ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СТРАНЫБелорусская экономика является важнейшим фактором внешней политики государства. Сильная экономика - это и авторитет, и достойный статус, и весомая роль страны на международной арене. Главной целью формирования положительного имиджа во внешнеэкономическом сотрудничестве Беларуси является активная интеграция республики в систему международных экономических отношений. Это позволяет использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда, создать благоприятные условия для продвижения белорусских товаров на внешние рынки и реализации конкурентных преимуществ. Трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой, крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности, позволяющие экономить на инвестиционных затратах, выгодное географическое положение вблизи платежеспособных западных рынков и емких восточных служат основой дальнейшей деятельности по формированию положительного имиджа Беларуси на мировой арене. Согласно данным ПРООН, по индексу развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67-е место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все государства - участники СНГ, кроме России. Беларусь - одно из первых государств Содружества, которое к началу XXI века достигло и превысило уровень докризисного 1990 года. Учитывая высокую степень открытости белорусской экономики, темпы и возможности ее роста тесно взаимосвязаны с динамикой развития основных торгово-экономических партнеров - России, Польши, Германии, Великобритании, Нидерландов и Украины. На их долю приходится около 70% всего экспорта белорусских товаров. Так, в России среднегодовые темпы роста ВВП на долгосрочную перспективу должны составить 6-7% на протяжении 10-летнего периода. В Украине на 2006-2008 гг. прогнозируется прирост объема ВВП на уровне 7,1% и 6% - на 2009-2010 гг. В Польше до 2010 года среднегодовой прирост ВВП ожидается на уровне 5%, в Латвии - 8%, в Литве - 6,8%. В Беларуси среднегодовой прирост ВВП на период 2006-2010 гг. запланирован на уровне 8-9%. Главную роль в международных экономических отношениях Беларуси с зарубежными странами на современном этапе занимают экспортные поставки, направленные на решение проблем реализации продукции на внешних рынках и привлечение в страну валютных средств для поддержания производства, развития социальной сферы. География экспортных поставок Республики Беларусь достаточно широка. Белорусские товары продаются на рынках 138 государств. По итогам 2006 года внешнеторговый оборот Республики Беларусь вырос по сравнению с 2005 годом на 28,7% и составил более 42 млрд. долл. США. Стоимостный объем белорусского экспорта в 2006 году по сравнению с 2005 годом вырос на 23,5%, или на 3,8 млрд. долл., и составил 19,7 млрд. долл. США. Главным внешнеэкономическим партнером Республики Беларусь является Российская Федерация, сотрудничество с которой имеет стратегическое значение. Товарооборот с Россией достиг в прошлом году рекордного уровня и составил почти 20 млрд. долл. Белорусско-российские экономические отношения динамично развиваются. Такая тенденция сохранится и в будущем. Реализуются совместные программы в высокотехнологичных отраслях, таких как электроника, машиностроение, компьютерные технологии. В 2007 году планируется реализовать 13 программ, на которые предполагается направить 1 673 522,1 тыс. российских рублей, или 44,3% от общей суммы доходов бюджета Союзного государства. Отчисления Беларуси составят 571 794,6 тыс. российских рублей, или 34,2%.
Проводимая Республикой Беларусь политика на пространстве СНГ позволила сохранить позитивное экономическое взаимодействие между странами и реализовать взаимовыгодные формы экономического сотрудничества. Такой подход дает положительные результаты. Практически со всеми странами СНГ у Беларуси сложились стабильные торгово-экономические связи. В 2006 году товарооборот со странами СНГ (без России) увеличился на 33,3% по сравнению с 2005 годом и составил более 3,2 млрд. долл. США. Обеспечено положительное сальдо в размере 400 млн. долл. США. Для сохранения данной тенденции Беларусь и дальше будет активным сторонником интеграции в рамках СНГ, развития ЕврАзЭС и Таможенного союза. Это позволит увеличить число наших потенциальных торгово-экономических партнеров. Сегодня первостепенной задачей для Беларуси является расширение сотрудничества со странами СНГ в энергетической сфере. Необходимо работать на перспективу, искать возможности использования альтернативных источников поставок в Беларусь углеводородного сырья. Наиболее значимым экономическим партнером для Беларуси остается Украина. Большой спектр белорусской продукции - от бытовой техники до тракторов, автомобилей - востребован на украинском рынке. В свете проблем, возникших в энергетической сфере, взаимоотношения с Украиной приобретают особое значение. Общее понимание вопросов энергетической зависимости предполагает более тесные межправительственные и межгосударственные контакты. Так, положительная динамика расширения торгово-экономических связей с Украиной (за 2006 год товарооборот увеличился на 36% и составил около 2,5 млрд. долл. США) становится фундаментом для поддержания конструктивного белорусско-украинского политического диалога. В среднеазиатском регионе наиболее перспективным и платежеспособным партнером Беларуси является Казахстан, товарооборот с которым увеличился в 2006 году на 55,8% и составил 334 млн. долл. США.
За последнее время удалось заметно активизировать экономические связи с государствами Закавказья, прежде всего Арменией и Азербайджаном. Товарооборот между Беларусью и Арменией по сравнению с 2000 годом увеличился в десять раз (уровень взаимной торговли составляет более 20 млн. долл. США в год). Армения занимает 7-е место в объеме торговли Беларуси со странами СНГ. В 2006 году товарооборот с этой страной увеличился по сравнению с 2005 годом на 57,7% и составил 23,6 млн. долл. США. При этом для Беларуси сложилось положительное сальдо в размере 15,4 млн. долл. Одним из важнейших внешнеэкономических направлений для Беларуси является Европа. Из года в год растет товарооборот между Беларусью и странами Европейского союза. Белорусские производители энергично выходят на европейские рынки. Так, в 2006 году на их долю пришлось более 46% общего объема экспорта, причем прирост за год составил 37%. Нам удалось обеспечить серьезную положительную динамику в торговле с Европой, выйти в целом на положительное сальдо. Беларусь активно закупает у европейских партнеров необходимое нашей экономике производственное оборудование. Европейский транзит через Беларусь, как по линии Запад-Восток, так и по линии Север-Юг, стабилен. То что Беларусь согласилась на тяжелые для себя изменения ценовых условий поставок газа, было продиктовано и соображениями общеевропейской энергетической безопасности, невозможной без бесперебойного транзита энергоресурсов через нашу территорию. Сохраняются перспективы наращивания торгово-экономического сотрудничества с Великобританией, Германией, Италией, Нидерландами, Венгрией и Польшей. Особый интерес для нашей страны представляет расширение экономических контактов со странами Балтии - Литвой, Латвией и Эстонией. Это обусловлено множеством факторов, среди которых и географическая близость, и общее экономическое прошлое. Последовательная позиция Беларуси в продвижении товаров на литовский рынок обусловила изменение сальдо во внешней торговле с отрицательного на положительное. Литва
занимает 5-е место среди основных инвесторов нашей экономики. Более тридцати крупнейших белорусских предприятий имеют в Литве свои представительства и официальных дилеров. Удельный вес белорусских грузов достиг 25% грузооборота Клайпедского морского порта. Неизменный интерес к инвестированию в Беларуси экономических проектов проявляет латвийский бизнес. В настоящее время в нашей стране зарегистрировано более 90 предприятий с участием латвийского капитала. Кроме того, вступление Литвы, Латвии и Эстонии в Европейский союз создает новые условия и возможности для развития двусторонних отношений как с этими странами, так и с Евросоюзом в целом. Беларусь неоднократно демонстрировала готовность к равноправному политическому диалогу с США, тем более что есть положительная тенденция в экономических контактах. Более чем на 70% увеличился белорусский экспорт в США. К сожалению, американская администрация продолжает разговаривать на языке давления и санкций. Основной причиной этого является неприятие американской стороной нашей политической и экономической модели развития, самостоятельности внутренней и внешней политики Беларуси. Соединенным Штатам давно следует осознать, что Беларусь - успешно развивающееся суверенное государство, которое вносит свой весомый вклад в обеспечение региональной стабильности и безопасности и может быть надежным экономическим партнером. Надеемся, что в конечном итоге в США возобладает здравый и прагматичный подход в отношении Беларуси. Расширяется экономический диалог Беларуси с государствами Азии. Сохраняются устойчивые экономические связи с Вьетнамом. Все больше перспектив открывается в Индии. Речь идет не только о торгово-экономических контактах Беларуси с этой страной, начало которым было положено еще в советское время. Индия превращается в мощный экономический центр в Южной Азии и в евразийском измерении, поэтому строительство долгосрочных белорусско-индийских экономических связей будет продолжаться.
В стратегическом партнерстве меяеду Беларусью и Китаем следует особо отметить качественный рост экономического сотрудничества путем создания совместных предприятий на территории двух наших государств. Китайский вектор сотрудничества также перспективен для Беларуси в контексте создания комплекса транспортных коридоров Восточная Азия - Европа. Наша страна заинтересована стать надежным звеном экономической системы уже евразийского масштаба. Китай с его динамично развивающейся экономикой стал одним из наиболее перспективных рынков сбыта продукции белорусских предприятий. На сегодняшний день усилиями обеих сторон организованы прямые взаимные поставки из Беларуси в Китай изделий электронной техники, металлопродукции, из Китая — комплектующих изделий для производства телевизионных приемников, автомобилей, компонентов для выплавки стали. Важным фактором расширения сотрудничества в области автомобилестроения стало создание в КНР совместного предприятия с участием Минского завода колесных тягачей. Возобновлена продажа на китайском рынке самосвалов БелАЗа. РУН «МАЗ» активизировало сотрудничество с китайской корпорацией по созданию сборочного производства автотехники МАЗ. Прорабатываются вопросы открытия в Китае сборочных производств ПО «МТЗ», ПО «Гомсельмаш», УП «ЛЭМТ», НПО «Интеграл». Активно ведет работу по внедрению на китайский рынок РУП «Бобруйскагромаш». Республика Беларусь заинтересована в привлечении китайских инвестиций и кредитов для реализации совместных проектов в Беларуси. Это может стать надежной основой для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в сфере телекоммуникаций, энергетики, автомобилестроения, фармацевтики и в других областях. Беларусь рассматривает Венесуэлу в качестве перспективного экономического партнера в Латинской Америке. В феврале текущего года в этой стране было открыто представительство ПО «Белоруснефть». В настоящее время в Венесуэле работает группа геологов, которые изучают запасы нефти в бассейне реки Ориноко. Белорусским специалистам поручено
отработать несколько сейсмических профилей и пробурить 9 разведочных скважин на данном блоке. Начато бурение первой скважины. Интенсивно развиваются белорусско-кубинские торговые отношения. В числе основных статей белорусского экспорта - грузовые автомобили, тракторы, двигатели, шины. На кубинский рынок также поставляются электрогенераторные установки и арматура для трубопроводов. Беларусь налаживает устойчивые торговые отношения с государствами Ближнего Востока и прилегающих регионов. В частности, получили позитивную динамику наши экономические связи с Египтом, Ираном, Сирией, Турцией. Безусловно, на общем фоне экономического сотрудничества торгово-экономические связи Беларуси с государствами Африки и Латинской Америки находятся в стадии становления. Но это не означает, что страны этих регионов - второстепенные партнеры, напротив, открываются широкие перспективы взаимовыгодного сотрудничества. В то же время, как свидетельствует мировая практика, имидж государства измеряется не только посредством прямых показателей состояния его внешней торговли, но и уровнем егоэкономического и научно-технического развития. Все меньшее влияние оказывают традиционные технико-экономические факторы и все большее - знания и интеллектуальный потенциал. В будущем имидж Беларуси на мировых рынках будет находиться все в большей зависимости от непрерывного развития науки и технологий, от генерирования новых знаний и эффективного и своевременного внедрения их в производство, от продажи за рубеж объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, Республике Беларусь при выходе на внешние рынки и дальнейшей интеграции в мировое хозяйство необходимо учитывать и использовать важнейшие экономические факторы мирового развития, с тем чтобы активизировать включение в мировые инновационные и технологические процессы и наиболее эффективно реагировать на изменения мировой конъюнктуры. У нашей страны есть все шансы занять достойное место в современном динамично меняющемся мире и
обеспечить взаимовыгодное сотрудничество со всеми партнерами. В данной связи необходимо снижать уязвимость белорусской экономики от внешних рисков, обеспечивать энергетическую безопасность, задействовать по максимуму транзитный и технологический потенциал. В марте 2007 г. успешно завершен визит Президента Республики Беларусь в Объединенные Арабские Эмираты. На нынешний год запланированы визиты Главы государства в Украину, ряд стран Юго-Восточной Азии, Индию, Оман. Задача белорусской внешней политики - максимально задействовать весь потенциал этих регионов как с точки зрения экономических выгод и реализации экспортных задач, так и с точки зрения политического взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современная Беларусь, реализуя взвешенную, многовекторную, прозрачную внешнюю политику, вносит весомый вклад в дело укрепления всеобщего мира и нормализацию обстановки в своем регионе. В последние годы мы не раз были свидетелями попыток поставить интересы отдельных, пусть даже наиболее влиятельных, государств выше интересов других членов мирового сообщества, попыток силового «экспорта» ценностей. Есть немало примеров, когда ведется прямое давление на страны, стремящиеся проводить независимую внешнюю политику, когда игнорируются и «затираются» нормы международного права и роль ООН как главного механизма поддержания всеобщего мира и безопасности. У нашего народа есть глубокое понимание того, что угрозу для него несет любая конфронтация между Востоком и Западом. Именно этим объясняется наше нежелание играть на противоречиях между ними, набирать очки, эксплуатируя конъюнктурные факторы. Именно поэтому внешняя политика белорусского государства по сути не может быть агрессивной. Это - следствие объективной логики нелегкой национальной истории. Очевидно, что именно развитие взаимовыгодного сотрудничества с нашими ближайшими соседями, использование существенных возможностей, предоставляемых географическим положением нашей страны, коллективными методами обеспечения международной безопасности, поддержание неконфликтных, взвешенных отношений с основными мировыми центрами силы в наиболее полной мере отвечают интересам Беларуси.
СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................... Международные отношения, внешняя политика и актуальные проблемы защиты национальных интересов Республики Беларусь............... 4 Особенности внешней политики Республики Беларусь........................................................... 7 Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Беларусь как основа формирования позитивного имиджа страны.................... 18 Заключение......................................................................... 26 Проблемы молодежи Сохранение здоровья и преодоление негативных явлений в молодежной среде - острейшие проблемы всего общества, поскольку затрагивают перспективы его будущего развития. Малоподвижный образ жизни, большая информационная нагрузка, распространение вредных привычек, неправильное питание негативно сказываются на здоровье подрастающего поколения. Каждый четвертый школьник имеет несколько хронических заболеваний, у многих выпускников школ есть медицинские ограничения при выборе профессии. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что молодые люди, отмечая сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетной жизненной ценности (на это указало 65% респондентов), сами не проявляют должной активности в этом отношении. Только треть из них регулярно занимается физической культурой и спортом (в большей степени это относится к учащейся молодежи и юношам), большинство - от случая к случаю, 14% молодых людей не занимаются спортом вообще. Значительный урон здоровью наносят вредные привычки - курение, алкоголизм, наркомания. Ежегодно от болезней, связанных с курением, в республике умирает свыше 15 тыс чел. Наиболее привержены этой вредной привычке молодые люди в возрасте 20-29 лет. В возрастной категории 15-19 лет с сигаретой «дружат» 44% юношей и девушек. Подростки, как правило, начинают курить под влиянием сверстников. Изменить ситуацию можно только путем формирования у молодых людей позитивных моделей поведения. Курение не должно быть модным и престижным. Важным шагом в борьбе с табакокурением стала ратификация Беларусью Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком. Цель конвенции состоит «в защите нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма». В настоящее время определены основные направления профилактики табакокурения в подростковой среде: издание для молодежи информационно-образовательных материалов о вреде курения; создание современных клипов и роликов для подростковой аудитории, дискредитирующих имидж курильщика в пользу выбора здорового образа жизни; создание зон, свободных от курения. В молодежной среде сохраняется неблагоприятная ситуация по распространению таких социально опасных заболеваний как алкоголизм, наркомания, СПИД. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь, с 1994 г ода контингент больных хроническим алкоголизмом и алкогольным психозом увеличился на 48%. Особую тревогу вызывает рост этих заболеваний среди молодежи.
держивают существующий политический курс (36,4% - полностью, 32,9% - частично). Большинство белорусской молодежи (57,5%) внимательно следит за информацией о политических событиях в стране и за рубежом. Поддержка молодежи - важное направление государственной политики в Беларуси. Перспективы социального и государственного развития страны зависят от того, какие идейно-нравственные установки будут даны молодежи и какие представления о жизненных ценностях сформированы у нее. Патриотизм, зрелая гражданская позиция, уважение к национальной культуре и конструктивная направленность на созидание должны формироваться у ребенка со школьной скамьи. Преемственность не только в обучении, но и в воспитании от детского сада до университета - основа государственной политики в сфере образования. О том, что молодежь готова принять в свои руки эстафету управления страной, красноречиво говорят ее успехи. На протяжении 10 лет белорусские школьники и студенты успешно представляют свою страну на мировой арене Более 135 юных белорусов стали победителями и призерами международных предметных олимпиад 1997-2005 гг. Специальными президентскими стипендиями за минувшее десятилетие отмечены тысячи талантливых ребят. При этом немаловажный факт: подавляющее большинство молодых людей, получивших помощь, осталось работать в республике. Лишь несколько из них выехали за рубеж, преимущественно для продолжения образования. «Звание стипендиата и лауреата президентского фонда - не просто награда. А знак того, что государство берет на себя ответственность за дальнейшее профессиональное становление этого лауреата - школьника или студента», ~ подчеркнул Глава государства на встрече с талантливой молодежью в июне 2005 г. Хорошим заделом для вступления в трудовую жизнь стало возрождение лучших традиций студенчества, одна из которых - стройотрядовское движение. За летние месяцы 2005 г. в составе студенческих отрядов первую трудовую закалку по- лучили свыше 30 тыс. юношей и девушек. Цель этого движения - не только организация свободного времени, но и воспитание полноценной личности, ее социализация в современном мире Одна из сфер, в которых белорусская молодежь достойно представляет свою страну на мировой арене, - спорт высших достижений. Юлия Нестеренко, Андрей Макаров, Иван Тихон, Надежда Остапчук, Татьяна Москвина, Юрий Рыбак, Дмитрий Базылев и многие другие - вот имена, прославившие суверенную Беларусь. Их патриотизм, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели и стремление к победе - хороший пример для подрастающего поколения. Большой спорт - это только одна составляющая государственной молодежной политики. Другой, не менее важной, является развитие массового физкультурно-спортивного движения, которое призвано стать залогом здоровья детей и молодежи, а значит, здоровья нации в целом. Выступая в октябре 2005 г. на совещании руководителей ведущих республиканских общественных спортивных объединений, Президент отметил, что одновременно с развитием системы детско-юношеских спортивных школ в республике необходимо возрождать отраслевые физкультурно-спортивные клубы. «Задача возрождения массовой физической культуры среди молодежи на селе и в отраслях народного хозяйства стоит в одном ряду с вопросами развития большого сиор-та», - подчеркнул Глава государства. В настоящее время в республике насчитывается более тысячи школ искусств и общеобразовательных школ с эстетическим уклоном. Обучение в них становится отправным пунктом для творческого роста юных музыкантов, художников, артистов. Для многих молодых артистов двери в большое искусство открыл президентский фонд по поддержке талантливой молодежи. Среди них - главный дирижер Президентского оркестра Республики Беларусь Виктор Бабарикин и солист этого
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|