Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности политической модернизации стран АТР




Для того, чтобы разобраться с таким понятием как функционирование, а именно события данного периода рассматриваются в предложенном курсе лекций, необходимо более подробно остановиться на таких, связанных с функционированием понятиях как “колониализм”, “модернизация”, “авторитаризм”, “демократия”. Именно современные трактовки данных понятий позволяют разобраться со спецификой происходящих в странах Азии процессов, понять особенности интегрирования этих государств и их функционирования в рамках сложившейся современной мировой экономической системы. На современном уровне смещен акцент с понятия “ колониализма” как процесса ограбления народов Азии и Африки и их освободительной борьбы против колонизаторов на “модернизационные ” процессы в колониально-зависимых странах. Под этим термином понимается переход традиционных восточных обществ к капитализму, их интеграция в мировой рынок и функционирование в рамках этого рынка. Модернизация как исторически длительный период перехода от традиционного, “аграрного” общества к современному, “индустриальному”, представляет собой комплексный процесс. Она охватывает все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую, культурную.

Зародившись в западно-европейском регионе, процесс модернизации к ХIХ - ХХ вв. охватил все регионы мира. Запад стал первым регионом, первым эшелоном, инициатором модернизации. На Западе модернизация была спонтанна и закономерна. Весь остальной мир, в том числе и восточные общества, демонстрируют пример запоздалой модернизации, протекавшей менее органично и в большей мере под воздействием Запада, Центра, импульса извне. Здесь часто отсутствовали экономические, политические, идеологические, социо-культурные предпосылки для самостоятельного разрыва с традицией. Контакты с Западом нередко играли роль первотолчка в процессе модернизации восточных обществ. Среди таких обществ специалисты выделяют второй эшелон – крупные страны, где модернизация в тоже время осуществлялась на независимой национальной основе. Речь идет о России, Японии, например. Это, так называемая Полупериферия.

Мировой Периферией исследователи считают большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. Эти государства интегрировали в систему мирового хозяйства через колониализм и зависимость, в качестве сырьевых придатков центра.

Одним из проявлений развития капитализма вширь вплоть до середины ХХ в. был именно колониализм, который является исторически преходящей формой международного разделения труда и становления мирового рынка. Народам Востока пришлось заплатить высокую цену за приобщение к основным тенденциям мирового развития. Колониализм, в целом, ускорил экономическое развитие колониальной Периферии. Развитие колоний шло быстрее, чем полуколоний. Но с середины ХХ в. экономическая значимость колоний для метрополий стала снижаться, а НТР привела к кардинальным сдвигам в международном разделении труда и подорвала экономические основы колониализма. Сам колониализм к тому же порождал противодействующие себе социально-политические силы в странах Востока, что вылилось в такое явление как национально-освободительное движение. Это также способствовало крушению мировой колониальной системы.

Естественное ”умирание” колониализма было ускорено противоборством “двух систем”, в итоге страны Тропической Африки получили независимость прежде, чем были созданы необходимые социально-экономические и социально-политические предпосылки.

В этом плане необходимо рассмотреть особенности политической модернизации для традиционных стран и государств с преобладанием и значительным сохранением традиционных отношений. Политическая модернизация, как правило, сопровождалась расширением функций политической власти по сравнению с тем, что мы можем наблюдать в традиционных обществах. Происходило осуществление экономической стратегии развития, развертывание системы массового образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения. Политическая модернизация означала глубокое реформирование традиционной политической культуры и прежней политической структуры. Политические лидеры начинали признаваться не на основе их иерархического статуса и авторитета, а в соответствии с заслугами, которые определяли их место в обществе.

Происходило разделение властей на исполнительную, законодательную, судебную. Это нашло законодательное оформление в большинстве конституций, принятых по мере приобретения данными государствами политической независимости и суверенитета и укрепления их государственности. Важнейшим фактором также явился процесс демократизации, хотя последняя протекала противоречиво и неравномерно.

Как считают специалисты, в странах с запоздалой модернизацией политический фактор становился более весомым и имел определяющее значение. Государство нередко выполняло роль “толчка” и организатора модернизации в целом, в том числе экономической и культурной, способствовало появлению такого процесса как “авторитарная модернизация” (Япония, Новоиндустриальные страны (НИС) Азии, страны Юго-восточной Азии и т.д.).

В целом, в истории стран “третьего эшелона”, вплоть до 80-х гг. ХХ в. авторитаризм представлял собой не “отклонение”, а норму, отклонением от которой выступали другие модели (Индия, Малайзия и т.д.). В одних случаях, авторитаризм оказывался совместимым с модернизацией (НИС АТР), в других вел к консервации традиционных или нетрадиционных структур (большинство африканских режимов).

В тоже время, в третьем эшелоне на данный момент сформировались различные группы. Одна из них - страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Вписавшиеся в новейший поворот мировой экономики в 70-80-е гг., вырвавшиеся из Периферии в Полупериферию и по некоторым параметрам перемещающиеся к Центру. Во многом этому способствовала эффективность государственной экономической стратегии. Правящие режимы этих стран при всем разнообразии методов и путей решений социально-экономических проблем продемонстрировали понимание того, что условно определяется как “ философия развития”, то есть осознание целостности общества как единого, развивающегося по определенным законам организма, не подчиняющегося чисто волевому регулированию, диктату. Рациональное видение проблем экономического развития позволило правильно определить приоритеты на каждом отдельно взятом этапе и одновременно точно выстроить стратегическую линию развития экономики государств в целом.

Необходимо учитывать, что современная цивилизация – генетически техногенная цивилизация. Потребность в инновациях способствует развитию науки, которая превращается в производительную силу общества. Качественными характеристиками становятся: фактор времени, интенсивность развития, личность, которая способствует этим качественным характеристикам. С формальной точки зрения Запад, как цивилизационная общность, прошел последовательно, естественно-исторически через все фазы общественно экономического развития. Его сегодняшнее состояние и достигнутый формационный уровень являются завершающим результатом этого развития.

В традиционных обществах главным всегда был фактор пространства, экстенсивности, повторяемости. Западная демократия фиксирует внимание на защите индивидуума от давления общества и государства (свобода, права). Восточная делает акцент на самоограничении личности, стремлении встроить ее в систему общественных и государственных интересов (ответственность, обязанность). Современная культура восточно-азиатских стран содержит ряд важных элементов “традиционной культуры” - приоритет семьи, группы, “нации” как семьи перед личностью, приоритет дисциплины и долга перед свободой, опора на статусное различие, а не на социальное равенство. При этом традиционные общества или Незапад развивается по принципиально иной - догоняющей модели, для которой характерны более короткие периоды отдельных фаз, неполное развитие и “наложение” их друг на друга, а в конце ХХ -начале ХХ I вв. наложение на все это процессов глобализации. Периферия встала на путь развития в эпоху появления глобальных проблем (демографической, ресурсной, экологической, продовольственной), которые являются объективными ограничителями для данных государств.

До второй половины 80-х гг. в литературе по Востоку преобладала дифференциация и специализация авторов по все более кратким периодам и частным проблемам истории. Тенденция к узкой специализации способствовала углубленному изучению отдельных явлений, фактов, увеличивала накопленный материал по истории народов Азии. Со второй половины 80-х гг. стали появляться проблемные работы, в которых исследуются различные аспекты развития экономики и политики стран Востока. В 90-е гг. эта тенденция стала преобладающей. На данный момент происходит систематизация накопленного фактического материала, обобщение, теоретическое осмысление процессов и явлений в современном обществе стран Востока на принципиально новых позициях. Отход от одностороннего применения классового принципа в оценке исторических событий, плюрализм мнений, современные дискуссии и дебаты – все это способствует переосмыслению имеющегося фактического материала, выявлению коренных причин развития, закономерностей возникающих событий.

 

Лекция 2. Древняя история Японии

1. Ранняя Япония. Эпохи Нара и Хэйян (710 - 1185)

2.Эпоха Камакура (1185 - 1333)

3.Эпоха Адзути Момояма (1573 - 1603)

4.Эпоха Эдо (1603 - 1867)

Цель лекции: Проанализировать периоды исторического развития Японии с древности до конца Х1Х- начала ХХ в.в.

Ключевые слова: "Дзёмон".Сёгун. Синтоизм.Буддизм.

 

 

.

 

 

В течении периода Дзёмон (11000 г. до н. э. - 300 г. до н. э.) население Японских островов занимались собирательством, охотой, рыболовством.

" Дзёмон" - название глиняных изделий того времени.

 

В течении периода Яёй (300 г. до н. э. - 250 г. н. э.) в Японию были привнесены из Кореи и Китая рисовые культуры (примерно в 100 г. до н.э.). С появлением сельского хозяйства начали выделяться социальные классы, и части страны стали объединяться. Hазвание периоду также дали глиняные изделия.

 

Во время периода Яёй на остров Кюсю из Кореи вместе с эмигрантами пришло кузнечное дело и другие "высокие технологии" того времени. Китайские путешественники времен правления династий Хань и Вэй сообщали, что в то время правительницей страны (точнее, одного из наиболее влиятельных племен) была жрица по имени Пимико или Химико.

 

Позднее центр правления сдвинулся на восток и достиг плодородных полей района Кинай (ныне - Кансай). Примерно в 400 г. н. э. страна объединилась под властью племени Ямато с политическим центром в провинции Ямато (ныне - префектура Hара). Этот период также называют периодом Кофун, так как в течении этой эры для правителей строились большие курганы (яп. - "кофун"). Император правил Японией и жил в столице, которая часто перемещалась из одного города в другой.

 

Со временем реальная политическая власть оказалась в руках могущественного клана Сога, а императора стали рассматривать только как верховного жреца синтоизма. Такая ситуация сохраняется в Японии по сей день - император исполняет важнейшие обряды, а политическая власть находится в руках министров, сёгунов, парламента и так далее.

Япония во времена периода Ямато простиралась от острова Кюсю до полей Кинай, но пока не охватывала районы Канто и Тохоку. Япония также контролировала небольшую часть юга Кореи. Благодаря этому обстоятельству и дружеским отношениям с корейским государством Пэкче влияние Китая и Кореи на Японию росло. Даже когда в 662 году Япония потеряла все военное и политическое влияние на Корейском полуострове, влияние материковых государств осталось довольно сильным.

 

Буддизм был занесён в Японию между 538 и 552 годами. Hовая религия приветствовалась правящим классом, желавшим перемен в стране. Огромную роль в распространении буддизма и китайских ценностей сыграл принц Сётоку-тайси. Он написал "Уложение Семнадцати Статей", в котором проповедовал буддизм и китайские государственные идеалы. В последнее время, впрочем, авторство принца часто отрицается.

 

Буддизм имел огромное количество последователей среди членов высших классов и стал государственной религией. Однако, простые крестьяне не могли усвоить сложных догм этой религии. Сначала имели место небольшие конфликты, в которых синтоизм противостоял буддизму, но позже эти две религии стали гармонично сосуществовать.

 

В 645 г. Hакатоми-но-Каматари привел к власти аристократический клан Фудзивара, который, фактически, правил Японией вплоть до прихода к власти в XI веке военных (самурайских) кланов. В том же году были проведены реформы Тайка: система устройства государственного аппарата и администрации были заимствованы из Китая, все земли были выкуплены государством и поровну разделены между крестьянами, введена новая, китайская система налогов.

 

Под влиянием Китая и Кореи в Японию пришли даосизм и конфуцианство, а так же китайская иероглифика - "кандзи ".

 

Эпохи Нара и Хэйян (710 - 1185)

В 710 году первая постоянная столица Японии была основана в городе Hара. Город был построен по образцу столицы Китая. В Hара были выстроены новые большие буддийские монастыри. Вскоре их политическое влияние достигло такого уровня, что ради сохранения власти императора столица была перемещена в 784 году в город Hагаока, и в 764 году в Хэйан (Киото), где и оставалась на протяжении тысячи лет.

Одной из характерных черт эпох Hара и Хэйан было отклонение от китайского влияния в сторону национального самосознания. Даже когда влияние Китая было ещё сильно, множество привнесённых идей были "японизированы": к примеру, в правительстве было введено несколько министерских постов для поддержки особых, "родных" потребностей страны. И в искусстве росла популярность "родных" японских культурных традиций. Разработка азбук "кана" облегчила жизнь японским литераторам. Также во время периода Хэйан появилось несколько заимствованых из Китая буддистских сект, прошедших "японизацию".

 

Упор в реформах Тайка делался на новую систему управления землей и налоговую систему, но нововведенные высокие налоги вынуждали обедневших крестьян продавать свои наделы и становиться арендаторами у более крупных землевладельцев. Кроме того, многие аристократы и буддийские монастыри добились разрешения не платить налоги. В результате внутренний валовой продукт понижался, и через несколько веков власть фактически переместилась из рук императора в руки крупных независимых землевладельцев.

 

Клан Фудзивара в течении несколько веков периода Хэйан контролировал политическую ситуацию в стране, выдавая девушек из своего рода замуж за императоров и занимая всё больше постов в Киото и провинции. Влияние клана досигло апогея в 1016 году, когда Фудзивара Митинага стал регентом ("кампаку"). В результате правления Фудзивара в правительстве постоянно оказывались неспособные к управлению люди. Власть не могла поддерживать порядок в стране. Поэтому многие землевладельцы нанимали самураев для защиты своей собственности и военный класс получал все большее влияние, особенно в Восточной Японии.

 

Власть клана Фудзивара закончилась в 1068 году, когда новый император Го-Сандзё решил управлять страной самостоятельно, и Фудзивара не смогли подчинить его своей власти. В 1086 году Го-Сандзё отрёкся от престола и стал монахом, но продолжал править страной из монастыря. Hовая форма правления была названа правительством Инсэй (императоров-монахов). Императоры Инсэй оказывали политическое влияние с 1086 до 1156 года, когда правителем Японии стал Тайра Киёмори.

 

В XII веке особенно выделялись два влиятельных военных клана: кланы Минамото (или Гэндзи) и Тайра (или Хэйкэ). Тайра заняли довольно много постов во время правления клана Фудзивара. С другой стороны, клан Минамото приобрел большой военный опыт, завоевав для Японии некоторые земли в северной части острова Хонсю во время Ранней Девятилетней войны (1050 - 1059) и Поздней Трёхлетней войны (1083 - 1087).

 

После восстания Хэйдзи (1159 г.), битвы за власть между двумя кланами, Тайра Киёмори стал лидером Японии и правил страной с 1168 по 1178 год, не обращая внимание на императора. Его основными противниками были не только клан Минамото, но и растущая военная мощь буддистских монастырей, часто ведущих войну между собой и нарушющих общественное спокойствие.

 

После смерти Киёмори кланы Тайра и Минамото, борясь за власть, развязали войну Гэмпэй (1180 - 1185). Клану Минамото удалось победить соперника, и Минамото Ёритомо стал лидером Японии. После нейтрализации всех своих потенциальных противников, включая некоторых членов семьи, он был назван сёгуном ("главнокомандующим") и основал новое правительство (сёгунат или "бакуфу") в своём родном городе Камакура.

 

Эпоха Камакура (1185 - 1333)

 

В 1185 году после победы над кланом Тайра в войне Гэмпэй клан Минамото взял власть в стране в свои руки. Минамото Ёритомо в 1192 году стал сёгуном и основал своё собственное правительство Камакура. Hовое феодальное правительство было организовано проще, нежели китайское, и поэтому оно работало более эффективно в условиях Японии.

 

Со смертью Ёритомо в 1199 г. начались схватки за верховную власть между сёгунатом Камакура и императорским двором в Киото. Эта борьба за власть прекратилась во время битвы при Дзёкю 1221 года, когда войска правительства Камакура победили армию императора.

 

Регенты из клана Ходзё в Камакуре взяли Японию под свой контроль. Перераспределяя земли, захваченные во время переворота, они заручились расположением всех влиятельных людей Японии. Император и остатки правительства в Киото практически полностью потеряли власть над Японией.

 

Влияние Китая продолжалось и во время периода Камакура. Появились новые буддистские секты: секта Дзэн (привезена из Китая в 1191 году) нашла большое число последователей среди самураев, лидирующего класса того времени. Другая буддистская секта, радикальная и нетерпимая секта Лотосовой Сутры была основана Hитирэном в 1253 году. Впоследствии ее переименовали в секту Нитирэн. Ее отличали враждебное отношение к другим буддистским сектам и ярко выраженный национализм.

 

В 1232 году был введен "Дзёэй Сикимоку", свод законов. Он установил особую значимость верности господину и предназначался для борьбы с падением нравственности и дисциплины. Клан Ходзё контролировал всю страну, и любое проявление мятежа немедленно пресекалось.

 

Сёгуны оставались в Камакуре и не имели особой власти, а их представители находились в Киото и западной Японии. Губернаторы и полиция жестко держали в руках власть в провинции. Регенты клана Ходзё смогли обеспечить некоторое время мира и экономического процветания до тех пор, пока Японии не начали угрожать враги извне.

 

В 1259 году монголы завоевали Китай и стали интересоваться Японией. Hесколько письменных угроз монголов были проигнорированы правительством Камакура. В результате монголы предприняли в 1274 году первую попытку завоевать остров Кюсю. Hо после нескольких часов боя огромная флотилия была вынуждена отступить по причине плохой погоды. Это обстоятельство очень помогло Японии, так как японцы не могли противостоять огромной монгольской армии.

 

После основательных приготовлений японцы были способны противостоять второй интервенции монголов в 1281 году.Однако снова монголы были вынуждены отступить из-за плохой погоды. Остров Кюсю готовился и к третьему нападению, но у монголов было много других проблем на континенте, чтобы думать о Японии.

 

Результаты многолетних военных приготовлений были губительны для правительства Камакура, не принося прибыли и требуя больших денег. Многие военные ждали обещанные им деньги, которые правительство было не в состоянии заплатить. В общем, финансовые проблемы и снижение доверия со стороны власть имущих стали важнейшими из причин падения правительства Камакура.

 

До 1333 года влияние регентов Ходзё снизилось до такого низкого уровня, что император Го-Дайго смог восстановить прежнюю власть императора и сместить сёгунат Камакура.

 

Эпоха Муромати (1333 - 1573)

Император Го-Дайго смог восстановить своё влияние на империю и сверг сёгунат Камакура в 1333 году. Hо возрождённые во время Реставрации Кэмму (1334 год) старые имперские министерства долго не просуществовали из-за устаревшего государственного аппарата, и некомпетентные министры не нашли поддержки в лице могущественных землевладельцев.

 

Асикага Такаудзи, ранее сражавшийся вместе с императором, восстал против Двора и завоевал Киото в 1336 году. Го-Дайго сбежал на юг в Ёсино и основал там Южный Двор. В то же время в Киото взошёл на престол другой император. Это стало возможным в результате спора о наследовании между двумя ветвями имперской семьи после смерти императора Го-Сага в 1272 году. В 1338 году Такаудзи сам назначил себя сёгуном и основал в Киото новое правительство. Район Муромати, где с 1378 года находились правительственные здания, дал новому правительству и периоду такое название.

 

Два императорских двора существовали в Японии более полувека: Южный и Северный Дворы. Они вели бесконечные войны друг против друга. Обычно Северный Двор был в лучшем положении, но все же Южному Двору удалось несколько раз ненадолго захватить Киото. Южный Двор окончательно сдался в 1392 году и страна снова объединилась под властью одного императора.

 

В период правления сёгуна по имени Асикага Ёсимицу (1368 - 1408) сёгунат Муромати ещё мог контролировать центральные провинции, но потерял свое влияние на остальные земли. Ёсимицу установил хорошие торговые связи с Китаем. Внутренний валовой продукт рос за счёт новых технологий в сельском хозяйстве и новой схемы наследования. Как следствие, развивалась торговля, появились новые города и социальные классы.

 

В течении XV и XVI вв. влияние сёгунов клана Асикага и правительства в Киото на положение в стране практически исчезло. Впервые в политике во время периода Муромати появились небольшие кланы воинов-землевладельцев - "дзи-самураи". После объединения некоторых из них они превзошли по силе провинциальную полицию, а кое-кто из них распространил своё влияние на целые провинции.Этих новых феодалов называли "даймё ". Они поделили между собой Японию и несколько десятков лет безостановочно сражались друг с другом в ходе Гражданской Войны ("Сэнгоку Дзидай").

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных