ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоретические и психолого-педагогические аспекты вокального развития младших школьниковСамым доступным видом музыкального искусства является пение. Оно широко востребовано в практике музыкального образования. Большинство исследователей в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, улучшаются его общие и музыкальные способности, а также происходит укрепление и оздоровление организма. В детской психологии раскрыты его воспитывающие и развивающие возможности. Дети, занимающиеся в хоре или ансамбле, наряду с выполнением художественно - исполнительских задач, они быстро находят выход из сложных жизненных ситуаций. Хоровое пение - искусство массовое, оно предполагает коллективное исполнение художественных произведений. Это означает, что идеи, чувства, заложенные в словах и музыке, выражаются массой людей, а не одним человеком. Методические принципы в работе с детским хором, как и в прочем с детьми, имеют своеобразную специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, понимать, что им интересно. Отзывчивость души ребенка настолько непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», является неправильным. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути. Хор не может состоять из одного руководителя. Для создания коллектива первым делом нужно произвести отбор детей, которые буду участвовать в нем. Не стоит ограничиваться быстрым заключением по некоторым выделенным данным, то есть брать детей только с уже имеющимися вокальными навыками. Ребенок, обладающий абсолютным слухом, может оказаться менее понятлив при восприятии некоторых музыкальных аспектов, или будет лишён задатков хорошего вкуса. А ученик, у которого не сразу обнаружились способности, со временем может проявить сильный и серьёзный интерес к музыке; осознать её и стремиться к совершенствованию. когда более одаренный будет играть по слуху и перестанет развиваться дальше, остановившись на примитивном. Именно поэтому к подбору детей в хор следует относиться с максимальной осторожностью. Первым этапом формирования состава хора является прослушивание его участников. Во время него следует определить качество голоса (тип, диапазон), музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, а также выяснить наличие у ребенка музыкальной подготовки. Существуют различные методы прослушивания. Как правило, кандидатам в хор предлагается исполнить какое-либо вокальное произведение; песню, романс. После этого определяется диапазон голоса, тип голоса. На несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру, предлагается повторить за инструментом или голосом различные по высоте звуки в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков. Хоровое пение - действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, формирования у них музыкальных способностей. Занятия в хоре прививают детям такие качества, как дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд. Также способствуют расширению индивидуального контроля за музыкально-певческим развитием дополнительные вокальные занятия по группам, в которые распределяют всех детей по таким признакам: а) одинаковый возраст; б) тембр голоса; в) сравнительно одинаковая музыкально-певческая продвинутость; г) индивидуальные особенности. Освоение разнообразнейших музыкально-певческих знаний, умений, навыков каждым участником хора способствует формированию хоровой культуры, помогает овладеть певческим голосом, выразительным художественным исполнением песен и хоровых произведений. Индивидуальное певческое развитие - основа, на которой стоится хоровое воспитание, формируется любой детский или юношеский хоровой коллектив. Это принципиально отличает его от профессионального взрослого хора. Для деятельности голосового аппарата важно соблюдать певческую установку независимо от того, поют дети, сидя или стоя. При пении нельзя держаться расслабленно и вяло. Всегда должна быть твердая опора, на обе ноги. Звук, потерявший опору, становится интонационно неустойчивым. Даже при работе сидя ученик обязан держать спину прямо, развернув плечи, освободив грудь. Руки следует держать на коленях. Ноги при этом упираются всей стопой в пол. Категорически запрещено сидеть, положив ногу на ногу. Это поза затрудняет работу дыхания, голосовой аппарат работает неверно, звук становится вялым. Корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, подбородок слегка приподнят. Руководителю необходимо следить за тем, чтобы ученики не делали лишних телодвижений. Вредным окажется, если они будут качаться из стороны в сторону, вертеть руками, отбивать такт ногой или же крутить головой. Дети младшего школьного возраста не должны петь без перерыва. Непрерывное пение допустимо не более 10-15 минут. После этого нужно провести небольшую разрядку, краткое переключение на другой вид деятельности или зарядку. Например, можно провести упражнения для развития голосового аппарата. ‑ Языком коснуться внутренней стороны щеки, правой – левой ‑ Языком «раздвинуть» соединенные зубы, резко «выбросить» язык; расслабить, резко «съесть» язык. ‑ Языком тянуться к кончику носа, затем – к подбородку. ‑ Губы вытянуть, сложить «пятачком»; производить круговые движения «пятачка». ‑ Нижнюю губу «почесать» верхней челюстью, верхнюю губу «почесать» нижней челюстью. ‑ Губы растягиваются: как бы произнося звук «и», губы вытягиваются вперед, как бы произнося звук «у». ‑ Произносить стихотворные строчки, поочередно изменяя громкость произнесения, например: Идет бычок, качается, (громко) Вздыхает на ходу... (тихо) ‑ Произносить гласные звуки, повышая тональность на каждом последующем звуке; образуется своеобразная лестница, по которой звук «взбирается и спускается вниз»: и, э, а, о, у, ы - вверх, ы, у, о, а, э, и - вниз. ‑ Быстрое и четкое произнесение скороговорок. Произнесение скороговорок с изменением интонационного наполнения (весело, грустно, по-деловому, жестко, оповещательно, по-дружески, гневно, раздумывающе, удивленно и т.д.): ‑ «вкусное» произнесение слова: с опорой на гласные звуки, наполняя удовольствием, оживляя в сознании называемые предметы, например: «Д-о-м! с-о-лнце! дисцип-ли-на!»; ‑ произнесение одной и той же фразы «голосами разных животных»: кролика, бегемота, коня, лисы, мышки, медведя, белочки, коровы, собаки, змеи, ежа и других, - так чтобы резко изменялся ритм, регистр голоса, интонации, окраска; фразу лучше предлагать нейтрально-информационную, например: «Сегодня очень хорошая погода»; ‑ ведение диалога «языком разных животных»; ‑ произнесение фразы перемещением смысловых акцентов. Например: «На зеленой опушке собрались лесные жители обсудить проблемы жизни». Логическое ударение поочередно переносится с первого слова на последующие при каждом последующем произнесении фразы; ‑ произнесение парных согласных: глухого и звонкого, поочередно добавляя гласный звук к трудному сочетанию. Получится вот что: бпа, дта, вфа, гка, зса, жша... бпэ, дтэ, вфэ, гкэ, зсэ, жшэ... и т.д.; ‑ произнесение текста максимально тихо, но предельно внятно, так чтобы воспринимающие текст хорошо понимали его; ‑ произнесение любого текста, насыщенного экспрессией; ‑ произнесение любого текста с включением «неожиданной паузы» перед словом, которое следует выделить особо; ‑ произнесение слова легко, мягко, изящно. Для этого следует представить, что слово лежит на ладони правой руки или два слова на ладонях двух рук, подержать слово в ладони и - «сдуть» осторожно его, пуская в свет, т.е. произнести как дуновение; ‑ чтение текста «чистоговоркой» (чётко, быстро), «лодочкой» (плавно, нараспев), «шариком» (на выдохе). Улучшение вокальных данных происходит на основе развития музыкального слуха, накопления музыкально-слуховых представлений. Вся вокально-хоровая работа с детьми строится на всестороннем развитии музыкального вокального слуха: звуковысотного мелодического, гармонического, полифонического ладового, динамического, тембрового. Не стоит забыть и о работе над качеством звучания детского голоса - развитию основных свойств певческого тембра: звонкости, полетности, вибрато, ровности. Большой вред певческому голосу приносит форсированное пение. Оно препятствует развитию основных его свойств, вызывает различные расстройства и заболевания голосового аппарата. Форсированное, крикливое пение идет вразрез с требованиями художественного исполнения. Суть работы над качеством звучания голоса учащегося в процессе работы с хором, помимо сказанного выше, можно дополнить следующим: постоянный показ звучания, в котором бы присутствовали основные певческие свойства (показ педагога или пример ученика); анализ с учащимися тембров их голосов, выявление индивидуальности звучания, на этой основе формирование вокального тембрового слуха. Развитие певческого дыхания происходит в процессе тренировки и во многом зависит от выбора руководителем репертуара и материала для вокальных упражнений. Существуют требования по развитию певческого дыхания при коллективном обучении. Вдох - спокойный, оптимальный, без поднятия плеч; выдох - спокойный, экономный, при сохранении вдыхательного состояния, без форсирования и специального «Выдувания», без напряжения и утечки воздуха; высокое резонирование также способствует развитию дыхательной системы, выполняющей и резонаторную функцию, равно как и правильное положение корпуса. Постепенно дыхание углубляется, приходит умение экономно расходовать воздух. Важную роль работе хора и ансамбля играют учебно-тренировочный материал и упражнения. Они направлены на развитие и закрепление любых навыков, умений и качеств. Целесообразно считается формировать учебно-тренировочный материал, чтобы решать несколько учебных задач. В число упражнений входят и распевания. Их назначение: во-первых, «разогревание» голосового аппарата в начале занятия, во-вторых, решение конкретных задач развития вокальных навыков детей и концентрация их внимания только на этих задачах. Очень благоприятно для младшего возраста обучение детей чтению нот. Поэтому на постановку этого дела даже в младшем хоре следует обратить особое внимание. Руководителю хора надлежит основательно ознакомиться с программой по сольфеджио и в своей работе опираться на этот курс. Все занятия должны быть подчинены главной цели: увлечь детей самой музыкой, вызвать интерес к пению в хоре, ансамбле и к разучиваемой ими песни. Должна присутствовать творческая атмосфера в коллективе. Работу с младшим хором и ансамблем надо всячески разнообразить. Например, помимо исполнения обычных песен, малыши могут исполнять и целую сюиту на одну тему, или несколько песен, связанных литературным текстом. Можно сделать и тематическую музыкально-литературную композицию. При развитии вокальных способностей во внимание принимается и то, что голосовой аппарат и характеристики голоса младшего школьника тоже имеют свои особенности, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе. Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше), а также различен в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские. Сопрано детского хора от «до» I октавы - до «соль» II октавы. Альт детского хора от «ля» малой до «ре» II октавы. У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности. Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы, в зависимости от возраста: младшая группа, средние школьники и старшее звено. Младшая детская группа - от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы - до II октавы, или ре I - ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками. В репертуаре таких хоровых коллективов имеется по сути 1-2 произведения. На этом начальном этапе хорового воспитания закладывается профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование. Методика проведения занятий в детском хоре имеет огромное отличие от методики во взрослом. Это отличие обусловлено, прежде всего, тем, что детский организм находится в постоянном развитии, следовательно, и изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте очень полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов; правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. На первоначальном этапе работы, формированию вокальных навыков младших школьников, должно уделяться особое внимание, так как эти навыки являются базой для дальнейшего музыкального развития участников хора. Организуя эту работу важно использовать такие методы вокального воспитания, которые будут оказывать положительное влияние на личностное и психологическое развитие каждого участника и установление органичных взаимоотношений в коллективе. Первым делом педагог должен привести хор к общему тону, т.е. выработка унисона. Работа в данном направлении должна быть ориентирована на овладение учащимися натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы. В дальнейшем необходимо формировать навык сознательного использования учащимися регистров в соответствующем им диапазоне. На третьем этапе, наряду с произвольным переключением, скачком с одного регистра на другой, необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый. На следующем этапе следует отточить способность детей произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении. Развитие вокальных данных может быть эффективным на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки. Продолжительность каждого этапа определяется по-разному, в зависимости от того, как часто будут проводиться занятия, от педагогического воздействия, восприимчивости ученика и его музыкальных способностей. Для решения всех описанных задач недостаточно использование только коллективной формы обучения, она должна сочетаться с индивидуальной формой работы с детьми. При коллективном обучении пению, целесообразнее будет использовать в работе все виды регистрового звучания. Особое место среди хоров занимает хор мальчиков. К сожалению, эта традиционная форма хорового воспитания недостаточно востребована в практике массового музыкального образования. В общеобразовательных школах на сегодняшний день хоров мальчиков практически не существует. Это во многом связано с тем, что учителя музыки в школе недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями по истории и теории вокально-хорового исполнительства, методикой организации вокально-хоровой работы с голосами мальчиков, а пение является далеко не самым распространенным занятием среди них. Мальчики зачастую оказываются отстраненными от музыки. Для многих из них нет ничего важнее футбола, компьютера или улицы. Кроме того, мальчики часто отличаются повышенной двигательной активностью, «излишней» подвижностью, нервной возбудимостью, дефектами развития речи. У мальчиков дольше, чем у девочек, развиваются все психические функции, механизмы речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, контроля произвольных движений. Мальчикам свойственна сильно выраженная поисковая и исследовательская активность, они менее дисциплинированны, их интерес к чему-либо быстро гаснет, особенно если что-то не получается. У мальчиков чаще наблюдается дискоординация слуха и голоса, среди них больше «гудошников» при неплохом музыкальном слухе. Процесс формирования вокально-хоровых навыков у мальчиков на занятиях хора строится на сочетании общедидактических и специальных методов. Среди общедидактических методов предпочтение отдается объяснительно-иллюстративному и поисковому методам. К специальным относятся: концентрический, фонетический, метод мысленного пения, сравнительного анализа. Каждый метод представляет систему приемов, объединенных общностью задач и подхода к их решению. Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса мальчиков путем стимулирования, прежде всего, их слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности. Особую роль в работе с мальчиками имеет использование поисковых ситуаций и наводящих вопросов. Они помогают мальчикам находить соответствующие исполнительские приемы, проявлять инициативу, что помогает развитию мышления, проявлять самостоятельность и творчески подходить к исполнению произведений. Таким образом, вокально-хоровая работа в процессе внеклассных хоровых занятий с мальчиками, должна опираться на основные положения общей методики работы с хором. Ее значение определяется необходимостью воспитания у всех участников хора правильных и единых навыков певческого дыхания, звукообразования, культуры певческого звука. От качества вокальной работы зависят все элементы хоровой звучности и уровень художественного исполнения хоровых произведений. Основной задачей хормейстера-педагога на занятиях в хоре является обогащение духовного мира мальчишки, пришедшего в хоровой коллектив. Педагог помогает ему поверить в свои возможности не только как певца, но и как организатора, помощника. Кроме хора учащиеся посещают также занятия сольного пения. Они выполняют вспомогательную функцию к хоровому классу, поскольку качество звучания хора зависит от индивидуального звучания каждого хориста. Опыт многих хормейстеров, работающих с мальчиками, показывает, что в младшем возрасте они в большей степени концентрируют свое внимание не на слуховых, а на зрительных впечатлениях, и поэтому плохо интонируют. Открытие ребенком своей способности правильно исполнять мелодию вместе с другими детьми меняет отношение школьников к пению в лучшую сторону. В качестве основных методов, позволяющих строить ход занятия хора в соответствии с особенностями развития мальчиков, были выбраны: игра, соревнование, импровизация, сравнение и оценка, сочетание репетиционной работы с концертной практикой. Занятия с мальчиками начинались с несложных упражнений, обязательно в игровой форме; репертуар соответствовал их возрастным и психологическим особенностям, учитывал их заинтересованность, имел воспитательную направленность. Для выявления позитивной динамики в формировании вокально-хоровых навыков в работе с первоклассниками на занятиях хора в течение года использовались специально отобранные вокально-хоровые методы и приемы. Одной из наиболее сложных задач стало проведение всех репетиций таким образом, чтобы концертное исполнение явилось кульминацией в постижении певцами своих исполнительских возможностей, оказалось впечатляющим для слушателей и стало демонстрацией достигнутого. Благодаря проведению праздников, концертных выступлений хора мальчиков 1-2 класса происходило объединение ребят, родителей, педагогов; поддерживалась и стимулировалась их творческая активность, которая со временем должна была перерасти в творческое содружество. Заинтересованность, активность семьи в жизни хорового коллектива способствует более быстрой адаптации ребенка к новым условиям, снижению его беспокойства, волнения, повышению самооценки. Выбор формы концерта в качестве оценки результатов работы был обусловлен также и тем, что на данном этапе учащиеся уже могли продемонстрировать умение держаться на сцене, владеть собой в очень ответственный момент в своей жизни. Объединение детей в отдельный хоровой коллектив позволяет проводить внеклассную хоровую работу с максимальным учетом всех особенностей их развития. Педагог может уделять больше времени развитию качеств личности учеников, эмоциональной сферы и манере поведения. Во время занятий и концертных выступлений дети находят единомышленников, раскрываются в новом позитивном качестве, обращают на себя внимание окружающих, растет самоуважение и самооценка. Очень важно, чтобы сегодня в каждой школе был организован хор или ансамбль, так как хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ из всех видов деятельности. Песенное начало лежит в основе самобытного склада русской национальной культуры, и в наше время действительно стоит возрождать традицию существования хора в школе, гимназиях, училищах и институтах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|