ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сотрудничества (НСТС)Период после окончания Первой мировой войны характеризовался: • подъемом в мировом торговом обороте; • расширением рынков сбыта; • необходимостью защиты экономических интересов. Вышеперечисленные факторы обусловили необходимость в тесном международном сотрудничестве в области таможенного дела и ведения внешнеторговой статистики. Окончание Второй мировой войны явилось началом нового этапа в развитии международного торгового сотрудничества. Сотрудничество стран по таможенным вопросам развивалось под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН). В 1947 г. было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Оно было рекомендовано для применения в мировом масштабе вне зависимости, будет существовать Европейский таможенный союз или нет. В конце 1949 г. исследовательская группа пришла к выводу, что подготовленный проект таможенной номенклатуры следует применять в мировой масштабе. Этапы унификации товарных номенклатур 45 В результате 15 декабря 1950 г. были заключена ≪Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах≫1 и создан Совет таможенного сотрудничества (СТС). В рамках СТС был создан постоянный Комитет по номенклатуре, который занимался разработкой основы классификации товаров и выработкой единообразного подхода к классификации. Юридическая привязка Брюссельской конвенции о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах 1950 г. к Конвенции о создании СТС установлена в ст. XIV Конвенции о Брюссельской номенклатуре 1950 г., согласно которой к ней могут присоединиться только стороны, присоединившиеся к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества, а отказ участвовать в СТС означает невозможность подписания Конвенции о номенклатуре. Кроме того, согласно ст. XI, ратификационные грамоты от стран, не являющихся членами СТС, не принимаются на хранение до тех пор, пока не будет сдана ратификационная грамота о присоединении к Конвенции о создании СТС. В связи с этим многие государства применяли номенклатуру de facto, не участвуя в Конвенции. Для юридических целей собственно под ≪номенклатурой≫ Конвенция (ст. I) понимала товарные позиции с соответствующими им номерами (именно номерами, а не кодами), примечания к разделам и группам и Основные правила интерпретации, установленные в приложении к Конвенции, которое являлось ее неотъемлемой частью. Первым этапом послужило создание унифицированной таможенной номенклатуры, первоначальный вариант которой был подготовлен в 1951 г. За основу была принята Женевская номенклатура Лиги Наций (1937 г.). Впервые в качестве основного принципа построения классификационной системы был применен критерий ≪характер материалов, из которых изготовлен товар≫. Однако впоследствии это вызвало определенные затруднения, связанные с тем, что для публикации статистической отчетности данные необходимо было перегруппировывать в соответствии с обобщенными экономико-статистическими критериями, которые требовали группировать товары по степени их обработки и по отраслевому происхождению2. Структура номенклатуры также предусматривала разделение всего многообразия товаров на 21 раздел и 99 групп. Товары смежных отраслей объединены в один 1 Оригинальный текст (на английском языке) опубликован: Australian treaty series. — 1978.- N 18. 2 Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. В. Г. Драганова. — М.: Экономика, 1998. С. 253-254. 46 Глава 2 общий раздел, который по отраслевому критерию подразделяется на группы. Группы, в свою очередь, подразделяются на товарные позиции с учетом уровня обработки товара. Каждая позиция имеет четырехзначный унифицированный код, где первые цифры означают номер группы, а последние две — товарный номер позиции внутри группы. Первое издание номенклатуры, разработанной Комитетом по номенклатуре СТС, было выпущено в 1955 г. и известно как Брюссельская таможенная номенклатура (БТН). Конвенция по таможенной номенклатуре вступила в силу 11 сентября 1959 г.1 Все страны, которые подписали Конвенцию о применении БТН, были обязаны строить свои таможенные тарифы в соответствии с установленными принципами, полностью сохраняя названия разделов, групп, позиций и их нумерацию. Разработчики БТН стремились унифицировать тарифную классификацию товаров таким образом, чтобы, сформировав общие принципы построения товарной номенклатуры, сохранить за собой свободу маневра и обеспечить возможность выделения более мелких неунифицированных позиций в подпозиции. Поэтому построенные на основе БТН таможенные тарифы содержали сотни неунифицированных товарных позиций. Это сводило на нет унифицированные положения номенклатуры и резко усиливало протекционистский характер национальных тарифов. Однако необходимо отметить, что количество неунифицированных позиций увеличивалось и вследствие объективных причин, так как внешняя торговля год от года характеризовалась появлением большого количества новых товаров, о которых на момент разработки БТН ее разработчики не могли даже догадываться. Брюссельская товарная номенклатура была принята большинством стран, в частности Западной Европой, Японией и др. Изменения в структуре международной торговли заставляли СТС постоянно пересматривать БТН, вносить в нее изменения и дополнения (в 1959, 1965, 1972 гг.). Последний вариант БТН был опубликован в 1978 г. Все эти номенклатуры были построены на базе разных классификационных принципов и имели различную степень детализации товарооборота. На практике это затрудняло сопоставление данных о товарной структуре экспорта и импорта стран, использующих различные товарные номенклатуры. Зачастую даже в случаях, когда наименова1 Эта дата, согласно статье XII Брюссельской конвенции 1950 г. определена следующим образом: ≪...через три месяца после сдачи на хранение Министерству иностранных дел Бельгии седьмой ратификационной грамоты≫. Этапы унификации товарных номенклатур 47 ния товарных групп или разделов номенклатур текстуально совпадали, содержание их могло быть различным. Работы по сближению главных международных классификаций (СМТК и БТН) привели к созданию в 1978 г. нового проекта Брюссельской номенклатуры. С формально-юридической точки зрения — лишь редакции БТН, а с содержательной — принципиально новой номенклатуры. Этот проект получил название Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС). В отличие от первоначального варианта БТН в основу классификационной схемы новой номенклатуры были положены принципы обработки и происхождения товаров, а также по назначению и химическому составу. При образовании групп был заложен критерий степени обработки. Однако для построения товарных позиций в разных группах применялась различная последовательность трех основных признаков: степень обработки, назначение и сырьевой материал, из которого изготовлен товар1. Эта номенклатура состоит из 21 раздела, которые делятся на 99 групп, содержит 1011 товарных позиций. Важной особенностью НСТС является то, что в отличие от систем кодирования товаров, принятых в СМТК, товарные шифры не содержат номера раздела. Номенклатура основана на четырехразрядном обозначении товаров — все товары в номенклатуре разделены на 99 групп и все группы независимо от принадлежности к тому или иному разделу пронумерованы в возрастающем порядке от 01 до 99. Внутри группы товары также пронумерованы в порядке возрастания двумя знаками от 01 до 99. Структура кода товарной позиции: первые две цифры обозначают группу, в которую входит данный товар, третья и четвертая цифры отражают порядковый номер товарной позиции внутри этой группы. Кроме того, дополнительно к номенклатуре СТС были разработаны: • пояснения — являющиеся официальной интерпретацией номенклатуры, утвержденной СТС; • алфавитный указатель, в котором перечисляются товары, упоминаемые или описываемые в НСТС и Пояснениях; • сборник классификационных мнений, включающий в себя утвержденные Советом мнения по вопросам классификации тех или иных товаров. В 1985 г. почти 150 государств, на которые в то время приходилось 75 % объема международной торговли, применяли НСТС в качестве 1 Борисов К. Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. — М.: Изд-во РУДН, 1997. С. 62. 48 Глава 2 основы построения своих таможенных тарифов и внешнеторговой статистики. В то же время 14 стран, в частности СССР, США, Китай и Канада, не применяли НСТС. НСТС использовали во многих странах мира (преимущественно Западной Европы) как в статистических целях, так и в качестве товароведческой основы формирования национальных таможенных тарифов. Несмотря на объективные различия НСТС и СМТК, обе организации — Совет таможенного сотрудничества и Статистическая комиссия ООН — пытались сопоставить две номенклатуры путем применения ключей перехода. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|