Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальное назначение, функции и механизм государства




3.1 Социальное назначение государства

Социальное назначение государства определяет роль государства в обществе, степень вмешательства в жизнь общества. Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства, а также различающихся в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества:

Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь – обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений.

Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства – обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей.

Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства – обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества.

Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна. Государство – главное орудие социальных преобразований. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. Задача государства – это определенная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития. Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

Задачи государства на современном этапе:

• обеспечение самосохранения общества и государства;

• обеспечение безопасности и укрепление государства;

• содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества;

• преодоление противоречий, существующих в обществе.

3.2 Понятие и виды функций государства

Функции государства – определяемые его сущностью и социальным назначением, основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции характеризуют деятельность государства, но функции и деятельность государства - не одно и то же. Государство должно заниматься такой деятельностью, где требуется единообразие, дисциплина, максимальная концентрация сил, средств на определенных участках деятельности. Реальный показатель деятельности государства – бюджет государства, т. к. он показывает, на какие цели расходуются средства государства, какие цели являются приоритетными по финансовым затратам.

Признаки функций:

1. функции носят объективный характер;

2. функции носят систематический, постоянный характер;

3. в функциях выражается сущность и социальное назначение государства, реализуется деятельность государства;

4. функции возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства;

5. функции осуществляются всем государством, механизмом государства в целом.

6. функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

Виды функций государства. Множество функций государства классифицируется по областям общественных отношений. Выполнение функций государства – процесс воздействия государства на различные сферы жизни общества, в зависимости от сферы деятельности выделяют конкретные функции государства Все функции государства можно разделить на две группы: внутренние и внешние функции. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства:

1. Экономическая функция

• в рыночной экономике государство действует экономическими методами (создает условия (и наоборот) для определенных видов производств и т. д.);

• в плановой экономике государство управляет экономической жизнью административными методами (определяет направление движения товаров и т. д.).

2. Политическая функция – обеспечение выражений интересов различных социальных групп.

3. Социальная функция – развитие, содействие развитию, поддержка здравоохранения, просвещения, науки, культуры, социального обеспечения, функции регулирования трудовых отношений, установление минимальной заработной платы и т. д.

4. Экологическая функция – обеспечение права граждан на здоровую окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, мероприятия по оздоровлению окружающей среды и т. д.

5. Охранительная функция – поддержание правопорядка, прав, свобод и собственности граждан.

Внешние функции:

6. Обеспечение обороны и безопасности.

7. Координация экономического и политического взаимодействия с иными государствами.

8. Проведение единой внешней политики.

Все функции взаимосвязаны, внутренние функции могут выступать как составляющая часть внешних функций (борьба с преступностью).

Функции делят на временные и постоянные. Постоянные функции осуществляются государством систематически, на всех этапах его развития (например, экономические, социальные, оборонные функции). Временные функции обусловлены конкретными историческими условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества. По отпадении условий и причин, породивших данную деятельность государства, эти функции прекращаются.

В зависимости от степени участия общества в осуществления функций государства они подразделяются на:

общесоциальные – это функции, в осуществлении которых принимают участие как государство, так и общественные институты;

специальные – это функции, которые осуществляются только государством.

3.3 Формы и методы осуществления функций государства

Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе. Формы осуществления функций государства делят на правовые и организационные. Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Среди правовых форм выделяют правотворческую форму, правоисполнительную и правоохранительную формы осуществления функций государства.

Правотворческая (правоустановительная) форма – властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства).

Правоисполнительная форма – организация исполнения законов, принятие конкретных решений.

Правоохранительная форма – привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Методы осуществления функций государства – способы воздействия на поведение людей. Основные методы:

убеждение (власть агитирует);

принуждение (заставляет);

поощрение (создает условия, при которых определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).

Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:

централизованный метод (государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства);

децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства);

рекомендательный метод (государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей; рекомендации государства не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции).

3.4 Понятие и структура механизма государства. Принципы организации и деятельности механизма государства

Механизм государства – это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

Механизм – одно из проявлений государства. Государство проявляется во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. В структуре механизма государства выделяют государственный аппарат, государственные учреждения и материальные средства.

Государственный аппарат понимается в широком и узком смысле:

• в широком – государственный аппарат включает в себя все органы государства, все структуры государственной власти.

• в узком – государственный аппарат включает в себя только исполнительно-распорядительные органы управления, т. к. именно здесь в наличии аппарат, состоящий из профессиональных чиновников.

Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличии властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства. Госучреждения не обладают властными полномочиями – это либо вспомогательный рабочий аппарат какого-либо органа государства (канцелярия и т. д.) или учреждение, выполняющее социально-культурные функции – оно принадлежит государству.

Государственные учреждения – это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности (функцией государства) и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны. Значение учреждения может оказаться более существенным, чем его формальное положение в структуре.

Материальные средства – часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Эта часть механизма называется материальные средства, т. к. для их существования и выполнения ими своих функций необходимо нечто материальное. Материальные средства (иногда называют материальные средства принуждения) обеспечивают деятельность органов государства.

На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:

• этап развития, на котором находится государство;

• особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода;

• размеры территории;

• национальный состав населения;

• географическое положение страны;

• научные открытия, технические изобретения и их использование в практической деятельности людей.

Механизм государства образуется и действует в соответствии с определенными принципами. Принципы организации и деятельности механизма государства – те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства. Принципы – это только такие положения, идеи, которые нашли отражение в законодательстве, которые реализуются в практике, в деятельности государства. Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима, определяются им.

Принципы организации и деятельности механизма современного демократического государства:

• разделения властей;

• разграничения функций между органами государства;

• верховенства права и Конституции;

• законности;

• демократизма;

• научности;

• компетентности и профессионализма.

Рассматриваемые принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства.

3.5 Понятие, признаки и виды государственных органов

Орган государства – первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства.

Признаки органа государства:

1. Наличие у него государственно-властных полномочий. Государственно-властные полномочия выражаются в том, что:

• он издает обязательные веления, властные предписания, обязательные для адресата;

• он имеет право контролировать исполнение этих велений.

2. Орган государства образуется в установленном законом порядке Существуют два порядка создания структурно-организованных формирований в рамках государства:

• регистрационный порядок применяется в отношении общественных объединений и заключается в том, что объединения создаются самостоятельно, по собственной инициативе граждан, без предварительного разрешения органа государства, государственные органы обязаны только зарегистрировать вновь созданное объединение;

• разрешительный порядок применяется в отношении государственных органов и означает, что государственный орган может быть создан лишь на основе предварительного решения вышестоящего органа.

3. Орган государства наделяется к омпетенцией. Компетенция - круг вопросов, которые призваны решать тот или иной орган, спектр его полномочий. Это сфера деятельности, в которой данный орган властвует.

4. Орган государства всегда является частью механизма государства, т. е. взаимосвязан с иными органами. Для этой взаимосвязи характерны отношения соподчинения (государственный аппарат централизован) и отношения взаимодействия (различные органы решают совместные задачи, никакой орган не существует сам по себе).

5. Орган государства обладает своей структурой, внутренним устройством, состоит из отделов и т. д. Орган государства состоит из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом иерархической соподчиненностью, должностными полномочиями, правами и обязанностями; они профессионально от имени государственного органа выполняют его задачи и функции.

6. Орган государства обладает собственной материальной базой, т. е. финансируется из бюджета. Это должно обеспечить независимость органа государства при выполнении им властных полномочий.

В деятельности органов государства находят выражение задачи и функции государства.

Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

1) по принципу разделения властей:

• законодательные;

• исполнительные;

• судебные органы.

2) в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции (по содержанию полномочий) выделяют органы:

• представительные (законодательные) органы – осуществляют законодательную деятельность;

• исполнительно-распорядительные – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения;

• судебные органы – осуществляют правосудие;

• органы надзора и контроля – не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона (надзор – более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений; контроль – ведомственное понятие, предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области).

• органы местного самоуправления (отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий; для них законодательно необязателен принцип разделения властей).

Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это – органы исполнительной власти).

3) в зависимости от способов формирования выделяют:

• первичные органы (образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися);

• производные органы (образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения).

4) в зависимости от сферы деятельности:

• высшие органы;

• центральные органы;

• местные органы.

5) в соответствии с федеральным устройством государства:

• федеральные;

• органы субъектов федерации.

6) в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:

• единоначальные (решения принимаются властью одного человека – руководителя органа, например, прокуратура, Президент);

• коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, Государственная Дума).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных