу дизеля следующим образом: 1. Происходит уменьшение массы заряда и расхода воздуха и, как следствие: - ухудшение экономичности; - повышение теплонапряженности деталей ЦПГ и выпускных клапанов; - снижение ресурса деталей; - падение давления продувочного воздуха и возможность заброса газов из цилиндра в подпоршневые пространства и воздушный ресивер; - загрязнение продувочно-выпускных трактов; - закоксовывание окон в стенках цилиндра. 2. Снижение мощности дизеля. Загрязнение продувочно-выпускных трактов приводит: - к помпажу компрессора; - к повышенному гидравлическому сопротивлению воздухоохладителей; - к потере плотности пластинчатых клапанов и их поломки. Об этом подробно будет рассмотрено в следующих главах данного учебного пособия.
Основные условные обозначения, сокращения
Аг – располагаемая энергия газа перед турбиной В – расход топлива, кг/ч be – эффективный удельный расход топлива, г/(кВт·ч) d – диаметр цилиндров, см Ех – степень охлаждения воздуха n – частота вращения дизеля, об/мин (мин ˉ¹) nтк – частота вращения турбокомпрессора, об/мин (мин ˉ¹) Ne – эффективная мощность двигателя, кВт Ni – индикаторная мощность двигателя, кВт Nгт – мощность газовой турбины, кВт Nк – мощность компрессора, кВт hгт – теплоперепад, Дж/кг Po – атмосферное давление, МПа Рг – давление выпускных газов, МПа Pв – давление наддува, МПа Рвх – давление воздуха перед компрессором, МПа Рвых – давление газа за турбиной Ркц – давление воздуха перед цилиндрами, МПа ΔРох – потери давления в воздухоохладителе (между компрессором и цилиндрами двигателя), МПа ΔРвх – потери давления на входе в компрессор, МПа ΔРвых – потери давления за турбиной, МПа πк – степень повышения давления πт – степень расширения газа в турбине Gв – весовой расход воздуха, кг/с Gг - расход газа, кг/с Рс – давление в конце сжатия, МПа рmax – максимальное давление сгорания, МПа рmе – среднее эффективное давление, МПа рmi – среде индикаторное давление, МПа S – ход поршня, см То – температура воздуха окружающей среды, К (ºС) Тв – температура воздуха за турбокомпрессором, К (ºС) Тг – температура отработавших газов, К (ºС) Ткц – температура воздуха после воздухоохладителя (перед цилиндрами), К (ºС) Тw – температура забортной воды, К (ºС) um – средняя срорость поршня, м/с ηei – индикаторный КПД двигателя ηet – эффективный КПД двигателя ηm – механический КПД двигателя ηх – термический КПД охладителя воздуха φо – влажность воздуха, % L – длина, мм a отл - толщина слоя отложений в диффузоре компрессора, мм ā ш - относительная шероховатость слоя отложений, мм F – эффективной площади забора воздуха, м²
Сокращения: ДВС – двигатель внутреннего сгорания ВОД – высокооборотный дизель МОД – малооборотный дизель СОД – среднеоборотный дизель ВОХ – воздухоохладитель ТНВД – топливный насос высокого давления ГТНА – газотурбонагнетальный агрегат ГТН – газотурбонаддув ТК – турбокомпрессор ГТ – газовая турбина К – компрессор (центробежный) КВ – коленчатый вал КШМ – кривошипношатунный механизм СТК – свободный турбокомпрессор ПТК – подключенный турбокомпрессор ППК – противопомпажный клапан ЛПВ – лента перепуска воздуха ЦПГ – цилиндропоршневая группа Соотношение единиц измерения 760 мм. рт. ст. = 0,1 МПа = 101,3 кПа = 101325 Па 1 бар = 0,1 МПа = 100 кПа 1 кг/см² = 98066 Па = 98 кПа = 0,098МПа
Единицы измерения и таблицы пересчета приведены в приложении 1.
Глава 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|