ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вторая Мировая (1939-1945)Вторая мировая, в отличии от первой мировой войны, явилась поворотным моментом в сингапурской истории. Англичане потерпели поражение на Сингапуре и в Малакке, вера жителей в надёжность британских колониальных властей была подорвана. Командование, поглощенное войной в Европе, оставило Сингапур без надлежащей обороны и надежды на подкрепление. Японцы просто оккупировали остров в считанные недели после высадки в Малайзии. 15 февраля генерал Пирсиваль принимает решение о сдаче в плен японцам во главе с генералом Ямахито. В 1942 г. Сингапур стал называться Сионань-То (Свет Юга). Европейцы, как гражданские, так и военные, были интернированы и содержались в тюрьме Чанги и специально построенных для них лагерях. Многие умерли на строительстве железной дороги в Бирме и Таиланде (на эту тему в 1957 г. даже был снят фильм Девидом Лином по книге Пьера Буля «Мост через реку Квай» получивший 7 премий «Оскар», и по четыре «Золотого Глобуса» и премии «Бафти» - британский «Оскар» до сих пор считается одни из плеяды лучших фильмов о Второй Мировой Войне, показавший Миру весь ужас и натурализацию страданий Войны). Сами сингапурцы жили в постоянном страхе перед японской полицией «кемпетай», влача полуголодное существование. Несколько раз «кемпетай» устраивало жестокую резню китайцев. После американской бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в начале августа 1945 г. Японцы капитулировали. Сингапур вновь обрёл статус британской колонии. Но, однако граждане Сингапура и Малайи не желали далее оставаться под иностранным владычеством. Представители метрополии начали разрабатывать условия передачи властных полномочий сингапурцам. В свою очередь, местные политики приступили к переговорам с англичанами о конституционной реформе. Недовольство нарастало. Множественные выступления левых привели к введению в 1948 г. На п-ове Малакка чрезвычайного положения сроком на 12 лет и жестокому подавлению оппозиции. Британское правление продолжалось вплоть до 1959г.
Социальное положение на Сингапуре и Партия Народного Действия
Послевоенный Сингапур являл собой вид заурядного азиатского города: это был коррумпированный, грязный и перенаселённый город. Чёрный рынок цвёл пышным цветом, как в принципе и на всех территориях, по которым прошли тропы войны. Были предприняты ряд попыток некоторых преобразования, как например: легализация некоторых политических партий и предоставления местным жителям избирательных прав 1950-х гг., которые к сожалению, не сумели снизить рост социального напряжения. В этих условиях на передний план выдвинулась Партия Народного действия, основанная в 1955 г. Ли Куанем. На выборах 1959 г. Получила большинство мест в законодательном собрании и остаётся у власти и по сей день.
Как и в Малайской федерации, в Сингапуре английские власти в целях раскола национально-освободительного движения разрешили в начале 50-х годов создание профсоюзов и различных политических партий. Но в Сингапуре они быстрее проделали эволюцию в сторону превращения в организации, вставшие в оппозицию к колониальным властям и принявшие активное участие в борьбе за независимость. Немалое значение при этом имело то обстоятельство, что в них вошли многие члены запрещенных в 1948 г. партий и профсоюзов. В 1950 г. возник Сингапурский конгресс профсоюзов. Если в начале 1953 г. в Сингапуре существовал 171 профсоюз с 69 тыс. членов, то весной 1957 г. здесь было 205 профсоюзов, куда входило 126500 человек. Трудящиеся Сингапура все активнее участвовали в забастовочном движении. Профсоюзы Сингапура стали массовой опорой политических партий, возникших в середине 50-х годов, — Трудового фронта и Партии народного действия (ПНД). Обе партии по своему составу были однотипны, представляя довольно широкие и расплывчатые объединения с преобладанием мелкобуржуазных элементов. В обеих партиях происходила борьба между левыми, выдвигавшими антиимпериалистическую программу, и более консервативными силами, ориентировавшимися на сотрудничество с колониальными властями и крупной и средней буржуазией. В ПНД левые силы действовали активнее, чем в Трудовом фронте, и оказывали большее влияние на деятельность партии. Как и в Малайе, английские власти в Сингапуре пошли на уступки, обещая колонии ограниченное самоуправление. В 1953 г. была назначена конституционная комиссия во главе с английским дипломатом Джорджем Рэнделом, куда вошли три европейца, назначенные губернатором, а также три китайца, индиец и малаец, назначенные Законодательным советом. Согласно конституции Рэндела были несколько расширены права гражданства: 282 тыс. человек (из 1,1 млн. населения) получили право голоса. Учреждалась Законодательная ассамблея, состоящая из 32 членов, куда входили три должностных лица, четыре назначаемых и 25 избираемых члена. Лидер партии, получившей большинство на выборах, назначал шестерых членов совета министров (включая себя как главного министра). Министерства обороны и внутренней безопасности, финансов и иностранных дел находились в ведении англичан, ответственных только перед губернатором. Таким образом, конституция Рэндела вводила в Сингапуре диархию по образцу Малайи 1955 г. В апреле 1955 г. состоялись выборы в Законодательный совет колонии по конституции Рзндела. На выборах выступили пять политических партий. Две из них, Прогрессивная и образовавшаяся в 1955 г. Демократическая, представляли главным образом интересы крупного китайского и в меньшей степени индийского бизнеса. Третьей партией был Альянс, распространивший свою деятельность на Сингапур и апеллировавший к малайскому населению острова. В выборах приняли участие две левые партии — Трудовой фронт, начавший участвовать в политической жизни с 1951 г., и Партия народного действия, образовавшаяся в 1954 г. Правые партии Сингапура (Прогрессивная и Демократическая) получили 6 мест; 3 места завоевал Альянс, 3 места получили независимые кандидаты. Победителями на выборах стали левые партии: Трудовой фронт получил 10 мест и Партия народного действия — 3. Лидер Трудового фронта адвокат Дэвид Маршалл стал первым главным министром Сингапура. Весной 1956 г. сингапурская делегация во главе с Д. Маршаллом отправилась в Лондон на переговоры о предоставлении Сингапуру самоуправления, продолжавшиеся с 23 апреля по 15 мая. Однако переговоры кончились неудачей, так как Англия, заинтересованная в сохранении своей военной базы и боясь нараставшего подъема демократического движения, отказалась передать в ведение сингапурского правительства дела, относящиеся к внутренней безопасности. После этого 6 июня 1956 г. Маршалл под давлением правого крыла своей партии ушел в отставку, и пост главного министра занял лидер этого крыла Лим Юхок. Он пошел на уступки Англии, согласившись на создание совета по внутренней безопасности, состоящего из представителей Англии, Сингапура (по 3 члена) и Малайской Федерации (один член). Стремясь продемонстрировать свою готовность сотрудничать с Англией, правительство Лим Юхока осенью 1956 г. обрушило репрессии на ПНД и контролируемые ею профсоюзы, обвиняя их в сотрудничестве с коммунистами. В сентябре 1956 г. правительство запретило Сингапурский союз учащихся китайских средних школ, а в ноябре подавило забастовки и демонстрации, вспыхнувшие в результате этого акта. Новая волна арестов последовала в августе 1957 г. Были арестованы лидеры профсоюзов, видные журналисты, члены руководства ПНД. Убедившись в том, что правительство Лим Юхока активно борется с левыми силами, колонизаторы пошли на некоторые уступки, что должно было, по их мысли, укрепить позиции правого крыла Трудового фронта, все более смыкавшегося с крупной и средней буржуазией. В марте — апреле 1957 г. в Лондоне возобновились англо-сингапурские переговоры, в результате которых была определена будущая конституция Сингапура. Сингапур становился «самоуправляющимся государством», правительство которого осуществляло контроль над внутренними делами. Оборона и внешние сношения оставались в руках Англии. Внутренней безопасностью ведал специальный орган из семи человек во главе с английским комиссаром. Английское правительство могло приостановить действие конституции, если считало, что внутреннее положение в Сингапуре ставит под угрозу выполнение британских обязательств в области внешних сношений и обороны. Согласно этой конституции глава государства (янг ди пертуан негара) должен был быть малайцем, назначаемым Англией. Премьер-министр и совет министров были ответственны перед Законодательной ассамблеей, состоящей из 51 члена и избираемой сингапурскими гражданами. 2.«Самоуправляющееся государство Сингапур» в 1958 — 1961 гг. В мае 1968 г. после новых англо-сингапурских переговоров в Лондоне были окончательно согласованы условия получения Сингапуром самоуправления. Конституция Сингапура — самоуправляющегося государства в рамках Британского содружества наций, — составленная в 1958 г., базировалась на принципах, которые были определены на весенних переговорах 1957 г. Получение самоуправления должно было состояться после парламентских выборов 1959 г. По условиям соглашения 1958 г. Англия сохраняла на острове свою военную базу. Конец 1957 — начало 1958 г. были отмечены в истории Сингапура дальнейшим усилением борьбы между различными политическими течениями, ухудшением экономического положения острова. Последнее было связано с понижением мировых цен на олово и каучук, экономической политикой Малайской федерации, стремившейся ликвидировать зависимость от сингапурского реэкспорта и отливом иностранного капитала в преддверии выборов 1959 г. Правительство Лим Юхока преследованиями профсоюзов и учащихся в конце 1957 — начале 1958 г. вызвало недовольство массы населения, усугублявшееся про-английской внешнеполитической ориентацией правого крыла Трудового фронта. В конце 1967 г. отколовшиеся члены Трудового фронта во главе с Д. Маршаллом создали Рабочую партию, выступившую с критикой конституции 1958 г. Партия требовала ликвидации Совета внутренней безопасности, постепенного уничтожения иностранных военных баз, воссоединения Сингапура с Малайей. Главным соперником Трудового фронта выступила ПНД, возглавляемая энергичным политиком Ли Куанъю. Партия народного действия, программой которой был «независимый, демократический, некоммунистический, социалистический Сингапур», сумела получить поддержку основной массы профсоюзов и населения, недовольного политикой правительства Лим Юхока. Немаловажную роль в успехе Партии народного действия сыграла поддержка, которую она получила от членов левых партий и организаций, запрещенных в 1948 г. В ПНД существовала сильная группа во главе с Лин Цисяном, ориентировавшаяся на компартию. На состоявшихся в конце декабря 1957 г. выборах в городской совет Сингапура Партия народного действия получила 13 мест из 32 и стала крупнейшей партией, представленной в муниципалитете; один из ее лидеров, Он Энгуань, стал мэром Сингапура. Репрессии против левых профсоюзов и Партии народного действия в 1958 г. лишь усилили массовое недовольство правительством. За несколько месяцев до выборов Лим Юхок попытался перегруппировать свои силы, призвав правых к объединению. В ноябре 1958 г. был создан Сингапурский народный союз, куда вошли партия крупной буржуазии — Либерально-социалистическая и правые деятели Трудового фронта и Рабочей партии. Состоявшиеся 30 мая 1959 г. выборы принесли полный успех Партии народного действия. Она получила 53,4% голосов и провела 43 своих кандидата в парламент (из 51). Сингапурский народный союз получил 4 места, 3 места завоевал Альянс и один депутат прошел как независимый. По требованию Ли Куанъю губернатор Уильям Гуд освободил арестованных в 1957 г. членов руководства ПНД, после чего лидер ПНД сформировал правительство. 3 июня 1959 г. было официально провозглашено самоуправление Сингапура. Последний колониальный губернатор У. Гуд в течение шести месяцев оставался в качестве первого янг ди пертуан негара — главы государства. Когда в декабре 1959 г. он покинул Сингапур, главой государства стал малаец Инче Юсуф бин Исхак — один из деятелей довоенного малайского радикализма. Перед правительством Ли Куанъю стоял целый ряд проблем, главными из которых были экономическое положение, отношения с Малайей и борьба внутри ПНД, причем все они были тесно между собой связаны. Едва ли не самой острой проблемой для Сингапура оставалась проблема занятости населения. Ежегодно в бурно растущем городе прибавлялось 20—30 тыс. новых рабочих рук, появление которых осложняло и без того напряженную ситуацию с поисками работы. В апреле 1960 г. в Сингапуре было 45 тыс. безработных, что составляло около 10% всей рабочей силы государства. Положение усугублялось отливом иностранного и местного частного капитала, начавшимся после майских выборов 1959 г., что объяснялось страхом предпринимателей перед национализацией, проведения которой ожидали от ПНД. Попытки нового правительства решить трудности на пути более тесного экономического союза с Малайей успехом не увенчались. Буржуазия Малайи не желала создания «общего рынка», опасаясь более богатой и предприимчивой сингапурской буржуазии, а правительство Малайи, с подозрением относившееся к Сингапуру, отказывалось предоставить льготы сингапурской промышленности и торговле. В результате переговоры о создании «общего рынка» для Малайи и Сингапура окончились неудачей. Правительство Ли Куанъю, проводившее крайне осторожную политику, подвергалось непрерывному натиску со стороны группы Лин Цисяна, в которой все большее влияние приобретали элементы, связанные с Пекином, толкавшие Сингапур на путь превращения города в пропекинское государство в Юго-Восточной Азии. Играя на недовольстве рабочего класса и профсоюзов слишком медленными темпами улучшения материального положения, сохранением зависимости от иностранных монополий и т. п. пропекинское крыло ПНД выступило против Ли Куанъю, и отношения между различными фракциями в ПНД к началу 1961 г. чрезвычайно обострились. В этих условиях правительство Ли Куанъю решило искать выход на пути вхождения в Федерацию Малайзии, план создания которой был выдвинут в мае 1961 г. 3. Сингапур в плане создания федерации Малайзии. 27 мая 1961 г. Абдул Рахман в речи, произнесенной в Сингапуре на завтраке, устроенном Ассоциацией иностранных корреспондентов в Юго-Восточной Азии, выдвинул идею создания Федерации Малайзии, которая включила бы в свой состав Малайскую федерацию, Сингапур, Саравак, Сабах и Бруней. Хотя планы объединения Малайи и Сингапура существовали и до выступления малайского премьера, именно летом 1961 г. правящие круги всех частей будущей Малайзии активизировали свою деятельность по претворению этих планов в жизнь. Руководители Малайи рассчитывали путем создания федерации, включающей Сингапур с его портом мирового значения, укрепить экономическое положение страны и образовать сильное государство в Юго-Восточной Азии, в котором бы они занимали руководящее положение. Идти на объединение только с Сингапуром руководители Малайи не хотели. Буржуазия Малайи опасалась конкуренции со стороны более сильной сингапурской буржуазии, кроме того, объединение с Сингапуром, где преобладало китайское население, грозило изменить численное соотношение малайцев и китайцев в пользу последних. Включение же в федерацию территорий Северного Калимантана с их довольно значительным малайским и даякским населением (часть последнего исповедовала к тому же ислам) несколько уравновешивало этот баланс: китайцы в будущей федерации составляли 42,8% всего населения, т. е. меньше половины. Правящая в Сингапуре Партия народного действия была в этот момент также заинтересована в создании Малайзии. Вступление в федерацию уничтожало колониальную зависимость Сингапура от Англии. Экономические проблемы Сингапура — зависимость от внешней торговли, планы индустриализации, рост безработицы — толкали его буржуазию к поискам более широкого рынка сбыта и сферы приложения своих капиталов. С политической точки зрения правительство Сингапура рассчитывало распространить свое влияние на все территории Малайзии, прежде всего на Малайю, особенно ее западные районы с преобладанием китайского и индийского населения. Обострившаяся внутриполитическая борьба также толкала ПНД на объединение с Малайей. Внутриполитическая борьба вокруг создания Малайзии. Выдвижение плана создания Малайзии и борьба за его реализацию имели своими следствиями усиление борьбы внутри будущей федерации и углубление международных противоречий в Юго-Восточной Азии. В свою очередь, внутреннее положение в Малайе, Сингапуре, на Северном Калимантане и изменение международных отношений в регионе оказали влияние на темпы и характер создания Федерации Малайзии. Напряженное положение сложилось в Сингапуре. Премьер-министр Ли Куанъю поддержал идею Абдул Рахмана, и в августе 1961 г. после встречи обоих премьеров было достигнуто принципиальное соглашение об объединении. 11 ноября основные пункты условий этого объединения были утверждены правительством Малайи и Сингапура. Сингапур сохранял автономию в делах, относящихся к образованию, здравоохранению, трудовой политике, но получал меньшее число мест в будущем федеральном парламенте (15), чем то, которое полагалось ему пропорционально количеству населения27. Летом 1961 г. произошел раскол Партии народного действия. Группа руководителей Сингапурского конгресса профсоюзов во главе с Лин Цисяном заявила о несогласии с принципами создания Малайзии и политикой Ли Куанъю и в июле вышла из Партии народного действия, создав в августе новую политическую партию — «Барисан сосиалис» (Социалистический фронт). Лидеры Социалистического фронта, имевшего 13 мест в сингапурском парламенте, настаивали на достижении полной независимости Сингапура к 1963 г., после чего Сингапур мог бы объединиться с Малайей, получив пропорциональное представительство в федеральном парламенте. Ли Куанъю, обладавший после раскола парламентским большинством в один голос, предложил референдум по вопросу условий вступления в Малайзию. Референдум состоялся 1 сентября 1962 г. и принес победу Ли Куанъю. Из участвовавших в голосовании (90% имеющих право голоса) 71% поддержал правительственный вариант объединения, 25% опустили по призыву Социалистического фронта пустые бюллетени, протестуя против референдума, в котором не содержалось ответа «нет» созданию Малайзии, а речь шла лишь об условиях объединения. Так или иначе, позиции Партии народного действия во главе с Ли Куанъю после референдума упрочились. 16 сентября 1963г. на стадионе «Мердека» в Куала-Лумпуре состоялось провозглашение нового государства — Федерации Малайзии. Неожиданно для правительства Малайи к этому времени перестало существовать «самоуправляющееся государство» Сингапур, так как 31 августа 1963 г. Сингапур провозгласил независимость и вступил в Федерацию Малайзии в качестве независимого государства. На следующий день после создания Малайзии произошли нападение на индонезийское посольство в Куала-Лумпуре и разгром малайского и английского посольств в Джакарте. Дипломатические отношения Малайзии с Индонезией и Филиппинами были прерваны. В такой сложной внутри- и внешнеполитической обстановке начала свое существование Федерация Малайзии. Два года спустя Сингапур покинул Федерацию после подогреваемых идеологических конфликтов, которые возникли между правительством Сингапура и крупной политической партией под названием Партия народного действий (People’s Action Party - PAP), а также федеральным правительством Куала-Лумпур. 9 Августа 1965 года Сингапур официально получили суверенитет. Юсуф бин Исхак был приведен к присяге в качестве первого президента, а Ли Куан Ю, в свою очередь остался премьер-министром. С независимостью пришли мрачные, если не рискованные в экономических перспективах дни. По словам Barbara Leitch Lepoer, редактора «Сингапур: страна исследования (1989)»: (Singapore: A Country Study) «отделение от Малайзии означало потерю для Сингапура экономических материков, и политики военной конфронтации Индонезии, направленной на Сингапур, вследствии и Малайзия хозяйственно высохла в этом направлении». Согласно той же книге, Сингапур также сталкивается с потерей 20 % своих рабочих мест с объявлением отхода от базового острова Британии в 1968 году. 4. Причины экономического успеха Сингапура Вместо того, чтобы деморализовать Сингапур, эти проблемы побудили руководство Сингапура сосредоточиться на экономике страны. С кембриджским образованием юрист Ли Куан Ю стал у руля правительства Сингапура, его правление имело агрессивный характер и стало экспортно- ориентированным в индустриализации труда, через обширную программу стимулов в целях привлечения иностранных инвестиций. Таким образом, Сингапур по-прежнему использовал его стратегическое расположение в свою пользу. До 1972 одна четверть компаний, которые занимались промышленностью Сингапура, были либо иностранной собственностью, либо совместными предприятиями компаний под властью крупных инвесторов США и Японии. В результате, стабильный политический климат Сингапура создал благоприятные инвестиционные условия и быстрое расширение мировой экономики, с 1965 по 1973 год валовый внутренний продукт (ВВП) возрос в два раза. С экономического бума конца 1960-х и 1970-х были созданы новые рабочие места в частном секторе. Правительство начало предоставлять субсидируемое жилье, образование, здравоохранение и общественный транспорт, а также создало новые рабочие места в государственном секторе. Центральный резервный фонд страны с всеобъемлющей системой устойчивого социального обеспечения создал обязательные взносы для работодателей и работников, в целях накопления необходимого капитала для правительственных проектов и финансовой безопасности пожилых работников страны. В конце 1970-х годов правительство изменило свое стратегическое мышление на высокий профессионализм и трудоемкие технологии, добавило стоимость промышленности и отменило трудоемкое производство. В частности информационные технологии, которые были приоритетом для расширения, вследствие этого Сингапур стал крупнейшим производителем дисков и диск частей в 1989 году. В этом же году 30 % ВВП страны, было получено за счет поступлений от производства. Сектор международных и финансовых услуг Сингапура был и остается одним из наиболее быстро растущих секторов своей экономики, на него приходилось почти 25 % ВВП страны в конце 80-х годов. В том же году Сингапур с Гонконгом стали двумя наиболее важными азиатскими финансовыми центрами после Токио. В 1990 году Сингапур имел сделки с более чем 650 многонациональными компаниями и несколькими тысячами финансовых учреждений и торговых фирм. На политическом фронте Куан Ю Го Чок удалось обойти на выборах Ли Сьен Лунга в 2004 году и старший сын ли Куан Ю стал третьим премьер-министром Сингапура. По составу населения из 4.839 миллионов сингапурцев 3.164 миллионов являются гражданами Сингапура и примерно 0.478 миллионов являются постоянными жителями. Китайцы, малайцы и индейцы составляют три официальные этнические группы в стране. С таким многоэтническим населением, руководство страны призывает граждан к «Прочному индивидуализму с упором на передовой опыт». Итак, подведем итоги. Первоначальный успех острова кроется в результате его удобного места расположения как перевалочного транзитного пункта для 3 способов торговли между Китаем, Индией и малайским архипелагом. В конце XIX века британские перегрузки в Сингапуре продлили их влияние на полуострове Малакка, и как результат порт Сингапур приобрел богатые внутренние ресурсы. Когда англичане не смогли защитить Сингапур от японской оккупации во время второй мировой войны, они навсегда потеряли доверие сингапурцев. Впоследствии этого были вызваны излияния антиколониальных и националистических настроений. После слияния с Малайзией и последующего отделения, бывший колониальный порт Сингапура стал лидером в области глобального финансирования и торговли в 1970-х. Сегодня он по-прежнему ведет свой маневровый путь в мире международной торговли, так же, как это было сделано в XIX веке, и большая часть этого успеха является заслугой проиндустриализационной политики его правительства и передового опыта, ориентированного на многонациональный народ.
День Независимости Сингапура - 9 августа 2005 (40-я годовщина)
Rise of Asia - Freedom
В 1963 г. Сингапур и Малайя сумели сформировать независимую от Великобритании Федерацию Малайзия. Союз двух британских колоний оказался весьма не прочным, дал течь и распался уже в к середине 1965 г. 9 августа 1965 г. Сингапур был провозглашён суверенной республикой. Страна получила статус члена Содружества наций и представительство в ООН, привилегий и т.п. и т.д.. Не смотря на это, лидеры страны столкнулись с нелёгкой проблемой экономической жизнеспособности крошечного острова, с которой удалось им блестяще со временим справиться. Сингапур остался крупнейшим торговым портом регион, однако этого было явно не достаточно для обеспечения страны в будущем. В 1967 г. Британия объявила о выводе с острова своих вооруженных сил, обслуживание которых приносило 20% национального дохода на тот период времени (последний британский военный корабль отплыл от берегов Сингапура 31 октября 1971 г.). Выход из положения, был блестяще найден сингапурскими властями в ускоренной ситуации, в частности, в создании совместных предприятий и полным открытием своего рынка и территорий. За 5 последующих года экономика Сингапура расцвела.
Сингапур: Сегодня и Завтра
Менее чем за 200 лет Сингапур прошёл путь от заштатного порта до одного из «экономических чудес» мира. Во многом это явилось заслугой премьер-министра республики Ли Квань Е, занимавшего этот пост в плоть до 1990 г. Он сумел осуществить и привести в реальную жизнь народа и каждого человека в частности, глобальные преобразования в островном государстве, не имевшем никаких значимых природных богатств. Жесткое и не имевшее коррупции правительство проводило политику, направленную на обеспечение стабильности и продуктивности экономики. Со времён обретения Сингапуром независимости ежегодный экономический рост в стране составляет не менее 9%. Уровень грамотности население превысил 90%, и свыше 85% сингапурцев сегодня владеют собственным жильём. Изменился даже ландшафт острова. За последние 30 лет его территория увеличилась на 10% за счёт освоения земель вдоль южной береговой линии. Большая часть население Сингапура, а это около 4,5 млн. человек, проживают в качественных государственных многоквартирных домах.
Ныне Сингапур - заметный член мировой экономической системы, специализируется на сверхсовременных информационных технологиях. И всё это – при крошечных размерах и сомнительной стартовой базе.
Лекция 16. История Мьянмы 1.Древняя и средневековая история Мьянмы. 2. История Мьянмы в новое время 3. История Мьянмы в новейшее время 4.Современная Мьянма Цель лекции: Проанализировать периоды исторического развития Мьянмы с древности до начала ХХ1 в. в проблемно- хронологическом порядке. Ключевые слова: Янгон. Бирма.
МЬЯНМА, Союз Мьянма (бывшая Бирма), государство в Юго-Восточной Азии. На западе омывается водами Бенгальского залива и граничит с Бангладеш и Индией, на севере и северо-востоке — с Китаем, на востоке — с Лаосом и Таиландом. Столица — Янгон (бывш. Рангун), расположена на восточной окраине дельты р.Иравади. Мьянма обладает большими резервами неосвоенных земель, богатыми лесными и минеральными ресурсами. Мьянма — один из центров буддийской культуры.
1.Историческое ядро Мьянмы и родина бирманцев — долины рек Иравади и Ситаун. К западу от долины Иравади, за хребтом Ракхайн, живут араканцы, которые сохраняли независимость на протяжении большей части истории Мьянмы. Они имеют отдаленное сходство с первыми жителями Бирмы пью (или пяо). Хотя пью не сохранились как этнос, они принимали участие в создании одной из древнейших цивилизаций на территории нынешней Мьянмы в 7 в. н.э. Другая коренная народность, которую считают ветвью монов (или талаингов), господствовала на побережье области Танинтайи и землях соседнего района Татхоун и дельты Иравади и колонизовала лежащие к востоку за горными грядами правобережные районы бассейна р.Чаупхрая (Менам). Государство монов окончательно пало под ударами бирманской династии Конбаунов в середине 18 в. На Шанском нагорье преобладают родственные тайцам и монам шаны, которые занимают основную часть его равнинных территорий. Шаны правили Верхней Бирмой после того, как Хубилай разрушил в 1287 бирманскую столицу Паган, и вплоть до 16 в., когда они признали зависимость от бирманских властителей.
Моны и пью Древнейшую цивилизацию в Нижней Бирме связывают с монами. В начале нашей эры моны наладили торговые и культурные связи с Индией, особенно с соседней областью Бенгалией и портами на восточном побережье Декана, они заимствовали индуистскую концепцию и символику королевской власти. Монахи-брахманы были придворными советниками, а сами правители обожествлялись в силу высокочтимости места, отводимого им при храмовых церемониях. Моны восприняли буддизм школы тхеравада (хинаяна) в 1 в. н.э. Позднее, в I тысячелетии н.э., бирманские моны оказались в составе монского государства Дваравати, центром которого была долина р.Менам на юге современного Таиланда. В конце 11 в. камбоджийские кхмеры уничтожили это государство, но не подчинили земли бирманских монов. В то же время, покорив пью, моны установили свою власть над большей частью Нижней Бирмы. При бирманском короле Аноратхе (Анируда, Анората, ок. 1044 — ок. 1077) моны вошли в состав обширного государства, простиравшегося от Мандалая вплоть до побережья. Пью, как и позднее появившиеся родственные им бирманцы, относятся к тибетским народам, проникшим в долину Иравади с севера в ходе нескольких миграций. Государство пью Шрикшетра (с одноименной столицей), распространившееся вверх по долине Иравади и на запад в пределы области Ракхайн, достигло расцвета между 500 и 700 н.э. Оно поддерживало коммерческие и культурные отношения с индуистской и буддийской Индией, которые осуществлялись наземными и морскими путями. Столичный город достигал нескольких километров в окружности, был защищен надежными укреплениями и украшен буддийскими храмами внушительных размеров. Пью вели в ограниченных масштабах торговлю с Китаем через соседнее государство тайских народов Наньчжао, существовавшее на месте юго-западной провинции Юньнань. К 9 в. Шрикшетра утратила свое былое политическое влияние, отчасти под давлением монов с юга. Государство Паган существовало в течение нескольких столетий. В середине 9 в. новая волна тибетоязычных мигрантов-бирманцев пересекла территорию Наньчжао и достигла верхнего течения Иравади. Переселенцы освоили территорию вдоль большой излучины реки поблизости от местоположения современного города Мандалай, заимствовав элементы хозяйства у своих предшественников пью и монов. Собственно бирманцы унаследовали от них три высокоразвитых очага поливного рисосеяния: Шуэбо, Чаусхе и Минбу. Столица Паган выросла на крутом берегу р.Иравади ниже ее слияния с Чиндуином между современными городами Пакхоуку и Чау. Господствующей религией стала ветвь буддизма махаяна; вероятно, она пришла из Бенгалии. Паган возвысился как главный город одноименной империи примерно в 1044, когда король Аноратх вынудил монского государя в Татхоуне к капитуляции и, таким образом, получил выход к морю. Аноратх перевел весь монский двор в Паган и внедрил среди своих подданных-бирманцев южное направление буддизма — хинаяну. История Пагана (1044-1287) замечательна во многих отношениях. Территориально Паган включал основную часть долины Иравади и простирался от области Ракхайн на западе до левобережья р.Салуин на востоке. Величественные архитектурные памятники Пагана, построенные в индийском и монском стилях, уступают лишь храмам в Камбодже. Особенно выделяются три храма: Ананда, Татбинью и Годопалин. На территории в 65 кв. км находятся тысячи буддийских культовых объектов. Многие из них поражают своими размерами. В некоторых жизненно важных отношениях, особенно в концепции управления государством, в Пагане доминировал индуизм, однако в целом ведущим фактором культурной жизни оставался буддизм. Поворотный пункт в истории страны наступил в 1165, когда сингальская армия с Цейлона совершила успешное нападение на город Паган в отместку за препятствия, чинившиеся сухопутной торговле Цейлона с Камбоджей. Сингалам не удалось закрепиться в Бирме, но разделявшаяся ими ветвь буддизма — тхеравада — была воспринята группой монахов, благодаря которым буддизм стал массовой религией бирманцев. Это произошло на фоне последовавшего резкого ослабления влияния монов и способствовало формированию эклектичной бирманской культуры. Государство Паган распалось в последней четверти 13 в. Частично его гибель была следствием внутреннего упадка, однако большую роль сыграли неоднократные вторжения монгольских войск из Китая, в конечном счете захвативших город Паган в 1287. Верхняя Бирма была освобождена от завоевателей в начале 14 в. благодаря усилиям шанских князей. Многие из них были выходцами из этой области, другие бежали из Наньчжао, разоренного монголами в 1253. В последующие 250 лет различные шанские властители правили Верхней Бирмой, а моны сумели утвердиться в дельте Иравади и на побережье Танинтайи. Новой столицей их государства стал Пегу. Когда в 1511 португальцы овладели городом Малакка, монские суда уже регулярно заходили в его порт. Корабли монов, построенные из тиковой древесины высоко ценились в Юго-Восточной Азии. В 1365 шанский князь основал новый столичный город Ава в Верхней Бирме на р.Иравади к югу от современного Мандалая. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|