Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания. Методические указания и задания




Планирование ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Методические указания и задания

к практическим, лабораторным занятиям

и самостоятельной работе студентов

специальности 38.05.01 Экономическая безопасность

 

 

Новосибирск 2015

Кафедра экономики

 

Планирование деятельности организаций: методические указания и задания к практическим, лабораторным занятиям и самостоятельной работе студентов специальности 38.05.01 Экономическая безопасность / [сост. канд. техн. наук, доц. Н.Т. Семешина]; ЧОУ ВО Центросоюза СибУПК. – Новосибирск, 2015. – 55 с.

 

 

Рецензент Н.А. Попова, канд. экон. наук, доцент

 

Методические указания и задания утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой экономики, протокол № 7 от 18 декабря 2015 г.

 

 

© Сибирский университет

потребительской кооперации, 2015


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «Планирование деятельности организаций» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность, специализации «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности».

Основное содержание дисциплины «Планирование деятельности организаций» обеспечивает преемственность и связь с учебными дисциплинами: «Статистика», «Экономическая теория», «Экономика предприятия (организации)», «Управление организацией (предприятием)», «Государственное регулирование экономических отношений», «Бухгалтерский учет», «Экономический анализ» «Бизнес-планирование», «Прикладные аспекты оценки и прогнозирования деятельности фирмы», «Экономика и управление в бюджетной сфере», «Экономика банковского дела», «Экономика потребительской кооперации».

Целью освоения дисциплины «Планирование деятельности организаций» является приобретение студентами комплексных теоретических знаний и практических навыков выбора и экономического обоснования альтернативных вариантов развития организации в конкурентной среде.

Задачи дисциплины:

- приобретение знаний основ проведения плановых расчетов экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и обеспечения эффективной организации процесса планирования и технологии проведения основных расчётов;

- освоение функций и методологии планирования, базирующейся на научных принципах;

- изучение методики проведения многовариантных расчетов по обоснованию показателей деятельности организации и использование инновационных методологических подходов к определению оптимальных значений показателей плана;

- освоение механизма моделирования социально-экономических процессов и принятия управленческих решений по результатам произведённых плановых расчётов;

- овладение практическими навыками принятия управленческих решений с учетом экономической эффективности.

В соответствии с содержанием дисциплины в работе приведены планы занятий, задачи для практических занятий, в том числе с использованием графоаналитических расчетов; необходимые формулы и рекомендации для решения задач, подготовки к занятиям, кроме того, предложены контрольные вопросы и тестовые задания различных форм к самостоятельной работе.

Ответы на тестовые задания предусматривают один и более правильных ответов.

Для проведения лабораторных работ предусмотрено использование программного продукта Project Expert 7.

 

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Сущность и функции планирования в управлении

Методические указания

По данной теме предусмотрено изучение вопросов, являющихся основой для освоения последующих тем дисциплины. При подготовке к занятию обратите внимание на следующее:

· понятие «планирование деятельности организации» следует рассматривать с двух сторон: в общеэкономическом и конкретно-управленческом смысле;

· характеризуя индикативный характер планирования, выделите конкретные индикаторы.

План занятия

1. Планирование как функция управления.

2. Индикативный характер планирования.

3. Значение и преимущества планирования в условиях конкурентной среды.

4. Виды планирования, основные признаки их классификации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под планированием?

2. Какие функции характеризуют сущность планирования?

3. Каковы основные отличия прогнозных расчетов от расчетов по составлению планов?

4. Каковы преимущества индикативного планирования?

5. С какой целью подразделяют планирование по уровню управления?

Тестовые задания

1. Планирование – это:

а) процесс разработки планов, организации их выполнения и контроля;

b) формирование принципов экономического поведения;

c) контроль за экономическим поведением хозяйствующих субъектов;

d) экономическая категория, изучающая экономические ресурсы хозяйствующих субъектов в плановом периоде.

2. Планирование на предприятии можно рассматривать в ___ смысле как инструмент регулирования экономических процессов на разных уровнях управления.

3. Сущность планирования проявляется в его:

a) принципах;

b) функциях;

c) методах;

d) уровнях управления.

4. Отличительные черты индикативного планирования:

a) директивный характер;

b) маневренность в разработке, организации выполнения и контроле;

c) рекомендательный характер;

d) разработка и доведение планов до структурных подразделений и контроль за их выполнением.

5. Соответствие между типом планирования и его временной ориентацией:

Тип планирования: Ориентация:

1. Реактивное. 2. Инактивное. 3. Преактивное. 4. Интерактивное.   а) на будущее; b) на прошлое; c) на настоящее; d) на взаимодействие первых трех; е) на взаимодействие первых двух.

Тема 2. Методологические основы планирования.

Организация планирования на предприятии

 

Методические указания

По данной теме предусмотрено проведение занятия с изучением вопросов по методологии планирования и его организации.

При подготовке к занятию рекомендуется обратить внимание на следующее:

· принципы планирования определяют характер планирования и содержание плановой работы;

· принципы планирования необходимо охарактеризовать и показать их практическую значимость;

· характеризуя методы планирования, следует указать факторы, определяющие их выбор;

· по каждому методу планирования отмечаются его недостатки и достоинства;

· организацию планирования на предприятии рассматривают как вид деятельности по выполнению работ в определенной последовательности;

· результат организации планирования рассматривается с точки зрения организационной и экономической.

 

План занятия

1. Принципы планирования: сущность, классификация.

2. Характеристика принципов планирования.

3. Методы планирования: сущность, факторы, определяющие их выбор.

4. Характеристика методов планирования, область применения.

5. Организационные структуры планирования на предприятии.

6. Этапы организации планирования.

7. Требования, предъявляемые к организации планирования на предприятии.

 

Вопросы для самоконтроля

1. На какие две группы делятся принципы планирования?

2. Как называется планирование, основанное на принципе участия?

3. На что нацелен принцип гибкости в планировании?

4. Преимущества нормативного метода планирования.

5. Каково назначение балансового метода планирования?

6. Что характерно для этапа разработки планов?

7. Что является результатом организации планирования с экономической точки зрения?

8. Чем формальное планирование отличается от интуитивного?

Тестовые задания по методологическим основам планирования

1. При недостатке информации и ресурсов, снижении спроса на продукцию, в планировании применяют принцип:

а) системности;

b) гибкости;

c) участия;

d) ограничивающего фактора.

2. Сочетание координации и интеграции в процессе планирования реализуется через принцип ___.

3. Назначение ___ метода – увязка наличия ресурсов и потребностей.

4. К группе отраслевых нормативов относят:

а) нормы обслуживания;

b) нормы выработки;

c) средние нормы убыли, отходов;

d) нормы представительских расходов, на рекламу, командировочные расходы.

5. Соответствие между методами планирования и их содержанием:

Методы планирования: Содержание:
1. балансовый. a) планирование показателей на основе взаимосвязи изменяющихся факторов;
2. моделирование. b) использование норм и нормативов;
3. нормативный. c) увязка величины плановых ресурсов и потребностей в них; d) сочетание координации и интеграции в планировании.

 

Тестовые задания по организации планирования

1. __ __ – это планомерное сочетание основных элементов системы планирования.

2. На этапе реализации планов предусматривается:

а) постановка цели, определение предпосылок планирования, эффективности;

b) обоснование стратегии развития;

c) сравнение реальных результатов с запланированными и их корректировка;

d) достижение конкретных показателей деятельности предприятия (итоги планов).

3. Границы формального планирования расширяются в условиях:

а) нестабильной экономики;

b) стабильной экономики;

c) когда экономические условия роли не играют;

d) диверсификации.

4. Соответствие между элементами организации планирования и их содержанием:

Элементы организации планирования: Содержание:
1. функции планирования. а) совокупность средств и методов, используемых при планировании;
2. механизм планирования. b) специалисты, полностью или частично выполняющие функции планирования;
3. плановый персонал. c) способы и приемы осуществления плановой работы d) достижение конкретных показателей деятельности предприятия.

 

Тема 3. Система планов предприятия.

Плановые показатели и расчеты

Методические указания

При подготовке к занятию по данной теме следует акцентировать внимание на следующем:

· при характеристике видов планов их необходимо рассматривать как элементы системы планов, взаимосвязанные между собой;

· рассматривая стратегии развития предприятия, следует помнить, что они определяются условиями внешней и внутренней среды;

· рассматривая структуру бизнес-плана, необходимо охарактеризовать требования, предъявляемые к каждому разделу, кроме того, отметить значение реализации бизнес-плана на предприятии;

· выбранные для планирования показатели должны отражать поставленные цели планирования;

· плановые показатели используются для оценки деятельности предприятия на перспективу, обоснования норм и нормативов, взаимной увязки показателей на разных уровнях планирования;

· плановые расчеты в своей основе имеют плановые показатели;

· характер плановых расчетов определяется стратегией предприятия;

· для определения оптимальных значений плановых показателей необходимо использовать многовариантные расчеты.

При решении задач используйте необходимые формулы и рекомендации по расчетам.

 

План занятия

1. Сущность стратегического и тактического планирования.

2. Виды планов на предприятии.

3. Бизнес-план: структура и реализация его на предприятии.

4. Система плановых показателей: сущность, назначение, классификация.

5. Плановые расчеты: виды, область применения.

6. Многовариантность плановых расчетов и оптимизация.

Задачи

Задача 1. Для узкоспециализированного предприятия определите на планируемый период оптимальный объём производства на основе сопоставления валовых показателей выручки и затрат.

В регионе, кроме данного предприятия, производством аналогичной продукции занимается еще ряд предприятий. Сложившаяся рыночная цена единицы продукции – 200 р. Сумма постоянных затрат по производству и сбыту – 658 р. Сумма переменных затрат приведена в табл. 1.

 

Таблица 1

Определение оптимального размера объема производства

методом сопоставления валовых показателей, р.

Объем производства, ед. Валовая выручка Постоянные затраты Переменные затраты Валовые затраты Валовая прибыль
           
      1 462    
      2 997    
      4 622    
      5 832    
      7 242    
      8 192    
      10 507    
      12 342    
      14 912    

Методические указания

При расчетах нужно принять во внимание, что оптимальный объем производства возможен при максимальном значении валовой прибыли. Валовая прибыль определяется путем вычитания суммы валовых затрат из суммы валовой выручки (при различных значениях объема производства).

 

Задача 2. Подтвердите расчетами оптимальность выбранного плана, используя среднее значение прогнозных расчетов: оптимистического и пессимистического, полученное при использовании метода Перта.

В табл. 2 приводятся данные об объеме производства, полученные на основе различных подходов к определению плана производства по предприятию.

Таблица 2

Объем производства по предприятию

 

Варианты, учитывающие показатели Возможный объем производства
тонн тыс. р.
1. Емкость рынка и доля производственного предприятия на нем 2 360 6 776,5
2. Суточная потребность в хлебе и хлебобулочных изделиях 2 858 8 769
3. Получение целевой прибыли 2 670 7 630
4. Мощность и степень ее использования 2 842 8 262

Методические указания

Согласно методу Перта, вероятностный план производства (Vв) определяется таким образом:

где О – оптимистический план;

М – наиболее вероятный план;

П – пессимистический план.

Затем находится наиболее вероятное значение отклонения от плана ():

.

В заключение рассчитывается оптимальный объем (Vопт) производства:

.

Выбирая оптимальный план, исходите из того, что он должен обеспечивать получение прибыли при дальнейшем освоении рынка производимых товаров. Один из вариантов может быть отвергнут как несостоятельный.

Вариант 1 (6 776,5 тыс. р.) – не позволяет обеспечить потребности в продукте, не соответствует стратегии предприятия.

Вариант 2 (8 769 тыс. р.) – предприятие располагает необходимыми мощностями для производства, но в сложившейся ситуации навряд ли сможет быть выполнен запланированный объем производства.

Вариант 3 (7 630 тыс. р.) – позволяет получить прибыль, исходя из ее целевого назначения, одновременно расширяя ассортимент производимой продукции и закрепляясь на рынке.

Вариант 4 (8 262 тыс. р.) – учитывает режим работы предприятия, возможности снабжения сырьем и гарантированный сбыт.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы отличительные черты стратегического плана?

2. В чем состоит суть стратегии ограниченного роста?

3. Для каких предприятий может быть применена стратегия сокращения?

4. Что представляет собой бизнес-план?

5. Для каких бизнес-планов наиболее важное значение имеют разделы: план маркетинга, производственный план, финансовый план?

6. Каково назначение плановых показателей?

7. Какие виды показателей различают по зависимости их от измерителей?

8. Каков смысл удельных плановых показателей?

9. Для чего необходима сопоставимость плановых показателей?

10. В каком качестве выступают плановые показатели в плановых расчетах?

11. При каких условиях плановые расчеты строятся на экстраполировании сложившихся тенденций?

12. На что нацелены плановые расчеты, основанные на моделировании?

13. Комплекс каких задач решает сетевое планирование?

14. На какой период разрабатываются нормы?

15. На что следует ориентироваться при оценке возможных значений плановых показателей, используя метод Перта?

 

Тестовые задания

1. Отношение к прошлому, настоящему, будущему означает __ ориентацию планирования.

2. Наибольший эффект от сочетания перспективного и текущего планирования будет достигнут, если:

а) стратегические и тактические планы выполнять вместе;

b) следовать от стратегии к тактике;

c) следовать от тактики к стратегии;

d) учитывать условия деятельности.

3. Стратегия роста характерна для предприятий:

а) со стабильной технологией;

b) крупных, имеющих несколько производств или направлений деятельности;

c) имеющих устойчивую тенденцию к ухудшению;

d) с динамичным развитием и быстроменяющейся технологией.

4. Тактические планы отвечают следующим требованиям:

а) предназначены для выполнения только высшим руководством;

b) имеют большой горизонт планирования;

c) имеют более конкретную информацию;

d) направлены на решение внутренних проблем.

 

5. По признаку зависимости от измерителей плановые показатели делятся:

а) на качественные;

b) на натуральные;

c) на абсолютные;

d) на стоимостные.

6. Соответствие между видом нормы и ее определением:

Нормы: Определение:
1. времени. а) количество оборудования, размер площади, закрепленных за работником;
2. обслуживания. b) объем выпуска продукции, выпущенный за единицу времени;
3. выработки. c) количество рабочих часов за период времени (месяц, год);
4. сдельные расценки.   d) стоимость единицы выполненных работ; е) время, затрачиваемое на единицу продукции.

7.Графоаналитические расчеты позволяют ___ представить результаты и сделать соответствующие выводы.

8.Метод приведенных расчетов позволяет:

а) установить соответствие между потребностями и возможностями предприятия при ограниченных ресурсах;

b) привести в соответствии со временем денежные поступления и расходование средств;

c) просчитать варианты экономической политики предприятия путем определения величин отдельных параметров;

d) наглядно представить результаты плановых расчетов.

9.При использовании метода Перта не применяют расчеты:

а) вероятностного значения плановых показателей;

b) определения погрешности;

c) оптимального значения плана;

d) сопоставления выручки и затрат при различных объемах выпуска продукции.

 

Тема 4. Планирование затрат и результатов

деятельности организации (доходы и прибыль)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных