ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мечтатель, реалист и критикУолт Дисней позволял своему живому воображению некритично и свободно генерировать фантастические идеи. Позже он оформ лял эти фантазии в осуществимые идеи и затем оценивал их. Что' бы оценить их, он три раза менял свою точку зрения, играя три различных роли: мечтателя, реалиста и критика. В первый день он играл роль мечтателя и фантазировал. Он давал волю фантазиям, не беспокоясь о том, как осуществить эти мечты. Его фантастические аналогии позволяли ему соединять слова, понятия и идеи с очевидно несовместимыми объектами и явлениями. В результате появлялась масса ассоциаций и целая лавина образов и идей. На следующий день он пытался вернуть свои фантазии на землю, играя роль реалиста. Как реалист, он искал способы воплотить свои идеи во что-то осуществимое и практичное. Наконец, в последний день он играл роль критика и искал изъяны в своих идеях. Действительно ли они выполнимы? Можно ли превратить свойства идеи во что-то полезное для потребителей, и если это так, то можно ли на этом заработать деньги? Глава 37. Естественная креативность □ 417 ПЛАН ДЕЙСТВИЙ Мечтатель. Попросите группу генерировать как можно больше фантазий, чтобы заняться решением проблемы. Пусть участники представят себе, что любая пришедшая им в голову идея будет осуществлена. Предложите группе вообразить то, что обычно считается невозможным. Постарайтесь придумывать все более и более невероятные идеи. Пример. Городской муниципальный совет хочет собрать больше денег путем более эффективного контроля оплачиваемого времени стоянки автомобилей. Вот некоторые результаты игры воображения. □ Кодекс чести; каждый сам следит за временем стоянки и посылает плату городскому казначею. □ Когда время истекает, автомобили испаряются. □ Ввести счетчики с датчиками, которые записывают номер лицензии и время, истекшее с момента парковки. Владельцу автомобиля посылают счет. а Нанимать бездомных. Вместо счетчиков истекшее время записывает бездомный человек. Автомобилист платит этому человеку и может давать ему чаевые. а Повторно совершивших нарушение без суда сажают в тюрьму на всю жизнь. Теперь попросите участников выбрать идеи, которые им больше понравились. Пример. Городскому совету понравился «на'ем бездомных» как один из лучших вариантов. Реалист. Попросите участников играть роль реалистов, превращающих фантазию в осуществимую идею. Пусть участники выделят принцип, свойство или некоторый аспект фантазии, которые им нравятся. Пример. Некоторые из привлекательных особенностей идеи «найма бездомных» таковы: □ Принцип реального наблюдения за тем, занято ли место. □ Автомобилисты не смогут использовать «не истекшее время» тех автомобилистов, которые уехали раньше. а Новые рабочие места. Мы должны кого-то нанимать, чтобы следить за счетчиками. □ Изменение поведения. Автомобилисты больше не будут тратить время на по Теперь пусть участники представят, как эту особенность можно превратить в осуществимую идею. Городской совет трансформировал понятие о наблюдении за местами стоянки в идею производить счетчик времени стоянки с инфракрасными датчиками и компьютерными чипами на литиевой батарейке, чтобы «видеть» места стоянки. Когда автомобиль уезжает, счетчик стирает неиспользованное время, чтобы другой автомобилист не мог его использовать. Критик. Теперь пусть участники находят недостатки в идее. В нашем примере «видящий счетчик» технически возможен. Главный недостаток заключается в цене, поскольку такой счетчик будет стоить по крайней мере в четыре раза боль- 14 Пак 104^ 418 □ Часть 4. Дух товарищества ше обычного счетчика. Однако эта цена в идеале будет компенсирована более эффективным сбором выручки. Теперь вы можете вернуться назад и превратить другие свойства той же фантазии в осуществимые идеи или поработать с одной из других фантазий. В нашем примере городской совет обратился к производителю со своей идеей и заключил сделку. Производитель согласился бесплатно установить и контролировать опытные образцы счетчиков с датчиками. Город согласился рекламировать эти счетчики для производителя и оставлять себе доход, полученный от их использования. Джино Де-Голь, конструктор роботов, мечтал об американских горках, которые несли бы пассажира в космосе без рельсов, взрывая астероиды и выполняя множество фигур высшего пилотажа, чтобы избежать столкновения с обломками. Затем, не предупреждая пассажира, они проваливались бы в пространственно-временные туннели. После этого поездка становилась бы действительно интересной. Джино стал реалистом и сконструировал первую часть своего фантастического аттракциона. Его открытием был первый в мире промышленный робот, KR500, обычно используемый для подъема автомобильных двигателей при контактной сварке. Манипуляторы с шестью шарнирами позволяют ему перемещаться в любом направлении. Его окончательные американские горки обеспечат пассажиру поездку с виражами, во время которой его будет подбрасывать, как крысу, которую треплет кот. Его аттракцион сочетает в себе высокие перегрузки сегодняшних американских горок, компьютерные симуляторы виртуального мира и интерактивность видеоигр. Двигаясь через извивающийся ряд куполообразных театров, пассажиры умчаться в виртуальную вселенную, чтобы лицом к лицу столкнуться с инопланетянами. Вся прелесть аттракциона состоит в том, что эту поездку и виртуальный мир можно постоянно перепрограммировать. Наконец, как критик, он понял, что его самым большим препятствием было ощущение тошноты. Если на ваш корабль приземлятся пришельцы, но спустя одну десятую долю секунды иллюзия разрушится и тело может восстать. Весь вопрос заключался в том, насколько устойчив человеческий организм? Волшебная палочка Эта техника похожа на описанную выше. Помощник вывешивает тему на стене или классной доске. Участники воображают, что Глава 37. Естественная креативность □ 419 у них есть волшебная палочка. Палочка обеспечит выполнение любого их желания. Участники молча пишут три-пять желаний на карточках или самоклеющихся листках. Карточки с желаниями собирают и вывешивают вокруг карточки с темой. Лидер группы систематизирует карточки и группирует связанные между собой. Затем группа пытается превратить желания в идеи. Чем более интересно и уникально желание, тем выше вероятность оригинальной идеи или приема. В ненастную погоду или плохие условия на дороге, такие как дождь, дождь со снегом, снег, обледенение, иней или пыль, автомобильные ветровые стекла нужно постоянно очищать. Дворники и жидкость для стекло-омывателя помогают, но грязь редко устраняется полностью. Группа инженеров провела мозговую атаку для поиска способов усовершенствовать ветровое стекло. Они решили подумать над таким вопросом: «Как ветровое стекло могло бы очищаться само?» Участники составили список всех объектов, которые чистятся сами. Одним из перечисленных объектов был самоочищающийся объектив фотоаппарата. Один из инженеров провел исследование и обнаружил, что линзы покрыты диоксидом титана. Когда солнечные лучи попадают на покрытие, они вызывают химическую реакцию, которая очищает объектив от органических веществ. Инженеры решили проверить, можно ли применить этот процесс к автомобильному ветровому стеклу, изменив способ покрытия стекла. Этот способ сохраняет ветровые стекла чистыми от всего, кроме птичьего помета. «Изящный труп» Чем больше и дольше вы сосредоточиваетесь на предмете, тем труднее вырываться из обычных паттернов мышления. На самом деле, чем упорнее вы пытаетесь это сделать, тем сильнее становятся эти паттерны. Однако если вы измените фокус внимания и объедините свой предмет с чем-нибудь посторонним, то активизируются другие, необычные паттерны. Попробуйте провести эксперимент. Выберите восемь случайных слов (например* горшок, ребенок, стакан, кузнечик, кофей- 420 □ Часть 4. Дух товарищества ник, коробка, тост и гараж) и дайте их список какому-нибудь человеку или малой группе. Попросите, чтобы они разделили слова на две группы, не дав им никакого основания для деления. Вы обнаружите, что люди придумают некоторые очень творческие классификации. Они образуют группы по принципам «слова с буквой "о"», «объекты, связанные с водой», «объекты, сделанные на фабриках», и т. д. Между этими объектами нет никаких связей, кроме выдуманных человеком. Хотя мы редко задумываемся над этим, такое установление случайных связей является концептуальным творческим актом. Установление случайных связей часто использовалось сюрреалистами для создания концептуальных комбинаций в искусстве. Художники собирались в группу и создавали предложение, при этом все по очереди писали любое слово, которое пришло в голову, не видя, что написали другие. Получившееся предложение было сочетанием понятий, которые группа должна была изучить и интерпретировать, надеясь понять что-то новое или увидеть какой-то более глубокий смысл. Технику назвали «изящный труп», взяв эти слова из предложения, которое у них однажды получилось. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Пусть группа высказывает идеи и мысли на данную тему в течение пяти-деся-ти минут. 2. Затем попросите участников обдумали то, что обсуждалось, и молча написать на карточке одно слово, которое пришло в голову. 3. Соберите карточки и попросите группу объединить слова в предложение (группа может добавить слова, чтобы предложению имело смысл). 4. Предложите группе изучить окончательное предложение и на его основе генерировать идею или идеи. Организация страдающих болезнью Альцгеймера планировала устроить аукцион для сбора денег на благотворительные предприятия. Они запланировали тщательно продуманный, утонченный званый вечер и искали необычные предметы для продажи с аукциона. Они попробовали использовать технику «изящный труп». Среди слов, которые они придумали, были «люди», «круизы», «творить», «мебель», «милосердие», «дизайнер», «традиция», «искусство», «разреженный воздух» и «знаменитости». Они установили связь между словами «творить», «искусство» и «разреженный воздух». Это навело на мысль, которая стала сенсацией аукциона: они продали идею произведения искусства, которого не Глава 37. Естественная креативность □ 421 существует. Они уговорили местного концептуального художника описать идею произведения искусства. Идею положили в конверт и продали с аукциона за 28 000 долларов. Право собственности подтверждалось напечатанным свидетельством, в котором было указано, что произведение искусства (10 000 линий, каждая длиной 25 сантиметров, покрывающие стену) должно быть нарисовано черным карандашом. Владелец имеет право воспроизвести эту картину сколько угодно раз. Песочный поднос Техника песочного подноса — интересный способ заставить группу мыслить метафорически, заменяя физические объекты мысленными образами. Вам нужен большой поднос с песком. Сначала поверхность песка нужно гладко разровнять. Вокруг подноса находятся сотни ярких объектов: крошечные куклы, цветные стеклянные шарики, ракушки, перья, куски дерева, пластмассовые солдатики, миниатюрные жених и невеста, игрушечные динозавры, резиновые змеи, игрушечные акулы, игрушечные пистолеты и т. д. Группа начинает с обсуждения темы и затем один участник создает пейзаж, который представляет тему в подносе песка, используя имеющиеся объекты. Группа изучает этот пейзаж и дает как можно больше интерпретаций. Интерпретируя пейзаж, каждый должен отмечать части, которые сбивают с толку, кажутся недостающими или обнаруживаются при изменении фокуса. Задайте группе следующие вопросы. □ Что это такое? □ Что бы это могло значить? а Что означает частота использования этого объекта? □ Кого он представляет? □ Какой объект лучше всего соответствует сущности предмета? Среди этих вопросов один может быть ключом к решению проблемы. Запишите интерпретации. Ищите ключи к разгадке, новые идеи, представления и нити рассуждений. Объедините интерпретации в один всеобъемлющий рассказ. Попробуйте напи- 422 □ Часть 4. Дух товарищества сать историю, объясняющую, как пейзаж на песочном подносе связан с вашей темой. Творческие коллажи Подобный подносу песка, метафорический коллаж — это совокупность изображений, включая как целые образы, так и фрагменты. Каждый элемент в коллаже теряет свою индивидуальность, поскольку он становится частью целого. Коллаж — это нечто больше, и часто иное, чем сумма его частей. Когда в коллаже приходят в противоречие два или больше разных образов, воображение преобразовывает их в совершенно новую реальность, которая выходит за пределы отдельных элементов. Например, изображение тюленей, участвующих в морском шоу, рядом с картиной здания может стать метафорой продавцов, дающих представление для клиентов, дружественной к пользователю компьютерной программы, поведения на собеседовании при приеме на работу и т. д. Воображение превращает эту картину в символ различных ситуаций. Чтобы создать такой коллаж, вырежьте несколько рисунков или частей рисунков из журналов, газет, каталогов, рекламных листовок и т. д. Перемешайте и подберите друг к другу рисунки, складывая их в различные паттерны и сочетания. Экспериментируйте с рисунками, пока вы не найдете возможные способы использовать эти паттерны. Создавайте паттерны и сочетания не торопясь. Продолжайте, пока коллаж не покажется вам законченным. Сделайте одну большую метафорическую картину, обозначив каждый рисунок словом или фразой, и затем закончите предложение: «Моя тема очень похожа на (вставьте слово или фразу из коллажа), потому что она. ..». Мыслите метафорами и аналогиями. Специалисты отдела исследований и разработок мебельной компании хотели создать краску, которая не выцветает, не трескается и на которой не остается царапин. Они сделали коллаж, включающий изображения различных деревьев и трав. Коллаж вызвал дискуссию о том, что дает окраску деревьям и траве. Последующее исследование навело на мысль о «вечном цвете». Они придумали идею впрыскивать деревьям красящие добавки, кото- Глава 37. Естественная креативность □ 423 рые насыщают цветом клетки растения, распространяя цвет по всему дереву. Дерево окрашивается прежде, чем его срубят. Люди любят создавать коллажи, потому что они обращены к более визуальной, связанной с ощущениями части мозга и позволяют им совершенно иначе посмотреть на проблему. Вот руководящие принципы для составления коллажей в группе. 1. Раздайте старые журналы и ножницы. 2. Попросите каждого участника вырезать изображения и рисунки из различных журналов, которые метафорически представляют тему или некоторый ее аспект. 3. Пусть каждый человек сделает коллаж. Приклейте изображения и рисунки в эстетически привлекательном виде. 4. Обозначьте каждый рисунок в коллаже каким-нибудь словом или фразой. 5. Затем каждый человек преобразовывает тему в одну большую метафорическую картину-слово, закончив предложение: «Наша тема очень похожа на (вставьте слово или фразу из коллажа), потому что она...» 6. Повесьте коллажи на стене и попросите группу сравнить их, ища общие моменты и пытаясь выявить любые недостатки. Другой способ сделать коллаж вашей темы — создать два отдельных коллажа, чтобы представить два отдельных аспекта темы. Предположим, что вы хотите улучшить корпоративную коммуникацию. Вы могли бы создать один коллаж, чтобы представить высшее руководство, и другой, чтобы представить работников. Имея два набора изображений, сравните общие моменты и выявите расхождения во взглядах между высшим руководством и работниками. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|