ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях 4 страница2) штрафов (неустоек, пеней), предусмотренных нормами ГК. Отличия эти видны из таблицы.
3) штрафа, назначаемого в соответствии с УК. Отличия видны из таблицы.
4) штрафов, предусмотренных нормами БК (за нарушение бюджетного законодательства), АПК и ГПК (за нарушение процессуального законодательства), законодательства об обязательном пенсионном страховании и т.п. См. об этом подробнее в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. Изд. 2-е. М.: Изд-во "Экзамен", 2006. С. 167-170; Гуев А.Н. Комментарий к АПК РФ. М.: Изд-во "Экзамен", 2007. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 1 Пост. N 5), что законом субъекта РФ не может быть установлена ответственность предусмотренная нормативными актами РФ; в качестве административного наказания могут быть установлены предупреждение и штраф.
Статья 3.6. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения 1. Применяя правила ч. 1 ст. 3.6, нужно иметь в виду, что: 1) они посвящены такому виду административного наказания, как возмездное изъятие: а) орудия совершения административного правонарушения (например, сетей для лова рыбы, гладкоствольного охотничьего ружья). Иначе говоря, речь идет о тех вещах, которые используются лицом при совершении конкретного административного правонарушения и без которых последнее было бы невозможным или было бы сильно затруднено (например, при незаконной ловле рыбы трудно иметь более или менее значительный улов без использования для этого специальных сетей, приспособлений); б) предмета административного правонарушения. Речь идет об имуществе, которое оказалось у лица в результате совершенного правонарушения; 2) содержание данного вида административного наказания состоит в: а) принудительном изъятии упомянутых выше объектов у их бывшего собственника. В практике возникает вопрос: если лицо неправомерно завладело предметом административного правонарушения, то можно ли говорить о возмездном изъятии? Нет, нельзя: очевидно, законодатель имел в виду только собственников орудий и предметов, указанных в комментируемой статье. В любом случае редакцию ст. 3.6 лучше уточнить; б) последующей (т.е. уже после изъятия орудия или предмета) реализации этого предмета. Реализация может проводиться и через специализированные агентства (например, комиссионные магазины), и посредством публичных торгов, и т.п. (см. также коммент. к ст. 3.7); в) передаче лицу (у которого было изъято орудие или предмет административного правонарушения) выручки от реализации орудия или предмета, уменьшенной на сумму понесенных расходов; 3) в правилах ч. 1 ст. 3.6 имеется важная новелла: установлено, что возмездное изъятие назначается исключительно судьей. Это в полной мере соответствует ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. 2. Специфика правил ч. 2 ст. 3.6 состоит в том, что они: 1) касаются охотничьего оружия (например, гладкоствольное ружье), боеприпасов к нему, любых других дозволенных орудий для охоты и рыболовства; 2) относятся к случаям, когда административное правонарушение совершило лицо, для которого охота и рыболовство являются основным источником средств к существованию. В практике возникает вопрос: относятся ли к таким лицам юридические лица? Грамматический анализ ч. 2 ст. 3.6 показывает, что в ней речь идет о физическом лице: законодатель не употребляет в отношении юридических лиц такого понятия, как "источник средств к существованию"; 3) запрещают применение возмездного изъятия только в отношении тех физических лиц, для которых охота и рыболовство были не только основным, но и законным источником средств к существованию. Нормы ст. 3.6 применяются с учетом общих правил назначения административного наказания (ст. 4.1) и обстоятельств, указанных в ст. 4.2, 4.3 (см. коммент. к ним).
Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения 1. Анализ правил ч. 1 ст. 3.7 показывает, что: 1) они посвящены такому виду административного правонарушения, как конфискация: а) орудий совершения административного правонарушения (так, в соответствии со ст. 7.12 "Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав" допускается конфискация не только контрафактных произведений и фонограмм, но и материалов, оборудования, используемых для их воспроизведения, см. коммент. к ней); б) предметов административного правонарушения (например, в соответствии со ст. 14.2 незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, влечет, в частности, и конфискацию предметов административного правонарушения, см. коммент. к ней); 2) конфискация представляет собой: а) принудительное и безвозмездное изъятие этих объектов у лица, совершившего административное правонарушение; б) обращение этих объектов либо в федеральную собственность, либо в собственность субъектов Российской Федерации, если они (объекты) не изъяты из оборота (см. коммент. к ст. 14.2). При пересмотре вступивших в законную силу судебных актов и рассмотрении дел об административных правонарушениях совершенных в 2002-2010 г. необходимо руководствоваться: - постановлением Правительства РФ от 23.04.99 N 459 "О реализации конфискованного и арестованного имущества" (п. 10); - постановлением Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства"; - постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 980 "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества"; - приказом Минюста России от 24.08.99 N 248 "Об утверждении порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества"; - постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 N 694 "Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче"; 3) в отличие от ст. 29 КоАП РСФСР в комментируемой статье четко предусмотрено, что конфискация орудия совершения и предмета административного правонарушения может быть назначена только судьей. Тем самым законодатель учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную им в Постановлении от 11.03.98 N 8-П по делу о конституционности ст. 266 Таможенного кодекса, ч. 2 ст. 85 и ст. 222 КоАП РСФСР в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова и состоящую в том, что конфискация имущества возможна только на основании судебного решения, а не во внесудебном порядке. 2. Специфика правил ч. 2 ст. 3.7 состоит в том, что: 1) они применяются в случаях, когда административное правонарушение было совершено лицом, для которого охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию (см. об этом коммент. к ст. 3.6); 2) они распространяются на случаи конфискации не любых орудий и предметов административного правонарушения, а только оружия, иных объектов, прямо указанных в ч. 2 ст. 3.7. Остальное имущество упомянутых выше лиц (если оно было использовано при совершении административного правонарушения) может быть конфисковано в общеустановленном порядке; 3) безусловно, могут быть конфискованы и оружие, боеприпасы, иные орудия охоты и рыболовства, если они относятся к числу недозволенных. 3. Особенности правил ч. 3 ст. 3.7 состоят в том, что они не относят к конфискации (упомянутой в ч. 1 ст. 3.7) изъятие орудия (предмета) из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение (например, мелкое хищение). В этих случаях данные объекты подлежат: 1) возврату законному владельцу в соответствии с нормами федерального закона; 2) обращению в собственность государства или уничтожению в установленном порядке, если они изъяты из оборота (например, сильнодействующие яды, взрывчатые вещества) либо находятся в противоправном владении лица по иным основаниям. 4. Конфискации как одному из видов административного наказания присущи следующие особенности: 1) она может назначаться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания (см. коммент. к ч. 2 ст. 3.3); 2) она назначается только судьей; 3) она представляет собой безвозмездное изъятие (чем отличается от возмездного изъятия этих объектов, см. коммент. к ст. 3.6). 5. Конфискацию, упомянутую в ст. 3.7, нужно отличать от конфискации: 1) установленной в ст. 243 ГК, которая предусматривает, что в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (выделено мной - А.Г.); 2) в свое время предусмотренной в ст. 52 УК, (она была отменена с 11.12.03) устанавливавшей, что "конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации" (выделено мной - А.Г.). И хотя в настоящее время в УК не предусмотрена такая мера наказания как конфискация имущества (за исключением случаев, указанных в ст. 104.1-104.3 УК), все же необходимо учитывать отличия между уголовной конфискацией (т.к. ее вновь предполагают ввести в УК) и конфискацией за совершение административного правонарушения Отличия эти можно показать в таблице.
Статья 3.8. Лишение специального права 1. Анализ правил ч. 1 ст. 3.8 позволяет сделать ряд выводов о том, что: 1) они посвящены такому виду административного правонарушения, как лишение специального права. Это право: а) предоставляется только физическим лицам соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления. Таким образом, ст. 3.8 не касается специальных разрешений, лицензий, выдаваемых ЮЛ; б) должно быть у лица на момент совершения административного проступка. Если такое право было предоставлено после его совершения, то нельзя применить административное наказание, предусмотренное в ст. 3.8; 2) лишение специального права возможно лишь постольку, поскольку: а) совершенное лицом административное правонарушение выражается: - в однократном, но грубом нарушении порядка пользования этим специальным правом; - в систематическом (т.е. два и более раза в течение календарного года) нарушении этого порядка; б) это прямо предусмотрено в нормах Особенной части КоАП (например, возможность лишения права предусмотрена в ст. 12.8 "Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения", см. коммент. к ней); 3) в ч. 1 ст. 3.8 императивно предусмотрено, что лишение специального права назначается лишь судьей. В этом комментируемая статья существенно отличается от норм КоАП РСФСР, допускавших, что лишение специального права может быть применено другими органами и должностными лицами. 2. Правила ч. 2 ст. 3.8 императивны: ни правоприменительные органы, ни законы субъектов Российской Федерации не могут установить сроки лишения специального права большей или меньшей продолжительности. Минимальный срок лишения специального права - 1 календарный месяц. Иначе говоря, если: а) первый день срока совпадает с 1-м числом месяца, то он оканчивается в последний день этого месяца; б) первым днем срока является любое другое число месяца, то (начиная со следующего дня) следует отсчитать 30 календарных дней. Максимальный срок лишения специального права - до 01.01.08 составлял 2 календарных года. С 01.01.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 3.8 Законом N 210 от 24.07.07) максимальный срок лишения специального права составляет 3 календарных года. При этом исчисление срока также начинается со следующего дня (после дня назначения этого вида административного наказания). 3. Специфика правил ч. 3 ст. 3.8 состоит в том, что: 1) они применимы только в отношении лиц, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью (независимо от ее группы); 2) упомянутые лица не могут быть лишены специального права, поскольку это повлечет невозможность управлять транспортным средством. Однако из данного правила есть ряд изъятий: а) управление транспортным средством в состоянии опьянения (речь идет не только об алкогольном, но и о наркотическом или токсическом опьянении) либо управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления ТС или лишенным этого права (см. коммент. к частям 1 и 3 ст. 12.8); б) отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования (см. коммент. к ст. 12.26) на предмет выявления этого состояния. Однако если медицинское освидетельствование нарушает установленные правила и процедуры, то отказ от его прохождения не является основанием для лишения специального права; в) оставление места ДТП: - если это лицо было непосредственным участником этого ДТП; - в нарушение установленных правил. Однако если, например, это лицо уехало для доставки в больницу лица, получившего травму во время ДТП, оснований для применения данной меры нет (см. об этом подробнее коммент. к части 2 ст. 12.27). О судебной практике см. п. 2 Пост. N 18. 4. Характеризуя правила ч. 4 ст. 3.8, нужно учесть, что они: 1) подлежат применению постольку, поскольку административное правонарушение было совершено лицом, которому ранее было предоставлено такое специальное право, как право на осуществление охоты; 2) запрещают лишать упомянутых лиц специального права, если охота для них является: а) основным источником средств к существованию; б) не только основным, но и законным источником. Если же лицо допускает неправомерные действия, если охотится незаконно, то и к нему может быть применена данная мера - лишение специального права. Редакционные изменения, внесенные в ч. 4 Законом N 209 от 24.07.09 вступили в силу с 01.04.2010. Лишение специального права может сочетаться с одним из дополнительных административных наказаний.
Статья 3.9. Административный арест 1. Правила ч. 1 ст. 3.9 посвящены административному аресту. Этот вид административного наказания: 1) представляет собой изоляцию лица от общества; 2) выражается в том, что лицо, изолированное от общества, должно содержаться в определенных условиях. Места содержания лиц, подвергнутых административному аресту, должны соответствовать надлежащим условиям для жизни лица (т.е. отвечать санитарно-гигиеническим условиям, должны быть снабжены местами для сна, приема пищи и т.п.). Положение о порядке отбывания административного ареста утверждено пост. Правительства РФ N 726 от 02.10.02; 3) назначается как исключительная мера на срок, не превышающий 15 календарных дней (только в случаях, когда лицо нарушило правовой режим чрезвычайного положения (установленный в соответствии с Законом о чрезвычайном положении), а также режим, установленный в зоне проведения антитеррористической операции, срок ареста - до 30 суток). При этом лицо, подвергнутое административному аресту, может привлекаться к физическому труду; 4) назначается судьей. Ни один другой орган, а равно должностное лицо не вправе назначить административный арест. Административный арест может сочетаться с одним из дополнительных видов административного наказания (см. об этом коммент. к ст. 3.3). 2. Применяя правила ч. 2 ст. 3.9, необходимо обратить внимание на ряд важных обстоятельств: 1) административный арест назначается только в исключительных случаях. Например, за: а) нарушение требований правового режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) - до 30 суток (см. коммент. к ст. 20.5); б) организацию либо проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования при обстоятельствах, указанных в ч. 3 ст. 20.2 (см. коммент. к ней), - до 15 суток; в) неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов уголовно-исполнительной системы - до 15 суток (см. коммент. к ст. 19.3) и др.; 2) административный арест не может быть назначен в соответствии с законами субъектов Российской Федерации: он назначается исключительно нормами Особенной части КоАП (вывод основан на систематическом толковании ч. 2 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 3.2, см. коммент. к ней); 3) в любом случае административный арест не назначается: а) беременным женщинам (речь идет о том, что беременность имеет место именно в момент назначения наказания); б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Речь идет о женщинах, которые: - являются матерями детей до 14 лет включительно; - воспитывают таких детей (например, оставшихся без матери, в качестве опекуна); в) лицам, не достигшим (к моменту назначения наказания) возраста 18 лет; г) инвалидам I и II групп; д) военнослужащим, гражданам призванным на военные сборы, имеющим специальные звания сотрудникам МВД, учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы; Госнаркоконтроля, таможенных органов (данное положение введено в ст. 3.9 Законом N 203 от 04.12.06 и вступило в силу с 01.01.07). 3. В соответствии с правилами ч. 3 ст. 3.9: 1) административный арест следует отличать от административного задержания. Последнее представляет собой кратковременное ограничение свободы, применяемое в исключительных случаях с целью обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дела об административном правонарушении или исполнить постановление по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять органы и должностные лица, указанные в ст. 27.3 (см. коммент. к ней); 2) срок административного задержания (не более 3, а в случаях, указанных в ст. 27.5, - не более 48 часов) включается в срок административного ареста (см. коммент. к ст. 27.5). 4. Верховный Суд обратил внимание (в п. 23 Пост. N 5) на то, что: 1) арест может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности; 2) судья при назначении ареста должен проверять наличие всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.9; 3) судье следует указать (в постановлении о назначении административного ареста) момент с которого подлежит исчислению срок ареста. При этом необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5, согласно которой срок административного задержания исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2, а лица, находящегося в состоянии опьянения - со времени его вытрезвления.
Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства 1. Правила ч. 1 ст. 3.10 посвящены административному выдворению за пределы Российской Федерации. Специфика этого вида административного наказания состоит в том, что оно назначается только таким физическим лицам, как: - иностранные граждане. К последним относятся граждане любых иностранных государств; - лица без гражданства. К ним относятся лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству любого иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан). В практике возникают вопросы: могут ли быть выдворены лица без гражданства, которые постоянно проживали на территории Российской Федерации? Да, могут: правила ст. 3.10 этому не препятствуют; могут ли быть выдворены беженцы? Если Российская Федерация предоставила им убежище, то они не могут быть подвергнуты административному выдворению (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 3.10 и ст. 1, 2 Закона о беженцах); могут ли быть выдворены вынужденные переселенцы? Нет, не могут: дело в том, что по общему правилу вынужденными переселенцами являются граждане Российской Федерации (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 1-3 Закона о переселенцах, ст. 3.10 и ст. 18.2 (см. коммент. к ней). 2. Упомянутые выше физические лица (т.е. иностранцы и лица без гражданства) перемещаются: - через Государственную границу РФ в принудительном (т.е. против воли и желания этих физических лиц) и контролируемом порядке (под контролем органов миграционной службы, МВД, пограничной службы входящей в систему ФСБ); - в порядке самостоятельного контролируемого выезда (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). 3. Административное выдворение применяется только в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части КоАП. Например, за нарушение: - режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а также несоблюдении правил транзита через территорию Российской Федерации (см. коммент. к ст. 18.8); - правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (см. коммент. к ст. 18.10); - иммиграционных правил (см. коммент. к ст. 18.11). 4. Применяя нормы ч. 2 ст. 3.10, нужно учесть, что: 1) по общему правилу административное выдворение назначается судьей; 2) если административное правонарушение совершается иностранным гражданином, лицом без гражданства в момент въезда в Российскую Федерацию, то выдворение может быть применено (как мера административного наказания) соответствующими должностными лицами (например, должностными лицами пограничной службы); 3) административное выдворение не может быть установлено в законах субъектов Российской Федерации: это прерогатива КоАП (см. коммент. к ч. 3 ст. 3.2); 4) оно может быть назначено и как основное административное наказание, и как дополнительное. Если назначен, например, административный штраф, то выдворение может сочетаться с таким основным административным наказанием (см. коммент. к ст. 3.3); 5) оно назначается с обязательным учетом: - общих правил назначения административного наказания (см. коммент. к ст. 4.1); - обстоятельств, смягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2); - обстоятельств, отягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3); 6) в соответствии со ст. 4.6 данный вид наказания действует в течение одного года (см. коммент. к ней); 7) приказом МВД N 533 от 26.08.04 утверждено "Наставление по организации деятельности органов внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства". Приказом ФСБ от 23.12.08 N 631 утверждена "Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства". В практике возникает вопрос: если человек был подвергнут административному выдворению не судьей, а другим должностным лицом, можно ли обжаловать его в судебном порядке? Да, можно: это вытекает из систематического анализа ст. 3.10 и 30.1 (см. коммент. к ней). 4. В соответствии с ч. 3 ст. 3.10 (она введена Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07) административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим (проходящим службу в российской армии) - иностранным гражданам. Не применяется данное наказание и к военнослужащим иностранных государств при совершении административных правонарушений на территории РФ - они привлекаются к иным мерам наказания.
Статья 3.11. Дисквалификация 1. Правила ч. 1 ст. 3.11 посвящены дисквалификации. Это новелла в отечественном законодательстве об административном правонарушении: нормы КоАП РСФСР такого института не содержали. Этот вид административного наказания применяется: 1) только к физическим лицам, которые: - занимают руководящие должности в органах различных юридических лиц. Напомним, что для целей КоАП эти лица приравниваются к должностным (см. коммент. к ст. 2.4). После вступления (с 22.08.09) в силу новой редакции ст. 3.11 (она введена Законом N 160 от 17.07.09) ее положения распространены также на ФЛ, замещающих должности государственной гражданской службы (федеральной или субъекта РФ), а также должности муниципальной службы; - осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, Законом о банкротстве); - осуществляют управление юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, если лицо назначено руководителем финансируемого собственником учреждения, если лицо возглавляет некоммерческое партнерство); 2) только судьей. 2. Применяя правила ч. 2 и 3 ст. 3.11, нужно обратить внимание на то, что дисквалификация (как вид административного наказания): 1) устанавливается на определенный срок. При этом: а) минимальный срок назначения дисквалификации - 6 календарных месяцев. Отсчет начинается со следующего дня (после дня назначения административного наказания) и заканчивается в 24 часа последнего дня 6-го месяца; б) максимальный срок назначения дисквалификации - 3 года; 2) назначается лицам, указанным в ч. 3 ст. 3.11. В практике возникают вопросы: допустима ли дисквалификация лица, выполняющего организационно-распорядительные функции в органе иностранного юридического лица? Да, допустима: правила ст. 3.11 этому не препятствуют; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|