Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа разработана на основе авторской программы по технологии Т.М




Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова

(33 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе авторской программы по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.2: 192 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Учебный предмет «Технология» исключительно важен для развития младшего школьника. Главной специфической чертой уроков по технологии является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности - интеллектуального (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения), эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Духовно-нравственное развитие на уроках технологии предполагает воспитание ценностного отношения к материальной культуре как продукту творческой предметно-преобразующей деятельности человека, к природе как источнику сырьевых ресурсов, трудолюбия, организованности, добросовестного и ответственного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважение к труду людей и результатам труда.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач обеспечивает развитие конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения.

Физическое развитие на уроках обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение технологических операций связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов.

Эмоционально-эстетическое развитие на уроках технологии осуществляется самыми разными средствами. Это зависит от состояния рабочего помещения, культуры и организации работы обучающих, качества закупленных и заготовленных материалов, инструментов и приспособлений, изготовляемых поделок, которые должны удовлетворять основным требованиям и правилам, по которым создается гармоничная рукотворная среда обитания человека.

Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мыслительная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний

и умений;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекции и оценку;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

 

2) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Учебный курс «Технология» является составной частью разви­вающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

В соответствии с концептуальными положениями системы учеб­ный курс учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который опре­деляется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни, связанный с естественно-природным ритмом, с удален­ностью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

Деятельностный подход к процессу обучения осуществляется путем формирования у школьников представлений о взаимодей­ствии человека с окружающим миром, осознания обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, форми­рования универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудо­вых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

Цели обучения и значение предмета выходят далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций.

Предмет «Технология» является опорным в проектировании УУД. в нем все элементы учебной деятельности — целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогно­зирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т. д. — предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

простейшие наблюдения и исследования свойств материа­лов, приемов их обработки;

анализ конструкций, условий и способов их создания;

моделирование, конструирование из различных материалов;

решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.

в содержании обучения большое значение имеют социально-­нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и обще­ственная значимость создаваемых изделий.

с 3 класса в программу включен раздел «Практика работы на компьютере», в котором предусматривается первичное использо­вание информационных технологий.

содержательная часть программы представлена следующими разделами.

в первом разделе «Общекультурные и общетрудовые компетен­ции. Основы культуры труда, самообслуживания» раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды: знакомство с особенностями труда, быта, ремесел (включая ремесла родного края), даются первоначальные представления о мире профессий, об эстетической культуре ручного, механизиро­ванного и автоматизированного труда; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников, включая самооб­служивание, дается общее представление о проектной деятельности.

освоение обучающимися проектной деятельности начинает­ся со 2 класса. особенность ее состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер. они объединяют знакомые, легко повторяющиеся действия, ставят близкие и важные для ребенка цели: изготовление движущихся воздушных и плавающих игрушек и моделей, макетов архитектурных построек. организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самосто­ятельное обоснование проекта, выбор конструкции, отбор матери­алов и их экономное расходование, продумывание плана и после­довательности проведения работ.

содержание данного раздела изучается параллельно с другими содержательными линиями.

во втором разделе «Технология изготовления изделий из раз­личных материалов (опыт практической деятельности)» дается информация о материалах, которые будут обрабатывать школьни­ки, перечислены инструменты и приспособления для их обработки, технологические операции, подлежащие освоению, указаны виды практических работ.

информация о видах материалов и их применении сопровожда­ется заданиями, цель которых — наблюдение и опытное исследо­вание свойств этих материалов. в программе предусмотрено не только знакомство со свойствами одного материала, но и сравне­ние одних и тех же свойств разных материалов — например, бумаги и картона, бумаги и ткани, пластилина и глины, что способствует обоснованному выбору обработочных операций. Раздел содержит сведения и о подготовке материалов к работе.

Предлагаемый программой перечень практических работ и объ­ектов труда может быть изменен с учетом региональных особенно­стей, национальных традиций, наличия природных (искусственных, синтетических) материалов.

Иа изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до трех уроков.

Третий раздел «Конструирование и моделирование» содержит информацию о современном транспорте. В нем делается акцент на чтении схем и простейших чертежей, обеспечивающих конструиро­вание и моделирование несложных технических объектов, резуль­татом изготовления которых является проверка их в действии на уроках технологии и других предметах.

Четвертый раздел «Практика работы на компьютере» предус­матривает обучение младших школьников использованию ком­пьютерных программ как средства учебного назначения, позволя­ющего расширить ряд информационных источников, с которыми обучающиеся целенаправленно работают (включая Интернет).

Учебный материал 4 класса дает возможность организовать практическую работу детей с электронными справочниками (для

формирования первоначальных умений по поиску информации с использованием электронных справочников и энциклопедий).

Программа предполагает также обучение младших школьни­ков навыкам работы по самообразованию с использованием про­граммных средств. В частности, дети учатся работать с тренаже­рами.

Особое внимание при изучении всех разделов программы уделя­ется культуре труда, правилам безопасной работы с инструментами и личной гигиене, экономному использованию материалов, береж­ному отношению к инструментам, приспособлениям.

В программе предусматривается обязательное сочетание инди­видуальной работы с работой в малых группах и в коллективе, что особенно актуально для малокомплектных классов сельской школы.

Готовые изделия используются на других уроках, при органи­зации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, дет­ским садам, ученикам младших классов.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую проф­ориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельно­сти. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения за природой и заготовки при­родных материалов), посещать музеи декоративно-прикладного искусства, выставки.

Для успешной реализации программы следует сочетать эври­стические беседы с поисковой исследовательской деятельностью детей (при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств материалов, поиске рациональных способов их обработки, правильного выполнения технологического приема, операции, конструкции).

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1), курс окружающего мира представлен в предметной области «Технология». На изучение технологии в первом классе отводится по 1 часу в неделю, всего 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных