Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самоанализ для ищущего 1 страница




ENNEA-TYPE STRUCTURES

Self-Analisis for the Seeker

CLAUDIO NARANJO, M.D.

GATEWAYS/IDHHB, INC. PUBLISHERS

Клаудио Наранхо

ЭНЕА-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Самоанализ для ищущего

Под общей редакцией Валерия Зеленского Перевод с английского А.А.Рунихина

Воронеж

НПО «МОДЭК»

Иллюстрации к титульным листам глав — репродукции карикатур с хро­молитографий, публиковавшихся в журнале «Ярмарка тщеславия» который издавался в Лондоне с конца XIX в. до переезда в Нью-Йорк в 1914 г.

Девять характеров Commedia dell'arte, иллюстрирующие разделы «Структура черт характера», выполнены Kelly Rivera по оригиналам Walter Massimelli, изгототовленным для книги Carla Poesio «Conoscere Le Machere ialiane», изданной в 1984 r. Edizioni della Speranza s.l.r. (Флоренция, Италия).

Иллюстрации к разделам «Экзистенциальная психодинамика» — репро­дукции оригинальных работ E.J.Gold.

Все графические материалы воспроизведены по изданию Naranjo С. Еппеа-гуре structures: self-analisis for the seeker. — Nevada City: Gateways/IDHHB, Inc., 1990.

Издание подготовлено по инициативе Санкт-Петербургского Психоаналитического общества

и Информационного Центра Психоаналитической культуры

Наранхо К.

Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего /Пер. с англ. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. —224 с.

Для читателей открывается возможность познакомиться с Клаудио На­ранхо как с пропагандистом и распространителем учения об энеаграммах, зародившихся в малоизвестной школе суффистов на Среднем Востоке. С помощью всех новейших средств психологии он изучил древнюю систему энеаграмм и придал ей современное звучание.

Предлагаемый анализ типов личности с помощью энеаграмм совершенно отличен по своим целям: он обнажает те скрытые механизмы биологической машины человека, которые являются предсказуемыми и неизбежными. Не ограничивая себя только психологической точкой зрения, он объясняет, как мы возводим всевозможные барьеры внутри себя, на которые, повзрослев, натыкаемся, и что нам с ними делать.

Тем, кто решил следовать по пути самоанализа и самоисследования, ма­териал книги дает уникальную возможность подготовить себя к этой Работе.

ISBN 0-89556-063-1 (англ.) ISBN 5-87224-081-3 (русс.)

80 941

© Claudio Naranjo, 1990.

©Edizioni della Speranza s.l.r., 1984.

©E.J.Gold, 1990

© НПО «МОДЭК», 1995.

© Психоаналитическое общество

Санкт-Петербурга., 1995. © Рунихин А.А. Перевод

на русский язык, 1995.

Энеаграмма и медоносная пчела — символы, ассо­циируемые с древних времен с Порядком Сармони.

Посвящение

С/той книги не было бы без Оскара Ичазо, благо­даря которому я впервые познакомился с «энеа-граммами личности» на лекциях, в институте прикладной психологии (Сантьяго) в 1969 г., чи­тавшихся под эгидой чилийской ассоциации пси­хологов, и который впоследствии стал для меня больше чем учителем, повивальной бабкой, участвующей в появлении меня на свет как пси­холога.

Содержание

Предисловие (И.Дж.Гоулд)...........8

Предисловие автора............... 17

Введение в теорию личности..........24

Глава первая

Воинствующая добродетель (Энеа-тип I) 47

Глава вторая

Эгоцентричное великодушие (Энеа-тип II) 65

Глава третья

Внешнее впечатление как залог успеха (Энеа-тип III)................ 83

Глава четвертая

Поиск счастья через боль (Энеа-тип VI) 103

Глава пятая

Поиск целостности через отчуждение (Энеа-тип V)........."....... 121

Глава шестая

Преследуемый преследователь

(Энеа-тип VI)............... 139

Энеа-тшюлогическис структуры личности

Глава седьмая

Оппортунистический идеализм

(Энеа-тип VII)............... 157

Глава восьмая

Сила (Энеа-тип VIII)........... 173

Глава девятая

«Плывущий по течению» (Энеа-тип IX) 189

Глава десятая

Советы для дальнейшей.работы над собой 204

Биографическая справка........... 215

Схема энеа-типологических структур... 218

Предисловие

К

i/лаудио Наранхо являет собой пример превос­ходного терапевта, преуспевающего психиатра и профессора, на протяжении многих лет служив­шего проводником по тропе духовности. Он так­же является автором нескольких ценных в своей области книг, основателем в районе залива груп­пы Ищущих Правду, близким другом и сподвиж­ником Оскара Ичазо и протеже Фритца Перлса; Наранхо унаследовал идеи и придал форму дви­жению развития человеческого потенциала — особенно его направления, практикуемого в Эса-ленском институте и в Беркли (Калифорния). С недавнего времени он — всемирно известный и популярный наставник и руководитель семина­ров. Кроме всего прочего, он мой давний друг и коллега, которым я искренне восхищаюсь.

Эта книга — не просто упражнение интеллек­та. После десятилетий, потраченных на сбор под­тверждающих данных и материалов, Клаудио на­конец-таки решился на публикацию этого глубо-

Энеа-типологические структуры личности

кого исследования, являющегося синтезом и кульминацией кропотливой работы всей жизни. За все эти годы у него накопилось богатейшее собрание разнообразных документов, и данная книга представляет собой только одну, первую грань его исследований. Как он сам говорил нам, фактически эта книга — предисловие к гораздо более детальной научной работе. Она будет снаб­жена обширным справочным материалом, боль­шим количеством ссылок, системным анализом и результатами клинических наблюдений и будет предназначаться в первую очередь специалистам.

Нам очень повезло, что Клаудио выбрал имен­но такой подход, так как это позволяет большой читательской аудитории открыть для себя нечто, рискующее в противном случае остаться вне сфе­ры ее внимания.

Благодаря этому для читателей — как специ­алистов, так и просто интересующихся — откры­вается возможность познакомиться (если это еще не произошло) с Клаудио Наранхо как с пропагандистом и распространителем учения об энеаграммах, зародившегося в малоизвестной школе суффистов на Среднем Востоке. Я ценю это его стремление и верю, что оно принесет свои плоды во многих случаях, которые сразу невозможно предвидеть, не последним из кото­рых является попытка перебросить мост между знанием прошлого и настоящего.

Ограничив содержание этой книги перечисле­нием и краткой обрисовкой существующих энеа-типов в форме, присущей, скорее, указателю, Клаудио создал тем самым полный и незамени­мый справочник. Безусловно, это исключитель-

Предисловие 11

но серьезная книга, но тем не менее я получил удовольствие от ее содержания, что ждет, как я уверен, и других, потому что именно эта ее сис­темность дает возможность путешествовать от одной главы к другой в стремлении найти свое место за Круглым Столом энеа-типов. Я сомне­ваюсь в том, что эти идеи когда-либо приживутся в гостиных и войдут в число психологических игр дилетантов, но у меня есть надежда, что они ста­нут полезным орудием для всех тех, кто искрен­не хочет познать себя и глубже проникнуть в свою сущность.

То, чего достиг Клаудио в этой работе, требо­вало большого искусства. С помощью всех но­вейших средств психологии он изучил древнюю систему энеаграмм и придал ей современное зву­чание. Вот одна из причин, почему я нахожу кни­гу столь восхитительной. Он не «зацикливается» на прошлом и не отворачивается от него, но вос­соединяет великие открытия человеческого ра­зума, охватывающие тысячелетия. Речь не идет о копании в старых, отживших свое идеях исклю­чительно из ностальгических чувств; мы хотим увидеть, в чем же состоит их ценность и своевре­менность для сегодняшнего дня в сравнении с днем вчерашним.

Я хочу подчеркнуть то, что, с моей точки зре­ния, Клаудио слишком скромен в отношении к себе и к своему вкладу. В течение всех лет сбора данных он провел множество семинаров, раскры­вая для сотен и тысяч людей структуры энеа-типов. Его многочисленные занятия дали возможность некоторым предприимчивым людям использо­вать эти идеи в своих собственных исследовани-

Экеа-тшюлогические струкпг ры личности

ях, таким образом слово «энеаграмма» получило широкую известность. В некотором смысле На-ранхо стал «отцом» многих исследований и пуб­ликаций задолго до того, как его собственные работы увидели свет.

Клаудио Наранхо серьезно занимался эзоте­рической психологией и спиритуализмом — на­столько серьезно, что временами это недвусмыс­ленно угрожало его жизни из-за общего осужде­ния — обстоятельство ни на миг, насколько мне известно, не заставившее его и его последовате­лей поколебаться в исследовательской и просве­тительской деятельности.

Существует какая-либо опасность, заключен­ная в учении об энеаграммах? Является ли оно настолько эзотерическим и экзотическим, чтобы тотчас же пролить свет знания на каждого, кто лишь соприкоснется с ним? Мой ответ на первый вопрос — безусловно, «да», на второй «нет». Уче­ние об энеаграммах, становящееся в последнее время настолько распространенным, что о нем наслышан практически каждый обыватель, едва ли кажется опасным в своей популярной форме. Подобно очищенной, «рафинированной» астро­логии, образы которой, бывшие когда-то эзоте­рическими, используются теперь в дешевых под­делках, обещающих с завидной легкостью по­мочь вам определить свой тип личности и место в системе характеров. Это уже не столько основа для изменения, трансформации, сколько воз­можность приятно пощекотать воображение, те­ма, пользующаяся успехом на вечеринках и спросом на прилавках.

Предисловие 13

Предлагаемый анализ типов личности с по­мощью энеаграмм совершено отличен по своим целям. Клаудио проводит его с неизменной иск­ренностью и простотой: он обнажает те скрытые механизмы биологической машины человека, которые являются предсказуемыми и неизбеж­ными. Не ограничивая себя только психологиче­ской точкой зрения он объясняет, как мы возво­дим всевозможные барьеры внутри себя, на кото­рые, повзрослев, натыкаемся, и что нам с ними делать.

Как человекообразные приматы мы не можем избежать определенных шаблонов, стереотипов поведения; мы не можем просто пожелать им ис­чезнуть, игнорировать их или же с легкостью превратить их в добродетели или какие-нибудь мистические качества. На сей предмет Клаудио не оставляет никаких иллюзий. Он предлагает не немедленное исцеление, а способ трезво взгля­нуть на проблему и действительно разрешить ее. Это как раз то, в чем он коренным образом отхо­дит от соблазнительных и разрушительных идей «нового поколения», превалирующих сегодня. Он остается в стороне от вездесущих коварных иллюзий, окружающих и разрушающих великие учения в угоду гипнотическому сну примитивно­го существования.

Клаудио не вводит в заблуждения уверения­ми, что несколько волшебных психологических трюков способны стать для нас панацеей от всех несчастий. Он не скрывает того факта, что в дей­ствительности тропа самопознания длинна и тя­жела и не потерпит лени, либо поверхностности. Годы наблюдений и бесед с ним ясно показали

Энеа-типологические структуры личности

мне, что он не приемлет гомоцентрической фи­лософии иллюзионизма. Имея, возможно, более высокое, чем у меня, мнение о потенциале чело­вечества «en masse», он не впадает в заблужде­ние, свойственное, по моему мнению, большинст­ву сторонников новой психологии и психиатрии, ложно представляющих путь трансформации как легкий. Однако он все же дает нам орудие, которое что-то да значит, которое может действительно помочь нам достигнуть серьезных результатов.

Большинство психологических систем опус­тошают высшую духовную жизнь, поглощая ее бесконечными волнами двусмысленностей, при­нижая до интеллектуальной игры. Как мне ка­жется, одним из самых важных аспектов, привне­сенных Клаудио, является то, что психология у него служит высшей духовной целью. Клаудио оставляет место для духовной жизни и совершен­но точно разделяет психологическую область и область духовную — редкий случай среди психо­логов, которые различают духовность, но, как правило, сводят ее к психологическому термину. Клаудио не делает попыток присвоить себе эту сферу знаний. Тем, кто решил следовать по пути самоанализа и самоисследования, материал кни­ги дает уникальную возможность подготовить се­бя к жизни в этой Работе. Эти слова можно отне­сти лишь к немногим психологическим системам.

Читатель найдет язык этой книги прямым и точным без излишней академичности. Анализ в высшей степени детализирован и абсолютно про­фессионален. Выбранный автором формат облег­чает пользование книгой; важные черты характе­ра даны в кавычках или выделены шрифтом, что

Предисловие 15

позволяет легко распознать ключевые фразы для тех, кто будет пользоваться книгой как руковод­ством. Для непрофессионалов совершенно нео­бязательно знакомство с основами психологии, чтобы понять основную идею Клаудио, раскры­вающуюся в систематизированном описании ти­пов характера.

И более того, Клаудио подчеркнул самую суть, определяя корни своего анализа в основном утверждении, что все эпеа-типы — это вариан­ты человеческого недуга «тиковой обскурации», что понимается как «утрата Бытия». Только из-за одной этой концепции книгу стоит прочитать. Из-за этого же моя настойчивость в рекоменда­ции прочесть эту книгу любому, серьезно изуча­ющему психологию, не будет чрезмерной. Она необходима для правильного понимания иерархии областей между Бытием и личностью, что приме­нимо для любой грани нашего внутреннего мира.

Если мы сможем определить тот момент, ког­да начинает проявляться изменение в поведении — как средство заполнить чувство пустоты — эту бессмысленность Бытия, утрату внутреннего мира, — как попытку скрыть обскурацию, тогда станет возможным взглянуть на нормы поведения, которых мы придерживались всю свою жизнь, с другой точки зрения и сбросить с себя часть гру­за, привязывающего нас к этой планете. Эта про­стая и элегантная концепция дает нам в руки уникальный инструмент, позволяющий опреде­лить этиологию неврозов, психозов, как от со­стояния открытости, готовности к восприятию в детстве мы, взрослея, перемещаемся к состоя­нию вялости и атрофии.

Энев-тинологические структуры личности

Концепция «тиковой обскурации» в различ­ных эзотерических направлениях называется по-разному, но она всегда присутствует в любой до­стоверной, психологической картине Бытия. Она в общих чертах соответствует самоидентифика­ции, как действующего во сне механизма; хотя Бытие и сущность не засыпают, они позволяют себя загипнотизировать или соблазнить чем-то, имеющим ценность в мире человеческих приматов с их различными энеа-типами и соот­ветствующими энеа-склонностями и энеа-удо-вольствиями.

Что касается второго момента, действенности этого обучения, что ж — а что нужно именно вам? В самой системе нет никакой магии. Как любое, истинное учение оно работает на вас, только если вы сами трудитесь. Сам я глубоко погрузился в энеаграмму и пользовался ею для собственных исследований и для работы с други­ми. Геометрическая фигура эквивалентна другим фигурам в других учениях: звезда Давида, древо жизни, основная аркана Тарота, архетипные ха­рактеры и боги и так далее. В некотором смысле эти фигуры и системы произвольны и когерент­ны друг другу. Выбор той или иной системы — это обычно вопрос предпочтения, определяюще­гося рабочей необходимостью.

Что эзотерично в этом учении, в смысле тай­ного или секретного, — это правильное исполь­зование знания. Этому вы должны научиться у практика, того, кто знает, кто посвящен, или прислушиваясь к указаниям вашего «Я» на кле­точном уровне. Тот, кто знает, как применить эту систему, чтобы отделить машину от сущности

Предисловие 17

личности, способен модифицировать и адапти­ровать ее. Клаудио тщательно использовал и приручил эту систему энеаграммы и гениально приспособил ее для использования в нашей иску­шенной психологической культуре. Его вери­тельные грамоты самого высокого класса, его знания почерпнуты не только из чтения книг и размышлений. Он работал с этой системой на протяжении многих лет и знает ее достоинства и недостатки.

Читателям необходимо избегать ограничений любой системы; они должны доверять лишь ин­туитивному чувству собственной сущности, не позволять ввести себя в заблуждение железному колчедану, но воспринять только истинное со­кровище, которое лежит в охраняемой пещере, в конце радуги или в тайнике гномов. Нужно так­же помнить, что энеа-тип способен не только двигаться, говорить и общаться с другими; он способен еще и учиться, размышлять, практико­ваться, переживать восторг, мечты или мистиче­скую гармонию.

Если «Энеа-типологические структуры лич­ности» смогут каким-то образом пробудить в чи­тателе желание понять сущность жизни, то это еще один вклад Клаудио во благо всех чувствую­щих созданий — за что я ему признателен.

И.Дж.Гоулд

Предисловие автора

К

пак-то в конце 1987 г., будучи проездом на своей родине, я остановился у своего друга Мар­ты Хуэре, которая слышала о моих разнообраз­ных проектах; Марта пригласила меня вернуться в ее дом как-нибудь в будущем, чтобы написать с ее помощью эту книгу. Я поймал ее на слове и воспользовался этим предложением и в течение января и февраля 1988 г. надиктовал на магнито­фонную пленку книгу, которую сначала думал назвать «Структура и психодинамика характера в свете энеаграмм Сармони», но по окончании ее я назвал книгу проще и одновременно амбициоз­нее — «Невроз и характер в свете энеаграмм».

Легкость, с которой книга появилась на свет, не предвещала препятствий и труда, сопровож­давших ее завершение. Марта, движимая сово­купностью энтузиазма по отношению к содержа­нию книги, личной привязанностью и жизненной привычкой к усердию, работала часами, и ей почти удалось ввести в мой портативный компью­тер весь материал, который я надиктовывал на магнитофон день за днем. После моего отъезда оставалось обработать всего несколько пленок;

Предисловие автора 19

но летний отпуск Марты закончился, вернулась из Мехико ее десятилетняя дочь, появились дру­гие жизненные сложности, — и поэтому эти не­сколько кассет месяцы лежали необработанными.

Избавлю своих читателей от описания своих неудач и трудностей, из-за которых книга оста­валась неоконченной весь следующий год. Даже когда я вновь приехал в Чили в начале 1989 г. с намерением издать рукопись, на пути к заверше­нию этой задачи стояли всевозможные препятст­вия. И в довершение всего, уже законченной ра­боте был нанесен значительный ущерб, когда во время моего возвращения в Южную Америку в аэропорту Сан-Франциско у меня украли сумку, в которой была часть рукописи.

Было ли все это случайностью, вмешательством непостижимой воли Божией, происками дьявола или всем вместе взятым, я не знаю, но несмотря ни на что я доволен, потому что мне кажется, все это книге пошло на пользу. Утеря психоаналитических карт, и в особенности кластеров характерных черт (что вынудило опустить ссылки на них и оставить надежду завершить поставленную задачу до следу­ющего раза), послужило основой идеи новой пуб­ликации, которая не только может уладить мои об­стоятельства, но, как я думаю, обеспечит более подходящую форму появления книги на свет, а именно: деление ее на две публикации, из которых эта — первая.*

Стимулом для публикации настоящей части работы «Невроз и характер в свете энеаграмм» был визит к И.Дж.Гоулд незадолго до отъезда в

Я выделил здесь то, что более всего необходимо непосредственному пользователю книги (так сказать, ищущему), в то время как более академичные разделы, которые будут интересны психотерапевтам и специалистам по теории личности, я оставил для более полной книги.

Энеа-типологические структуры личности

 

Андалузию, где я расположился в настоящее вре­мя, чтобы обработать и издать ту часть книги, в которой содержится концептуальная разработка собственных наблюдений по девяти энеа-типам, накопленных мной на протяжении более двадца­ти лет, и четко сформулировать психодинамиче­скую картину каждого. Я пользуюсь термином «энеа-тип», конечно, в качестве эквивалента для понятия эго-тип или типа характера в соответст­вии с энеаграммой.

Психологические характеристики, данные в каждой из глав под заголовком «Структура черт характера», — это результат исследований, охва­тывающих различные стадии:

1. Разработка на основе накопленного мной опыта кластера терминов, описывающих ха­рактер.

2. Концептуальная компоновка основных черт характера для формирования кластеров де­скрипторов, которые могут использоваться в качестве определителей для более обоб­щенных черт характера.

3. Психодинамические карты, представляющие в графическом виде наблюдаемые клиниче­ски или предполагаемые взаимоотношения между обобщенными чертами характера. Хотя графики этих моделей (вместе с кла­стерами и таблицами) были утеряны, неко­торые обозначенные в них связи нашли свое отражение в тексте.

Несмотря на то, что многие из этих наблюде­ний стали известны благодаря преподаватель­ской деятельности моих бывших учеников и кни-

Предисловие автора - 21

гам тех, кто учился вместе с ними, я не только не могу полностью согласиться с опубликованными до настоящего времени утверждениями, но сей­час, когда ими разрушена секретность, касающа­яся энеаграмм, я чувствую необходимость само­му изложить итоги своего собственного опыта.

Кроме того, идя дальше простого перечисле­ния характерных черт, как я делал, формулируя первые описания типов характера преподавания в начале 70-х, в этой работе я фокусирую внима­ние на том, как эти термины организованы с целью подчеркнуть типы характеров и мотивы. Кроме того, от глав к главе в этой книге я разви­ваю теорию невроза, отличную от теории либидо Фрейда и только частично совпадающую с тео­рией объективных связей: экзистенциальной ин­терпретацией невроза, в соответствии с которой основа всей психопатологии — утрата чувства бытия (то есть отсутствие прямых свидетельств или возможности познания бытия), то, что тео­логи назвали неведением.

Я назвал это теорией невроза Насреддина по знаменитой шутке о Ходже, в которой он однаж­ды, ползая на четвереньках, искал что-то среди рыночных рядов. Как хорошо известно, в его по­исках к нему присоединился друг, искали, как объяснил другу Ходжа, ключ от его дома. Только после того, как в безуспешных поисках прошло много времени, друг сообразил спросить: «Ты уверен, что ты его здесь потерял?», — на что Насреддин ответил: «Нет, я его потерял дома». «Тогда почему же ты его ищешь здесь?» «Здесь гораздо светлее», — объяснил Ходжа.

Таким образом, центральной идеей, которую подчеркивает эта книга, является то, что мы ищем

Энеа-типологические структуры личности

ключ к нашему освобождению и к нашему окон­чательному формированию не в том месте и что эта ошибка в познании есть источник нашего не­удовлетворения.

На протяжении всех страниц этой книги я на­зываю этот ключ «бытие», хотя можно справед­ливо сказать, даже это название слишком огра­ничено и ограничивающе. Мы можем говорить, что мы существуем, но у нас нет опыта бытия, мы не знаем, что мы такое. Напротив, чем присталь­нее и тщательнее изучение, которому мы подвер­гаем наш опыт, тем более мы открываем, по сути,. чувство утраты, пустоту, иллюзорность, отсутст­вие самости или бытия. Из-за отсутствия осоз­нанного чувства бытия — это мое убеждение — проистекает мотивация дефицита, основного ис­тинного стимула, который поддерживает все дре­во либидо. Но либидо — это не эрос, как полага­ет Фрейд. Эрос — это изобилие чувств, а дефицит — поиск изобилия чувств, который принимает столько же форм, сколько преобладающих стра­стей составляют, согласно этой теории, низший эмоциональный центр. На базе этих кластеров проводится систематический анализ того, каким образом в каждом энеа-типе древо черт характе­ра основывается на двойной центральной систе­ме базовых черт* характера, что подтверждает и, в свою очередь, подтверждается тиковой обску-рацией и может рассматриваться как в качестве эмпирического подтверждения традиционной точ­ки зрения, так и в качестве помощи в самопозна­нии для тех, кто намерен использовать эту книгу как инструмент в процессе самоизучения.

Может быть известно как базовые страсти и фиксации.

Введение в теорию личности

Оскар Ичазо часто пользуется выражением «эта теория», несмотря на тот факт, что он высказывает точку зрения на психоанализ, который представ­ляет как объективное знание, изначально прояв­ляющееся посредством релевантности. Все же, даже если более просвещенные могут понять эти идеи, скорее, интуитивно и эмпирически, чем экспериментально, слово «теория» кажется впол­не подходящим, если только мы понимаем его не в современном научном смысле как гипотетиче­скую конструкцию, но в оригинальном значении греческого слова tneoria — видение.

На последующих страницах я дам определе­ние видение в широком смысле и не обязательно в тех терминах, в которых я слышал это опреде­ление. На протяжении этой книги я иногда буду

Введение в теорию личности 25

пользоваться для этого, как делал Ичазо, словом «протоанализ», хотя этот термин относится не только ко всей совокупности знаний, но изна­чально к процессу протоанализа.*

В психологии четвертого порядка мне хоте­лось бы подчеркнуть существеннейшую разницу между тем, что Гурджиев называет «сущностью», и тем, что он называет «личностью», — между реальным и условным существованием, с кото­рым мы обычно себя отождествляем. Там, где Гурджиев говорит о личности, Ичазо говорит об эго — в смысле, который обычно соответствует современному его употреблению (путешествие эго, смерть эго, трансцендентность эго и т.д.), а не тому, который присвоен «эго» в современной «эго-психологии». Эта разница соответствует той, которую проводит Винникот между «реаль­ным я» и «вымышленным я», и все же было бы неправильно говорить о сущности, душе, истин­ном я или атмане так, как если бы их значение было чем-то точным и определяемым. Вместо то­го, чтобы говорить о сущности как о предмете, нам следует думать о ней как о процессе, лишен­ном эго, ясном и свободном функционировании интегрированной человеческой целостности.

Хотя «эго» — это то слово, которое я чаще всего употреблял, говоря о своих идеях в начале

В этой книге протоанализ представляет первую стадию процесса, включающего применение трех успешных методов. Это метод самонаб­людения и противопоставления, целью которого является самопозна­ние, метод, ведущий к «священной войне» против эго, в котором дела­ются усилия сдержать естественные аспекты личности и культивировать положительные в соответствии с главенствующими страстями. Третья стадия носит умозрительный характер и зависит от эмпирического понимания (посредством сложной техники медитации) «божественных идей»; аспектов реальности, которые могут растворять фиксации личности или его скрытые дефекты в способности познания.

Энеа-типологические структуры личности

семидесятых годов, в этой книге я почти так же часто буду пользоваться словом «характер», ко­торое, как я считаю, является подходящим экви­валентом того же самого понятия без тех недо­статков, что несет в себе дополнительное значение «эго» в современном психоанализе. Производное от греческого charaxo, что означает «запечатле­вать», обращается к тому, что в личности посто­янно, так как оно было запечатлено в ней, то есть к поведенческим, эмоциональным и познава­тельным установкам. Одним из достоинств со­временной психологии является то, что она осве­тила процесс разрушения самосознания на на­чальных стадиях жизни как следствие ранних эмоциональных разочарований в семье.

В ответ на боль и страх индивид стремится справиться с кажущимися чрезвычайными обсто­ятельствами посредством соответствующих чрез­вычайных реакций, которые, особенно в силу осознания угрозы выживанию, становятся фик­сированными, превращаются в повторяющиеся реакции, как называл их Фрейд. Это процесс, который влечет за собой утрату контакта со всем, кроме непосредственной реакции на чрез­вычайные обстоятельства, подкрепленные опы­том (притупление самосознания), и в то же вре­мя происходит выработка автоматизма, который превращает человека до какой-то степени, ско-Dee, в робота, чем в свободного агента по отно­шению к жизни.

Вместе с притуплением самосознания и авто­матизацией, которые возникают в ответ на ран­нюю боль, в структуре эго существует поляр­ность страстно желаемого и ненавистного, что

Введение в теорию личности 27

вместе с обскурацией самосознания выделено в буддистской доктрине в качестве трех ядов, под­черкивающих существование самсары, то есть трех корней самосознания эго.

Теория невроза, рассматриваемая с точки психоанализа, конгруэнтна со взглядами Фрейда и Рейха на невроз как на следствие угасания инс­тинктов, а также с концепцией здоровья как чет­кой саморегуляции, которую, как правило, раз­деляют последователи гуманистической психо­логии со времен Роджера и Перлса. Хотя теория инстинктов с появлением экологии вышла из мо­ды в кругах психоаналитиков, современная тео­рия психологии признает наличие в поведении человека трех целей: выживания, удовольствия, общения.*






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных