Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Регулирование соотношения тарифной и рыночной частей




Заработной платы

При достижении заработной платой уровня, позволяющего обеспечивать личное потребление, соответствующее потребительскому бюджету высокого достатка, можно говорить о высоком благосостоянии работников.

В современных условиях такая оплата труда не может быть гарантирована работодателем. Она свидетельствует об эффективном использовании организациями преимуществ рыночной экономики (или своего монопольного положения).

Рыночные (надтарифные) выплаты, позволяют гибко стимулировать эффективный труд. Эта часть заработной платы, как и другие, играет важную роль.

Если общий заработок не превышает региональный бюджет высокого достатка, либо законодательно установленных нормы средней заработной платы в отрасли[70], то работодатель должен быть озабочен повышением тарифной части заработка до уровня простого воспроизводства рабочей силы с учетом состава семьи. По нашим оценкам, при решении этой задачи соотношение тарифной и общей зарплаты могло бы считаться нормальным в пределах 2:1. Именно так соотносятся региональные бюджет высокого достатка и минимальный потребительский бюджет с учетом иждивенческой нагрузки.

Когда общий уровень оплаты труда превышает бюджет высокого достатка, на наш взгляд, в организации могут быть приняты меры по повышению доли тарифа в заработной плате так, чтобы соотношение тарифной и надтарифной частей заработка оставалось в пределах 1:1.

Во-вторых, повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения потребует пересмотра базы налогообложения и ставки подоходного на лога с физических лиц в направлении снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышения их покупательной способности. В этой области целесообразно:

• устанавливать ставки подоходного налога от размера совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году, выраженного числом прожиточных минимумов;

• устанавливать необлагаемый совокупный доход, полученный в календарном году, в размере 18 прожиточных минимумов трудоспособного работника;

• устанавливать минимальную ставку подоходного налога с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, в размере 8 (вместо 12), а максимальную — установить на уровне 45 процентов. В связи с этим потребуется внести изменения и дополнения в Закон Российской федерации «О подоходном налоге с физических лиц».

В-третьих, для повышения покупательной способности оплаты труда необходимо ввести регулирование цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума, что позволит уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущего населения. Полномочия по регулированию цен нужно передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и поручить им определять порядок розничной торговли товарами с регулируемыми ценами. Это потребует внесения дополнений в проект Федерального закона «О государственной социальной помощи» или в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Необходимо осуществлять обязательную индексацию выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника, а также при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования в случаях превышения ими установленного порога индексации (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума).

Предполагается введение индексации невыплаченной заработной платы с использованием индекса потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги, рассчитываемого нарастающим итогом за время задержки выплаты соответствующем части оплаты труда.

Для определения размеров повышения оплаты труда, порядка выплаты доходов в связи с индексацией и ее источников необходимо внести изменения и дополнения в закон «Об индексации денежных доходов и сбережении граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г.

Трансформации социального обеспечения. Для повышения уровня социального обеспечения необходимо реализовать крупные общеэкономические меры.

1. Преодоление скрытой оплаты труда один из кардинальных источников пополнения страховых взносов. По оценкам экспертов, величина недополученных взносов в связи со скрытой оплатой труда ежегодно составляет более половины уплаченных взносов. Этих денег хватило бы, чтобы перекрыть всю потребность в выплатах пособий по временной нетрудоспособности, либо более чем в три раза перекрыть потребность в выплатах пособия:

- по беременности и родам,

- при рождении ребенка и по уходу за ним до достижения 1,5 лет.

2. Совершенствование налоговой системы. Снижение доли взносов, налогов и сборов в выручке организаций. Необходимо принять меры по снижению тарифа страховых взносов 6 результате комплекса мер по расширению базы страховых взносов и усилению адресности страховых выплат.

Работодатели будут занижать базу начисления страховых взносов пока около половины всей выручки от реализации предприятий уходит на взносы по обязательному страхованию и налоги в государственный бюджет.

В части увеличения размеров выплат необходимо:

1) Повышение размера пособий по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий. Необходимо размер данного пособия указанным категориям женщин устанавливать с учетом их трудового (страхового) стажа, следовательно, объема средств, начисленных на предшествующую их увольнению оплату труда В данном случае могла бы использоваться норма о размерах пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от трудового стажа: 100% заработка при непрерывном трудовом стаже 8 и более лет. 80% — при непрерывном трудовом стаже от 5 до 8 лет и 60% заработка при непрерывном трудовом стаже до 5 лет.

2) Необходимо повышение среднедневного размера пособия по беременности и родам до уровня среднедневного пособия по временной нетрудоспособности, т.е. примерно в 1,3 раза.

3) Размер единовременного пособия на ребенка должен компенсировать единовременные затраты на приобретение ему минимально необходимого непродовольственного набора предметов (минимальный гардероб: пеленки, распашонки, ползунки; постельное белье: одеяло п/шерстяное, одеяло ватное; кровать, а также предметы первой необходимости, санитарии и лекарства). Стоимость этого набора целесообразно определять по потребительской корзине прожиточного минимума для ребенка от 0-6 лет с дифференциацией по зонам так, как это предусмотрено законом о прожиточном минимуме. Установленный на 2001 г. размер единовременного пособия при рождение ребенка составляет примерно 54% стоимости ПМ и должен быть пересмотрен.

4) Размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет не позволяет сохранять матери здоровье и обеспечивать ее жизнедеятельность. Его величина соответствует состоянию глубокой бедности (0,2-0,4 ПМ). Вели чину этого пособия необходимо увязать с ПМ женщины в трудоспособном возрасте. В ценах ноября 2000 года в целом по России этот потребительский бюджет составил 1360 руб.

5) Необходимо увеличение расходов на санаторно-курортное лечение не менее чем в 3 раза. Одним из кардинальный путей повышения уровня выплат по выше обозначенным страховым, рискам является расширение базы взносов.

Необходимо дополнительно включить в базу взносов:

1) Средства, заработанные надомниками и лицами, работающими у граждан по договорам (контрактам), также как и оплату труда лиц, принятых на работу по совместительству. При определенных условиях, данным категориям работни ков необходимо выплачивать пособия по социальному страхованию — производить выплаты по больничному листу и беременности и родам. Выплаты данным категориям работников, целесообразно проводить не работодателю (он меняется), а непосредственно страховщику.

2) Оплату труда, выплаченную по гражданско-правовым договорам. В разряд гражданско-правовых договоров необходимо перевести авторские вознаграждения, выплачиваемые по договорам на создание и использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов. Одновременно необходимо ввести учет этих средств на персонифицированных счетах, установить минимальную продолжительность страхового стажа и начисление пособий в пределах внесенных сумм. Организацию выплат целесообразно передать от работодателя страховщику.

3) Оплату труда сезонных и временных работников. Сами подобные договоры необходимо перевести в разряд гражданско-правовых договоров и организовывать выплаты, при условиях, изложенных в п.2.

4) Базу страховых взносов необходимо расширить также за счет' сумм, начисленных за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятий, согласно специальным договорам с государственными организациями; денежных компенсаций за неиспользованный отпуск; страховых платежей (взносов) по договорам добровольного медицинского страхования работников и членов их семей и ряда других выплат.

На часть из этих сумм возможно установление верхнего предела дополнительных выплат предприятия работнику, превышение которого взносами не облагается.

Расширение базы взносов не потребует расширения базы выплат по временной нетрудоспособности и беременности и родам. Данная база сформирована из вы плат, полученных работниками за отработанное время, что является правильным.

Расширение базы взносов может позволить снизить тариф взносов при общем увеличении доходов страховщика.

Дополнительные средства, полученные страховщиком, расширят доходы ол страховых взносов и могут быть направлены на повышение базы страховых вы плат: увеличение размеров пособий при рождении ребенка, по уходу за ним до 1,5 лет, пособий на погребение, а также на увеличение расходов на санаторно-курортное лечение и расширение контингента отдохнувших по путевкам из числа работающих

В части усиления адресности выплат из страховых средств предлагается следующее:

1) Передать выплату пособий на погребение государственным органам социальной защиты населения и производить их из средств госбюджета, поскольку ФСС РФ в настоящее время производит выплаты данных пособий на 9-16% всех умерших и одну треть — умерших в трудоспособном возрасте.

2) Количес1во путевок в санатории для работающих может быть увеличено, если не оплачивать отдых неработающих членов семей. Выплаты на санаторно-курортное лечение в этом случае будут исключительно страховым.

Санитарно-курортное лечение неработающих членов семей могло бы оплачиваться из средств государственного бюджета. Аналогичным образом, как известно, оплачиваются медицинские услуги в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования за неработающее население.

Социальная поддержка безработных должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение им прожиточного минимума, а с другой — на всемерное стимулирование сокращения периода временной незанятости. Средства государственного Фонда занятости, который следовало бы восстановить, в преобладающей части могли бы направляться на страховые выплаты. Потребуется обеспечить более рациональное распределение страховых средств между центром и Регионами.

Улучшению медицинского обеспечения и охраны здоровья способствовало бы преодоление разобщенного решения этих задач разными страховыми организациями. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), территориальные фонды медицинского страхования и страховые медицинские организации реализуют базовую программу обязательного медицинского страхования. Страхование временной нетрудоспособности, беременности и родов, выплата пособий при рождении ребенка и по уходу за ним до достижения 1,5 лет обеспечиваются ФСС. Имеются веские основания, в том числе подтвержденные мировым опытом, для осуществления страхования временной нетрудоспособности и санаторно-курортного лечения под эгидой ФОМС.

Но одновременно, стоило бы разделить функции социального обеспечения ох раны и восстановления здоровья, за ФСС закрепив страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а за ФОМС — все остальное.

Конечно, возможен и вариант создания единого медико-социального страхования. Однако мировой опыт подтверждает распространенность самостоятельной организации страхования охраны здоровья. На начальном этапе функции страховщика вполне способен выполнять Фонд социального страхования (ФСС) — сложившееся финансово-кредитное учреждение, имеющее большой опыт в финансировании и организации страхования временной нетрудоспособности. Главное, чтобы ни финансы, ни персонал не перебрасывались на обеспечение выплат по другим рискам, которые входят в компетенцию ФСС, а использовались по целевому назначению. В числе мер в этой области потребуется предусмотреть формирование в стране системы центров по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших, используя для этого инфраструктуру санаторно-курортного и оздоровительного обслуживания населения.

Мировой опыт свидетельствует, что не бывает абсолютного разделения социального страхования и социальной помощи. Поэтому трансформацию социального обеспечения нужно ориентировать на смешанную систему, включающую наряду с социальным страхованием элементы социальной помощи и, прежде всего, такое ее направление, как организация семейных пособий.

В этих вопросах целесообразно делать акцент на многодетных семьях и семьях с одним родителем. В то же время важно предусматривать пособия, направленные на поддержку малолетних детей, оплату жилья и др. С введением пособия мало имущим (согласно Федеральному закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»), видимо, целесообразно создать организационно обособленную структуру, передав ей функции сбора взносов и выплаты всех видов семейных пособий, включая те, которые в настоящее время выплачиваются из Государственно го бюджета, Фонда социального страхования и других источников.

Важную роль будет играть конкретизация пенсионной реформы, предусмотренной в нашей стране. Принципиальное значение имеет корректировка механизмов взаимодействия распределительно-солидарной и накопительной частей пенсионной системы. Если без корректировок реализовать замысел пенсионной реформы и направлять на именные инвестиционные счета до 7-8% страхового та рифа, то уровень государственного пенсионного обеспечения может снизиться. При переходе в столь короткие сроки на накопительные принципы построения пенсионной системы и при существующих показателях уровня материальной обеспеченности населения бедность среди пенсионеров может вырасти еще больше, и государству неизбежно придется помогать, применяя различные пособия. Этого нельзя допустить.

Конкретизации потребует развитие дополнительного пенсионного обеспечения, а также специальных пенсионных систем для работников свободных профессий, фермеров и других категорий самозанятого населения.

Организация социального обеспечения как смешанной системы не исключает, а наоборот, предполагает постановку вполне конкретных задач по адресной поддержке населения.

Адресная социальная поддержка населения. Право на получение государственной социальной помощи необходимо увязать с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи» последний из которых должен быть значительно конкретизирован и вобрать все виды выплат, и натурального обеспечения товарами и услугами с учетом нуждаемости. В процессе реализации этих за конов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социальной поддержки конкретных категорий населения.

Различающиеся условия жизни в территориях предполагают разные возможности организации социальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощь конкретным категориям населения, в других — всем, но до определенного уровня душевого дохода, в третьих — могут устанавливаться более высокие минимальные социальные стандарты из-за значительного уровня дифференциации денежных доходов проживающего в них населения.

Льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда (повышенные тарифные ставки и оклады, сокращенный рабочий день, бесплатное получение молока и других пищевых продуктов) можно было бы перевести в рамки обязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Льготы по проезду, приобретению автотранспорта; оплате жилья и коммунальных услуг для трудоспособных лиц, не достигших нетрудоспособного возраста и занятых в народном хозяйстве целесообразно заменить денежными компенсация ми за счет средств нанимателя с последующим их введением в оплату труда. Те же льготы для лиц старше трудоспособного возраста, являющихся иждивенцами (кроме инвалидов), целесообразно перевести в одну из разновидностей семейных пособий в увязке соответствующих выплат семьям с душевым доходом ниже прожиточного минимума.

Получение льгот по медицинскому обслуживанию лицами трудоспособного и старше трудоспособного возраста (кроме инвалидов), а также гражданам и, подвергшимся воздействию радиации, можно было бы перевести в программу обязательного медицинского страхования.

Для лиц, работающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним, льготы по транспортным расходам на отдых и лечение, а также по повышенным основным отпускам целесообразно было бы перевести в компенсации за счет средств нанимателя или в программу обязательного медицинского страхования. Расходы по повышенным отпускам можно было бы производить за счет средств нанимателей из прибыли предприятий, а для государственных и местных служащих — из федерального, региональных и местных бюджетов.

Дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания надо направить на преимущественное удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения — инвалидов, пожилых и детей.

Инвестиции в человека. Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетного направления большего объема инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфра структуры. Для этого необходимо ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, развития сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.

Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры наряду с традиционными источниками могли бы стать средства населения, аккумулируемые для создания финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотеки и других залогов. На эти цели целесообразно направлять финансовые средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и средства региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные финансовые механизмы.

Особенно актуальным является опережающее развитие сферы образования Для этого необходимо вкладывать в него соответствующие ресурсы.

Реализация намечаемых мер будет успешной в случае взаимодействия общественных объединений, предпринимателей и государства. Эго позволит восстановить доверие народа к властным органам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.

Центральными звеньями в организации этой работы должны стать палаты Федерального собрания (региональных законодательных органов) и Правительство Российской Федерации, круглые столы политических партий и общественных движений, а также Российская трехсторонняя комиссия (трехсторонние комиссии в отраслях и регионах, а также двухсторонние — в организациях). Роль Российской трехсторонней комиссии должна быть существенно повышена.

Основным источником ресурсов являются средства всех субъектов хозяйствования, полученные за счет экономического роста и предусмотренные в социально ориентированном государственном бюджете, обеспечивающем достаточные раз меры консолидированных расходов на социальное развитие. Бюджетным и налоговым законодательством потребуется обеспечить финансовую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюджетах. Будут эффективно задействованы федеральные внебюджетные фонды, а также дополнительные ресурсы частных внебюджетных социальных фондов, создаваемых под гарантии государства.

Концепция будет реализована при обеспечении средствами федерального бюджета, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, а также средствами государственных и негосударственных внебюджетных фондов, ресурсами организаций и населения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных