ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
А будут ли покупать?о Является ли существенным фактор времени? о С какими трудностями или препятствиями при пользовании изделием может столкнуться потенциальный потребитель? о Какие именно проблемы существуют? о В чем вы уверены наверняка? о Кого необходимо привлечь к сотрудничеству? о Какой вы представляете себе специальную маркетинговую программу? о Каков уровень конкуренции? Выполнимость. о Жизнеспособна ли идея? Глава 38. Совет убийц О 435 о Каких результатов можно ожидать при благоприятном стечении обстоятельств? о Что может произойти в худшем случае? о Каковы возможные ошибки и препоны? о Насколько оригинальна идея? о Будет ли она работать на практике? о Какие проблемы или трудности, по вашему мнению, поможет решить эта идея? о Какими ресурсами, по вашему мнению, вы располагаете? о Насколько простым или сложным обещает быть осуществление этой идеи? о Что способно реально помочь воплощению идеи в жизнь? о Что может реально воспрепятствовать ее осуществлению? о Насколько возможен тот или иной исход? Как скоро это может случиться? 3. Назначьте заседание «Трибунала». Среди своих друзей, родственников, коллег выберите тех, у кого есть творческая жилка и кто достаточно сведущ в той сфере, к которой относится ваш нынешний интерес. Обратную связь лучше всего установить с человеком, обладающим богатым воображением, гибким восприятием, нетривиальным видением мира, но одновременно «холодной» головой и объективностью ростовщика, оценивающего сломанные часы. Выберите для опроса достаточное число «консультантов», помощь которых может оказаться ценной для реализации задуманного (вероятно, лучше всего приглашать их по одному). Эффективность работы «Трибунала» во многом будет зависеть от того, как вы станете обращаться за помощью. Вручите каждому «консультанту» ваше предложение в письменном виде и внимательно, без обид и эмоций выслушайте их «приговор». После того как члены «Трибунала» ознакомятся с вашим планом, попросите каждого из них ясно и четко сформулировать свои мысли и — дабы усовершенствовать идею и обдумать пути ее воплощения в жизнь — провести вместе с вами сеанс мозгового штурма. Возьмите на себя роль завзятого спорщика. Если ваш оппонент выскажет возражения, попросите его представить аргументацию. Обсудите детали. На заключительном этапе работы над проектом оцените его значимость. Ведь окончательное решение остается за вами независимо от того, положительные или отрицательные отзывы вы получили в результате обратной связи. Я работал с одним парнем, которому «Трибунал» в полном составе посоветовал бросить его затею. «Невероятно, но каждый из них сказал мне, что идея 436 □ Часть 5. Заключительные игры выглядит грандиозной, однако вряд ли сработает, — вспоминал он. — Но все они привели в качестве аргументов совершенно разные причины, так что я решил проигнорировать их совет». Если бы они назвали одну и ту же причину возможной неудачи, мой коллега, вероятно, воспринял бы их доводы более серьезно. Как бы там ни было, он продал права на свое изобретение и заработал «кучу денег». Существует много приемов установления обратной связи и обсуждения идей. В зависимости от идеи, цели и способа оценки, который вы предпочитаете, можно выбрать количественный или качественный подход. Если вы хотите объединить эти два подхода, установите для каждого вопроса, который вы задаете «консультантам», цену в баллах. В представленном ниже методе учитываются восемь факторов, с помощью которых «консультанты» по вашей просьбе определят ценность каждого пункта (количество баллов устанавливается произвольно). Этот метод позволит выявить достоинства и недостатки вашей идеи; причем можно попросить «консультантов» отвечать лишь на некоторые из предложенных вопросов. Восемь факторов 1. Насколько полно и ясно изложена идея? (0-20 баллов) 2. Насколько заинтересовала вас эта идея? (0-20 баллов) 3. Каковы ее перспективы на рынке? (0-20 баллов) 4. Правильно ли выбрано время? (0-5 баллов) 5. Достаточно ли, по вашему мнению, я компетентен, чтобы осуществить эту идею? (0-10 баллов) 6. Является ли данный проект хорошим применением моих личных качеств? (0-10 баллов) 7. Достаточно ли конкурентоспособно предложение? (0-5 баллов) 8. Насколько оригинальна моя идея? (0-10 баллов) Теперь можете подсчитать общую сумму баллов для всех восьми факторов или сосредоточиться на отдельных вопросах. Например, если рыночные перспективы вашего проекта были оце- Глава 38. Совет убийц □ 437 нены как нулевые, вы, вероятно, сосредоточите свое внимание именно на вопросах маркетинга. У одного изобретателя была прекрасная коммерческая идея: он придумал фен, который сушит волосы за пять минут. Изобретатель воспользовался методом восьми факторов, и все опрошенные им парикмахеры выставили по 0 баллов за возможность продать это изобретение. Но, как выяснилось, причина такой низкой оценки заключалась вовсе не в особенностях рынка, а в том, что большинство парикмахеров не были заинтересованы в «быстрых» фенах, поскольку, пока один клиент сушит голову (а это занимает минут тридцать), мастер успевает обслужить другого клиента. «пим» Эдвард де Боно, международный авторитет в области исследования процессов мышления, рекомендует использовать методику «ПИМ» (плюс, интерес, минус), чтобы вызволить людей из плена привычных для них реакций на новые идеи и ситуации. Участникам опроса предлагают ознакомиться с определенной идеей или ситуацией и отметить все ее плюсы, минусы и наиболее интересные аспекты. «Интересными» считаются те, которые нельзя оценить с точки зрения «плохо» или «хорошо», но которые стоит выделить особо. «ПИМ» заставляет людей думать интенсивнее и уделять главное внимание стилю мышления, а не реагировать сразу же на те или иные идеи или ситуации. Методика «ПИМ» поможет вам совершить следующие операции. а Сравнить различные идеи и выбрать лучшие. Я знаю одного менеджера по сбыту, который предложил своим сотрудникам несколько различных коммерческих стратегий и попросил их проанализировать каждый вариант с помощью «ПИМ», прежде чем он даст ход какой-либо из этих стратегий. а Объективно определить положительные и негативные аспекты проекта. Один изобретатель предложил использовать для пузырьков с лекарствами новый тип пробки, которая сделает препарат недоступным для детей. Его друзья проанализировали идею с помощью методики «ПИМ», и обратная связь 438 □ Часть 5. Заключительные игры привела к усовершенствованию изобретения. Была разработана модель пробки, действующей по принципу кодового замка: поверните вправо, затем влево, поднимите, а Оценить идею и принять решение. Руководитель одной компании, который неделями вел споры со своими сотрудниками по поводу решения трудной задачи, наконец остановился на технике «ПИМ». Как только проблему разобрали по косточкам, был найден путь ее решения. «Опус» «Опус» — это техника, разработанная на основе модели изучения рынка Шведской исследовательской компанией «Терра Фирма АБ», которая добилась удивительных результатов — 92 процента опрошенных ответили на все ее вопросы. Вы можете импровизировать, однако «Опус», как мне представляется, срабатывает лучше всего при использовании гладкой изящной коробки размерами 400 х 100 х 2,5 см. Коробка должна быть разделена на четыре отсека. Туда следует поместить описание вашей идеи, инструкции по выполнению «Опуса» и примерно 100 карточек. Каждая карточка должна содержать по одному утверждению, касающемуся вашей идеи. Например такие. □ Я полагаю, что мое изделие превосходит изделие X, потому что... □ Главная выгода... □ Стоимость моего изделия... а Люди будут покупать его, потому что... а Лучший путь на рынок — это... □ Я планирую финансировать производство следующим обра □ Мое изделие решит следующие проблемы:... Вы просите респондентов поместить каждую карточку в одно из четырех отделений коробки с пометками «Согласен», «В чем-то согласен», «Не согласен» и «Затрудняюсь ответить». Совокуп- Глава 38. Совет убийц □ 439 ные результаты дадут вам картину того, как воспринимается ваша идея. Вы можете использовать коробку для опроса нескольких человек. Это эффективный способ анализа, быстрый и простой. До сих пор большинство респондентов с удовольствием участвовали в таких опросах. Один безвестный художник задумал продать рекламные места на своих холстах. Он не имел ни малейшей уверенности в том, что его затея окажется успешной, поэтому с коробкой «Опуса» в руках обошел ночные клубы, магазины модной одежды, салоны красоты, художественные галереи, популярные рестораны, предлагая их владельцам свои услуги. Оказалось, что рекламодатели не прочь заплатить по 1000 долларов за рекламное место на живописном полотне. Предприимчивый художник удачно продал свои картины, на которых в нарочито «тяжеловесной» манере были изображены современные кумиры, увешанные со всех сторон коробками с яркими надписями — названиями фирм-рекламодателей. Один коллекционер назвал эти произведения шокирующими. Спрос на работы нашего художника настолько возрос, что ему пришлось нанять агента для продажи рекламных мест на своих картинах, и неизвестный дотоле живописец теперь планирует персональную выставку. «Угощение дьявола» Многие обожают помогать другим людям в их деловых или иных начинаниях, и тут содействие и сочувствие могут стать поистине бесценными для того, кто стремится установить обратную связь. Одна древняя легенда повествует о том, какую роль могут сыграть помощь и сострадание ближних. Некий человек, который вел в принципе достойную жизнь, после смерти попал почему-то в ад. Там бедняга обнаружил, что главная пытка в преисподней заключалась в том, что все грешники были вынуждены есть ложками, которые намного превосходили длину рук. Осужденные на муки проводили вечность посреди роскошных, но недоступных яств. Оказавшись наконец в раю, наш праведник обнаружил, что и здесь выдают такие же длинные ложки. Однако на небесах никто не страдал от голода, потому что все кормили друг друга. 440 □ Часть 5. Заключительные игры Эффективной окажется та система обратной связи, которая подойдет лично вам. «Трибунал» — лишь один из способов получить правдивую картину ситуации и создать творческий климат для изменения и развития идей. Впрочем, никакие методики, советы и обратная связь не помогут, если не доверять им и не воспринимать их всерьез. Резюме Почувствовав, что идея созрела, приступайте к ее воплощению. Не тратьте дни, недели, месяцы на ее доработку. Если замешкаетесь, можете уподобиться одному портретисту, жившему во времена королевы Виктории. Этот художник не стремился немедленно и с выгодой реализовать свои таланты. Напротив, он провел годы, оттачивая свое мастерство, пока наконец не добился умения достигать невероятного портретного сходства... как раз тогда, когда была изобретена фотография.
Вы — не поле травы Измените точку зрения, с которой вы смотрите на вещи, а также сами вещи, на которые вы смотрите при изменениях. Сунь Цзы
о существу, поле травы приобретает свои характерные особенности посредством тех событий, которые происходят снова и снова, миллионы раз: прорастание семян, дуновение ветра, цветение травы, появление насекомых, удары грозы, дорожки, протоптанные животными и путешественниками, и т. д. Это целая система взаимозависимых событий, которая определяет характер травяного поля. Также в целом верно, что характер наших убеждений и представлений можно объяснить опытом. Поле травы не может изменить свой характер. Трава не может интерпретировать и формировать свой опыт, чтобы создать другой характер. Но мы — не поле травы. Мы можем интерпретировать свои переживания так, как захотим. Вы, так же как и я, знаете, что лишь немногие из нас понимают, что они означают. Посмотрите на представленные выше рисунки. Дайте названия этим рисункам, выбрав одно из следующих слов: «индейцы», «свиной пятачок», «пугливый котенок», «женщина» и «спальный вагон» и «ванная». Теперь, когда вы дали рисункам названия, ответьте на вопрос: «Почему это так легко сделать?» Например, если для «AAA» вы ИГ' Amp;i 442 □ Часть 5. Заключительные игры выбрали название «индейцы», почему индейская деревня — с ее мустангами, вигвамами и походными кострами — так хорошо соответствует этим трем буквам? Эти символы не имеют никакого значения. Мы приписываем им значение путем интерпретации. Вы вправе выбрать любое значение для любого опыта вместо того, чтобы пассивно приписывать одно, и только одно, значение каждому переживанию. Мы автоматически интерпретируем все наши переживания, не осознавая этого. Эти переживания хорошие или плохие? Что они означают? Мы задаем эти вопросы, не особо задумываясь, если вообще задумываясь, над тем, что означают наши интерпретации. Например, если с кем-нибудь сталкиваетесь, вас интересует, почему это произошло. Само по себе столкновение — нейтральное событие. Оно не имеет никакого значения. Именно ваша интерпретация столкновения придает ему смысл, и этот смысл формирует ваше восприятие данного опыта. Вы могли бы интерпретировать «столкновение» как грубое поведение. Вы могли бы интерпретировать столкновение как преднамеренную агрессию. Вы могли бы почувствовать, что вы настолько незначительны, что вас преднамеренно не замечают и толкают другие. Или вы могли бы интерпретировать столкновение как флирт. Интерпретация опыта определяет восприятие. Подумайте о розах и шипах. Вы можете жаловаться, потому что у роз есть шипы, или вы можете радоваться, потому что у шипов есть розы. Вы можете интерпретировать переживания так, как захотите. Не переживание определяет, кто вы такой, а ваша интерпретация переживания. Вы не видите вещи такими, какие они есть; вы видите их такими, каковы вы сами. У каждого из нас есть определенный жизненный опыт. Эти переживания нейтральны. Они не имеют никакого значения. Именно наша интерпретация переживаний придает им смысл. Интерпретации переживаний формируют наши убеждения и теории о мире. В свою очередь, убеждения и теории определяют то, что мы видим в мире, а это подтверждает наши убеждения, которые, в свою очередь, подкрепляют наши интерпретации. На представленной ниже схеме реальные и воображаемые переживания представлены в нижней рамке. Убеждения и представления находятся в рамке выше, но не связаны с ними напрямую. Пунктирные линии обозначают интерпретации переживаний.
В психологическом отношении интерпретации опираются на опыт. Однако не существует никакого логического пути от переживаний к интерпретациям, есть только субъективная связь, которую всегда можно отменить. Интерпретации формируют наши убеждения и представления. Именно интерпретация этих переживаний создает убеждения и представления о мире. Много лет тому назад два исследователя неожиданно обнаружили посреди джунглей поразительный, хорошо ухоженный сад. Один исследователь сказал: «Какой красивый сад. Он выглядит настолько совершенным. Конечно, за ним должен кто-то ухаживать». Другой не согласился: «За ним невозможно ухаживать. Он находится посреди джунглей, за сотни миль от цивилизации. Здесь нигде нет никаких признаков человеческой жизни. Несомненно, это какой-то природный феномен». После долгих споров они согласились разбить лагерь и понаблюдать за садом, чтобы увидеть, не покажется ли человек, ухаживающий за ним. Они оставались там в течение многих месяцев, но никто не появился. «Видишь, — сказал Сомневающийся, — никакого садовника нет, потому что он, конечно, уже показался бы, чтобы ухаживать за огородом, который все равно в идеальном состоянии. Должно быть, это случайное творение природы». Верящий возразил: «Нет, здесь должен быть садовник. Он может быть невидимым, неосязаемым и вечно недоступным для нашего пони- 444 □ Часть 5. Заключительные игры мания. Но не может такой красивый, ухоженный сад существовать посреди джунглей без ухода. Сам сад — доказательство существования садовника, и я верю, что садовник возвратится к своему саду». И Верящий, и Сомневающийся интерпретировали сад по-разному, и эти две различных интерпретации приводили к двум различным убеждениям. Когда вы верите во что-то, у вас создается ощущение, что вы сами решаете, верить или не верить, основываясь на разуме и рациональном мышлении. Но это не так. Ваши убеждения формируются в зависимости от того, как вы интерпретируете свои переживания. То, как вы интерпретируете переживания, также помогает определить, как вы себя чувствуете. При исследовании счастья и благополучия профессор Дэниел Канеман из Принстонского университета обнаружил, что, когда он спрашивал студентов колледжа, были ли они счастливы, большинство давало утвердительный ответ. Однако, когда он сначала спрашивал их, сколько свиданий у них было в прошлом месяце, и затем спрашивал, были ли они счастливы, большинство отвечало отрицательно. Интерпретация вопросов определяла, как они себя ощущали. Попробуйте выполнить небольшое упражнение. Выберите что-нибудь, что вам «нужно», и затем скажите себе, что это то, что вы «должны иметь». Можете ли вы почувствовать в себе психологические изменения? Затем выберите что-нибудь, что вы «должны иметь», а затем скажите себе, что это то, что вам «нужно». Проделайте следующее. □ Замените то, что вы должны сделать, на то, что вы решили сде а Замените то, что вы должны сделать, на то, что вы хотите сделать: «Я должен сделать уборку в доме» превращается в «я хочу сделать уборку в доме». □ Замените то, что вам следует сделать, на то, что вы были бы ра Ваша теория мира выводится из интерпретаций и убеждений. Затем эта теория определяет то, что вы видите в мире. Когда-то древние астрономы полагали, что небеса вечны и сделаны из эфира. Эта теория лишила их возможности рассматривать метеоры Глава 39. Вы —не поле травы □ 445 как горящие камни из космоса. Хотя древние народы были свидетелями метеорных дождей и находили на земле метеориты, они не могли признать их космическое происхождение. Они искали и наблюдали лишь то, что подтверждало их теорию о небесах. Мы похожи на древних астрономов, так как активно ищем информацию, которая подтверждает наши убеждения и теории о самих себе и мире. Верующие всюду видят свидетельства дел божьих, тогда как атеисты видят доказательства того, что никакого бога нет. Консерваторы всюду видят пороки либерализма, в то время как либералы всюду видят изъяны консерватизма. Люди, которые считают себя креативными, всюду видят свидетельства своей креативности, а люди, которые не считают себя креативными, видят свидетельства, которое всюду подтверждают это. Все, что не соответствует нашим теориям, заставляет нас испытывать дискомфорт и смущение. На мгновение задумайтесь о словах и предложениях. Отчасти значение предложения зависит от отдельных слов, и отчасти — от их порядка. Рассмотрим следующие предложения: «Круглые квадраты крадут честно». «Честно красть квадраты круглый». Что заставляет эти предложения казаться такими разными, когда в обоих используются одни и те же слова? Сразу после чтения первой последовательности слов вы знаете, что именно с ней делать, потому что она соответствует нашим убеждениям о частях речи (существительных, прилагательных, глаголах, наречиях и т. д.) и их порядке в предложении. Поскольку первое предложение соответствует тому, чему мы считаем грамматически логичным (прилагательное, существительное, глагол, наречие), его легче прочитать это и затем отвергнуть содержание как бессмыслицу. Однако наши представления о грамматике не подтверждаются второй последовательностью слов, потому что слова расположены в неправильном порядке и трудно провести грамматический разбор этого предложения. Оно сбивает нас с толку и заставляет сомневаться в том, что с ним делать. Оно тревожит нас и вызывает дискомфорт, потому что не соответствует нашим убеждениям. Большая часть того, что причиняет в жизни несчастье, — это усвоенные убеждения. Многих из нас научили, что мы не креативны, потому что мы левополушарные. Следовательно, когда на Щ 446 □ Часть 5. Заключительные игры работе нас просят генерировать идеи, мы склонны мыслить линейно и аналитически. Мы знаем, какие нам генерировать идеи, чтобы они соответствовали нашим убеждениям. Столкнувшись с нелепыми, абсурдными идеями, мы приходим в замешательство и испытываем неудобство. Психологи называют этот феномен «склонностью к подтверждению». Это феномен, когда люди, считая некую теорию верной, рассматривают любую информацию как ее новое подтверждение. Подумайте о последнем новом автомобиле, который вы купили. Помните, как вы продолжали читать объявления и обзоры о своем новом автомобиле, но избегали всех объявлений и обзоров, касающихся других марок и моделей? Резюме Переживания и события ни хороши, ни плохи. Они просто нейтральны. «Хороший» и «плохой», «правильный» и «неправильный», «грустный», «сердитый», «ленивый», «жестокий», «добрый» и т. д. — все это интерпретации, которые делают люди. Это вопрос точки зрения, которую вы хотите принять. Мой хороший друг Черное Облако — индеец из племени сиу — поведал следующую историю, которую рассказал ему его дедушка. У старого воина сиу было восемь великолепных лошадей. Однажды ночью, во время сильной бури, они все убежали. Пришли другие воины, чтобы успокоить его. Они сказали: «Как тебе не повезло. Ты, должно быть, очень расстроен потерей лошадей». — Почему? — спросил воин. — Потому что ты потерял все свое богатство. Теперь у тебя ничего нет, — ответили они. — Откуда вам знать? — спросил он. На следующий день эти восемь лошадей возвратились, приведя с собой двенадцать новых жеребцов. Воины возвратились и радостно объявили, что теперь старый воин должен быть очень счастлив. — Почему? — спросил он в ответ. — Потому что теперь ты еще более богат, чем прежде. — ответили они. — Откуда вам знать? — снова спросил он. , Глава 39. Вы — не поле травы □ 447 На следующее утро молодой сын воина встал рано, чтобы объезжать новых лошадей. Лошадь его сбросила, и он сломал себе обе ноги. Снова пришли воины и говорили о том, насколько должен быть расстроен старый воин этим несчастьем и насколько ужасно для мальчика сломать обе ноги. — Откуда вам знать? — спросил воин еще раз. Прошли две недели. Тогда вождь объявил, что все здоровые мужчины и юноши должны вступить в военный отряд, чтобы сражаться против соседнего племени. Сиу победили, но дорогой ценой, так как многие мужчины и юноши были убиты. Когда оставшиеся воины возвратились, они сказали старому воину, что его сын удачно сломал две ноги, иначе он, возможно, был бы убит или ранен в крупном сражении. — Откуда вам знать? — спросил старый воин. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|