ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬПо мере формирования суверенитета Беларуси шло становление ее как полноправного субъекта международных отношений. Весомый вклад белорусского народа в победу над фашизмом во время Второй мировой войны принес нашей стране признательность мирового сообщества. Это явилось главной причиной признания западными странами права Беларуси на участие в создании Организации Объединенных Наций - основного инструмента по поддержанию и укреплению всеобщего мира и международной безопасности, налаживания дружественных межгосударственных отношений и сотрудничества народов в послевоенных условиях. Со временем рос авторитет республики на мировой арене, ширились ее международные связи. К началу 1990-х годов республика являлась участником более 70 международных организаций, свыше 150 многосторонних и двусторонних соглашений по вопросам разоружения, экономического, политического и культурного сотрудничества, мирного использования космического пространства. Белорусские представители неоднократно занимали ответственные выборные должности в различных международных организациях, в том числе в Совете Безопасности ООН. С принятием республикой декларации о государственном суверенитете открылись новые, более благоприятные возможности для ее внешнеполитической деятельности. Одним из приоритетов внешней политики белорусского государства является сотрудничество со странами СНГ, ЕврАзЭС. После распада СССР самой жизнью на первый план выдвигаются отношения с бывшими советскими республиками. Беларусь выступает за превращение СНГ в региональную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции, а также за повышение эффективности деятельности его органов, их реорганизацию с целью оперативного принятия решений и создания действенного механизма контроля над их исполнением.
Интересы Беларуси в рамках СНГ заключаются в создании зоны свободной торговли, которая способствовала бы формированию в рамках Содружества полноценной рыночной инфраструктуры, развитию общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Именно экономическое направление является сегодня наиболее перспективным в развитии СНГ. Содружество обеспечивает инфраструктурное единство пространства бывшего Советского Союза. Направления, по которым в рамках СНГ осуществляется взаимодействие, фактически безальтернативны: зона свободной торговли, система ПВО, гуманитарная сфера. СНГ является реальной политической площадкой для взаимодействия глав государств Содружества. В рамках СНГ Беларусь строит взаимоотношения во всех сферах сотрудничества с учетом национальных приоритетов и экономической эффективности. За последние годы обеспечен интенсивный рост товарооборота практически со всеми странами Содружества. Важнейшая задача на этом направлении - полнее задействовать потенциал сотрудничества, прагматично используя их значительный энергетический и сырьевой потенциал. Необходимо сохранить и нарастить экономическое присутствие на рынках среднеазиатских стран. На очередных заседаниях Совета министров иностранных дел, Совета глав правительств Содружества предполагается обсудить широкий круг вопросов, включая соглашения о формировании общего электроэнергетического рынка стран СНГ, о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов разных сфер. В повестку дня заседаний планируется включить вопросы, касающиеся сотрудничества стран СНГ в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата, взаимодействия в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств, подготовки кадров для органов внутренних дел (полиции) и внутренних войск государств - участников Содружества. Также предложено обсудить Концепцию развития дистанционного обучения в странах СНГ, комплекс совместных мер по предупреждению проникновения и распространения птичьего гриппа на территории Содружества и ряд других вопросов. Особо значимо для Беларуси сотрудничество с Россией, оно имеет глубокие исторические и социальные корни. Со времени образования в 1996 году Сообщества, а впоследствии Союза Беларуси и России была проведена значительная работа по углублению интеграции, прежде всего, в экономической сфере. Подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений ознаменовало выход Беларуси и России на новый уровень союзных отношений. Белорусско-российская интеграция строится на естественной, прагматичной основе, при сохранении суверенитета, территориальной целостности, существующих основ конституционного строя и международных обязательств. Государства поставили перед собой задачу создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, равноправие граждан. В последние годы совместными усилиями удалось сделать сразу несколько существенных шагов вперед: решены вопросы обеспечения равных прав граждан на участие в хозяйственной деятельности, получение образования, выбор места жительства, оказание медицинской помощи, трудоустройство, оплату труда. В российских регионах создана работающая товаропроводящая сеть. За пятилетку белорусский экспорт на российский рынок увеличился в полтора раза, и сегодня положительная динамика во взаимном товарообороте сохраняется. Наработана значительная нормативно-правовая база, включающая межгосударственные и межправительственные договоры и позволяющая взаимодействовать практически по всем направлениям сотрудничества. Осуществляются совместные действия Республики Беларусь и Российской Федерации в минимизации последствий чернобыльской катастрофы. Реализуются совместные белорусско-российские программы за счет средств союзного бюджета (причем бюджет Союзного государства превышает в разы бюджет СНГ или ЕврАзЭС), которые позволяют на основе объединения сил и средств, скоординированных действий двух государств решать общие социально-экономические и научно-технические проблемы, представляющие взаимный интерес. В то же время в настоящий момент имеются трудности во взаимоотношениях двух стран. К сожалению, конфликт вокруг поставок нефти и газа показал стремление российского руководства использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического давления, что крайне опасно для перспектив дальнейшего сближения братских народов. Повышение цен на газ и нефть для Беларуси стало причиной того, что только треть жителей республики поддерживают идею объединения с Россией. Вместе с тем Президент страны А.Г. Лукашенко, говоря о нынешней ситуации в двустороннем сотрудничестве, постоянно подчеркивает, что «какие бы отношения ни складывались сегодня с российским руководством, мы не предадим россиян. Нравится это кому-то или нет, на Западе должны понимать, что превыше всего - наша дружба с россиянами. Мы на святом играть не будем». «В отношениях России и Беларуси все поправимо, при условии, что российские власти определятся со стратегией во внешней политике». В интересах Республики Беларусь и Российской Федерации - преодолеть те трудности, которые есть сейчас в их взаимоотношениях, и идти дальше, корректируя формат союзного строительства в соответствии с потребностями двух народов, двух государств. Беларусь эффективно использует в своих интересах экономический, энергетический, транзитный, социальный потенциалы существующих на постсоветском пространстве интеграционных структур. Участие республики в ЕврАзЭС обеспечивает достаточно устойчивый уровень межгосударст-
венного сотрудничества. Членство страны в Евразийском экономическом сообществе направлено на взаимодополняющее объединение экономических потенциалов государств ЕврАзЭС (России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и с 2006 года - Узбекистана), реализацию национальных интересов. Значительные усилия направлены на то, чтобы завершить в ближайшее время формирование Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, общего таможенного тарифа, эффективно реализовывать межгосударственную транспортную политику. Данное объединение важно и с точки зрения обеспечения энергетической безопасности нашей страны. Основные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в рамках ЕврАзЭС заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства, способного интегрироваться в мировую экономическую систему. Одним из внешнеполитических приоритетов Беларуси является сотрудничество в международных организациях, прежде всего - ООН, объединяющей большие и малые государства мира. Являясь страной - учредителем Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь приобрела авторитет надежного защитника основополагающих принципов ООН, заложенных в ее уставе, и полноправного партнера многостороннего взаимодействия. В рамках Организации Объединенных Наций Беларусь постоянно участвует в ежегодных и специализированных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, а также в различных международных форумах, проходящих под эгидой Организации Объединенных Наций. Белорусское государство является членом более 50 специализированных учреждений ООН и других межправительственных организаций, осуществляющих сотрудничество с ней на основе специальных соглашений. Беларусь использует трибуну ООН для доведения до международного сообщества своей принципиальной позиции по ключевым вопросам международной повестки дня. Так, в ходе 61-й сессии Генеральной Ассамблеи удалось привлечь внимание мирового сообщества к инициативам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации, об установлении глобального партнерства против рабства и торговли людьми. Обеспечено принятие консенсусом белорусской резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с рабством и торговлей людьми». Беларусь, являясь единственным европейским государством — полноправным членом Движения неприсоединения, стремится максимально использовать членство в организации в национальных интересах. За сравнительно небольшой период времени удалось существенно расширить поддержку Республики Беларусь в ООН странами Движения неприсоединения, превратить ряд его членов в наших активных торгово-экономических партнеров. Преимущества от участия республики в Движении очевидны. В него в настоящее время входят 116 государств, а это большинство стран мира. Беларусь как государство - член организации имеет возможность опираться на них для достижения своих внешнеполитических целей. Участие Президента Республики Беларусь в XIV саммите Движения неприсоединения в Гаване осенью 2006 г. придало мощный импульс взаимодействию с организацией в целом, а также с ее ключевыми членами. Глава белорусского государства выступил с предложением разработать программу действий, которая позволит Движению неприсоединения достигнуть главной цели - трансформации современного мира. Программные установки должны включать не только четкую постановку целей деятельности Движения, но и быть направленными на то, чтобы оно стало одним из центров политической силы в мире. По словам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «Движение неприсоединения обязано активно содействовать формированию новых центров силы, которые явятся основой для обеспечения многополярного мира, - это мощная сила на международной арене и, в частности, в ООН». В ходе Ассамблеи Межпарламентского Союза, которую намечено провести в апреле 2007 г. в Индонезии, планируется
обсудить внесенное белорусской стороной предложение о создании межпарламентской структуры в рамках Движения. Таким образом, страны - участницы Движения неприсоединения почувствовали свою значимость и потенциал. Они уже не «третий мир», а мощный экономический и политический альянс. Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям, государствам Европы строится на принципах партнерства. Активизация контактов с представителями западноевропейских структур свидетельствует о восстановлении отношений с европейскими институтами, прежде всего - с европейскими парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, НАТО, Советом Европы. Значительная часть политического диалога Беларуси со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую республика по-прежнему рассматривает в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. В отношении ОБСЕ белорусское государство исходит из необходимости осуществления дальнейшей реформы данной организации с тем, чтобы она стала по-настоящему сильной и эффективной. При непосредственном участии Республики Беларусь разработаны и приняты важнейшие документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: Хартия европейской безопасности, адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе, Бухарестские решения по борьбе с терроризмом и укреплению политического диалога в ОБСЕ, Хартия по предотвращению и борьбе с терроризмом, документ о легком и стрелковом оружии. Беларусь намерена вести последовательный диалог с руководством ОБСЕ по главным вопросам международной политики, в том числе в области безопасности, гуманитарных проблем. Продвигается практическое, отвечающее белорусским целям и интересам сотрудничество с НАТО в рамках Совета Евроатлантического партнерства и программы «Партнерство
ради мира». Республике импонирует постепенное, пошаговое углубление взаимодействия с альянсом. Как государство, имеющее с НАТО общую границу, Беларусь уважает выбор стран, выразивших желание вступить в Североатлантический блок, и придает особое значение развитию взаимовыгодных стабильных отношений с НАТО. В то же время республика исходит из того, что решение о расширении альянса в условиях фактического отсутствия угрозы военной агрессии в Европе не имеет серьезных геополитических оснований. В настоящее время вызывает определенную настороженность увеличение зоны влияния Североатлантического блока на востоке Европы за счет новых членов, в том числе стран бывшего Варшавского договора, а также размещение на их территории элементов противоракетной обороны США. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|