Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.




 

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Во главе региона находится руководитель (президент, губернатор, мэр и т.д.), который в законе называется «высшее должностное лицо субъекта РФ».

В республиках в составе РФ это, как правило, Президент (исключение составляют Хакасия, Карелия, Дагестан), в краях, областях – главы администраций, губернаторы, в городах федерального значения – мэр или губернатор.

Руководитель региона до 2005 г. избирался гражданами России, проживающими на территории соответствующего субъекта и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава региона избирался на срок не более 5 лет и не мог избираться на указанную должность более двух сроков подряд. Потому в литературе справедливо предлагалось устранить чрезмерные различия в порядке избрания губернаторов и ограничить право на переизбрание не более чем на два срока подряд. Что касается срока полномочий главы региона, то большинство субъектов РФ устанавливали его в 4-5 лет.

Закон сохранил прежние требования к кандидату на должность главы региона, им может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Он не может депутатом, занимать иные государственные и муниципальные должности. Гражданин РФ не может быть наделен полномочиями губернатора на срок свыше 5 лет.

В соответствии со ст.18 Федерального закона «Об общих принципах…» процедура наделения гражданина РФ полномочиями главы региона установлена следующим образом.

Гражданин РФ наделяется полномочиями руководителя субъекта РФ по представлению Президента РФ законодательным органом субъекта Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ. В случае если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный парламент, данное решение принимается на совместном заседании палат большинством голосов от установленного числа депутатов каждой из палат.

Порядок представления Президенту РФ кандидатур глав субъектов РФ урегулирован Федеральным законом «Об общих принципах…», согласно которому не менее трех кандидатур главы региона представляются Президенту РФ политической партией, победившей на региональных парламентских выборах. Такой порядок действует с июля 2009 г. и впервые апробирован при замещении должности губернатора Свердловской области. Прежний порядок предусматривал участие в данной процедуре полпредов Президента РФ. Новый подход действительно несколько демократизирует процедуру наделения полномочиями глав субъектов РФ, усиливает роль партий в определении кандидатуры глав регионов, но вряд ли может считаться успешной альтернативой прямых выборов глав субъектов РФ.

В противном случае следовало бы наделить этим правом парламенты субъектов РФ, что, во-первых, позволило бы учесть региональные интересы и выразить, пусть и опосредованно, предпочтения избирателей через своих депутатов. Во-вторых, такой шаг максимально бы сократил вероятность конфликтных ситуаций в определении кандидатур главы региона между Президентом РФ и региональными законодателями, существенно ускорил бы процедуры принятия кадровых решений. В-третьих, изначальное определение кандидатуры главы региона парламентом субъекта РФ позитивно отразиться и на последующих взаимоотношениях губернатора с законодателями, от эффективности и согласованности совместной работы которых зависит благополучие населения и развитие соответствующего субъекта РФ. Наконец такой подход исключит возможности принятия излишних радикальных решений, связанных с роспуском парламента субъекта РФ, который вряд ли откажет в согласовании предложенной им же кандидатуры первого лица региона.

В законе предусмотрено проведение консультаций перед представлением кандидатуры главы региона, которую парламент субъекта РФ рассматривает в течение 10 дней (ст.18). В случае отклонения представленной кандидатуры Президент РФ в течение 7 дней вносит повторно кандидатуру главы субъекта РФ, и при повторном отклонении или несогласовании кандидатуры закон наделяет Президента РФ правом роспуска регионального парламента (ст. 9).

Основные полномочия руководителя субъекта РФ сводятся к следующим:

а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

б) обнародует законы субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный орган субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

г) вправе требовать внеочередного заседания парламента субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный орган субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого конституцией (уставом) субъекта РФ;

д) вправе участвовать в работе законодательного органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

е) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами субъекта РФ и в соответствии с законодательством Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Подробно полномочия главы региона закрепляются в учредительном акте субъекта Российской Федерации.

Изменены в законодательстве и основания досрочного прекращения полномочий главы региона, наблюдается смещение центра прерогатив в этом к Президенту России. Статья 19 закона устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы субъекта РФ:

а) его смерти;

б) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия парламентом субъекта РФ (самостоятельно парламент субъекта РФ теперь этого права лишен);

в) его отставки по собственному желанию;

г) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом;

д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

з) его выезда за пределы России на постоянное место жительства;

и) утраты им гражданства РФ, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному субъекта РФ в случае:

- издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а руководитель региона не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

- установленного судом иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

- ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей.

Решение о недоверии парламента главе субъекта принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

И если в прежней редакции закона принятие данного решения влекло отставку губернатора, то в действующем законе предусмотрено направление решения о недоверии главе субъекта РФ на рассмотрение Президента РФ для окончательного решения вопроса. Такая мера явилась своеобразной компенсацией главе региона, право которого на самостоятельный роспуск регионального парламента в усложненной законодательной процедуре сохранено.

Президент РФ вправе приостановить действие акта главы субъекта РФ, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Глава субъекта РФ вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта РФ акта Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ.

Должностные лица органов исполнительной власти субъекта РФ несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ.

Президент РФ выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ в случае:

а) издания главой региона нормативного правового акта, противоречащего федеральной Конституции и законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а глава региона в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного, предусмотренного решением суда, срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

б) уклонения главы субъекта РФ в течение 2 месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в него изменений, если в течение этого срока глава региона не обратился в соответствующий суд для разрешения спора.

Срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждение руководителю региона, не может превышать 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта исполнительного органа власти региона, если глава субъекта РФ не обратился в соответствующий суд для разрешения спора.

Если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения главе региона последний не принял в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает высшее должностное лицо субъекта РФ от должности.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, а также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы субъекта РФ на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями руководителя субъекта РФ в случае:

а) досрочного прекращения полномочий главы региона;

б) временного отстранения его от должности;

в) отсутствия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или его самороспуска;

г) непринятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представленной Президентом РФ кандидатуре главы субъекта РФ в установленный законом срок решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями руководителя субъекта РФ;

д) двукратного отклонения законодательным органом субъекта РФ представленной кандидатуры (представленных кандидатур) на должность главы субъекта РФ.

Временно исполняющий обязанности главы региона не имеет права распускать законодательный орган субъекта РФ, вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта РФ.

В случае досрочного прекращения полномочий главы региона, предложения о кандидатах направляются соответствующей политической партией Президенту России, который в установленном законом порядке их рассматривает и одну из кандидатур вносит для наделения полномочиями главы субъекта РФ в региональный парламент.

Глава субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения, которые обязательны к исполнению в субъекте РФ. Акты главы субъекта РФ, акты высшего исполнительного органа субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ.

Таким образом, в числе органов, уполномоченных применять конституционное (уставные) санкции, можно выделить Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, судебные органы, главу субъекта РФ и региональный парламент. При этом можно согласиться с тем, что конституционная ответственность органов государственной власти субъектов РФ должна, прежде всего, выполнять не карательную, а правовосстановительную и правовоспитательную функции.

Статья 20 закона устанавливает основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, который является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В его задачи входит обеспечение исполнения Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ.

Рассматриваемый орган государственной власти субъекта РФ обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Отдельная глава в законе устанавливает основы взаимодействия законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Сохраняя свою самостоятельность, они взаимодействуют в установленных федеральным и региональным законами формах в интересах населения региона.

Среди форм такого взаимодействия в законе названы: направление правовых актов исполнительных органов в парламент региона; обращение депутатов парламента к главе региона с предложением о внесении изменений в указанные акты; встречное обращение главы региона в парламент с предложениями об изменении законодательных актов; направление парламентом главе региона планов законопроектной работы и проектов законов субъекта РФ; участие главы субъекта в законодательном процессе; присутствие главы региона или руководителей исполнительных органов субъекта РФ на заседаниях парламента субъекта РФ с правом совещательного голоса; участие депутатов в работе исполнительных органов; участие законодательного органа субъекта РФ в формировании органов исполнительной власти субъекта РФ; выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ.

Резюмируя, подчеркнем, что функционирование органов государственной власти в субъекте РФ является несомненным элементом его конституционно-правового статуса. И установление в федеральном законе радикальных мер, связанных с возможностью отрешения от должности главы региона и роспуска регионального парламента, хоть и в усложненном порядке, требуют внимательного и взвешенного подхода к их применению, поскольку не исключен возможный дисбаланс федеративных отношений.

Рассмотрение системы органов государственной власти субъектов Федерации и принимаемых ими нормативных правовых актов показывает, что государственные органы субъектов Федерации обладают вполне достаточными полномочиями для того, чтобы обеспечить защиту и расширение прав и свобод человека и гражданина как на региональном, так и на федеральном уровнях.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных