Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность сказкотерапии как метода воспитания.




Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

В сказках в символическом виде отражаются основные психологические проблемы людей – архетипические внутренние конфликты.

Сказка позволяет:

· обратиться к глубинному опыту человека;

· открыть и осознать чувства и стремления, скрытые в бессознательном;

· переосмыслить жизненные события;

· увидеть пути решения проблем.

В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, метафорически рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается клиент. Сказкотерапевт внимательно слушает рассказ человека о жизни, выделяет архетипический сюжет, влияющий на его жизнь в данный момент, помогает выявить опасные моменты и предлагает стратегию гармоничного «завершения сюжета».

Сказка используется в работе с детьми, взрослыми, при индивидуальном консультировании и в групповой психотерапии.

 

Функции сказок.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:

 

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням:

· уровень сознания;

· уровень подсознания.

 

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

· о жизненно важных явлениях;

· о жизненных ценностях;

· о постановке целей;

· о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

 

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

· как устроен этот мир, кто его создал;

· что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

· какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

· какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

· какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

· как приобретать и ценить дружбу и любовь;

· какими ценностями руководствоваться в жизни;

· как строить отношения с родителями и детьми;

· как прощать.

 

5.Типы психотерапевтических сказок:

 

1.Первый тип сказок. Дидактическая сказка

Дидактическая сказка - самая простая и ненавязчивая.

Её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель дидактической сказки:

· передать ребёнку некое новое знание, умение, навык;

· показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен вы­полнить дома.

 

Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это может быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том:

· как и зачем нужно внимательно переходить дорогу;

· как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения;

· как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай;

· как и зачем нужно убирать на место игрушки;

· как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми т т.пр.

 

В качестве дидактической сказки могут выступать короткие мультфильмы, сюжет которых - прост и незамысловат и тренирует один единственный навык.

 

2.Второй тип сказок. Психологическая сказка

Психологическая сказка - это любая авторская история, содержащая вымысел.

Цель психологической сказки:

· повлиять на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафориче­ском виде.

Отличие дидактической сказки от психологической в том, что первый тип сказки концентрируется на обучении полезным навыкам, делам, действиям, бытовой стороне жизни, а сказка психологическая полностью убирает быт из своих целей и задач.

Психологическая сказка не будет учить Вас - как заварить свежий чай к маминому приходу. Психологическая сказка не станет рассказывать, как переходить улицу и как надуть шарики ко дню рождения друга.

Но она сосредоточится на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на личностном развитии слушающего и объяснит ему:

· зачем любить маму;

· зачем любить своих друзей;

· зачем вообще беречь свою молодую жизнь.

То есть, психологическая сказка «берёт шире». Человек, который понял, что маму нужно любить, может теперь сам придумать несколько дел, помимо заваривания чая. Человек, который понял, зачем нужно беречь свою молодую жизнь, понял это не только в случае с переходом улицы.

 

3.Третий тип сказок. Психокоррекционная сказка.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение слушателю смысла происходящего.

В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей.

Цель психокоррекционной сказки:

· оказать мягкое влияние на поведение и установки человека.

Её используют в работе как со взрослым, так и с ребёнком.

Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива.

События, которые происходят с героями психокоррекционной сказки могут быть похожи на события обычной жизни, а могут звучать как несколько абстрактные метафоры.

 

Вот, например, возьмём всем известную сказку про «крошку Енота». Когда он скалился и кривлялся, смотря в ручей - ему казалось, что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью, вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт речь о важности улыбки при встрече с миром - очень похоже на события обычной жизни.

 

А вот психокоррекционная сказка, звучащая как более сложная и более абстрактная метафора:

«Идёт Волк по лесу - грустный-грустный и плачет. Навстречу ему Зайчонок.

«Что ты плачешь, волк?» - спрашивает Зайчонок.

«Никто меня здесь не любит» - отвечает ему Волк - «ухожу жить в другой лес».

«А свои страшные зубы ты с собой берёшь?» - спрашивает Зайчонок»

 

Сказки такого, второго типа нуждаются в обсуждении и прояснении. Здесь важно дать высказаться первому - тому, кто эту сказку слушал. Очень часто мнение психотерапевта может расходиться с мнением слушателя. Тогда совместными усилиями они придумывают тот вариант сказки, который устроил бы обоих.

 

4.Четвёртый тип сказок. Психотерапевтическая сказка.

Психотерапевтическая сказка - это жемчужина в короне сказкотерапии.

Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми.

Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям.

Цель психотерапевтической сказки:

· оказать своевременную поддержку;

· избавить от страданий;

· помочь в проблемной жизненной ситуации;

· вылечить психоэмоциональную травму.

Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч.

Кто интересуется этим типом сказки в первую очередь можно обратиться к буддийским джатакам, а также к малоизвестным сказкам Андерсена.

 

5.Пятый тип сказки. Медитативная сказка

Медитативные сказки воздействуют на глубокие слои в психики.

Благодаря им можно решить множество психологических проблем.

Цель медитативной сказки:

· снять эмоциональное напряжение;

· развить личностный потенциал;

· стимулирование к накоплению положительного образного опыта.

Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание. Но главное, они при систематическом исполнении учат ощущать настоящее, быть здесь и сейчас.

 

Существует несколько разновидностей медитативных сказок:

· На осознание себя в настоящем, "здесь и сейчас".

· Такие сказки ориентированны также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинетической. Характер этих сказок - путешествие.

· Об "идеальных" отношениях между людьми.

· Сказка для беременных женщин.

· Ее может читать мама ребенку перед сном в ответ на вопрос: "Расскажи, как я был маленьким".

· Сказка на проживание рождения, реабилитацию после болезни.

· Сказки, раскрывающие личностный потенциал и способствующие самореализации.

Этот вид сказок с одной стороны усиливает и поддерживает «Идеальное Я» человека, а с другой стороны отражает светлую сторону происходящих событий, формируя готовность к принятию ситуации.

 

Итак, что требуется от медитативной сказки:

· Создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей

· Создание ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать даже те, кто визуализировать не умеет.

· Разговор с бессознательным.

· Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс.

 

Не обязательно в медитативной сказке иметь:

· чёткий и ясный сюжет;

· строгое начало и понятный конец.

 

Медитативные сказки лучше всего работают тогда, когда их слушают в специально созданных условиях, способствующих:

а) релаксации;

б) нагнетанию определённых психоэмоциональных состояний.

 

Медитативная сказка обычно служит прологом, настроем к психотерапевтическому сеансу.

 

В качестве медитативной сказки могут выступать короткие сказки Толкина, сборник сказок Джоан Роулинг «Сказки барда Бидля» и др.

 

6. Принципы сказкотерапии:

 

1.Первый принцип сказкотерапии - донести до сознания ребенка, подростка, взрослого информацию о базовых жизненных ценностях. Причем, сделать это не дидактично и увлекательно.

 

2.Второй принцип - принцип Жизненной Силы. Для положительных изменений нужна Жизненная Сила.

На основании второго принципа сказкотерапевт делает все возможное, чтобы его клиент накопил, восстановил, познал собственную Жизненную Силу. Сказки, которые сочиняет или подбирает сказкотерапевт, обязательно укрепляют веру клиента в собственные силы и несут позитивную жизненную программу.

 

3.Третий принцип - принцип многогранности. Сказкотерапевт воспринимает любую жизненную ситуацию и сказочную историю как кристалл со множеством граней, или пирог со множеством слоев. «Проблемное видение» ситуации возникает тогда, когда рассматривается лишь одна или две ее грани, в то время, когда их значительно больше. На основании третьего принципа сказкотерапевт старается изменить отношение человека к ситуации за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней.

 

4.Четвертый принцип - связь между реальностями. Сказкотерапевт балансирует между реальностями — социальной и тонкой. Ресурсы тонкой, психической реальности перемещает в социальный контекст и вплетает в жизненную практику клиента. В этом заключается мастерство сказкотерапевта.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных