Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблемы понятийных интерпретаций техноло­гии/практики социальной работы в России и за рубежом.




Лекция 1. Отечественные и зарубежные подходы к технологии /практике социальной работы

Место темы в учебном курсе

Данная тема раскрывает основные подходы к прак­тикам/технологиям социальной работы, которые сло­жились как в России, так и за рубежом. Даны основ­ные классификации практики социальной работы, выделена их специфика.

Основные рассматриваемые вопросы

1. Проблемы понятийных интерпретаций техноло­гии/практики социальной работы в России и за рубежом.

2. Идеологемы технологий/практики социальной ра­боты.

З. Классификация технологий /практик социальной работы.

 

Проблемы понятийных интерпретаций техноло­гии/практики социальной работы в России и за рубежом.

 

Социальная работа как специфическая форма по­мощи в аспектах ее процессуальности не имеет одно­значных трактовок как в зарубежном, так и в отече­ственном познании.

В зарубежной научной литературе в разных странах существуют свои подходы к определению техноло­гии / практики социальной работы.

В американской научной традиции используют два подхода, условно их можно обозначить как «акаде­мический» и «практико-ориентированный», «профес­сионально-деятельностный».

В «академическом» подходе процесс помощи по­нимается как система интервенций в социальной ра­боте и выражается термином «методы социальной работы». Под этим принято понимать определенный уровень систематизированных дедуктивныхпредстав­лений и обобщений. На уровне теоретических представ­лений методы социальной работы являются факторами, критериями, позволяющими выделять социальную ра­боту из других видов социальной деятельности и форм помогающих практик.

В подходах с позиций методов к социальной рабо­те как деятельности, в аспектах ее познания, принято выделять:

· индивидуальную работу со случаем;

· социальную работу с группой;

· социальную работу в микросоциальной среде;

· администрирование /менеджмент в социальной работе;

· исследование;

· политику;

· планирование;

· директивную клиническую практику;

· работу с семьями.

Такие подходы реализуются в обучающей дисцип­лине, в процессе подготовки специалиста по социаль­ной работе. Дисциплина - а в отдельных зарубежных вузах цикл теоретических дисциплин – определяется как «Практика социальной работы» или «Общая прак­тика социальной работы».

Помимо «академических», образовательных подхо­дов к процессу помощи профессиональные ассоциа­ции социальных работников, профессиональное сооб­щество, также определяют социальную работу во всех ее аспектах. Подходы профессиональных ассоциаций, школ социальной работы базируются на концепциях «практики социальной работы».

Данная концепция не только охватывает «техноло­гическую сторону» профессии - «как осуществлять интервенции», но и определяет ценностные ориенти­ры, формулирует миссию социальных работников на каждом этапе развития профессии.

 

 

Дeдукция - форма умозаключения от общего к частному и еди­ничному. характеризующаяся тем, что новое знание о предмете или гpyппe однородных предметов выводятся на основании знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы, и общего правила. действующего в пределах данного класса предметов.

Таким образом, можно утверждать, что подходы с позиций «практики» определяют уровень профессиональ­ного самопознания, место профессионалов в системе общественных связей. Практика выступает как критерий фундаментальных отличий данной профессии в обществе от других помогающих профессий, таких как медики, психиатры, психологи, консультанты, педаго­ги. Немало важным фактором является и то, что ассо­циации утверждают стандарты, профессиональной ква­лификации, в которых прописываются подходы к про­цeccaм интервенций. Так, комиссия по практике

Национальной ассоциации социальных работников определила практику социальной работы как «созвез­дие целей, ценностей, санкций, знания и метода».

Словарь Р. Баркера так определяет сущность прак­тики социальной работы: «Практика социальной рабо­ты - использование знаний социальной работы и навы­ков для получения разрешения общества на предостав­ление социальных услуг в формах соответствующих ценностям социальной работы. Практика социальной работы рассматривается в зарубежной научной литера­туре не как застывшая система взаимодействий социаль­ного работника и клиентов, а как постоянный процесс модернизации деятельности социальных служб. В этой связи инновации в деятельности социальных служб яв­ляются предметом научных исследований в социальной работе. Теоретическая оценка деятельности в аспектах анализа практики осуществляется исходя из понимания сущности технологий социальной работы.

С точки зрения Эдвина Томаса, технологии социаль­ной работы - это методы исследования практики со­циальной работы. Он выделяет такие технологии, как:

· методы экспертного оценивания;

· методы вмешательства;

· политика социального обеспечения и т. д.

Суть данных технологий - исследования в области создания новых методик и моделей помощи человеку.

В целом же в зарубежных подходах к проблемам интервенций в социальной работе, несмотря на нали­чие различных определений, таких как «методы» и «технологии» социальной работы, принято говорить о «практике социальной работы».

Отечественные подходы к интервенциям в области социальной работы формировались в 1990-е гг., кoгда создавалась инфраструктура социальной защиты. Можно констатировать; что осмысление практики осу­ществлялось на уровне идеальных моделей, так как реальная практика социальной работы была представ­лена только сферой социальных услуг.

Тем не менее, в отечественном познании стали складываться определенные подходы к осмыслению социальной работы как теоретической области и дея­тельности. Подходы к практике социальной работы осмыслялись в академическом сообществе. В связи с тем, что в социологии управления имелись научные традиции и разработанные подходы, практика социаль­ной работы стала осмысляться в парадигме технологи­ческого подхода, где она рассматривалась составной частью социальных технологий, а в отечественном по­знании укрепляется термин «технология социальной

работы».

Так, в учебном пособии под редакцией И. Зайны­шева интервенции социальной работы осмысливаются как технологии, имеющие общие и отличные черты с социальными технологиями, исходя из следующих критериев.

· Наличие общих объектов социальной работы и социальных технологий, которыми являются со­циальные процессы.

· Специфическое проявление в общественных свя­зях и отношениях, отличие данных технологий от социальной инженерии, социального управления, прогнозирования и моделирования.

· Ориентация данных технологий на трудный жиз­ненный случай определяющий их родовое своеоб­разие, в виде социального обслуживания, помощи и поддержки.

В этой связи дается определение технологии со­циальной работы: «Технология социальной работы - ­одна из отраслей социальных технологий, ориентиро­ванных на социальное обслуживание, помощь и под­держку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Сегодня, когда отечественная практика социаль­ной работы расширяется и не ограничивается только институциональной поддержкой в учреждениях социаль­ной защиты, намечается сближение понимания сущ­ности интервенций социальной работы, поэтому можно говорить о сближении понятий «технология социальной работы» и «практика социальной рабо­ты».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных