Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность, значение, модели бюджетного федерализма




Бюджетный федерализм – это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

- единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровне власти по бюджетным вопросам;

- сочетание централизации и децентрализации в разграничение бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе.

- высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность, исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой.

- активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Когда говорят а бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, о распределении и переопределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.

Бюджетный федерализм может эффективно претворяться только при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:

- разграничение доходных (налоговых) полномочий;

- разграничение расходных полномочий;

- выравнивание бюджетов;

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс» или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный финансовый дисбаланс», обусловленный неравномерным распределением доходной базы по различным регионам. Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.

Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномочий. Важным моментом для вертикального выравнивания является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделению их доходами достаточными для выполнения этих обязанностей.

Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.

Существует две основные модели бюджетного федерализма:

Децентрализованная модель (Канада, США, Великобритания, Япония) ее особенности:

- региональные власти получают высокую степень финансовой самостоятельности.

- финансовым обеспечением независимости и самостоятельности является право регионов устанавливать собственные налоги или определять порядок налогообложения.

- четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы.

- центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность региональных органов и безразлично относиться к проблеме горизонтальных дисбалансов.

- система бюджетного выравнивания развита слабо.

- центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов.

Кооперативная модель характеризуется следующими чертами:

- широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода.

- наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы.

- введением местных ставок к федеральным и территориальным налогам.

- повышенной ответственностью центра за состоянием региональных финансов.

- ограничение самостоятельности региональных властей в вопросах внешних заимствований.

- наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии, дотации, субвенции.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных