Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Транспортных систем городов.




Конспект лекций

по дисциплине «Городские транспортные системы»

 

Тема 1

Отечественный и зарубежный опыт формирования

транспортных систем городов.

 

Город и транспорт находятся в процессе взаимного развития.

Город в процессе своего развития требует совершенствования транспортной системы, в основном в отношении повышения скоростей движения (сообщения) и мощности (провозной способности).

Транспорт создает в процессе своего совершенствования новые условия для дальнейшего развития города.

Если рост города опережает развитие его транспортной системы, то это вызывает переполнение подвижного состава, заторы на улицах и перепробеги автомобильного транспорта, повышенный шум на улицах и загрязнение атмосферного воздуха.

Большую часть XIX столетия в городах доминировали пешеходные сообщения, диктовавшие высокую плотность застройки. Это была эпоха пешеходных городов.

Примерно с середины XIX века в период промышленной революции и быстрой урбанизации, в транспортной сфере появляются разнообразные технические инновации, имеющие заметное влияние для развития городов.

В соответствии с этим, историю развития отечественного массового городского транс­порта можно разделить на четыре периода.

Первый период (последняя четверть XVIII в.- середина XIX в.) характеризуется применением конной тяги на обычных для того времени дорогах. Небольшие размеры городов допускали использование этого простейшего вида транспорта, который удовлетворял ограниченные в то время потребности в передвижениях.

Второй период (середина и конец XIX в.) связан с бурным раз­витием промышленности и ростом городов. Линейные размеры крупней­ших городов достигли 10-20 и даже 30 км. Значительно увеличились пас­сажиропотоки.

Совершенствование транспортных систем в этот период связано с использованием железнодорожных рельсовых путей при сохранении конной тяги (конно-железные дороги).

Одновременно с этим применяется паровая тяга на городских рельсо­вых путях (паровые трамваи).

К этому же периоду относится устройство первой линии метрополитена в Лондоне в 1863 г.

Третий период (конец XIX В.- первая четверть ХХ в.) харак­теризуется дальнейшим ростом городов и совершенст­вованием городского транспорта на основе широкого распространения рельсового электротранспорта.

На внеуличных линиях городского транспорта - метрополитенах - па­ровая тяга была заменена электрической.

Появление в 1890-х гг. электрического трамвая привело к созданию систем общественного транспорта, сделавших городские поездки более скоростными (по сравнению с пешеходными передвижениями).

В это же время появляется автомобильный транспорт.

В последующие десятилетия в городах появились сети различных видов общественного транспорта: трамвая, метрополитена, автобуса и троллейбуса.

Появление мощных систем общественного транспорта обеспечило пространственный рост городов за счет освоения пригородных территорий.

Подобные города (их можно назвать городами, ориентированными на общественный транспорт) доминировали в период с 1890-х по 1950-е гг., а в России – вплоть до 1990-х гг.

Они располагали весьма развитыми и эффективными системами общественного транспорта, которые обладали следующими позитивными качествами:

1.Соответствие вместимости подвижного состава величине города.

2.Регулярность движения всех видов массового общественного транспорта при оптимальных маршрутных интервалах.

3.Обеспечение оптимальных скоростей сообщения на уличных видах транспорта.

Четвертый период (от первой четверти ХХ в. до настоящего времени) является периодом бурного развития автомобильного транспорта и быстрого роста автомобилизации населения.

В тех или иных странах этот этап пришелся на разные годы: в США он начался в 1920– 1930-х гг. и продолжился после Второй мировой войны; в Западной Европе интенсивная автомобилизация началось в основном в 1950-е гг., в России, а затем в Китае и Индии – с 1990-х гг.

Автомобилизация привела к дальнейшему территориальному развитию городов.

Одновременно автомобилизация вызвала хронические заторы на улицах и скоростных магистралях.

Для массового городского транспорта этот период характеризу­ется появлением и широким распространением автобусов, которые в течение последующих десятилетий значительно ослабили позиции трам­вая.

В крупнейших городах с населением свыше 1 млн. человек значи­тельную роль в массовых пассажирских перевозках начинают играть различные виды скоростного внеуличного транспорта (скоростной трамвай, метрополитен, монорельсовая система и др.).

Степень участия различных видов городского транспорта в пасса­жироперевозках в разных городах различна и зависит от истори­ческих особенностей, технических традиций, планировочных характе­ристик и т. п.

Современный период развития городского транспорта характерен усилением связи крупных городов с пригородной зоной, что при­вело 'к созданию городских агломераций и образованию транспортных систем, объединяющих крупные промышленные центры с тяготеющими к ним населенными пунктами.

Появление мощных по провозной способности и скоростных систем общественного транспорта в городах обеспечивает их пространственный рост за счет освоения пригородных территорий.

Для современного этапа развития городского транспорта характерны следующие черты:

1) комплексное использование различных видов транспорта с преобладанием автомобильного;

2) развитие скоростных внеуличных видов транспорта;

3) обострение «конфликта» между транспортом массовым и индивидуальным;

4) усиление транспортной связи крупных городов с тяготеющими к ним населенными пунктами и развитие городских агломераций.

Развитие внеуличных видов транспорта вызвано стрем­лением повысить скорость на основных решающих направлениях в усло­виях полной безопасности, а также необходимостью разгрузки магист­ральных улиц, насыщенных транспортам.

Острота конфликта между массовыми и индивидуальными средства­ми транспорта обусловлена главным образом тем, что легковой авто­мобиль, обладая большей комфортабельностью, более высокой скоростью сообщения и возможностью доставки пассажира «от двери к двери», от­личается, вместе с тем, малой провозной способностью. При этом он занимает значительную часть полезной транспортной площади и отнимает пассажиров у более эффективно работающего массового транспорта.

Наличие скоростных средств передвижения создает условия для создания вокруг крупных центров городов-спутников, курортных зон и районов массового отдыха. Происходит децентрализа­ция населения крупных городов с образованием единой транспортной системы.

Наиболее значительную роль в формировании группового расселения вокруг основного города играет электрифицированный железнодорож­ный транспорт, обладающий наибольшей провозной способностью и скоростью сообщения.

Вспомогательное значение имеет автомобильный транспорт (автобусы и легковые автомобили), обслуживающий пасса­жиропотоки меньшей мощности в секторах между железнодорожными линиями.

В отдельных конкретных случаях определенную работу по пассажироперевозкам внутри агломерации могут выполнять вылетные линии городского электротранспорта (метрополитен, трамвай, троллей­бус).

Уличные сети в городах в современных условиях вследствие роста автомобилизации постепенно исчерпывают возможности своей пропускной способности, особенно в центральных районах.

Большую остроту при пользовании легковым автомобилем приобретает задача обеспечения автотранспорта площадями для стоянок, в особенности в центральном районе города.

На данном этапе в градостроительстве возникла глобальная дилемма:

- проведение мероприятий по коренной реконструкции городов, направленной на неограниченное использование автомобилей;

- координированное использование различных видов транспорта.

Исследования городских транспортных систем, выполненные за последние десятилетия в разных странах и городах, могут быть сгруппированы в двух направлениях.

1. Коренная реконструкция городов, позволяющая адаптировать городское пространство к неограниченному использованию частных автомобилей путем сооружения разветвленных сетей скоростных автомобильных магистралей и надлежащих парковочных мощностей.

Во многих странах мира, и особенно в США, были приложены значительные усилия для формирования модели города, ориентированного на исключительное использование автомобилей. Первоначально считали, что проблемы территориального роста городских агломераций будут нивелированы за счет высокоскоростных автомобильных сообщений.

Однако позже автомобильно-ориентированные города столкнулись с проблемой хронических пробок, а во многих случаях еще и с резким ухудшением качества городской среды в целом.

Такой подход влечет за собой фундаментальную перестройку всей городской среды, которая становится менее удобной для жизни.

Города оказались парализованы все более тяжелыми систематическими заторами, которые нарушили надежность и резко снизили скорость движения наземного общественного транспорта.

2. Альтернативное развитие городов, располагающих интермодальной транспортной системой, формируемой путем сбалансированного и координированного использования всех видов транспорта.

Параллельно ограничивается использование автомобилей в целях предотвращения хронических заторов и минимизации ущерба, наносимого городской среде.

В пассажирских перевозках поддерживается рациональное сочетание долей индивидуального и массового общественного транспорта.

Методы транспортного планирования, ориентированные на создание интермодальных, сбалансированных и координированных транспортных систем, приводят к формированию городов, гораздо более удобных для жизни, чем методы, ориентированные на исключительное использование автомобилей.

Таким образом, наиболее актуальный тренд в развитии градостроительства направлен сегодня на формирование интермодальных транспортных систем городов.

 

Тема 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных