ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Запросы молодежи и возможности работодателей
Результаты последних (1999-2000 гг.) социологических обследований, проведенных Минтрудом России и его территориальными центрами профориентации показали, что сейчас большинство выпускников общеобразовательной и профессиональной школ смутно представляют себе, как сложится их дальнейшая судьба, неадекватно оценивают возможности своего профессионального роста. Немалая часть молодежи по-прежнему ориентирована на патерналистские парадигмы. Следствием является их более низкая социальная мобильность. Это, в частности, проявляется в неспособности (или нежелании) искать и находить свое место на рынке труда. Так, 60 процентов опрошенных заявили, что они не имеют никаких жизненных планов. И хотя у молодежи формируется новый подход к роли государства в обществе, в котором упор делается не на иждивенчество, а на более полное использование возможностей человека, делать однозначные выводы об абсолютных сдвигах в сторону самостоятельной адаптации преждевременно, так как 26% утверждают, что правительство должно гарантировать каждому не только работу, но и высокий уровень жизни[181]. К негативным последствиям разрушения связей между профессиональной школой и трудовой деятельностью можно отнести нежелание определенной части молодежи, других категорий населения напряженно трудиться и учиться. Чем руководствуются сейчас юноши и девушки при выборе профессии, поиске работы, оценке социально-экономической роли государства? Ответ на это дают исследования ИСЭ ПН РАН[182] проведенные в 2000 г. при поддержки Российского гуманитарного научного фонда, см. табл. 7. Таблица 7 Какие стороны будущей работы важны для Вас? (%)[183]
Эти же исследования показали, что этап социальной деградации молодежи. — отказ части молодых людей от образования и стремлении скорее удовлетворить свои краткосрочные потребности — в основном пройден. Сейчас положение несколько изменилось. Рациональное ведение хозяйства требует привлечения на рынок труда профессионалов с реальными знаниями. За это хорошо платят. Свои коррективы внес августовский кризис, побудивший многих по-иному оценить свои возможности. Одна из реакций — резкое увеличение спроса на получение высшего образования. Однако по-прежнему часть молодежи в силу объективных причин остается «аутсайдером» в своем поведении на рынке труда. У части современной молодежи не личностный профессионализм определяет структуру трудовых притязаний, а господствующие в нашем обществе институциональные нормы, как-то: трудоустройство «по блату» благодаря нужным связям и знакомствам. Многие молодые люди, имеющие хорошую образовательную под готовку, уверены, что возможность получения работы зависит не от уровня образования, а от наличия так называемого социального капитала (связей и рекомендаций), см. табл. 8. Таблица 8 Что нужно для того, чтобы трудоустроиться? (%)[184]
Изначально разные стартовые возможности для развития во многом определяют ценностные ориентиры молодых людей. И, увы, не в пользу приобретения знаний и упорного труда. Тем не менее, необходимость повышать свой интеллектуальный потенциал признается многими молодыми людьми. В плане самореализации значительная часть студентов, собирающихся работать по специальности, хочет организовать собственное дело, зарабатывать много денег. При этом многие готовы к тяжелой работе. В то же время большинство опрошенных ИСЭПН среди безработных (56,7%) предпочитают легкую работу без ответственности; 7,7% хотят самореализоваться и получить высшее образование. Пассивная жизненная позиция — ни за что не отвечать и получать много денег — характерна для 25,5% опрошенных[185]. Чтобы качество рабочей силы было высоким, оно должна быть признано особо важной задачей на государственном уровне. Мировой опыт развития свидетельствует, что в странах, где в числе главных приоритетов названо образование, достигнуты наибольшие успехи в развитие экономики. Так, японское экономическое чудо во многом обусловлено тем, что здесь впервые в мире была разработана концепция всеобщего высшего образования и в настоящее время примерно 94% учащихся Японии продолжают образование в вузах. Вслед за Японией многие страны приняли государственную программу пере хода ко всеобщему высшему образованию[186]. Так, в 1990 г. Министерство просвещения США разработало программу «Национальные цели просвещения», в которой образование провозглашается основным показателем качества жизни, сердцевиной экономического могущества и безопасности, ключом обеспечения конкурентоспособности страны. В США на развитие образования ежегодно тратится из бюджета не менее 170 млрд. долл. В Америке задачи образования всегда ставит президент страны. Может быть, поэтому в Америке точно знают, например, сколько токарей потребуется ей в 2000 г. Конечно, эти цифры приблизительные, но они национальные, в этом их огромное значение. И Америка, и другие зарубежные страны с подобными прогнозом на руках, обозначая свои внутриэкономические перспективы, неизбежно обращаются к образованию, прогнозируя подготовку кадров для практической реализации этих перспектив, вкладывают деньги в эту деятельность. Например, в Дании и Бельгии за подготовку официанта платят вдвое больше, чем за подготовку токаря. Это сегодня, когда официант им нужнее. Но не исключено, что прогноз на завтра потребует, например, больше плотников, и тогда государство вложит больше денег в подготовку именно этих рабочих. Парадокс, но мы, с готовностью копирующие многое из опыта зарубежных стран, в прогнозировании повышения качества рабочей силы, ее профессиональной подготовки, связанной с экономическими прогнозами, безнадежно отстаем, считаем, что в России такой прогноз невозможно сделать из-за огромных размеров рынка труда. Прогнозные оценки ситуации на рынке труда и в собственном коллективе должны занимать важное место в кадровом обеспечении социальной политики. Без серьезного изучения стоимости рабочей силы, спроса и предложения высококвалифицированных работников нужного профиля, изменений в мотивации тру да и других факторов движения трудовых ресурсов можно быстро растерять имеющийся кадровый потенциал. А для его постоянного наращивания в борьбе с конкурентами необходимо иметь источники кадрового пополнения, знать положение в области обучения кадров, предвидеть неблагоприятные обстоятельства риски возникающие в связи с этим. По оценке ведущих специалистов по управлению, в XXI в. основные тенденции в работе с персоналом будут заключаться в следующем: • возрастает ценность квалифицированных работников, станут более эффективными обучающие программы, улучшится планирование персонала; • значительно повысится роль планирования карьеры и развития персонала, так как: а) молодые работники в большей степени ориентированы на рост своей карьеры; б) среди пожилых работников (из-за высокой интенсивности труда, быстро меняющихся требований к работе) усилится тенденция крайнему выходу на пенсию), что приведет к освобождению ключевых должностей; в) персонал фирм будет сокращаться (неблагоприятная демографическая ситуация, внедрение новых технологий). • планирование карьеры преобразуется в непрерывный ряд программ развития персонала, включающих программы раннего выявления работников с управленческими наклонностями и потенциалом руководителя и их индивидуальной подготовки; • возрастет зависимость управления персоналом от компьютерных технологий, которые будут управлять обширным объемом информации, необходимой для новых программ по персоналу; • новые технологии будут ускорять необходимость регулярного обучения и совершенствования рабочей силы для поддержания конкурентоспособности компании. Отмеченные тенденции ставят перед специалистами в области повышения качества рабочей силы новые задачи: • обеспечить соответствие уровня квалификации сотрудников жестким требованиям современной экономики, где базовые навыки устаревают каждые пять лет; • взять под контроль постоянно растущие издержки на рабочую силу, сохранив при этом конкурентоспособность индивидуальных пакетов компенсации; • найти способы поддержать и усилить чувство принадлежности к организации у сотрудников, которым больше не требуется приходить в офис, поскольку они могут работать дома, общаясь с внешним миром посредством электронных средств связи. Таким образом, решение задач повышения качества рабочей силы, предполагает: развитие системы общего и профессионального образования, направленной на профессиональную подготовку качественно новой рабочей силы; восстановление и развитие внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, предоставление условий для самообучения; развитие услуг службы занятости по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения в условиях массового высвобождения; развитие системы непрерывного образования, направленной на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы; развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятых граждан, а также занятых, но желающих изменить профиль работы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|