Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ. НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА. ОПЕРА-SERIA

 

Тенденция к усилению мелодического начала и кристаллизации законченных вокальных форм, наметившаяся у композиторов венецианской школы, получила дальнейшее развитие у мастеров неаполитанской оперной школы, сложившейся к началу XVIII в. Основоположником и главой её стал выдающийся итальянский оперный композитор Алессандро Скарлатти.

 

Алессандро Скарлатти (1660-1725)

 

Итальянский композитор А. Скарлатти вошел в историю европейской музыкальной культуры как глава и родоначальник широко известной в конце XVII - начале XVIII в. неаполитанской оперной школы. Биография композитора до сих пор изобилует белыми пятнами. Особенно это касается его детства и ранней юности. Точно неизвестно, где родился, где и у кого учился будущий композитор. Известно, что с 1672 г. он жил в Риме, с которым связан его первый успех. Здесь в 1679 г. была поставлена его первая опера «Невинный грех» и здесь же, через год после этой постановки Скарлатти стал придворным композитором шведской королевы Христины, жившей в те годы в папской столице. В Риме композитор вошел в так называемую «Аркадскую академию» − содружество поэтов и музыкантов, созданное как центр защиты итальянской поэзии и красноречия от условностей напыщенного и вычурного искусства XVII в. В академии Скарлатти и его сын Доменико встречались с А. Корелли, Б. Марчелло, молодым Г. Ф. Генделем и иногда соперничали с ними. С 1683 г. Скарлатти обосновался в Неаполе. Там он работал сначала капельмейстером театра Сан-Бартоломео, а с 1684 по 1702 гг. − королевским капельмейстером. Одновременно он писал музыку для Рима. В 1702-08 и в 1717-21 гг. композитор жил то в Риме, то во Флоренции, где ставились его оперы. Последние годы он провел в Неаполе, занимаясь преподавательской деятельностью в одной из консерваторий города. Среди его учеников наиболее прославились Д. Скарлатти, А. Хассе, Ф. Дуранте.

В наши дни творческая активность Скарлатти представляется поистине фантастической. Он сочинил около 125 опер, свыше 600 кантат, не менее 200 месс, множество ораторий, мотетов, мадригалов, оркестровых и других произведений; являлся составителем методического пособия для обучения игре по цифрованному басу. Однако наиглавнейшая заслуга Скарлатти заключается в том, что он создал в своем творчестве тип оперы-seria, который в дальнейшем стал эталоном для композиторов. Оперное творчество Скарлатти отличает тонкое чувство драмы, находки в области оркестровки, особый вкус к гармоническим смелостям. Однако, пожалуй, основное достоинство его партитур − арии, насыщенные то благородной кантиленой, то экспрессивно-патетической виртуозностью. Именно в них сосредоточена главная выразительная сила его опер, воплощены типичные эмоции в типичных ситуациях: скорбь − в арии lamento, любовная идиллия − в пасторали или сицилиане, героика – в бравурной, жанровость – в легкой арии песенно-танцевального характера.

Скарлатти выбирал для своих опер самые разнообразные сюжеты: мифологические, историко-легендарные, комедийно-бытовые. Однако сюжет не им-ел решающего значения, ибо он воспринимался композитором как основа для раскрытия музыкой эмоциональной стороны драмы, широкой гаммы человеческих чувств и переживаний.

Видными мастерами неаполитанской оперной школы были также Лео Винчи, Николо Пóрпора и др. Неаполитанская оперная школа, возникнув несколько позднее римской и венецианской, подытожила и обобщила достижения италянской оперы XVII в. в области композиторского творчества и исполнительства. Большое значение для её формирования и развития имели традиции неаполитанской бытовой музыки (мелодически богатой и своеобразной по колориту), а также деятельность четырёх неаполитанских консерваторий, выпустивших многих певцов-виртуозов.

Важный этап развития неаполитанской оперной школы был связан с деятельностью либреттистов Апостоло Дзено и Пьéтро Метастáзио. На либретто, написанные Метастазио («Артаксеркс», «Покинутая Дидона» и др.) в XVIII в. писали многие композиторы, причём на одно и то же либретто создавались десятки опер. Ими был выработан стройный и законченный тип оперы-seria (сéриа, или «серьёзной оперы») на мифологический или историко-героический сюжет Неаполитанская опера-seria характеризовалась преобладанием музыкальных закономерностей над словесными. В её рамках откристаллизовались типичные формы оперной арии (особенно da capo), итальянской оперной увертюры (sinfonia), типы речитатива − т. н. сухого (recitativo secco, под аккомпанемент клавесина) и аккомпанированного (recitativo accompagnato, в сопровождении оркестра), установились традиции использования оркестра в опере. Со временем в неаполитанской оперной школе всё большую роль приобретает bel canto («прекрасное пение») – блестящее виртуозное мастерство, позволяющие певцам демонстрировать свои вокальные возможности. Им итальянская опера славилась по всей Европе. Подлинными кумирами публики стали певцы-кастраты, исполнявшие заглавные партии в операх-seria.

Именно жанр оперы-seria становится в XVIII веке эталонным, образцом для подражания представителями других музыкальных культур. Уже в конце XVII – начале XVIII в. итальянская серьёзная опера распространилась в ряде европейских стран. Знакомство с ней послужило стимулом к возникновению в некоторых из них своего национального оперного театра. Оперы в этом жанре писали такие композиторы, как Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Й. Гайдн, русские композиторы М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский.

Но с течением времени драматическое содержание оперы-seria всё больше отходило на задний план, и она превращалась в развлекательный «концерт в костюмах», всецело подчиняясь прихоти виртуозов-певцов, диктовавших композиторам что и как они должны написать, чтобы выгодно оттенить достоинства их голоса. Драматическая интрига разворачивалась в речитативах secco, эмоции героев воплощались в развитых виртуозных ариях, реже ансамблях определенных типов − героических, лирических, скорбных. Существование этих типовых эмоциональных состояний, которые находили свой выражении е в музыке через те или иные интонации, закрепилось в т.н. теории аффектов. Согласно ей музыка, с одной стороны, призвана возбуждать в человеке различные аффекты (эмоциональные состояния), с другой — сама изображает их. К 30-м годам XVIII в. недостатки неаполитанской оперы-seria были не только замечены современниками, но вызвали сатирические памфлеты и пародии. Оперу называли «концертом в костюмах» из-за доминирующей роли певцов, блестящих виртуозов, нарушавших, однако, художественное правдоподобие изображаемых персонажей. К середине XVIII в. наиболее вдумчивые композиторы пытались преодолеть создавшуюся традицию и пересмотреть музsrfkmye. концепцию оперы, но до реформы К. В. Глюка (началась в 1762) это положение в целом не было поколеблено.

В Неаполе в 30-е гг. XVIII в. сложилась опера-buffa, когда из комических интермедий в опере-seria и из диалектной комедии с музыкой возникли небольшие оперные произведения шуточного характера с участием персонажей, близких маскам комедии дель арте. Одним из первых представителей нового жанра стал Джованни-Баттиста Перголези, в музыке которого проявились яркие буффонные черты («Служанка-госпожа», 1733).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ФРАНЦИИ XVII – 1-Й ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ. ТВОРЧЕСТВО Ж.-Б. ЛЮЛЛИ. ЖАНР ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ | Номоканон сиречь Законоправильник

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных