Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деление по основному используемому методу




Методы социологического исследования можно разделить на две группы:

· Опросные (анкетирование и интревью)

· Неопросные (наблюдение, анализ документов, эксперимент)

Опрос – метод сбора первичной информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) взаимодействия исследователя с респондентом с целью получения оценочной или фактуальной информации индивидуального и общественного значения.

Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение респондентом вопросника в присутствии анкетера или без него. Интервьюирование – личное общение респондента и интервьюера, который сам задает вопросы и фиксирует ответы.

В массовых опросах источником информации выступают представители больших социальных групп, в специализированных \ экспертных опросах – компетентные лица, обладающие значимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями и \ или жизненным и профессиональным опытом, что позволяет им делать авторитетные заключения. Недостатки массового опроса – низкая чувствительность к уникальным чертам исследуемой ситуации и относительное невнимание к субъективным и индивидуальным характеристикам – являются обратной стороной стремления к творческому обобщению результатов и концептуальной строгости.

Разновидности интервью: свободное и стандартизированное, клиническое и фокусированное, групповое и индивидуальное, прямое и опосредованное (телефонное). Разновидности анкетного опроса: экспресс-опрос, групповой и индивидуальный, очный (раздаточная анкета) и заочный (почтовая и прессовая анкеты).

Документ – специально созданный предмет для передачи и хранения информации. По способу фиксации документы бывают текстовые, иконографические, фонетические, статистические; по статусу или авторству – официальные и неофициальные; по степени персонификации – личные и безличные; по функции – информативные и регулятивные; по содержанию – исторические, правовые, экономические и пр.; по степени близости к информации – первичные и вторичные. Виды анализа документов: качественный (интерпретативный или традиционный \ классический) и количественный (формализованный \ контент-анализ), предполагающий перевод качественной информации в количественные показатели, позволяет извлекать социологическую информацию из больших текстовых массивов и основан на выявлении количественных, статистических характеристик текстов (привести пример контент-анализа, анализ послания президента, что и зачем там можно считать и что нам это дает).

Наблюдение – общенаучный метод, применение которого в социологии имеет ограничения, поскольку далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному или слуховому восприятии. Например, политические ориентации нельзя увидеть, о них нужно только спросить. Наблюдение редко носит массовый характер вследствие трудности подбора большого числа квалифицированных наблюдателей. Виды наблюдения: включенное (я наблюдатель и одновременно член наблюдаемой группы, о том, что я исследователь, никто из остальных членов группы не должен знать), невключенное (наблюдение со стороны); формализованное (у меня как у исследователя есть карточка наблюдения, в которой записаны те параметры, которые мне необходимо фиксировать, например, поведение ученика на уроке: смотрит в окно, слушает учителя, отвлекается на телефон, поднимает руку, разговаривает с соседом по парте) и неформализованное (фиксирую то, что вижу, без конкретной карточки, карточку создаю потом).

Эксперимент – метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями. Многомерный контролируемый эксперимент соответствует строгим стандартам научного вывода и незаменим при сравнении объяснительных возможностей разных теорий. Виды эксперимента: истинные и квазиэксперименты, натурные и лабораторные.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных