Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самоанализ для ищущего 8 страница




Доминантность

С характерным антагонизмом энеа-типа VIII те"-но связана доминантность. Можно сказать, чтэ антагонизм служит целям доминантности, а до­минантность, в свою очередь, является выраже­нием антагонизма. Кроме того, доминантностт служит средством защиты личности от положенш уязвимого и зависимого. С доминантностью свя­заны такие черты, как «высокомерие», «стремле­ние к власти», «жажда триумфа», «унижение дру­гих», «соревновательность», «проявление пре-

Сын/ (Эчеа-тип VI11)

восходства» и так далее. Кроме того, с этими чер­тами превосходства и доминантности связаны со­ответствующие черты характера — пренебреже­ние и презрение по отношению к другим людям. Легко видеть, что доминантность и агрессивность служат вожделению; особенно в мире, ограничи­вающем свободу личности, только сила и способ­ность в борьбе отстаивать свои желания могут позволить личности найти оправдание импуль­сивным проявлениям страсти.

Доминантность и антагонизм служат целям мстительности, как если бы личность в юные го­ды решила, что слабость, сговорчивость, очаро­вание себя не оправдывают, и ориентировалась на силу и попытки взять правосудие в свои руки.

Бесчувственность

С агрессивной характеристикой энеа-типа VIII тесно связана также характеристика жесткости, проявляющаяся в таких дискрипторах, как «склон­ность к конфронтации», «запугивание», «жесто­кость», «бессердечность». Ясно, что такие харак­теристики являются следствием агрессивного стиля жизни, несовместимого со страхом или жа­лостью. Все эти качества нечувствительности, реальности, прямоты, резкости и грубости вызы­вают соответственно презрение ко всем противо­положным чертам: слабости, чувствительности и, в особенности, страху. Можно сказать, что спе­цифический пример жесткости психики — это преувеличенная рискованность характера, по­средством которой личность отрицает собствен­ные страхи и оправдывает чувство силы, возника­ющее в результате его внутренней победы.

182 Энси-типологические структуры личности

Рискованность, в свою очередь, питает вож­деление, так как личности энеа-типа VIII научи­лись превращать тревогу в источник удовольст­вия, и вместо того, чтобы страдать, они, благодаря скрытному мазохистскому феномену, научились получать удовольствие от самой напряженности происходящего. Так же, как их небо научилось воспринимать болезненные ощущения острых специй как удовольствие, приятное волнение — и/или процесс приучения себя к этому стал боль­шим, чем удовольствие, стал психологической склонностью, чем-то, без чего жизнь кажется бесцветной и скучной.

Надувательство и цинизм

Следующие две черты характера тесно связаны между собой. Циничное отношение к жизни экс­плуататорской личности определяется, по харак­теристике Фромма, как скептицизм, тенденция воспринимать добродетель всегда как ханжество, недоверие к мотивам других и так далее. В этих чертах, так же как и в жестокости, мы увидим проявление образа жизни и взгляда на жизнь — «клыки и кости в крови».*

В отношении надувательства и хитрости нуж­но сказать, что энеа-тип VIII обманывает гру­бее, чем энеа-тип VII, в нем легко различить обманщика, это типичный «продавец подер­жанных машин», который торгуется напористо и настойчиво.

* Фромм Эрих. «Человек для себя: Вопросы психологам этики (Нью-Йорк: Халт, Ринсхарт и Уннстон, 1964).

Сим (Энса-пшп VIII) 183

Эксгибиционизм (нарциссизм)

Люди энеа-типа VIII приятны, остроумны и час­то очаровательны, но не тщеславны в вопросах, касающихся их внешности. Их соблазнитель­ность, хвастовство и самонадеянные притязания сознательно манипулятивны: они направлены на приобретение влияния и возвышение в иерархии силы и доминантности. Кроме того, они опреде­ляют компенсацию за эксплуатацию и бесчувст­венность, способ купить других или добиться собственной приемлимости, несмотря на такие черты характера, как безответственность, при­нуждение, агрессивность.

Автономия

Как заметил Хорни, ничего иного, кроме стрем­ления полагаться на себя нельзя, ожидать от того, кто относится к другим людям, как к потенци­альным соперникам или предметам эксплуата­ции. Вместе с характерным стремлением к авто­номии в энеа-типе VIII проявляется идеализация автономии, соответствующее отрицание зависи­мости и пассивные оральные усилия. Отрицание этих пассивных черт настолько явно, что Рейх выдвинул постулат, что именно фаллическо-нар-циссический характер определяет защиту от них.*

Сенсомоторная доминантность

.Кроме концепций вожделения и гедонизма, бун­тарства, стремления карать, доминантности и стремления к власти, жесткости, рискованности, нарциссизма, хитрости, в энеа-типе VIII присут-

Рсйх, Вильгельм, «Анализ характера», перевод Винцснто Карфано (Нью-Йорк: Саймон и Шустер. 1972).

Энеа-типологические структуры личности

ствует превалирование действий над интеллек­том и чувствами, так как это самый сенсомотор-ный характер из всех. Характерная ориентация энеа-типа VIII на хваткое и конкретное «здесь и сейчас» — в сфере чувств, а в особенности, ощу­щении тела — это склонность крепко держаться за настоящее, возбужденное нетерпение по отно­шению к воспоминаниям, абстракциям, предвку­шениям и одновременно падение чувствительно­сти к тонкости эстетических и духовных пережи­ваний. Концентрация на настоящем — это не просто проявление ментального здоровья, как это могло бы быть в случае с другими характера­ми, но следствие установки не считать что-либо, реальным, что не осязаемо и не может намеренно послужить стимулом чувствам.

3. Экзистенциальная психодинамика

Чрезмерное развитие способности действовать для того, чтобы бороться в опасном мире, кото­рому нельзя доверять, возможно, и есть тот фун­даментальный путь, избрав который, характер энеа-типа VIII не смог развить все свои челове­ческие качества. Для дальнейшего разъяснения его экзистенциальной интерпретации нам нужно понять тот порочный круг, в котором не только тиковая обскурация подпитывает вожделение, но вожделение в своей импульсивной хватке ко все­му осязаемому приводит к объединению более нежных качеств и к исчезновению их, что приво­дит к утрате целостности и, таким образом, к ут­рате бытия. Как если бы вожделеющий характер в своем нетерпении к получению удовлетворе-

Сила (Энеа-пшп VIII) _________________________185

ния сдвигается на чрезмерно конкретные поня­тия своей цели, такие как удовольствие, богатст­во, триумф и так далее, только для того, чтобы обнаружить, что это стремление, замещающее бытие, оставляет его навсегда неудовлетворен­ным, стремящимся к напряженности ощущений.

Ситуацию можно расширить, прибегнув к па­радигме насильника — экстраполяция подхода к жизни вожделеющего хищника. Он оставил на­дежду стать нужным, не говоря уж о любви. Он принял как должное факт, что получит он только то, что возьмет сам. Как берущий, он не преуспе­ет, если будет беспокоиться предположениями о чувствах других людей. Как стать победителем, ясно: поставить стремление к победе на первый план; точно так же способ удовлетворить свои нужды — это забыть о других. Однако мир без других людей для наиболее антисоциального энеа-типа VIII не более полон действительной жизни, чем мир шизоидного энеа-типа V. Как шизоидному типу не хватает осознания ценности бытия и свойственно ощущение утраты связей, то же переживает психопат, несмотря на то, что он кажется контактным, увлеченным и до краев полным сильными эмоциями-

Парадигма насильника может послужить ос­новой для дальнейшего обсуждения сходства в том, что садистский энеа-тяп не знает того, к чему он стремится. Конкретность желания, кото­рое слишком ощущаемо (здесь интерес к сексу­альным удовольствиям, не сопровождающийся интересом к общению) — это имидж, через кото­рый можно понять как конкретизацию здорового побуждения к общению, далекого от собственной

И.Дж.Гоулд, «Ф.Легер, герой рабочих», перо и тушь, 11"Х15", 1952.

Сила (Энеа-пшп VIII)

ориентации на реальность ситуации (подобной «реалистично-фаллическо-нарциссическим» пре­тензиям) ведет к очевидной утрате психологиче­ской реальности. Такая ситуация приводит к сек-суализации ориентированной на вожделение личности, как результат подавления, отрицания и трансформации желания любви.

Как бы оно ни было скрыто, за полной энту­зиазма экспансивностью, жизнерадостностью и соблазнительным очарованием вожделеющих мы видим утрату связей, подавление нежности, от­рицание желания любви, что ведет к потере цельности и чувства бытия.

Энеа-тип VIII, ищущий бытие в удовольствии и во власти получать удовольствие, благодаря настойчивости и чрезмерным усилиям теряет способность воспринимать, в то время как бытие только и возможно в плане восприятия. Упорно стремясь к удовлетворению там, где можно себе хотя бы представить подобие удовлетворения, почти как Насреддин, ищущий на базаре свой ключ, он упрочивает тиковую недостаточность, которая питает его вожделенное стремление к триумфу и другим заменам бытия.

Глава девятая

«Плывущий по течению»

(Энеа-тип IX)

1. Accidia. Страсть к комфорту и сверхприспособляемость

Слова «лень» и «праздность», коими Ичазо опи­сывал основную страсть и фиксацию (соответст­венно), определяющие энеа-тип IX, не передают того, что они, как изначально предполагалось, должны были означать — до того как вместо ла­тинского термина accidia было введено слово «медлительность».

Профессор Чилийского университета Жа-нини пишет: «То, что Святой Фома, Григорий Великий, Святой Исидор, Касьян (цитируя толь­ко наиболее представительных авторов) опре­деляли как accidia, на самом деле очень слож­ный феномен и далек от его современных пере-

Энеа-тшюлогические структуры личности

водов, таких как недостаточность мотивации действия и др.»*

В свою очередь, перевод с греческого a-chedia (беззаботность), accidia определяет, скорее, ле­ность психическую и спиритуальную, чем тен­денцию бездействия, что относится и к «праздно­сти» в контексте этой книги. О такой спиритуаль-ной лени можно говорить в связи с людьми, забывшими Бога, или, говоря обычным языком, это глухота по отношению к духу и утрата чувст­ва бытия до тех пределов, когда даже не видишь разницу, — духовное огрубение. В психологиче­ском плане accidia проявляется как утрата внут­реннего мира, отказ видеть и самоотречения из­менениям.

Комбинация утраты внутреннего мира и со­путствующих ему уступчивости и самоотрече­ния приведут к синдрому добродушной удобной «приземленное™», которая может разрастись до буквальности и узости.

Энеа-тип IX — это не просто тот, кто не нау­чился любить вследствие того, что ему (ей) было отказано в любви, но тот, кто забыл о своем раз­очаровании благодаря своего рода психологиче­ской толстокожести, чрезмерному упрощению, психологической ампутации, которая превраща­ет его в наименее чувствительный и наиболее стоический из характеров. (Энеа-тип IX проти­востоит гиперчувствительным IV и V типам вни­зу энеаграммы).

Не менее важно, чем этимология слова, то, что писал о нем Святой Фома, когда он говорил,

* Х.Джаннини «iildcmonio del Mediodia», в «Tcoria» изд. 1 975. Сашьяго-де-Чили.

«Плывущий по течению» (Знеа-тип IX) 191

что accidia — это «грусть, заставляющая нас мед­лить в духовных поступках».* Но ленность адре­сована не только духовности, она предполагает позицию, подкрепляемую депрессивным эмоци­ональным контекстом.

Как бы точно все вышесказанное ни было, оно не предполагает проникновения духовной лени в мир и проявления ее вне приюта отшель­ника и монастыря. Так, как характеризует энеа-тип IX, не отсутствие религиозности, а. скорее, наоборот — только в нем и проявляется тенден­ция к религиозности в социальном и идеологиче­ском толковании мира в большей степени, чем в отношении его мистической сущности. Энеа-тип IX, как мы увидим, это удовлетворенный и вели­кодушный тип людей, чья «медлительность» про­является не столько в антипатии к духовному, сколько в утрате внутреннего мира, отвращении к психологическим исследованиям и сопротивле­нии изменениям, что существует бок о бок с чрезмерной стабильностью и склонностью к кон­серватизму. Его девизом по отношению к себе и другим может быть — «Не дразни собак».

2. Структура черт характера

Психологическая инерция

Яриводя в порядок список дискрипторов энеа-типа IX, классифицируя их в соответствии с ощу­щаемой психологической общностью, я обнару-

Фома Аквинский. «Siimmn Theologia» (S.S. 935, статья ЗС, Барселона: ПАС).

Энеа-тшюлогические структуры личности

жил, что один из концептуальных кластеров предполагает черту характера, которую можно понять как «недостаточность внутреннего опы­та», используя выражение Хорни, которое он употребил в работе с таким же заголовком, это отсутствие огня, флегматичное отсутствие стра­сти. С этими терминами можно связать «нарко-лизацию» (также введен Хорни) и «толстоко­жесть» (обесчувстливание с целью предотвра­тить «долгие страдания»). Интеллектуальное проявление защитной утраты внутреннего мира — отсутствие тонкости и воображения; эмоцио­нальное соглашательство, омертвление чувств, что может быть как явным (в чрезмерно флегма­тичном характере или при отсутствии информа­ции о себе), так и скрытым (при добродушном или веселом характере).

На уровне познания самым обманчивым ас­пектом является глухота личности к его или ее внутренним голосам — утрата инстинкта, хорошо скрытая за явной анимализацией (так же как псев­доспонтанность сексуальной и социальной свобо­ды сосуществует с внутренним омертвлением).

Нежелание видеть, нежелание соприкасать­ся с чьими-либо переживаниями сродни ленос­ти познания, затемнению чувств или внутрен­него свидетельства личности. Наряду с таким затемнением познания в свете предоминантно активного характера существует черта, кото­рую можно назвать «конкретизация», проявле­ние которой варьируется от буквальности до чрезмерной приземленности, это отношение к выживанию Санчо Пансы за счет тонкого и та-

«Плывущий но течению» (Энеа-тип IX) 193

инственного — утраты открытости ко всему нео­жиданному, к духовному.

Сверхадаптация

Духовная леность, или accidia, — эту страсть в энеа-типе IX, межличностную стратегию жизни и обобщенный взгляд на жизнь можно видеть в кластере, объединяющем «сверхадаптацию», «са­моотречение», «самопренебрежение», «невнима­ние к собственным нуждам» и «расположении к чрезмерному контролю», которые я включил в одну группу, так как невозможно приспособить­ся (не говоря уже о сверхприспособничестве) без способности держать себя в узде и подавлять соб­ственные порывы. Противоречит основам аспек­та дисциплинированности и контроля энеа-тип IX (черта характера, которую он разделяет с энеа-типом I с меньшей долей интенсивности) то, что мы определяем как склонность этого ха­рактера к алкоголю и страсть к еде. И одно и другое иллюстрируют компенсаторскую оправ­данность физических аппетитов, что не опреде­ляет интенсификацию жизненности.

Другие дискрипторы, относящиеся сюда же, — это «обдуманность» и «ответственность». Лич­ности энеа-типа IX не единственные, кто в итоге «тащат груз», но надежные и великодушные, они готовы нести на своих плечах большую ношу. Если в большинстве случаев невозможность во­площения идеала возлюбить ближнего своего как самого себя проистекает оттого, что себя любят больше, чем ближнего, то в энеа-типе IX ситуа­ция противоположная, так как сверхприспособ-ляемые люди откладывают достижение собствен-

7. Заказ №5264

«Плывущий по течению» (Энеа-ишп IX)

ных благ и удовлетворение собственных потреб­ностей в чрезмерной податливости требованиям и нуждам других.

Легко понять связь между двумя вышеопи­санными чертами характера: чрезмерная адапта­ция к миру была бы слишком болезненна, чтобы выдержать ее без самоотречения.

Смирение

И самоотчуждение, и требующая самоотречения сверхадаптация подразумевают смирение — от­каз от себя и отречение от себя и от жизни. Как если бы личность придерживалась стратегии при­творяться мертвым, чтобы остаться в живых, тра­гически становясь мертвыми для жизни во имя жизни. Хотя смирение и подчеркивает сверх­адаптацию, она заслуживает отдельного рассмот­рения в свете важности черт характера, опираю­щихся на лень в отношении к собственным нуж­дам, удовлетворенности и склонность сдаться и не бороться за свои права.

Великодушие

С предоминантной ориентацией на адаптацию связана в добавление к обобщенным: «хорошему характеру», «доброте», «готовности помочь», «способности прощать» и, прежде всего, «самоот­решению», как можно считать «сердечность» энеа-типа IX, дружелюбная жизнерадостность и экстравертная веселость «циклотимика». Кажет­ся, что такая веселость — это часть склонности принимать себя легко, чтобы не давить на дру­гих, так же как дружелюбие поддерживается спо­собностью быть для других чем-то большим, чем

Энеа-типологичсские структуры личности

для себя. Жизнерадостный и гипоманиакальный аспект «вицеротоника» был хорошо известен Диккенсу, который дал нам его замечательный портрет в мистере Майкобере в «Давиде Коппер­фильде». Сверхприспособляемая личность обыч­но любит детей, животных, получает удовольст­вие, копаясь в саду. По отношению к другим — это хороший слушатель, готовый помочь, сочув­ствующий и утешающий, возможно, сострада­ющий.

Заурядность

•Личности энеа-типа IX часто описываются как непритязательные. Их самооценка обычно быва­ет низкой, что часто ведет к подавлению потреб­ностей нарциссизма. Их отношение к превосход­ству и блистательности также невысоко, и они могут пренебрегать собственной внешностью. Характерная заурядность, обыкновенность и простота проистекают, как кажется, оттого, что эти люди отказались от попыток превосходить и блистать. (Энеа-тип IX не желает ни блистать, как энеа-тип III, ни быть самым лучшим, как энеа-тип I). Хотя и кажется, что личности этого характера оставили надежду на признание, в них присутствует глубокая и неосознанная жажда любви в их самоотреченном смирении и скрытом желании быть вознагражденными любовью. Чув­ство самоценности, так же как и чувство бытия в энеа-типе IX, удовлетворяется не через одобре­ние, но, скорее, через косвенное соучастие, жизнь через других: утраченная личность ста­новится личностью через симбиоз с семьей, на­цией, партией, клубом, командой и т.д. Мы мо­жем говорить о внутреннем мире соучастия как

«Плывущий по течению» (Энеа-тип IX) 197

на уровне чувств, семейном, так и на уровне большихгрупп.

Роботизированная привязанность к привычкам

Различные черты характера, проистекающие из упорядоченных дискрипторов, имеют свойство «роботизированности». Сверхприспособляемые люди — рабы привычек. Они связаны обычаем и регулярностью, что Шелдом наблюдал у висеро-тоников вообще. Они чрезмерно поглощены со­хранением собственного равновесия. Как следст­вие, они склонны к консерватизму и жестко сле­дуют традициям. Эта же черта психологической инерции, как думается, подчеркивает чрезмер­ную привязанность к семье, к нормам «как поло­жено делать».* Роботизацию, конечно, можно рассматривать как следствие утраты внутреннего мира, самоотчуждения. В целом нас удивляет па­радокс, что этот усердный и долготерпимый жиз­ненный путь базируется на страсти к комфорту: психологическому комфорту, приобретаемому за такую высокую цену, что, как упоминалось выше, практики биоэнергетики относят личности энеа-типа IX к «мазохистским».

Деструктивность

Из всего вышесказанного ясно, что энеа-тип IX подходит к жизни с точки зрения стратегии неже­лания видеть, что приводит к упрощению внеш­него и внутреннего мира, уменьшению способно­сти психологической проницаемости, а также к интеллектуальной лени: качество простака, ха-

* Кроме того, и возможно как компенсация в свете их сверхприспособ­ленности они обычно твердолобы и упрямы, с узким кругозором и склонностью к предрассудкам (черта, которую они также разделяют с энса-типом I).

Эпеа-пичюлогическис структуры личности

 

рактеризующегося чрезмерной конкретностью и буквальностью. Неудивительно, что утрата внутреннего мира и проницательности ведет в духовном плане к утрате тонкости сознания, не­обходимого для поддержания чувства бытия по­мимо множества переживаний в области сенсо-моторики.

То, что эти разнообразные обскурации ведут к путанице в сознании, подтверждается тем фак­том, что личности энеа-типа IX описывают себя как рассеянных, легко сбиваемых с толку, иногда обладающих плохой памятью. Мне кажется, что для энеа-типа IX обычное дело быть повсюду и попадать в разные истории, и я думаю, это на­блюдение может стать основой статистического факта взаимосвязи между гибелью людей в авто­мобильных катастрофах и чрезмерной полнотой. Природа их проблем с внимательностью в том, что им трудно сконцентрироваться, а это ведет к желанию уйти из центра событий на их перифе­рию. Однако рассеянность внимания поддержи­вается намеренным стремлением личности к рас-сеяности, как если бы его побуждало желание не переживать или не видеть. Телевидение, газеты, шитье, кроссворд, головоломки и прочая анало­гичного рода деятельность вместе со сном служат цели наркотизации, или «онемения чувств».

3. Экзистенциальная психодинамика

Так же как внизу энеаграммы (IV и V) осознан­ная экзистенциальная боль максимальна, в энеа-типе IX, вверху, она минимальна; и в то время

«Плывущий по течению» (Эпеа-тип IX)

как тиковая обскурация энеа-типа III лучше по­стигается сторонним наблюдателем, который мо­жет спросить, «о чем, собственно, весь этот шум?», чем самим субъектом, в энеа-типе IX да­же сторонний наблюдатель не угадает утраты внутреннего мира личностью, так как она излу­чает удовлетворенность настолько, что кажется «на своем месте» для других больше, чем он сам это ощущает. Именно в этом и заключена особая характеристика тиковой обскуракции ленивых, сверх приспособляемых характеров — они слепы по отношению к самим себе.

Разъясняя утрату бытия в других характерах, мы отметили, как страстное желание бытия в сво­ем нетерпении фиксируется на различных его об­разах, сулящих тиковую надежду. В случае с энеа-типом IX это, скорее, не интенсификация «тикового либидо», которая лежит на поверхно­сти, но, напротив, кажущееся отсутствие страст­ного желания, которое придает личности ауру духовной завершенности.

Тем не менее кажущаяся просвещенность «здорового крестьянина» приводит к неосозна­нию неосознанности, к засыпанию под их расска­зы. Я не могу понять утверждения Ичазо по по­воду того эффекта, что в лени «ловушка» слиш­ком велика для ищущего. Характерно, что верно противоположное: в энеа-типе IX недостаточно от ищущего, несмотря на субъективное ощуще­ние себя таковым и несмотря на демонстрацию того, что замещает поиск: эрудицию, путешест­вие, коллекционирование антиквариата. Дейст­вительно, такая негативная трансмутация способ­ности к трансформации, ведущая к импульсам,

И.Дж.Гоулд, «Скульптор», пастель, 9"x 12", 1986.

«Плывущий по течению» (Энеа-тип IX) 201

ориентированным на меньший риск, типична, и может выразиться в страсти к редкостям. Дик­кенсовский мистер Пиквик — хороший литера­турный пример в своих рискованных приклю­чениях в окрестностях Лондона, изучении язы­ков и т.д.

Исследуя экзистенциальную психодинамику различных характеров, я подчеркивал точку зре­ния, отраженную центральной позицией энеа-типа IX в энеаграмме характеров, что корень всех патологий в «забывании себя». В то время как в других случаях межличностные осложне­ния, как кажется, являются основой для внутри-личностных переживаний, в энеа-типе IX это пе­редний план, и относительно небольшое количе­ство компенсационных действий дает ощущение внутреннего здоровья личности, «псевдозрело­сти». Можно сказать, что энеа-тип IX менее не-вротичен, чем другие характеры в обычном смысле этого слова, которое подразумевает соот­ветствующие психологические симптомы, и что его осложнения чисто духовные.

Даже несмотря на то, что подмена бытия в энеа-типе IX не стоит на первом плане как в не­истовой лихорадочной психологии тщеславия или в поиске напряженных ощущений мазохист­ских или садистских личностей — этот «поиск бытия там, где его нет», присутствует в этом ха­рактере так же, как и во всех других. Одну из его форм я назвал «сверхжизнелюбием»: поиск бы­тия в комфортности жизни живого существа и деятельности, связанной с выживанием. Такой

Энеа-тшюяогичсские структуры личности

человек может сказать: «Я ем, поэтому я сущест­вую». Другая форма — это склонность бытия че­рез принадлежность. Для человека энеа-типа IX желания других — его собственные желания и их радости — его собственная радость. Живя симво­лически, он живет чужой жизнью. Он мог бы ска­зать: «Я твой, поэтому я существую» — где «ты» можешь быть любимым человеком, политиче­ской партией, Пиквикским клубом, даже фут­больной командой...

Хотя непременное самоотречение развивает­ся частично как ответ на побуждение принадле­жать, оно также выступает как функция тиковой компенсации: «Я существую потому, что могу делать», «Я существую, потому что могу быть полезным». Бытию может быть найдено заменя­ющее удовлетворение, как через принадлеж­ность, так и через обладание — что подчеркнуто заглавием одной из книг Эриха Фромма «Иметь или быть».*

В целом материальность и очевидность делает Санчей Пансов нашей действительности самыми удовлетворенными «тиковыми умиротворителя­ми», и поиск бытия в этом конкретном случае, кажущийся самым здравомыслящим, оборачива­ется самым скрытным. Его скрытность напомина­ет нам об осле Насреддина: рассказывают, что на отдаленном таможенном пункте видели, как На-среддин на своем осле снова и снова пересекает границу; его заподозрили в перевозке контра­бандных товаров, но ничего, кроме сена, в се-

* Эрих Фромм, «Иметь или быть» (Пью Йорк: Бантам Букс, инк., 1982).

«Плывущий но течению» (Энеа-тип IX)

дельных сумках таможенники не нашли. Гораздо позже один из таможенных служащих вновь встретился с Насреддином: оба они жили уже в другой стране, и все обстоятельства того случая остались в прошлом, он спросил Ходжу, что же он перевозил так хитро, что они его так и не смогли поймать. Ответ Насреддина был: «Ослов». Если в высшем смысле здесь указание на скрытность Бога («ближе, чем наша яремная ве­на»), контрабандный осел Насреддина тоже мо­жет служить парадигмой незримости неведения и своеобразной ненавязчивости неврозов энеа-ти-nalX.

Глава десятая

Советы для дальнейшей работы над собой

/Для тех, кто не является частью системы эмпи­рического обучения или членом кружка и тем не менее желает применить представленную мной информацию, нужно помнить, что духовный прогресс происходит на границе между тем, что мы можем делать (работая, так сказать, в стенах нашей тюрьмы), и тем, чему мы позволяем про­изойти в виде духовной уступки и проницаемо­сти. Другими словами, не нужно посвящать себя исключительно «психологической работе». Лю­бой, кто не является совершенно непроницае­мым, кто не полностью отчужден от всех своих человеческих качеств, ощутит в себе способность к раскаянию («органический стыд», если исполь­зовать выражение И.Дж.Гоулда), которое лежит

Советы для дальнейшей работы над собой 205

вне вины суперэго перед лицом мирского или не­бесного авторитета.

Как христиане говорят, что осознание греха может стать вратами для искреннего раскаяния, очищения и окончательного спасения, также мож­но сказать более простым языком, что любой, кто полностью осознал психологическую зависи­мость от страстей, почувствует горячее желание освободиться, оживляемое интуитивным ощуще­нием духовной свободы. Другими словами, он будет искренне стремиться или молиться об осво­бождении от царства страсти, как если бы он же­лал дышать более чистым воздухом.

Вместе с подтверждением этого желания трансформации и поворота от мирского к боже­ственному я хочу одновременно подчеркнуть, что обучающая стратегия, задействованная в этой работе, основывается не только на самонаб­людении, но включает развитие нейтральности в отношении изучения ее «механизма», нейтраль­ности, при которой желание изменений не «вы­ливается» в поспешную и самоманипулирован-ную попытку «самоусовершенствования».

Хотя изменение поведения и будет целью сле­дующей стадии внутренней работы, эта стадия активного поиска развития внутриличностной добродетели вряд ли осуществима без основы тщательного осознания себя. Веками институты добродетели всех развитых цивилизаций ясно де­монстрировали, что без самопознания стремле­ние к добродетели может осуществляться лишь ценой подавления и объединения сознания.

Если личность стремится к самопознанию в отношении набожных устремлений и объектив-

Энеа-пшпологические структуры личности

ного осознания собственных заблуждений и в то же самое время ищет в сознании место для таких своих недостатков, избежать которых нельзя, так как они являются следствием отпечатков про­шлых переживаний и неизбежно длящегося про­цесса собственной реализации, личность прихо­дит к выводу, что самопонимание самодостаточ­но. Действительно, правда о самих себе может освободить нас, так как если мы действительно поняли что-либо относительно нас самих, это из­менит нас без «наших» попыток что-либо изме­нить. Правдивый взгляд на то, что мы делаем и как и почему мы делаем это, трансформирует на­ши застарелые реакции в глупости, которые, ско­рее всего, отпадут сами по себе или утратят свою власть над устремлениями нашей сущности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных