Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ФРАНЦИИ XVII – 1-Й ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ. ТВОРЧЕСТВО Ж.-Б. ЛЮЛЛИ. ЖАНР ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ

 

На рубеже XVII-XVIII веков музыкальной искусство Франции развивалось в условиях абсолютистского государства[1]. Присущее абсолютистскому режиму возвеличение роли государя нашло наиболее яркое выражение в период правления короля Людовика XIV[2], «Короля-Солнце», которому приписывают знаменитое выражение: «Государство – это я!».

 

Король Франции Людовик IV

Царствование Людовика — время консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры и искусств, − вошло в историю как Великий век. Французская нация в период его правления своими достижениями в искусстве и науках, в промышленности и торговле достигла невиданных высот. Версальский двор (Людовик перенёс королевскую резиденцию из Лувра в Версаль) стал предметом зависти и удивления почти всех современных государей, старавшихся подражать великому королю даже в его слабостях. При дворе был введён строгий этикет, регламентирующий всю придворную жизнь. Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили, прежде всего, вкусы самого Людовика. Изысканная роскошь королевских резиденций, строго упорядоченная красота парков, великолепие придворных празднеств – всё было рассчитано на то, чтобы ошеломить, создать представления о недосягаемости величия и беспредельном могуществе монарха. Со всех концов государства в столицу Франции стягивались все лучшие художественные силы страны. Париж становится центром французской культуры, законодателем мод в политике, экономике, искусстве.

Дворцовый комплекс Версаля

 

Летняя резиденция французских королей в Фонтенбло (близ Парижа)

Сложно организованной и расписанной в соответствии со строгим регламентом была музыкальная жизнь при дворе короля. Важнейшее место среди придворных увеселений занимали различные музыкально-театральные представления, в которых принимал участие и сам король[3], и его придворные.

В 1661году Людовик XIV основал Королевскую академию танца (Académie Royale de Danse), которая размещалась в Лувре. Это была первая в мире балетная школа. Она развилась в компанию, позже известную как «Балет Парижской оперы». В 1669 году он основал Королевскую Академию Музыки (Académie Royale de Musique). Руководить обеими было поручено музыканту, бывшему крупнейшей фигурой во французской музыкальной культуре этого периода – Жану-Батисту Люлли (1632-1687).

 

 

Жан-Батист Люлли

 

Жан-Батист Люлли (ит. Джованни Баттиста Лýлли) был скрипачом, композитором, дирижёром, педагогом и танцором. Родившись в семье флорентийского мельника, он ценой своего таланта и трудолюбия сделал невероятную карьеру, пройдя путь от слуги в свите герцога де Гиза, с которым он впервые попал в Париж в 1646 г., до первого придворного композитора. Свою службу при дворе Люлли начал, сочиняя музыку к придворным балетам (ballets de cour) и танцуя в них вместе с королём и придворными. Изначально отвечая только за инструментальную часть, он достаточно быстро взял в свои руки работу над вокалом (вокальные номера до середины XVIII в. были такой же принадлежностью балета, как и танец). Среди произведений Люлли 1650-60-х годов — балеты Времени, Флоры, Ночи, Времен года и др. Все они следуют традиции, чрезвычайно популярной при французском дворе ещё в первой половине XVII в. Балеты, в которых выступали как члены королевской семьи, так и простые танцоры (и даже музыканты — играя на скрипках, кастаньетах и т. п.) представляли собой последовательность песен, вокальных диалогов и собственно балетных номеров, объединённых общей драматургией или развёрнутой аллегорией (Ночь, Искусства, Удовольствия). Люлли как музыкант проявил себя, не столько изображая нечто необычное, сколько целым рядом формальных нововведений. Так в 1658 году в «Альцидиане и Полександре» впервые звучит т. н. французская увертюра (ouverture) c чередованием разделов grave-allegro-grave) — в противоположность итальянской sinfoniа: allegro-grave-allegro, ставшая визитной карточкой Люлли и впоследствии — всей национальной школы; в 1663 году в «Балете Флоры» − также впервые в истории − композитор вводит в оркестр трубы, исполнявшие до того лишь полуслужебную функцию фанфар.

В 1655 году Люлли возглавляет ансамбль «Малых скрипок короля» (фр. «Les Petits Violons»). Его влияние при дворе постепенно растёт. В 1661 году он переходит во французское подданство (именуя при том своего отца «флорентийским дворянином»), и получает должность «композитора камерной музыки».

В 1658 году в Париже дебютирует Мольер[4]. В 1663 году Людовик XIV назначает ему пособие в 1000 ливров как «превосходному комическому поэту» и заказывает пьесу, где он сам будет танцевать. Мольер сочиняет комедию-балет «Брак поневоле». С этой постановки начинается многолетнее сотрудничество Люлли и Мольера. Вместе они сочиняют ряд пьес, среди наиболее известных: «Брак поневоле» (1664), «Принцесса Элиды» (1664), «Любовь-целительница» (1665), «Жорж Данден». 14 октября 1670 года была впервые представлена их самая знаменитая совместная работа — «Мещанин во дворянстве». Объём материала, принадлежащего в комедии собственно Люлли сопоставим по размеру с мольеровским и состоит из увертюры, танцев, нескольких интермедий (в том числе турецкой церемонии) и завершающего пьесу большого «Балета наций».

«Кадм и Гермиона» − первая опера (трагедия на музыке) Люлли − написана на либретто Филиппа Квино на сюжет, выбранный самим королём из нескольких вариантов. Премьера состоялась 27 апреля 1673 года в театре Пале-Рояль. Одной из главных черт новой оперы стала особая выразительность мелодекламации. По свидетельству современников Люлли часто ходил слушать игру великих трагических актёров, посещая спектакли театра французской трагедии, где ставились пьесы знаменитых драматургов-классиков Пера Корнéля и Жана Расина. Причем оттенки этой игры — паузы, повышение и понижение тона и пр. — тут же курсивом наподобие стенографии воспроизводил в своем блокноте. Он сам подбирал себе музыкантов и певцов, сам воспитывал их, руководя репетициями и дирижируя со скрипкой в руках.

Всего им сочинено и поставлено тринадцать трагедий на музыке: «Кадм и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изида» (1677), «Психея» (1678, оперная версия трагедии-балета 1671 г.), «Беллерофонт» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Роланд» (1685) и «Армида» (1686). Опера «Ахилл и Поликсена» (1687) уже после смерти Люлли была закончена его учеником, Паскалем Колласом. К этому ряду можно добавить «героическую пастораль» «Ацис и Галатея» поставленную в 1686 г. и неоднократно возобновлявшуюся.

15 февраля 1686 года была впервые исполнена последняя и, как принято считать, лучшая опера Люлли, «Армида». Сотрудником его, как и в большинстве других случаев, выступил Квино, взявший сюжет из «Освобожденного Иерусалима» Т. Тассо. В отличие от предыдущих «трагедий на музыке» премьера «Армиды» состоялась в Париже, а не при дворе. В последующие годы король отдалился от композитора.

8 января 1687 года, дирижируя Те Деумом по случаю выздоровления короля, Люлли поранил ногу наконечником трости, которой в то время отбивали такт. Рана развилась в нарыв и перешла в гангрену. 22 марта 1687 года композитор скончался.


[1] Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) -- разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

[2] Людовик XIV де Бурбон, известный как «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand, 1638 -1715) Король Франции и Наварры с1643 г. Царствовал 72 года — дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории монархов Европы.

[3] И сам свой титул «Король-солнце» Людовик XIV получил, исполняя в одном из придворных балетов соответствующую партию.

[4] Молье́р (фр. Molière, настоящее имя Жан Батист Поклен, 1622-1673) — знаменитый французский комедиограф, создатель классической комедии, актёр и директор театра.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определенные способы по улучшению качества кредитного портфеля. | ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ. НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА. ОПЕРА-SERIA


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных