Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аналитические исследования




Лекция 3

Виды социологических исследований

Для начала определимся с основными классификациями социологических исследований:

1. деление по глубине:

1.1. разведывательные

1.2. описательные

1.3. аналитические

2. деление по изучению объектов в статике и динамике:

2.1. точечное (разовое)

2.2. повторное (многоразовое)

3. деление по итоговому продукту:

3.1. информационные

3.2. измерительные

3.3. социоинженерные

4. деление по срокам проведения:

4.1. оперативное

4.2. среднесрочное

4.3. долгосрочное

5. деление по основному используемому методу:

5.1. опрос

5.2. анализ документов

5.3. эксперимент

5.4. наблюдение

Деление по объему изучаемого объекта

6.1. сплошные

6.2. выборочные

6.3. монографические

Деление по специфике предмета

7.1. содержательные

7.2. методические

Деление по способу анализу информации

8.1. первичный анализ

8.2. вторичный анализ

9. деление по источникам финансирования:

9.1. государственный или местный бюджет

9.2. исследования за счет коммерческих организаций

9.3. гранты

9.4. безвозмездные


Деление по глубине

Разведывательные исследования

Специфика разведывательных исследований

Специфика и виды пилотажного исследования

Виды зондажа

Описательные исследования

Аналитические исследования

Разведывательные исследования – наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Оно решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Этот вид исследования может использоваться либо как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора прикидочных сведений об объекте изучения. Такая потребность возникает особенно часто тогда, когда предмет социологического исследования относится к разряду мало или вообще не изученных. В частности, разведывательное исследование успешно применяется для получения дополнительной информации и предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, методического инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном описательном или аналитическом исследованиях, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе их проведения. Выполняя перечисленные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффективности различных мероприятий. Обычно в разведывательных исследованиях используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (интервью или анкетный опрос), позволяющий провести его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, уместно прибегнуть к целенаправленному анализу литературы, а также к опросу экспертов, компетентных в изучаемой области.

Существует два основных вида исследования:

Пилотаж – пробное исследование.

Зондаж – прощупывание явления.

1. Пилотажное исследование – это пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества его подготовки. Но оно имеет упрощенную программу и сжатый инструментарий. В ходе данного исследования уточняются цели, гипотезы, задачи исследования, осуществляется «обкатка» инструментария, т.е. методических процедур и документов: наблюдения, анкет и т.д. Обследуемые совокупности в этом исследовании невелики (от 20 до 100 человек).

Особенности пилотажа:

1. может проводиться на основе короткой программы или без нее.

2. может проводиться без соблюдения четких требований к выборке.

3. пилотаж лучше проводить не на основном поле (эффект возмещения среды).

4. результаты пилотажа распространяются только на исследовательскую группу, а не на весь объект исследования.

Вида пилотажа

Поисковый пилотаж – это исследование теоретико-методологического плана, в котором отрабатывается теоретическая схема объекта. Направления поисковых исследований:

- поиск реальной проблемной ситуации

- определение конкретных задач исследования

- определение носителя информации об объекте

- выяснение наиболее адекватных методов исследования

- разработка гипотез.

Поисковые исследования предполагают работу с литературой либо с экспертами по поводу поиска информации по изучаемой проблеме.

Пробный пилотаж – исследование, организуемое с целью апробации теоретической модели, созданной в ходе поискового пилотажа, на предмет соответствия реальному объекту, либо апробации кабинетного варианта инструментария.

2 основных вида пробного пилотажа:

1. генеральный пробный пилотаж – апробация всех процедур исследования

2. дифференцированный пробный пилотаж – отработка отдельных процедур, которые вызывают особые опасения у исследователя.

В ходе пробного пилотажа может проверяться не только качество инструментария, но и адекватность методов сбора данных, анализа информации, поведение респондентов входе исследования, действие интервьюеров, правильность выбора места и времени исследования, надежность организационных процедур.

Технология пилотажного исследования предусматривает последовательное выполнение следующих операций:

* коллективное обсуждение исследователями первого варианта инструментов с целью фиксации в них сомнительных моментов, их возможных модификаций и трансформаций;

* размножение первого варианта инструментария;

* подбор специалистов, способных к качественному пилотажу инструментария;

* определение немногочисленных репрезентативных групп генеральной совокупности, обследование которых позволит усовершенствовать инструментарий;

* апробация инструментов в этих группах;

* коллективное подведение итогов пилотажа;

* внесение соответствующих корректив в первичный инструментарий, обработка его окончательного варианта;

* тиражирование итогового инструментария.

 

(Для иллюстрации того, что пилотаж обязателен, приведем следующую сцену, взятую из реальной социологической жизни (опрашивался директор животноводческой фермы):

<Интервьюер (читает вопрос анкеты): Приходилось ли Вам за последние два месяца внедрять какие-либо инновации?

Респондент (думает, затем спрашивает): А что такое инновации?

Интервьюер: Ну, это если Вы внедрили у себя что-то новое...

Респондент (думает, затем спрашивает): Вот две недели назад я две проржавевшие оцинкованные ванны выбросил и заменил пластмассовыми. Это инновация?

Интервьюер (думает, затем отвечает): Да, пожалуй, это инновация.

Респондент (думает, затем спрашивает): А еще я в прошлом месяце двух пьяниц уволил. Это инновация?

Интервьюер (думает, затем отвечает): Нет, это не инновация.

Респондент (думает, затем спрашивает): Я сказал, что заменил две ванны. Это одна инновация или две?

Интервьюер (думает, затем отвечает): По-видимому, одна.

Респондент: Ну, тогда пишите, что одна.

Интервьюер: Понятно. Переходим к следующему вопросу...>.)

 

Пилотаж анкеты

Что можно получить из пилотажного опроса?

 

1. Какова наполняемость альтернатив. Как правило, из всего набора альтернатив, особенно в вопросах, которые имеют ограниченный выбор, работают не более 2-4 альтернатив, причем, чем больше вариантов ответов предлагается в вопросе, тем меньше их наполняемость. В результате некоторые альтернативы могут оказаться "пустыми", т.е. ни один респондент их не выбрал или какую-то часть альтернатив выбрало очень ограниченное количество опрошенных. В исследовании может быть интересен сам момент выбора или не выбора большинством респондентов тех или иных предлагаемых альтернатив. Однако необходимо помнить, что малое наполнение альтернатив значительно ограничивает возможности их анализа.

 

2. Сколько респондентов не ответило на тот или иной вопрос. Далеко не все респонденты отвечают на все вопросы. Как правило, отказов от ответа в зависимости от чистоты опроса и сложности анкеты бывает в среднем в пределах 3-5%. В целом считается нормальным, если количество отказов не превышает 6%, а по некоторым оценкам - 14%. Но на один вопрос отказов бывает меньше, чем на другой. Иногда процент отказов от ответов достигает 50% и выше. В пилотажном опросе анализируются не только прямые отказы, так называемые чистые вопросы, но и ответы респондентов на альтернативы: "Не знаю", "Не думал об этом", "Затрудняюсь ответить", "Не помню" и т.д. В пилотажном исследовании следует выяснить, почему часть респондентов отказалась отвечать на данный вопрос. Этому может быть несколько причин:

 

а) респондент не понял вопрос и, чтобы к нему "не приставали", выбирает нейтральную альтернативу или вообще не отвечает на вопрос. (Необходимо в этом случае переформулировать вопрос и снова проверить);

 

б) респондент устал отвечать и, чтобы не утруждать себя, пропустил вопрос или выбрал последнюю альтернативу: "Не знаю", "Затрудняюсь ответить" и т.д. (необходимо поставить вопрос в другое место анкеты и проверить, как он будет работать там);

 

в) респондент имеет свое мнение по данной проблеме, но оно оказалось не предусмотренным социологом в наборе альтернатив, а дописать негде, места не оставлено, вопрос закрытый. Поэтому, чтобы не кривить душой и не давать ответ, не соответствующий его мнению, он выбирает нейтральную альтернативу или не отвечает на вопрос вовсе. (Дать полузакрытый вопрос);

 

г) вопрос настолько неожиданный и находится вне поля зрения респондента, что он не знает, как отвечать, поскольку не думал о нем. (Проверить степень компетентности и информированности респондентов другим вопросом);

 

д) вопрос труден для ответа, например, табличный, шкалированный, с большим набором альтернатив, он утомляет, требует большого внимания и напряжения. Обычно на такие вопросы бывает больше всего отказов. (Облегчить форму вопроса, перестроить его, ввести дополнительные вопросы, перевести табличные, комбинированные вопросы в обычные);

 

е) респондент и в самом деле может не помнить, поэтому и пишет "Не помню", "Затрудняюсь ответить", "Не знаю". Возможно, вопрос не был подготовлен другими вопросами для оживления воспоминания. (Добавить вопросы для оживления памяти или перестроить вопрос).

 

Отказ от ответа на содержательный вопрос может выражать отношение респондента к отдельным вопросам и к анкете в целом. Например, респонденту не нравится анкета или отдельные ее вопросы, он не стремится понять их, отвечать добросовестно и полно. Количество отказов от ответа является показателем степени незаинтересованности опрашиваемых в работе с анкетой.

 

3. Как распределяются ответы респондентов в целом по анкете. Обычно количество ответов или отказов от ответа варьируется в зависимости от участка анкеты. Под участком в данном случае понимается группа вопросов одного блока или просто расположенных в одной последовательности. Как уже отмечалось, к концу анкеты респондент начинает уставать, и соответственно снижается общее количество ответов и увеличивается общее количество отказов от ответа.

 

Отчего же зависит такое неравномерное распределение интереса и внимания респондентов, почему на одни вопросы они отвечают охотно, а на другие не желают отвечать?

 

Во-первых, это может зависеть, как уже говорилось, от усталости респондента. Если анкета очень сложна, то уже со второй ее трети респондент становится менее внимательным и на трудные вопросы особенно в середине и в конце анкеты просто не отвечает.

 

Во-вторых, причиной отказа от ответа может быть непонимание частью респондентов вопросов какого-то блока. Возможно вопрос или блок вопросов оказались так плохо разработанными, что стали непонятными и неинтересными.

 

В-третьих, причиной отказов от ответа может служить степень интереса, проявляемого разными группами респондентов к различным вопросам. Одним респондентам интересны одни вопросы, другим - другие. Соответственно меняется количество отказов от ответа.

 

В-четвертых, количество отказов от ответа может зависеть от типа и формы вопроса. Если вопрос построен сложно, как, например, табличный, или комбинированный, то он не вызывает у большинства респондентов особого желания утруждать себя поисками ответа.

 

В-пятых, особенно много отказов имеют вопросы личного, интимного характера, требующие оценки, высказывания своего мнения и т.д. Таковыми могут быть вопросы, касающиеся взаимоотношений в семье, оценки деятельности руководителя, различные мотивационные вопросы.

 

Зондаж

Используется в качестве поверхностного исследования, в ходе которого получается предварительная информация, самая общая информация об объекте. Зондаж является исследованием содержательного плана, так он направлен на получение знаний, связанных с оценкой, отношением людей к тем или иным событиям или процессам.

Специфика зондажа:

1. Проводится по укороченной программе

2. Инструментарий ограничен (максимум 15 вопросов)

3. Связан с изучением общественного мнения

4. Цель зондажа – оценка конкретного состояния общественного мнения по той или иной социальной проблеме

5. Основной метод сбора данных – опрос

Разновидности зондажа:

1. Экспресс-опросы – исследование с целью получения оперативной оценки состояния общественного мнения в данный конкретный момент:

1.1 опросы-молнии – опрос сразу после события

1.2 опросы-голосования – исследование изменения мнения (рейтинги)

2. социологические омнибусы – это многотемное поверхностное исследование, в котором темы могут быть не связаны между собой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных