Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




По мере формирования суверенитета Беларуси шло становление ее как полноправного субъекта международных отношений. Весомый вклад белорусского народа в победу над фашизмом во время Второй мировой войны принес нашей стране признательность мирового сообщества. Это явилось главной причиной признания западными странами права Бела­руси на участие в создании Организации Объединенных На­ций - основного инструмента по поддержанию и укреплению всеобщего мира и международной безопасности, налаживания дружественных межгосударственных отношений и сотрудни­чества народов в послевоенных условиях.

Со временем рос авторитет республики на мировой арене, ширились ее международные связи. К началу 1990-х го­дов республика являлась участником более 70 международных организаций, свыше 150 многосторонних и двусторонних со­глашений по вопросам разоружения, экономического, полити­ческого и культурного сотрудничества, мирного использования космического пространства. Белорусские представители неод­нократно занимали ответственные выборные должности в раз­личных международных организациях, в том числе в Совете Безопасности ООН.

С принятием республикой декларации о государствен­ном суверенитете открылись новые, более благоприятные воз­можности для ее внешнеполитической деятельности.

Одним из приоритетов внешней политики белорус­ского государства является сотрудничество со странами СНГ, ЕврАзЭС. После распада СССР самой жизнью на пер­вый план выдвигаются отношения с бывшими советскими рес­публиками. Беларусь выступает за превращение СНГ в регио­нальную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции, а также за повышение эффективно­сти деятельности его органов, их реорганизацию с целью опе­ративного принятия решений и создания действенного меха­низма контроля над их исполнением.

 

Интересы Беларуси в рамках СНГ заключаются в соз­дании зоны свободной торговли, которая способствовала бы формированию в рамках Содружества полноценной рыночной инфраструктуры, развитию общего экономического простран­ства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Именно экономическое направле­ние является сегодня наиболее перспективным в развитии СНГ.

Содружество обеспечивает инфраструктурное единство пространства бывшего Советского Союза. Направления, по которым в рамках СНГ осуществляется взаимодействие, фак­тически безальтернативны: зона свободной торговли, система ПВО, гуманитарная сфера. СНГ является реальной политиче­ской площадкой для взаимодействия глав государств Содруже­ства.

В рамках СНГ Беларусь строит взаимоотношения во всех сферах сотрудничества с учетом национальных приорите­тов и экономической эффективности. За последние годы обес­печен интенсивный рост товарооборота практически со всеми странами Содружества.

Важнейшая задача на этом направлении - полнее за­действовать потенциал сотрудничества, прагматично исполь­зуя их значительный энергетический и сырьевой потенциал. Необходимо сохранить и нарастить экономическое присутст­вие на рынках среднеазиатских стран.

На очередных заседаниях Совета министров иностран­ных дел, Совета глав правительств Содружества предполагает­ся обсудить широкий круг вопросов, включая соглашения о формировании общего электроэнергетического рынка стран СНГ, о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов разных сфер. В повестку дня заседаний планируется включить вопросы, ка­сающиеся сотрудничества стран СНГ в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата, взаимодей­ствия в борьбе с обращением фальсифицированных лекарст­венных средств, подготовки кадров для органов внутренних дел (полиции) и внутренних войск государств - участников Содружества. Также предложено обсудить Концепцию развития дистанционного обучения в странах СНГ, комплекс совме­стных мер по предупреждению проникновения и распростра­нения птичьего гриппа на территории Содружества и ряд дру­гих вопросов.

Особо значимо для Беларуси сотрудничество с Рос­сией, оно имеет глубокие исторические и социальные корни.

Со времени образования в 1996 году Сообщества, а впоследствии Союза Беларуси и России была проведена зна­чительная работа по углублению интеграции, прежде всего, в экономической сфере.

Подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Со­юзного государства и Программы действий Республики Бела­русь и Российской Федерации по реализации его положений ознаменовало выход Беларуси и России на новый уровень со­юзных отношений.

Белорусско-российская интеграция строится на естест­венной, прагматичной основе, при сохранении суверенитета, территориальной целостности, существующих основ консти­туционного строя и международных обязательств. Государства поставили перед собой задачу создания единого экономическо­го пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равные условия и га­рантии для деятельности хозяйствующих субъектов, равнопра­вие граждан.

В последние годы совместными усилиями удалось сде­лать сразу несколько существенных шагов вперед: решены во­просы обеспечения равных прав граждан на участие в хозяйст­венной деятельности, получение образования, выбор места жи­тельства, оказание медицинской помощи, трудоустройство, оплату труда. В российских регионах создана работающая то­варопроводящая сеть. За пятилетку белорусский экспорт на российский рынок увеличился в полтора раза, и сегодня поло­жительная динамика во взаимном товарообороте сохраняется.

Наработана значительная нормативно-правовая база, включающая межгосударственные и межправительственные договоры и позволяющая взаимодействовать практически по всем направлениям сотрудничества.

Осуществляются совместные действия Республики Бе­ларусь и Российской Федерации в минимизации последствий чернобыльской катастрофы.

Реализуются совместные белорусско-российские про­граммы за счет средств союзного бюджета (причем бюджет Союзного государства превышает в разы бюджет СНГ или ЕврАзЭС), которые позволяют на основе объединения сил и средств, скоординированных действий двух государств решать общие социально-экономические и научно-технические про­блемы, представляющие взаимный интерес.

В то же время в настоящий момент имеются трудности во взаимоотношениях двух стран. К сожалению, конфликт во­круг поставок нефти и газа показал стремление российского руководства использовать свои энергоресурсы в качестве инст­румента политического давления, что крайне опасно для пер­спектив дальнейшего сближения братских народов.

Повышение цен на газ и нефть для Беларуси стало при­чиной того, что только треть жителей республики поддержи­вают идею объединения с Россией. Вместе с тем Президент страны А.Г. Лукашенко, говоря о нынешней ситуации в дву­стороннем сотрудничестве, постоянно подчеркивает, что «ка­кие бы отношения ни складывались сегодня с российским ру­ководством, мы не предадим россиян. Нравится это кому-то или нет, на Западе должны понимать, что превыше всего - на­ша дружба с россиянами. Мы на святом играть не будем». «В отношениях России и Беларуси все поправимо, при условии, что российские власти определятся со стратегией во внешней политике».

В интересах Республики Беларусь и Российской Фе­дерации - преодолеть те трудности, которые есть сейчас в их взаимоотношениях, и идти дальше, корректируя формат союзного строительства в соответствии с потребностями двух народов, двух государств.

Беларусь эффективно использует в своих интересах экономический, энергетический, транзитный, социальный по­тенциалы существующих на постсоветском пространстве ин­теграционных структур. Участие республики в ЕврАзЭС обеспечивает достаточно устойчивый уровень межгосударст-

 

венного сотрудничества. Членство страны в Евразийском эко­номическом сообществе направлено на взаимодополняющее объединение экономических потенциалов государств ЕврАзЭС (России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и с 2006 года - Узбекистана), реализацию национальных интере­сов. Значительные усилия направлены на то, чтобы завершить в ближайшее время формирование Таможенного союза в рам­ках Евразийского экономического сообщества, общего тамо­женного тарифа, эффективно реализовывать межгосударствен­ную транспортную политику. Данное объединение важно и с точки зрения обеспечения энергетической безопасности нашей страны.

Основные внешнеполитические и внешнеэкономиче­ские интересы Республики Беларусь в рамках ЕврАзЭС заклю­чаются в создании на основе этого союза единого экономиче­ского пространства, способного интегрироваться в мировую экономическую систему.

Одним из внешнеполитических приоритетов Беларуси является сотрудничество в международных организациях, прежде всего - ООН, объединяющей большие и малые госу­дарства мира.

Являясь страной - учредителем Организации Объеди­ненных Наций, Республика Беларусь приобрела авторитет на­дежного защитника основополагающих принципов ООН, за­ложенных в ее уставе, и полноправного партнера многосто­роннего взаимодействия.

В рамках Организации Объединенных Наций Беларусь постоянно участвует в ежегодных и специализированных сес­сиях Генеральной Ассамблеи ООН, а также в различных меж­дународных форумах, проходящих под эгидой Организации Объединенных Наций. Белорусское государство является чле­ном более 50 специализированных учреждений ООН и других межправительственных организаций, осуществляющих со­трудничество с ней на основе специальных соглашений.

Беларусь использует трибуну ООН для доведения до международного сообщества своей принципиальной позиции по ключевым вопросам международной повестки дня. Так, в ходе 61-й сессии Генеральной Ассамблеи удалось привлечь

внимание мирового сообщества к инициативам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о признании многообра­зия путей прогрессивного развития в качестве ценности чело­веческой цивилизации, об установлении глобального партнер­ства против рабства и торговли людьми. Обеспечено принятие консенсусом белорусской резолюции «Улучшение координа­ции усилий по борьбе с рабством и торговлей людьми».

Беларусь, являясь единственным европейским государ­ством — полноправным членом Движения неприсоединения, стремится максимально использовать членство в организации в национальных интересах. За сравнительно небольшой период времени удалось существенно расширить поддержку Респуб­лики Беларусь в ООН странами Движения неприсоединения, превратить ряд его членов в наших активных торгово-экономических партнеров.

Преимущества от участия республики в Движении оче­видны. В него в настоящее время входят 116 государств, а это большинство стран мира. Беларусь как государство - член ор­ганизации имеет возможность опираться на них для достиже­ния своих внешнеполитических целей.

Участие Президента Республики Беларусь в XIV сам­мите Движения неприсоединения в Гаване осенью 2006 г. при­дало мощный импульс взаимодействию с организацией в це­лом, а также с ее ключевыми членами. Глава белорусского го­сударства выступил с предложением разработать программу действий, которая позволит Движению неприсоединения дос­тигнуть главной цели - трансформации современного ми­ра. Программные установки должны включать не только чет­кую постановку целей деятельности Движения, но и быть на­правленными на то, чтобы оно стало одним из центров полити­ческой силы в мире.

По словам Президента Республики Беларусь А.Г. Лу­кашенко, «Движение неприсоединения обязано активно содей­ствовать формированию новых центров силы, которые явятся основой для обеспечения многополярного мира, - это мощная сила на международной арене и, в частности, в ООН».

В ходе Ассамблеи Межпарламентского Союза, которую намечено провести в апреле 2007 г. в Индонезии, планируется

 

обсудить внесенное белорусской стороной предложение о соз­дании межпарламентской структуры в рамках Движения.

Таким образом, страны - участницы Движения непри­соединения почувствовали свою значимость и потенциал. Они уже не «третий мир», а мощный экономический и политиче­ский альянс.

Внешняя политика Беларуси по отношению к евро­пейским организациям, государствам Европы строится на принципах партнерства. Активизация контактов с представи­телями западноевропейских структур свидетельствует о вос­становлении отношений с европейскими институтами, прежде всего - с европейскими парламентскими институтами: Парла­ментской Ассамблеей Организации по безопасности и сотруд­ничеству в Европе, НАТО, Советом Европы.

Значительная часть политического диалога Беларуси со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую рес­публика по-прежнему рассматривает в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Ев­ропе. В отношении ОБСЕ белорусское государство исходит из необходимости осуществления дальнейшей реформы данной организации с тем, чтобы она стала по-настоящему сильной и эффективной.

При непосредственном участии Республики Беларусь разработаны и приняты важнейшие документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: Хартия европейской безопасности, адаптированный Договор об обычных воору­женных силах в Европе, Бухарестские решения по борьбе с терроризмом и укреплению политического диалога в ОБСЕ, Хартия по предотвращению и борьбе с терроризмом, документ о легком и стрелковом оружии.

Беларусь намерена вести последовательный диалог с руководством ОБСЕ по главным вопросам международной по­литики, в том числе в области безопасности, гуманитарных проблем.

Продвигается практическое, отвечающее белорусским целям и интересам сотрудничество с НАТО в рамках Совета Евроатлантического партнерства и программы «Партнерство

 

ради мира». Республике импонирует постепенное, пошаговое углубление взаимодействия с альянсом.

Как государство, имеющее с НАТО общую границу, Беларусь уважает выбор стран, выразивших желание вступить в Североатлантический блок, и придает особое значение разви­тию взаимовыгодных стабильных отношений с НАТО. В то же время республика исходит из того, что решение о расшире­нии альянса в условиях фактического отсутствия угрозы во­енной агрессии в Европе не имеет серьезных геополитиче­ских оснований.

В настоящее время вызывает определенную насторо­женность увеличение зоны влияния Североатлантического блока на востоке Европы за счет новых членов, в том числе стран бывшего Варшавского договора, а также размещение на их территории элементов противоракетной обороны США.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных