ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблемы понятийных интерпретаций технологии/практики социальной работы в России и за рубежом.Лекция 1. Отечественные и зарубежные подходы к технологии /практике социальной работы Место темы в учебном курсе Данная тема раскрывает основные подходы к практикам/технологиям социальной работы, которые сложились как в России, так и за рубежом. Даны основные классификации практики социальной работы, выделена их специфика. Основные рассматриваемые вопросы 1. Проблемы понятийных интерпретаций технологии/практики социальной работы в России и за рубежом. 2. Идеологемы технологий/практики социальной работы. З. Классификация технологий /практик социальной работы.
Проблемы понятийных интерпретаций технологии/практики социальной работы в России и за рубежом.
Социальная работа как специфическая форма помощи в аспектах ее процессуальности не имеет однозначных трактовок как в зарубежном, так и в отечественном познании. В зарубежной научной литературе в разных странах существуют свои подходы к определению технологии / практики социальной работы. В американской научной традиции используют два подхода, условно их можно обозначить как «академический» и «практико-ориентированный», «профессионально-деятельностный». В «академическом» подходе процесс помощи понимается как система интервенций в социальной работе и выражается термином «методы социальной работы». Под этим принято понимать определенный уровень систематизированных дедуктивныхпредставлений и обобщений. На уровне теоретических представлений методы социальной работы являются факторами, критериями, позволяющими выделять социальную работу из других видов социальной деятельности и форм помогающих практик. В подходах с позиций методов к социальной работе как деятельности, в аспектах ее познания, принято выделять: · индивидуальную работу со случаем; · социальную работу с группой; · социальную работу в микросоциальной среде; · администрирование /менеджмент в социальной работе; · исследование; · политику; · планирование; · директивную клиническую практику; · работу с семьями. Такие подходы реализуются в обучающей дисциплине, в процессе подготовки специалиста по социальной работе. Дисциплина - а в отдельных зарубежных вузах цикл теоретических дисциплин – определяется как «Практика социальной работы» или «Общая практика социальной работы». Помимо «академических», образовательных подходов к процессу помощи профессиональные ассоциации социальных работников, профессиональное сообщество, также определяют социальную работу во всех ее аспектах. Подходы профессиональных ассоциаций, школ социальной работы базируются на концепциях «практики социальной работы». Данная концепция не только охватывает «технологическую сторону» профессии - «как осуществлять интервенции», но и определяет ценностные ориентиры, формулирует миссию социальных работников на каждом этапе развития профессии.
Дeдукция - форма умозаключения от общего к частному и единичному. характеризующаяся тем, что новое знание о предмете или гpyппe однородных предметов выводятся на основании знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы, и общего правила. действующего в пределах данного класса предметов. Таким образом, можно утверждать, что подходы с позиций «практики» определяют уровень профессионального самопознания, место профессионалов в системе общественных связей. Практика выступает как критерий фундаментальных отличий данной профессии в обществе от других помогающих профессий, таких как медики, психиатры, психологи, консультанты, педагоги. Немало важным фактором является и то, что ассоциации утверждают стандарты, профессиональной квалификации, в которых прописываются подходы к процeccaм интервенций. Так, комиссия по практике Национальной ассоциации социальных работников определила практику социальной работы как «созвездие целей, ценностей, санкций, знания и метода». Словарь Р. Баркера так определяет сущность практики социальной работы: «Практика социальной работы - использование знаний социальной работы и навыков для получения разрешения общества на предоставление социальных услуг в формах соответствующих ценностям социальной работы. Практика социальной работы рассматривается в зарубежной научной литературе не как застывшая система взаимодействий социального работника и клиентов, а как постоянный процесс модернизации деятельности социальных служб. В этой связи инновации в деятельности социальных служб являются предметом научных исследований в социальной работе. Теоретическая оценка деятельности в аспектах анализа практики осуществляется исходя из понимания сущности технологий социальной работы. С точки зрения Эдвина Томаса, технологии социальной работы - это методы исследования практики социальной работы. Он выделяет такие технологии, как: · методы экспертного оценивания; · методы вмешательства; · политика социального обеспечения и т. д. Суть данных технологий - исследования в области создания новых методик и моделей помощи человеку. В целом же в зарубежных подходах к проблемам интервенций в социальной работе, несмотря на наличие различных определений, таких как «методы» и «технологии» социальной работы, принято говорить о «практике социальной работы». Отечественные подходы к интервенциям в области социальной работы формировались в 1990-е гг., кoгда создавалась инфраструктура социальной защиты. Можно констатировать; что осмысление практики осуществлялось на уровне идеальных моделей, так как реальная практика социальной работы была представлена только сферой социальных услуг. Тем не менее, в отечественном познании стали складываться определенные подходы к осмыслению социальной работы как теоретической области и деятельности. Подходы к практике социальной работы осмыслялись в академическом сообществе. В связи с тем, что в социологии управления имелись научные традиции и разработанные подходы, практика социальной работы стала осмысляться в парадигме технологического подхода, где она рассматривалась составной частью социальных технологий, а в отечественном познании укрепляется термин «технология социальной работы». Так, в учебном пособии под редакцией И. Зайнышева интервенции социальной работы осмысливаются как технологии, имеющие общие и отличные черты с социальными технологиями, исходя из следующих критериев. · Наличие общих объектов социальной работы и социальных технологий, которыми являются социальные процессы. · Специфическое проявление в общественных связях и отношениях, отличие данных технологий от социальной инженерии, социального управления, прогнозирования и моделирования. · Ориентация данных технологий на трудный жизненный случай определяющий их родовое своеобразие, в виде социального обслуживания, помощи и поддержки. В этой связи дается определение технологии социальной работы: «Технология социальной работы - одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Сегодня, когда отечественная практика социальной работы расширяется и не ограничивается только институциональной поддержкой в учреждениях социальной защиты, намечается сближение понимания сущности интервенций социальной работы, поэтому можно говорить о сближении понятий «технология социальной работы» и «практика социальной работы». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|