Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сотрудничества (НСТС)




Период после окончания Первой мировой войны характеризовался:

• подъемом в мировом торговом обороте;

• расширением рынков сбыта;

• необходимостью защиты экономических интересов.

Вышеперечисленные факторы обусловили необходимость в тесном

международном сотрудничестве в области таможенного дела и ведения

внешнеторговой статистики.

Окончание Второй мировой войны явилось началом нового этапа

в развитии международного торгового сотрудничества. Сотрудничество

стран по таможенным вопросам развивалось под эгидой Организации

Объединенных Наций (ООН).

В 1947 г. было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле

(ГАТТ). Оно было рекомендовано для применения в мировом масштабе

вне зависимости, будет существовать Европейский таможенный

союз или нет.

В конце 1949 г. исследовательская группа пришла к выводу, что подготовленный

проект таможенной номенклатуры следует применять

в мировой масштабе.

Этапы унификации товарных номенклатур 45

В результате 15 декабря 1950 г. были заключена ≪Конвенция о номенклатуре

для классификации товаров в таможенных тарифах≫1 и создан

Совет таможенного сотрудничества (СТС).

В рамках СТС был создан постоянный Комитет по номенклатуре,

который занимался разработкой основы классификации товаров и выработкой

единообразного подхода к классификации.

Юридическая привязка Брюссельской конвенции о номенклатуре

для классификации товаров в таможенных тарифах 1950 г. к Конвенции

о создании СТС установлена в ст. XIV Конвенции о Брюссельской

номенклатуре 1950 г., согласно которой к ней могут присоединиться

только стороны, присоединившиеся к Конвенции о создании Совета

таможенного сотрудничества, а отказ участвовать в СТС означает

невозможность подписания Конвенции о номенклатуре. Кроме того,

согласно ст. XI, ратификационные грамоты от стран, не являющихся

членами СТС, не принимаются на хранение до тех пор, пока не будет

сдана ратификационная грамота о присоединении к Конвенции о создании

СТС. В связи с этим многие государства применяли номенклатуру

de facto, не участвуя в Конвенции.

Для юридических целей собственно под ≪номенклатурой≫ Конвенция

(ст. I) понимала товарные позиции с соответствующими им номерами

(именно номерами, а не кодами), примечания к разделам и группам

и Основные правила интерпретации, установленные в приложении

к Конвенции, которое являлось ее неотъемлемой частью.

Первым этапом послужило создание унифицированной таможенной

номенклатуры, первоначальный вариант которой был подготовлен

в 1951 г. За основу была принята Женевская номенклатура Лиги

Наций (1937 г.). Впервые в качестве основного принципа построения

классификационной системы был применен критерий ≪характер материалов,

из которых изготовлен товар≫. Однако впоследствии это вызвало

определенные затруднения, связанные с тем, что для публикации

статистической отчетности данные необходимо было перегруппировывать

в соответствии с обобщенными экономико-статистическими

критериями, которые требовали группировать товары по степени их

обработки и по отраслевому происхождению2. Структура номенклатуры

также предусматривала разделение всего многообразия товаров на

21 раздел и 99 групп. Товары смежных отраслей объединены в один

1 Оригинальный текст (на английском языке) опубликован: Australian treaty series. —

1978.- N 18.

2 Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. В. Г. Драганова. — М.: Экономика,

1998. С. 253-254.

46 Глава 2

общий раздел, который по отраслевому критерию подразделяется на

группы. Группы, в свою очередь, подразделяются на товарные позиции

с учетом уровня обработки товара. Каждая позиция имеет четырехзначный

унифицированный код, где первые цифры означают номер

группы, а последние две — товарный номер позиции внутри группы.

Первое издание номенклатуры, разработанной Комитетом по номенклатуре

СТС, было выпущено в 1955 г. и известно как Брюссельская

таможенная номенклатура (БТН). Конвенция по таможенной номенклатуре

вступила в силу 11 сентября 1959 г.1

Все страны, которые подписали Конвенцию о применении БТН, были

обязаны строить свои таможенные тарифы в соответствии с установленными

принципами, полностью сохраняя названия разделов,

групп, позиций и их нумерацию. Разработчики БТН стремились унифицировать

тарифную классификацию товаров таким образом, чтобы,

сформировав общие принципы построения товарной номенклатуры,

сохранить за собой свободу маневра и обеспечить возможность выделения

более мелких неунифицированных позиций в подпозиции.

Поэтому построенные на основе БТН таможенные тарифы содержали

сотни неунифицированных товарных позиций. Это сводило на нет

унифицированные положения номенклатуры и резко усиливало протекционистский

характер национальных тарифов. Однако необходимо

отметить, что количество неунифицированных позиций увеличивалось

и вследствие объективных причин, так как внешняя торговля

год от года характеризовалась появлением большого количества новых

товаров, о которых на момент разработки БТН ее разработчики не

могли даже догадываться.

Брюссельская товарная номенклатура была принята большинством

стран, в частности Западной Европой, Японией и др.

Изменения в структуре международной торговли заставляли СТС

постоянно пересматривать БТН, вносить в нее изменения и дополнения

(в 1959, 1965, 1972 гг.). Последний вариант БТН был опубликован

в 1978 г.

Все эти номенклатуры были построены на базе разных классификационных

принципов и имели различную степень детализации товарооборота.

На практике это затрудняло сопоставление данных о товарной

структуре экспорта и импорта стран, использующих различные

товарные номенклатуры. Зачастую даже в случаях, когда наименова1

Эта дата, согласно статье XII Брюссельской конвенции 1950 г. определена следующим

образом: ≪...через три месяца после сдачи на хранение Министерству иностранных дел

Бельгии седьмой ратификационной грамоты≫.

Этапы унификации товарных номенклатур 47

ния товарных групп или разделов номенклатур текстуально совпадали,

содержание их могло быть различным.

Работы по сближению главных международных классификаций

(СМТК и БТН) привели к созданию в 1978 г. нового проекта Брюссельской

номенклатуры. С формально-юридической точки зрения — лишь

редакции БТН, а с содержательной — принципиально новой номенклатуры.

Этот проект получил название Номенклатура Совета таможенного

сотрудничества (НСТС). В отличие от первоначального варианта

БТН в основу классификационной схемы новой номенклатуры были

положены принципы обработки и происхождения товаров, а также

по назначению и химическому составу. При образовании групп был заложен

критерий степени обработки. Однако для построения товарных

позиций в разных группах применялась различная последовательность

трех основных признаков: степень обработки, назначение и сырьевой

материал, из которого изготовлен товар1.

Эта номенклатура состоит из 21 раздела, которые делятся на 99 групп,

содержит 1011 товарных позиций. Важной особенностью НСТС является

то, что в отличие от систем кодирования товаров, принятых в СМТК,

товарные шифры не содержат номера раздела. Номенклатура основана

на четырехразрядном обозначении товаров — все товары в номенклатуре

разделены на 99 групп и все группы независимо от принадлежности

к тому или иному разделу пронумерованы в возрастающем порядке от

01 до 99. Внутри группы товары также пронумерованы в порядке возрастания

двумя знаками от 01 до 99. Структура кода товарной позиции:

первые две цифры обозначают группу, в которую входит данный товар,

третья и четвертая цифры отражают порядковый номер товарной позиции

внутри этой группы.

Кроме того, дополнительно к номенклатуре СТС были разработаны:

• пояснения — являющиеся официальной интерпретацией номенклатуры,

утвержденной СТС;

• алфавитный указатель, в котором перечисляются товары, упоминаемые

или описываемые в НСТС и Пояснениях;

• сборник классификационных мнений, включающий в себя

утвержденные Советом мнения по вопросам классификации тех

или иных товаров.

В 1985 г. почти 150 государств, на которые в то время приходилось

75 % объема международной торговли, применяли НСТС в качестве

1 Борисов К. Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. — М.: Изд-во

РУДН, 1997. С. 62.

48 Глава 2

основы построения своих таможенных тарифов и внешнеторговой

статистики. В то же время 14 стран, в частности СССР, США, Китай

и Канада, не применяли НСТС.

НСТС использовали во многих странах мира (преимущественно

Западной Европы) как в статистических целях, так и в качестве товароведческой

основы формирования национальных таможенных тарифов.

Несмотря на объективные различия НСТС и СМТК, обе организации

— Совет таможенного сотрудничества и Статистическая комиссия

ООН — пытались сопоставить две номенклатуры путем применения

ключей перехода.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных