Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самоанализ для ищущего 4 страница




этих ранних разочарований), можно ошибочно интерпретировать гордость как развитие потреб­ности в любви. Это может привести к тому, что телега окажется впереди лошади, так как острая потребность в любви у личностей энеа-тииа II, скорее всего, следствие гордости, чем более глу­бокая предпосылка. В том плане интерпретации, которого мы до сих пор придерживались, целью которого является замена теории либидо, касаю­щейся невротических жела шй, экзистенциаль­ной теорией, мы можем рассматривать гордость (как и каждую из страстей) в качестве компенса­ции осознанной недостаточной значимости, что идет рука об руку с размыванием чувства собст­венного бытия — естественной, первичной и ис­тинной основой для чувства собственной значи­мости личности.

Можно сказать, что, несмотря на кажущийся душевный подъем, жизнелюбие и яркость, в гор­дом характере скрывается тайное осознание пус­тоты — осознание, трансформированное в боль с истеричными симптомами, в эротизм, и склон­ность к любовным отношениям. Вопреки обычно интерпретации этой боли как боли любви, будет точнее не отделять ее от всеобщей боли круше­ния самосознания вне типовых характеристик. В этом случае можно понять, что она трансформи­руется не только в либидо, но, интерпретируясь как личная незначительность, она питает волю к достижению значимости, что в природе гордости.

Такая интерпретация полезна, так как она ориентирует нас на поиск того, что в современ­ной жизни человека укрепляет эту «дыру» в цен­тре личности. Не трудно понять, как эта дыра

Энеа-пшпологические структуры личности

возникает, так как, как отметил Хорни, вступить на путь стремления к славе означает почти то же, что продать душу дьяволу — в той мере, в какой энергия личности направлена на достижение имиджа, а не на обретение самого себя.

Чувство бытия основывается на интегриро­ванной целостности собственного опыта и несов­местимо с подавлением своих желаний, так же как несовместимо оно с неспособностью жить своей истинной жизнью (занятостью изображе­ния идеального имиджа для избранной аудито­рии сочувствующих). Волнение может привлечь внимание и время от времени служить в качестве тикового успокоителя, но всего лишь на вообра­жаемом уровне самосознания. То же самое мож­но сказать и об удовольствии. В поисках удо­вольствий и развлечений человек утрачивает се­бя и приобретает желание жить в постоянном экстазе, являясь центром внимания.

Ложное благополучие, таким образом, при­говорено к тому, чтобы быть эмоциональной ложью, в которую личность до конца не верит, иначе ему или ей не нужно было бы продолжать неистово стремиться заполнить глубоко ощущае­мую дыру небытия. Если это тиковая недостаточ­ность питает гордость и, косвенно, все здание характера, основанного на гордости, то тико­вая недостаточность, в свою очередь, порождает­ся каждой чертой характера, которые составляют его структуру: веселостью, предполагающей (по­давлением грусти) «утрату реальности», гедониз­мом, который в своей погоне за немедленным удовлетворением желаний достигает всего лишь заменителя удовлетворения, а не того, чего тре-

Эгоцентричное великодушие (Энеа-тип II)

бует развитие, принципиальной недисциплини­рованностью, сопровождающей гедонизм с его свободными и несдержанными качествами «исте­рии», что также мешает достижению тех жизнен­ных целей, которые приведут к более глубокому удовлетворению и т.д. И в заключение: в осозна­нии этого порочного круга, где тиковая недоста­точность питает гордость, которая, в свою оче­редь, в своих проявлениях поддерживает тиковую недостаточность, лежит надежда целительства, так как цель терапии не должна ограничиваться тем, чтобы обеспечить хорошие взаимоотноше­ния, которые отсутствовали в раннем периоде жизни, она может включать задачу переориента­ции личности на самоосознание и выработку того глубокого удовлетворения, которое приходит от подлинного существования.

Глава третья

Внешнее впечатление как залог успеха

(Энеа-тип III)

1. Тщеславие, притворство и «маркетинговая» ориентация

Тщеславие — это страстная забота о своем имид­же, или страсть жить для чужих глаз. Жизнь для того, чтобы произвести впечатление, подразуме­вает, что человека заботят не собственные пере­живания, а ожидания или фантазии других лю­дей, то есть в нем сильны тщеславные устремле­ния. Ничему больше так не подойдут слова «суета сует», о чем говорит проповедник в «Эк­клезиасте», как жизни для эфемерного, иллю­зорного имиджа (в противоположность жизни, исходя из собственных возможностей).

Говорить о тщеславии как о жизни для собст­венного имиджа все равно, что говорить о нар-

Энеа-пшпологические структуры личности

циссизме, и, действительно, можно рассматривать нарциссизм как универсальный аспект эго-струк-туры, отмеченной в правом углу энеаграммы. Но, так как слово «нарциссизм» использовалось по отношению ко многим личностным синдромам и особенно благодаря определению ДСР III, по по­воду нашего энеа-типа VIII,* я не включил его в качестве рубрики этой главы.

Тщеславие присутствует в большей степени в «истеричной» области энеаграммы (охватываю­щей энеа-типы II, III и IV), однако, в случае с гордостью — оно удовлетворяется посредством комбинации воображаемой самонапыщенности и поддержки избранных людей, в то время как в энеа-типе III личность мобилизует себя для того, чтобы доказать объективно свою ценность путем активного восполнения собственного имиджа, приближения его к обобщенному идеалу. Это ве­дет к стремлению достижения успехов и хорошей формы, как это понимается большинством, или в соответствии с общепринятыми стандартами.

Разница между энеа-типами III и IV лежит в основном в том факте, что первый идентифици­рует себя с имидхсем, который «проходит», в то время как последний имеет дело с имиджем, ко­торый его не удовлетворяет, и поэтому ему при­сущи бесконечные и бесполезные тщеславные попытки утвердиться. В результате энеа-тип III бодр, энеа-тип IV подавлен.

Как упоминалось в предисловии, Ичазо гово­рил, скорее, об «обмане», чем о тщеславии, как о

* ДСР III — сокращение, используемое в отой книге для Диагностиче­ского и Статистическою Руководства по умственным расстройствам. Издание третье, переработанное. (Вашингтон, штат Колумбия, Амери­канская психиатрическая ассоциация, 1987).

Внешнее впечатление как залог успеха (Энеа-тип III)

страсти энеа-типа III, относя тщеславие к сфере фшхаций. Исходя из своего преподавательского опыта, я понимаю тщеславность, скорее, как страсть, близкую к гордости, в то время как в обмане вижу познавательную сущность фикса­ции в характере энеа-типа III. Слово «обман» не лучшим образом объясняет особый вид введения в заблуждение, сопутствующий тщеславию, так или иначе это ложь в энеа-типе II и обман в энеа-типе VIII, что отличается от недостатка правди­вости в отношении к фактам (энеа-тип III может быть достоверным, не искажающим факты источ­ником информации), в тщеславности же присут­ствует недостаток правдивости по отношению к чувствам и притворство.

В противоположность комичности в энеа-ти­пе II и трагичности в энеа-типе IV характерный настрой энеа-типа III — нейтральность, или кон­тролируемость чувств, где признаются и находят свое выражение только «правильные чувства».

Хотя в христианстве в традиционный список грехов включена гордость (superbta), а не тще­славие, мне кажется, что обе эти идеи сопостави­мы, что отражается общепринятой символикой, где гордость изображают в виде женщины, смот­рящейся в зеркало (как на картине Иеронима Босха «Семь смертных грехов»).

Интересно отметить, что характерологичес­кая диспозиция энеа-типа III — единственная диспозиция, не включенная в ДСР III, из чего возникает вопрос, не связано ли это с тем фак­том, что эта диспозиция определила формирова­ние модальной личности в американском обще­стве начиная с двадцатых годов. Эрик Фромм об-

Энеа-типологаческие структуры личности

ращается к этому явлению в обсуждении «марке­тинговой ориентации» в работе «Человек сам для себя».*

2. Структура черт характера

Потребность во внимании и тщеславие

Е ели мы относим подмену себя внешней видимо­стью к фиксациям энеа-типа III, что же тогда можно считать доминирующей страстью в этом характере?

По моему мнению, наиболее характерным эмоциональным состоянием и в то же самое вре­мя тем, что подчеркивает характерную заинтере­сованность в демонстрации с целью самоудовлет­ворения, является потребность во внимании, по­требность быть замеченным; пережив когда-то разочарование в этом плане, личность стремится к удовлетворению данной потребности через культивирование внешнего впечатления. В про­тивовес чувству желания быть замеченным, ус­лышанным, одобренным, в характере энеа-типа III наличествует соответствующее ощущение одиночества, возникающее не только из хрони­ческих разочарований в потребности быть чем-то для других, но и из факта, что какого бы успеха не добилась личность, он относится к ее ложному «Я» и к ее манипуляциям. Отсюда возникает воп­рос: «Любили бы меня ради меня самого, если бы не мои успехи, мои деньги, мое хорошенькое ли-

* Фромм Эрик, Человек сам для себя: Введение в психологию этики (Пью Йорк: Халт, 1'инехарт и У пистон, 1964).

Энеа-пшпологические структуры личности

чико и т.д.?» Этот вопрос постоянно подпитыва-ется тем, что личностью движет не только страх неудачи в его лихорадочных стремлениях к успе­хам, но также страх раскрыть себя и быть отверг­нутым, показавшись миру без своей маски.

Я включил выражение «относящийся к вне-шенему впечатлению» к кластеру дискрипторов энеа-типа III вместе с «тщеславностью», что не только относится к страсти производить впечат­ление, но и включает признание культурных ценностей и замену внутренних ценностей на внешние. В состав кластера тщеславия я включил также «взыскательность по отношению к форме», «подражательность» и «хамелеонство» (в свете чего, например, тщеславие может создать имидж полного безразличия к производимому впечат­лению).

В психологию энеа-типа III входит не только страсть к модуляции внешнего впечатления. Умение достигать своих тщеславных целей обыч­но подкрепляется психозом личности. Так, кра­сивые женщины наиболее вероятно изберут стра­тегию великолепия (и соответственно экзис­тенциальную ошибку путать свою внешнюю привлекательность с их истинным «Я»). Кроме характеристик, отражающих обобщенное жела­ние доставлять удовольствия и привлекать, таких как изысканность, предупредительность или ве­ликодушие, некоторые черты характера выделя­ются благодаря своей положительности, что я обсуждаю ниже: стремление к успеху, социаль­ные навыки и умения, забота о внешнем виде.

Внешнее впечатление как залог успеха (Энеа-пшп III)

Ориентация на достижение успеха

Энеа-тип III стремится к достижению успехов, это может предполагать стремление к богатству и определенному общественному положению. Так как некоторые черты характером могут рассмат­риваться как средства для достижения указанных целей, я проанализирую их под этим общим за­головком.

а) Для этих людей характерна способность выполнять работу быстро и точно, что делает из них как хороших секретарей, так и хороших ис­полнителей. На службе у эффективности их мыс­лительные процессы стремятся к точности, и час­то эти люди имеют склонность к математике. Бы­стрый темп в работе также характеризует этих людей, он выработался, очевидно, как предпо­сылка к эффективности, а также из желания бла­годаря этой особой эффективности выделиться. Эффективность выступает еще и как фактор ра­циональной и практичной жизненной ориента­ции — ориентации, которую можно часто заме­тить в характере тех, кто выбрал своей профес­сией инженерное дело. Хотя здесь имеет место интерес к науке, особое пристрастие этого харак­тера можно лучше всего сформулировать как на­учность — то есть тенденцию недооценивать те виды мыслительных процессов, которые не явля­ются логико-дедуктивными и научными. Эти лю­ди высоко ценят технологию и имеют тенденцию к систематизации, они обладают умением орга­низовать как свой труд, так и деятельность дру­гих людей.

Энеа-тшюлогические структуры личности

б) С сильным стремлением к достижению ус­пехов связана также и мера жестокости во взаи­моотношениях людей, когда дело доходит до вы­бора между успехом и тактичностью. Личности энеа-типа III не могут не только просто быть приятными, их часто описывают как холодных («черствый сухарь») и расчетливых, они исполь­зуют других людей, так же как и самых себя, в качестве ступенек к своей цели.

в) Тесно связана со стремлением к успеху и такая черта характера, как самоконтроль, также как и контроль над другими и доминирование. Обычно это можно видеть в отношении родите­лей к своим детям, которым они навязывают не­нужные советы или которых они заставляют по­ступать по-своему (даже в случае, когда для ре­бенка будет лучше сделать свой выбор самому).

г) Еще одна важная черта характера этой лич­ности, выступающая в качестве стредства дости-•жения успеха и победы, — соперничество, черта, в свою очередь связанная с жестокостью, со стремлением к эффективности и с использовани­ем обмана, блефа, самовозвеличивания, клеветы и другими проявлениями поведения, которые бу­дут обсуждаться ниже в разделе «манипуляции образа».

д) Понятно, что такие свойства характера, как тревога и напряженность, — результат пре­увеличенного стремления к достижению успеха и подразумеваемого страха поражения. С этим связано повышение кровяного давления в ответ на стресс и превращение таких людей в лично­стей хорошо известного типа А.

Внешнее впечатление как залог успеха (Энеа-пшп III)

Социальная искушенность и мастерство

Еще одна группа черт характера, выделяющаяся среди дискрипторов энеа-типа III, объединяет характеристики «занимательный», «полный эн­тузиазма», «дурачливый», «обаятельный», «раз­говорчивый», «приятный», «заслуживающий одобрения и остроумный». В обобщенном виде эту черту характера можно назвать «социальная великолепность», или «социальная демонстра­ция», что по отношению к статусу может рас­сматриваться в данном случае как оправдатель­ная мотивация. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты».

Культивирование сексуальной при ел екат ель ноет и

Эта черта характера, по своей природе сходная с вышеупомянутыми, относится к самоукраша­тельству и сохранению сексуальной привлека­тельности — черта, ассоциации с которой вызы­вает образ зеркала в традиционном изображении тщеславния. (Вообще говоря, ни одна из женщин не зависит настолько от косметики, как женщина энеа-типа III). Так же, как культивированная сексуальная привлекательность идет рука об ру­ку с фригидностью, так же, говоря "обобщенно, существует особый вид тщеславной красоты: хо­лодная, фарфоровая, кукольная красота — фор­малистичная и эмоционально пустая.

Обман и манипулирование образом

В случае с тремя обобщенными чертами характе­ра: сексуальной привлекательностью, социаль-

Энеа-тшюлогические структуры личности

ной яркостью и стремлением к успеху — мы сталкиваемся с различными сторонами внешней привлекательности, посредством чего личность стремится удовлетворить свою жажду бытия и что в то же время скрывает пустоту существова­ния. Так как если страсть выделиться можно по­нять как переросшую раннюю потребность во внимании и оценке, ее можно понимать также и как следствие противоречия между существую­щим и представляющимся и соответственно как противоречие между внешней оценкой и внут­ренней ценностью. Так как обман можно назвать фиксацией, то есть дефектом познания в энеа-ти-пе III, я отдельно сгрупировал несколко диск-рипторов, имеющих более тесное к нему отноше­ние, такие как: «становиться маской», «прини­мать навязываемое мнение», «находиться под влиянием», «фальшивый», «липовый». И как факт, наиболее полно характериизующий этот тип, сюда нужно включить эмоциональное пере­живание обмана. Хотя, если быть точными, об­ман идет дальше эмоционального переживания, так как вбирает в себя логическое обоснование и другие действия.

Слова «обман» или «симуляция» могут быть использованы как указатели на определенный тип организации данной личности, проявляю­щийся в связи с самообманом (вера в идеализи­рованный образ, присутствующий в мире), а так­же в связи с симуляцией перед внешней аудито­рией (как в случае с блефом или показной добротой). Кроме того, это идентификация лич­ности с ролью и маской — утрата ощущения, что ты просто играешь роль или надел маску, что

Внешнее впечатление как залог успеха (Энеа-тип III)

ведет к тому, что твоей реальностью становится такой мир, каким его видят другие.

Энеа-тип III не только придает значение внешнему виду, но выработал способность мас­терски преподнести себя, других, события и идеи. Особый дар продавать и рекламировать, который характеризует этих людей, является, очевидно, обобщенной способностью, развив­шейся первоначально из желания «преподнести себя» и выдвинуться. Так, они не только интере­суются такими вещами, как их одежда, космети­ка и демонстрация хороших манер, они эксперты по комплектованию товаров и информации и превосходят других в рекламной индустрии. Чер­та характера, побуждающая выдвигать других, явно или скрыто может быть сродни другой чер­те: способности преподносить вещи или людей в плохом виде с целью манипулирования их имид­жем неблагоприятным образом, что может быть сделано не только путем злословия, но и посред­ством искушенного социального умения, когда можно казаться приятным, очерняя при этом оп­понента или соперника.

Подверженность чужому влиянию

Тесно связана с группой черт характера, имею­щих отношение к внешнему виду и умению пре­подать себя, еще одна черта, касающаяся тех ценностей, в соответствии с которыми формиру­ется идеальное «Я». Они не являются ни подлин­ными, ни исконными, они воспринимаются извне личностью, которая больше других поддается чу­жому влиянию и выработала в себе способность проводить скрытые и постоянные «маркетинго-

Энеа-пшпологические структуры личности

вые исследования» в окружении на предмет его мыслей, чувств и действий.

Способность к идентификации себя с домини­рующими ценностями воплощает как склонность поддаваться чужому влиянию, так и хамелеонст­во в энеа-типе III вообще, то есть его готовность изменить свое мнение или внешность в соответ­ствии с модой. С этой чертой связана прогрес­сивная и консервативная диспозиция энеа-типа III — диспозиция не безоговорочно консерватив­ная, как в энеа-типе IX, но представляющая со­бой комбинацию конформизма со стремлением к прогрессу или совершенству (результатом чего является ориентация на моду и авангард) без ра­дикализма. Практически то, что является мод­ным и кажется модным, не подвергая сомнению традиционные ценности, — это научно-техниче­ский прогресс, и таким образом опять проявля­ются корни технологической ориентации, что так характерно для психологии энеа-типа III.

Прагматизм

Типичным для энеа-типа III (в отличие от его соседей по энеаграмме с более четко выражен­ным эмоциональным характером) является ха­рактеристика, ведушая через чувство рациональ­ности и систематическую ориентацию к тому, что описывается как «расчетливость».

Выражается эта черта характера не только в интеллектуальном плане, так как контроль над собой, который она подразумевает, может прояв­ляться через организацию и умение, практичность, функциональность и оперативность. Именно бла­годаря склонности к эффективности можно по-

Внешнее впечатление как залог успехи (Энеа-шип III)

нять те организаторские способности, которые обычно придают энеа-типу III инженерный пред­принимательский менталитет и проявляются в ориентации на технологию и технократию.

Активная вигильность

На более высоком уровне абстрагирования, чем определенность и эффективность познания и по­ведения, стоят обобщенные черты характера, связанные со стремлением к успеху, которые я назвал гипервигильностью и активностью. Лич­ность энеа-типа III не только гипервигильна, она просто не способна сдаться, подчиниться, ей или ему необходимо все держать под контролем; они с ранних лет учатся справляться со всем, полага­ясь на себя, из чувства, что остальные сделают это недостаточно хорошо. Благодаря этому мы не можем определить характерную гиперактив­ность энеа-типа III, делающую его «самостоя­тельной» личностью, от подчеркнутого или глу­бокого недоверия к жизни — недоверия к тому, что все может получиться и без их пристального контроля. То же самое можно отнести и к гипер­вигильности, это часть чувства подчеркнутой за­боты об успешном исходе дела, порожденная от­ветственностью и недоверием к «способности ор­ганизма к саморегуляции» в психоментальном плане. Подчеркнутая недоверчивость в энеа-ти-пе III констрастирует с кажущимся «попугай­ским» оптимизмом (когда считается, что все идет не просто хорошо, а замечательно) и устанавли­вает один из факторов, благодаря которому в энеа-типе III проявляется склонность к беспо­койству.

Энеа-типологические структуры личности

 

Нарочитость

*f ерта характера, которую сторонний наблюда­тель может определить как нарочитость, осозна­ваемая личностью, скорее всего проявляется в ощущении, что вся глубина чувств не познана, как и аналогичная проблема в непонимании, что он или она есть такое (кроме ролей и поддаю­щихся определению характеристик) и неосозна­нием его или ее желаний (кроме желания доста­вить другим удовольствие и быть полезным). Хо­тя жажда постичь все глубины чувств может и не осознаваться личностью, присутствие неудовлет­ворения явно проявляется в самой напряженно­сти стремления к успеху и усилиях, предприни­маемых для того, чтобы быть приятным и угод­ным. В какой мере жажда бытия заменяется внешними поисками, в той же мере личность не оставляет себе возможности даже осознать это, углубляя, таким образом, хроническую ошибку.

3. Экзистенциальная психодинамика

Так же, как наличие экзистенциального момента в шизоидном характере явно для того, кто остро осознает внутреннюю пустоту, так же для энеа-типа III характерно, что экзистенциальный мо­мент внутреннего вакуума хорошо виден сторон­нему наблюдателю, который обычно восприни­мает тщеславных людей как поверхностных, пустых или «пластичных». Эта тенденция тще­славных людей игнорировать оскудение их эмпи­рического мира сближает их с энеа-типом IX, в котором, как мы увидим, тиковая обскурация —

И.Дж.Гоулд, «Модель в студии», техника суми, 9"х12".

4. Заказ №5264

благодаря своей централизованности - - абсо­лютно не осознаваема. Их сходство в этом отно­шении отражает их взаимосвязь на энеаграмме, согласно которой в тщеславной идентификации личности с внешностью лежат психадиномиче-ские корни патологического самозабвения.

Осознав, что «внутри чего-то не хватает», личность-энеа-типа III скорее всего определяет это ощущение пустоты как незнание того, кем он или она является, — проблема идентификации. Широкое признание проблемы идентификации вместе с ощущением его всеобщих рефлексов оп­ределяет, как я думаю, превалирование энеа-ти-па III в американской культуре.

«Незнание, кто я» обычно означает в лично­сти энеа-типа III: «Все, что я знаю, это роль, которую я играю. Существует ли что-нибудь, кроме нее?» Личность пришла к осознание того, что ее жизнь — это серия представлений^ и что идентификация лежит в данном случае в опреде­лении профессионального статуса и других ро­лей. Вместе с пониманием «это же я» или «эти роли ни для кого ничего не значат» присутствует ощущение того, что личность существует в отры­ве от скрытого или потенциального «Я». Вместе с интуитивным чувством игнорирования себя или своей индивидуальности обычно имеет место ощущение незнания своих истинных чувств и же­ланий — ощущение, захватывающее их в такой мере, что они начинают принимать выдуманные чувства за свои, и их выбор определяют не внут­ренние установки, а внешние модели.

В то же время, как в более социальноориенти-рованных людях присутствует качество «бабоч-

 

Внешнее впечатление как залог успеха (Энеа-пшп III)

ки», проявляющееся в их поисках своего стан­дарта, и очевидно, что их самоотчуждение явля­ется результатом их излишней поглощенности образом, который они стараются поддержать в глазах общества, в более сексуальноориентиро-ванных индивидуумах аналогичные процессы имеют место как результат стремления к «ска-зальному одобрению» в культивации того, что мы называем сексапильностью. Страсть быть приятным и привлекать здесь также поляризует внимание личности в направлении внешних про­явлений ее бытия за счет внимания к глубине эротических и эмоциональных переживаний, что вызывает частые осложнения фригидности в женщинах.

Джодоровский дал глубокое описание такой ситуации в своем эссе о сексуальном супермене, у которого было сотни рук и тысяча пальцев, в каждом из них находился половой орган или язык; супермен отвечал всем требованиям наи­высших стандартов сексуального поведения, но его концентрация на собственнойй эффективно­сти трагическим образом не оставляла возмож­ности наслаждаться самому.*

Признавая важность экзистенциального мо­мента в энеа-типе III (что можно понять по листу энеаграммы), полезно будет пойти дальше ин­терпретации страсти к одобрению как подмены любви или как косвенного выражения желания любви. Как бы ни было важным признать истин­ность этого, я думаю, необходимо признать и то, что постоянная борьба энеа-типа III в стремле-

* «La vida sexnal de hotbne clastiea», n «Metal», №47 (Испания).

Энеи-типологичсские структуры личности

нии обрести «основание к нарциссизму» поддер­живается самовзлелеянным побуждением к со-вершествованию, что и возникает именно от пе­рераспределения психической энергии в сторону игры и восприятия глазами других (то есть в во­ображаемом «кино»).

Исходя из мнения об образе жизни, при кото­ром чрезмерное беспокойство о «самостоятель­ности» стимулирует утрату бытия, нельзя не сде­лать вывода, что это, в свою очередь, питает по­иск бытия в сфере'внешних представлений, так как истинно то, что правда может освободить нас, искренний взгляд внутрь, в этот порочный круг может высвободить энергию личности и сфокусировать внимание на том, что всеми избе­гается и потенциально болезненно, — внутрен­ней сущности.

В неистовом желании достичь успеха, статуса или одобрений и соответственно не имея возмож­ности остановиться, чтобы взглянуть внутрь се­бя, личность энеа-типа III, как кажется, постоян­но повторяет себе этот очень американский при­каз: «Не стой там просто так, делай что-нибудь». А значит, необходимо, чтобы ему сказали: «Не делай ничего, просто постой там».

Для психотерапевтов важно понимать, что людям, которым трудно оставаться наедине с са­мим собой, которые стараются выпутаться из ре­зультатов своих переигрываний, может помочь совет прислушаться к себе; полезно также пере­жить «потерю лица», что влечет за собой то, что человек перестает смотреться в зеркало общества.

Пнет псе впечатление как млог успеха (Энеа-тип 111)

Так как внутренняя сущность — это что-то незнакомое для них, что-то, чего, кажется, и не существует в мире, где есть только форма и коли­чество, медитация, особенно медитация, подчер­кивающая бездействие, может показаться им со­вершенно неинтересной и бессмысленной. Однако при достаточной интеллектуальной убежденно­сти или персональном доверии возможно более близкое знакомство с этим бессмысленным «про­сто сидением», дальнейшая концентрация на ску­ке или бессмысленности может привести к опре­деленному пониманию трагедии неспособности питаться живыми чувствами бытия.

 

Глава четвертая

Поиск счастья через боль

(Энеа-тип VI)

1. Завистливая и мазохистская личность

Эмоциональное состояние зависти приводит к болезненному ощущению отсутствия чего-либо и к страстному желанию иметь то, чего у тебя нет; это относится и к ощущению добра как чего-то вне личности и что необходимо приобрести.

Будучи понятной реакцией на ранние разоча­рования и лишения, зависть формирует в психи­ке фактор саморазочарования, так как страстное желание любви, к чему оно ведет, никогда не удовлетворяет хроническое чувство того, что ты плох, ущербен, напротив, оно стимулирует даль­нейшее разочарование и боль.

Зависть в энеаграмме занимает место спутни­ка тщеславия и соседствует с точкой 5, алчность, которая влечет за собой сравнимое с завистью

Энеа-тииалогические структуры личности

ощущение лишения, хотя оно и приводит к иной позиции по отношению к переживанию отстутст-вия чего-либо. В то время как точка 4 представ­ляет сильное стремление и страстную потреб­ность в том, чего не хватает личности, точка 5 характеризуется психологическим побуждением не ждать ничего извне, позицией, ведущей, ско­рее, к сокрытию своей энергии, пристрастий и склонностей.

Связь зависти с тщеславием еще более важна, чем связь ее с алчностью, так как точка 4 входит в состав триады в правом углу энеаграммы, кото­рая, как одно целое, тяготеет к чрезмерной забо­те о собственном имидже. В то время как лич­ность энеа-типа 111 идентифицируется с той час­тью «Я», которая касается идеализированного имиджа, личность энеа-типа VI идентифициру­ет себя с той частью психики, которая не соот­ветствует идеализированному образу и всегда стремится к достижению недостижимого. Это личность, движимая тщеславием, которой не удалось достичь свей цели, так как в ней присут­ствует ощущение ущербности и бесполезности (точка 5).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных