ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стратегия реформирования санаторно-курортнойСферы
В общегосударственной системе охраны здоровья населения страны, позволяющей целенаправленно осуществлять профилактику и лечение заболеваний на ранних стадиях, вести диспансерное наблюдение за больными и проводить их реабилитации, важное место принадлежит санаторно-курортному лечению. Основой санаторно-курортной помощи являются наиболее гуманные, социально и научно обоснованные прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между стационарными, амбулаторно-поликлиническими и санаторно-курортными учреждениями, доступность для лиц в ней нуждающихся, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи. О высокой медицинской эффективности лечения, проводимого в санаторно-курортных учреждениях, свидетельствует, что более 95% больных выписываются из санаториев с улучшением состояния, число обострений хронических заболеваний в последующем уменьшается в 2-6 раз, потребность в госпитализации снижается в 2,5 раза, на 30 % в среднем уменьшается заболеваемость с временной утра той трудоспособности.[111] Коренные изменения, произошедшие в общественно-политической жизни за последние десять лет, переход экономики на рыночные рельсы не могли не затронуть санаторно-курортной сферы. Особо отрицательно отразились на санаторно-курортном комплексе первые годы реформ. Именно в начале 90-х гг. началось сокращение количества санаториев и учреждений отдыха. Если в 1990 г. их было 7431 (без одного- и двухдневных), то в 1998 г. — 4519 (почти на 40 % меньше), уменьшился и коечный фонд (за 1990-1995 гг. количество коек уменьшилось более чем на 30%).[112] Начавшийся процесс приватизации санаторно-курортных организаций изменил форму собственности более половины государственных, ведомственных и принадлежащих общественным организациям здравниц. В 2000 г. доля государственной собственности в санаторно-курортных организациях составляла 40,6%. Деятельность санаторно-курортных организаций заключается в осуществлении мероприятий, которые принято называть восстановительной медициной. Под восстановительной медициной, по определению А.Н. Разумова, следует понимать систему научных знаний и практической деятельности, направленной на сохранение и восстановление функциональных резервов человека, сниженных в процессе неблагоприятного действия факторов среды и его собственной деятельности, либо в результате болезни на этапе выздоровления или ремиссии (отсутствия острой стадии заболевания). Восстановительная медицина включает в себя первичную и вторичную профилактику. Схематично это можно представить следующим образом (см. рис. 1). Рисунок 1. Восстановительная медицина — первичная и вторичная профилактика
Стратегия реформ заложена в формировании единой системы медико-социального страхования (МСС), предусматривающей обеспечение тесной взаимосвязи между представлением лечебных и санаторно-курортных услуг путем частичной передачи специализированным санаторно-курортным организациям лечебно оздоровительных функций по отдельным видам заболеваний (например, реабилитация в профильных санаториях постинфарктных больных, больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также некоторые категории после операционных больных). Санаторно-курортное лечение, таким образом, будет теснее увязано с реабилитацией и долечиванием после ряда тяжелых заболеваний и операций. Должна быть обеспечена максимальная льготность (бесплатность) при предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение именно в этих целях. Другой вид страховых выплат направляется на оздоровление в течение очередного трудового отпуска и будет выполнять роль профилактического санаторно-курортного лечения при хронических заболеваниях. При этом усиливается целевой характер расходования средств обязательного медико-социального страхования и повышается эффективность их расходования с точки зрения восстановления здоровья той части населения, чьей жизни угрожает опасность из-за тяжелых заболеваний, в том числе профессиональных. Данные мероприятия обеспечивают вторичную профилактику как одного из этапов восстановительного лечения с точки зрения организации и ресурсной поддержки. В настоящее время сеть санаториев системы здравоохранения насчитывает 591 санаторий круглогодового функционирования на 74,3 тыс. коек, из них 89 санаториев для взрослых и 502 санатория для детей. 539 санаториев находятся в введении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. В непосредственном подчинении Минздрава России функционирует 39 санаториев для детей и детей с родителями на 8,8 тыс. коек и 13 туберкулезных санаториев для взрослых на 3,5 тыс. коек. Ежегодно в санаториях системы здравоохранения полу чают санаторно-курортное лечение более 472 тысяч больных, в том числе около 352 тыс. детей и 120 тыс. взрослых.[113] Стратегической целью политики государства в санаторно-курортной сфере является создание конкурентоспособного на мировом рынке курортного комплекса, обеспечивающего эффективное воспроизводство трудовых ресурсов. Достижение этой цели предполагает осуществление мер по следующим направлениям: • проведение полной инвентаризации объектов санаторно-курортной сферы, разработка и реализация системы учета этих объектов и формирование прав на них; • повышение конкурентоспособности организаций санаторно-курортной сферы, в том числе путем совершенствования их организационно-правовых форм и экономических механизмов функционирования, а также освобождения их от выполнения несвойственных им функций; • определение роли государства в регулировании рынка санаторно-оздоровительных услуг и содействие становлению негосударственных институтов саморегулирования участников рынка санаторно-курортных услуг; • содействие формированию рынка санаторно-оздоровительных услуг, в том числе путем его либерализации, устранения барьеров на пути развития курортного дела, содействия конкуренции; • обеспечение равноправия санаторно-курортных организаций всех форм собственности, в том числе в части доступа к государственному финансированию санаторно-курортных и оздоровительных мероприятий; • введение обязательной конкурсности при финансировании санаторно-курортных организаций за счет государственных средств в рамках реабилитационных мероприятий и долечивания, а также оздоровительных мероприятий, профилактики и лечения при ряде хронических заболеваний; • содействие в улучшении стратегии маркетинга и продвижения санаторно-оздоровительных услуг на внутреннем и международном рынках, в том числе путем адаптации маркетинговых стратегий и механизмов к современной практике оказания санаторно-оздоровительных услуг, При реализации указанных направлений реформирования санаторно-курортной сферы сохраняется ряд проблем, от решения которых будет зависеть как ход ре форм, так и их результат. Во-первых, как будет организовано взаимодействие между собственниками санаторно-курортных организаций и системой медико-социального страхования, особенно по вопросам тарифов на услуги? Во-вторых, каков будет механизм распределения путевок, особенно тех, которые не будут распределяться через лечебные учреждения? В-третьих, где, кроме лечебного учреждения, смогут получить путевки на санаторно-курортное лечение лица, нуждающиеся в санаторно-курортных услугах с целью профилактики обострения имеющихся у них хронических заболеваний? К поиску ответов на эти и другие, не менее важные вопросы, которые возникают сейчас и, безусловно, возникнут в процессе реформирования российского санаторно-курортного комплекса следует под готовиться, т.к. они являются тактическим разрешением крупных стратегических задач по реформированию отрасли. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|