Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. требования, связанные с обеспечением безопасности продукции, работ и услуг.




09.10.10

Востребованность института общеадминистративной жалобы:

1. админ.жалоба отлич-ся от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела, кот.д.б. разрешены органом самостоятельно. → нерациональное расходование времени судов. → нерациональное расходование бюджетных средств.

2. админ.жалоба является средством осуществления контроля руководителей гос.органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие опред.кол-ва жалоб на действия должностного лица → сигнал для руководителя, что в деятельности должностного лица не все хорошо. Руководитель более эффективно будет осуществлять надзор. Т.к. не каждый пойдет в суд → часть фактов будет невыявленной

3. только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудниками гос.аппарата решений или совершенных ими действий. Это принципиальное отличие админ.порядка обжалования от судебного. Судебный проверяет только законность. Он не проверяет целесообразность принятого решения.

П: есть двор, там есть сквер, старый и заброшенный, с алкашами. Решение администрации – сквер убрать, сделать корт. Законное решение (т.к. земля муниципальная, ею может распорядиться муниципалитет по-разному.) → вопрос, но какое решение будет более целесообразно. → нужен ли людям детский корт или что-то другое. Суд не будет это рассматривать. В административном порядке это можно обжаловать, указать, кто и что хочет.

4. в порядке общеадминистративной жалобы публичная администрация способна более эффективно, чем судебная система, разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний.

П: Если инспектор Ростехнадхора решает вопрос, нарушены ли правила возведения объекта → сводится к разрешению вопроса. Специалист, облад.высшим технич.образованием оценивает это с технической точки зрения. А суд не разбирается, упадет труба или нет, проведет экспертизу, привлекая такого же технического специалиста. Администрации проще,т.к. нет посредника.

 

Специальная административная жалоба

Признаки и отличия от общеадминистративной жалобы:

v спец.админ.жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами. Их принятие обусловлено тем, что процедуры рассмотрения общеадминистративной жалобы неэффективны.

П: таможенным кодексом предусм.спец.вид жалобы. → жалоба тому, кто выявил нарушение и рассматривается его рук-лем незамедлительно. (иначе на самолет не успеет)

Или дело связано с финансовыми средствами. Одному должностному лицу доверить не могут → доверяют комиссии. Каждый надзирает за другим.

v спец.админ.жалоба м.б. подана только строго определенными лицами, причем такие лица как правило должны являться участниками соответствующих правоотношений.

П: подача жалобы по делу об административном правонарушении, если подавать в вышестоящий орган или вышестоящему лицу. Обжаловать могу только в случае, если в отношении меня – дело об административном правонарушении. Или в таможенных отношениях – у того, кто проходит таможню

 

v Подается в строго указанный орган или должностному лицу. Как правило устанавливается порядок, согласно кот.жалоба подается тому, чьи действия обжалуются, а уже оно передает жалобу по подведомственности. Как правило это связано с тем, что подача спец.админ.жалоб связана д.б.в короткий срок или м.б.проблемы с подведомственностью.

Гражданин может не знать, кому подать, поэтому подает тому, чьи действия обжалуются.

v Спец.админ.жалоба всегда письменная. Как правило устанавливаются требования о приложении опред.документов, кот.призваны доказать:

o Что лицо является участником соотв.правоотношений

(дело об админ.правонарушении, нужно доказать, что вынесено в отношении вас)

o Обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела.

v Помимо адресата и субъекта, который подает жалобу, устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений.

v Всегда разные сроки для каждой спец.админ.жалобы. Какие-то рассм-ся немедленно, какие-то в течении 10 дней. Но сроки, как правило, сокращенные.

v В отношении жалоб как правило устанавливается спец.перечень решений, кот. не сводится к трем типовым. (удовлетворить/отказать/удовлетворить частично). Могут отменить решение полностью или в части, вернуть на новое рассмотрение в орган, принять новое решение и др.

 

 

Судебная жалоба

Соотношение с административной:

Не установлено обязательного досудебного порядка разрешения споров, вытекающих из публичных правоотношений. → 3 варианта:

1. подать судебную жалобу после административной.

a. Можно как обратиться к суду непосредственно → обжаловать незаконное решение по жалобе

b. Обжаловать незаконное действие, попросить у суда альтернативного решения.

В обоих случаях суд будет проверять дело в полном объеме. Даже если ссылаемся на процедурные нарушения, суд будет проверять содержание тоже.

2. подать судебную жалобу саму по себе, без административной.

3. можно подать судебную и административную жалобу одновременно. В этом случае приоритет имеет судебная жалоба над административной.

 

Регулирование судебной жалобы находится на пересечении административного и гражданско-процессуального права. На сегодня нормы о судебном оспаривании незаконных действий публичной администрации – 25 глава ГПК, 24 глава АПК.

Рассмотрение данных дел осущ-ся по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными отдельными главами. → 1. чтобы подать судебную жалобу лицо должно обладать гражданско-процессуальной дееспособностью. (Задача про Ивана Дурнева).

2. Чтобы подать жалобу должно быть заинтересованным. Т.е. д.иметь место не просто нарушение действующего законодательства, а нарушение д.влечь для гражданина невозможность реализовать какое-либо субъективное право. Заинтересованность может выражаться как в том, что незаконный акт непосредственно направлен на лицо, которое его обжалует, или мы можем являться участником соотв.правоотношений в будущем, но исполнение соотв.действия или решения создаст препятствия для реализации наших прав. П: принято решение о незаконном выделение участка под застройку кому-то там. Но мое право на пользование этой рощей или этим участком нарушено.

В рамках суд.жалобы м.б. оспорены действия и решения ОГВ, ОМС, предприятий, учреждений, кот.нарушают права и законные интересы граждан. На практике перечень не исчерпывающий.

П: по заявлению прокурора Моск.обл-ти Моск.гор.суд. принял решение о незаконности решение межведомственной комиссии о гос.тайне об отнесении сведений к гос.тайне → снять гриф секретности. → решение обжаловано. А комиссия сказала, что она не орган, и их действия обжаловать нельзя. Но ГПК трактует перечень расширительно. Если публичное образование реализует публичную функцию, то его действия могут быть оспорены. Т.е. есть публичная функция и нарушенные праваможно оспорить.

 

Объектом обжалования м. выступать решения, т.е. индивидуальные правоприменительные акты, и действия, неоформленные в виде письменного документа, но при этом влекущие негативные последствия. Чтобы оспорить действия, оно:

1. должно обладать признаком властности,

2. совершаться от лица публичной администрации

3. влечь для гр-на или организации какие-либо негативные последствия.

 

Судебные жалобы м.б. поданы:

v В арбитражные суды, если спор связан с осуществлением предпринимательской деятельности или вытекает из иных экономических правоотношений.

v Военные суды. Рассм.споры,

o если в них участвуют военнослужащие

o с т.зр. объекта обжалования д.оспариваться решения, действия/бездействия органа военного управления или командира.

v Суды общей юрисдикции → все остальные категории споров

 

 

По общему правилу: в рамках судов общей юрисдикции → районные суды,

→ суды субъектов, если это связано с гос.тайной.

→ Верховный суд, если оспаривается индивидуальных актов президента или правительства.

 

 

→ Арбитражные суды субъектов.

→ В ВАС → акты президента или правительства.

 

В рамках системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов – по месту жительства/месту регистрации юр.лица. Или 2 вариант: по месту нахождения органа, чьи действия/решения обжалуются.

 

 

Суд.жалоба → спец.форма акта → заявление об оспаривании незаконных действий или решений. Субъект именуется заявителем. Вторая сторона именуется ответчиком.

Суд.жалоба м.б. подана в течение 3х месяцев, когда гр-ну или орг-ции стало известно о нарушении их прав и законных интересов. → этот срок является пресекательным. Если истек – реализовать право нельзя. (В отличие от административной жалобы). Но он может быть установлен по ходатайству лица, если пропущен по уважит.причине.

 

Распределение бремени доказывания: заявитель обязан в заявлении обосновать нарушения его прав, что включает в себя:

→ заявитель должен мотивировать наличие нарушений действующего законодательства

→ факт того, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, незаконно возложена обязанность или имеет место незаконное привлечение к ответственности.

→ причинно-следственную связь между первым и вторым.

 

На ответчика возлагается обязанность доказать законность принятого решения или совершенных действий.

В отличие от искового производства суд не связан доводами сторон. Рассматривает дело в полном объеме. → решение даже за рамками тех требований, которые указал заявитель.

 

 

Участие граждан в лицензионно-разрешительных и регистрационных отношениях.

И лицензионно-разрешительные, и регистрационные отношения связаны с инициативной реализацией невластным субъектом своих прав и обязанностей, для реализации или исполнения которых необходимо взаимодействие с публичной администрацией. →

см.предмет АП, хар-ку админ.-процедурн.отношений.

 

Отличаются они по своему назначению след.образом:

В регистрационных отношениях гос-во только констатирует опред.юридический факт или опред. правовое состояние в целях учета субъектов.

П/с на недвижимое имущество.

В разрешительных отношениях гос-во делает для отдельного лица исключение из общего запрета, при этом проверяет его соответствие требованиям, исключающим причинение вреда интересам гос-ва, общества, иных лиц.

Если гос-во видит, что использование какое-либо права (управлять ТС) м.повлечь причинение вреда правам, свободам др.гр-н (кого-то собьют) → сначала общий запрет (просто гражданам нельзя управлять ТС) → в отношении каждого индивидуально принимать решение.

В разрешительных отношениях исследование гос-вом опред.характеристик лица является более глубоким, чем в отношениях регистрационных.

В разрешительных отношениях возникают такие элементы как предварительный контроль, сдача экзаменов, появляется подтверждение тех или иных фактов (предоставление справок, иных разрешений), появляется согласование → более сложные отношения.

В регистрационных отношениях исследование сфокусировано на материальном объекте или праве. В разрешительных – на характеристиках субъекта.

 

Гос.регистрация – деятельность представителей гос.администрации, состоящая в непосредственном выполнении обязанностей по ведению гос.учета объектов или объективных состояний. → форма реализации метода удостоверения публично значимых состояний и представляет собой наиболее мягкий способ исполнительно-распорядительной деятельности.

Гос-вом необходимость участия для гр-н в регистрационных отношениях обеспечивается за счет того что гос-во увязывает превращение факта реальной действительности в юридический факт с наличием регистрации.

Отказ в регистрации возможен в том случае, если объект (или право) фактически не соответствует установленным требованиям. Других оснований для отказа быть по общему правилу не может. → перечень оснований для отказа всегда закрытый и принятие решения не предусматривает какого-либо усмотрения должностного лица. Как правило гос-во выделяет ключевые признаки объекта/состояния и если они есть → служащий обязан принять решение о регистрации.

2 группы регистрационных отношений:

v Гос-во осуществляет учет. → функция только знать, что объект существует, он такой, какой должен быть. Основанная функция – ведение учетных документов (реестров, кадастров, регистров)

v Отношения, в которых гос-во путем регистрации наделяет субъекта специальным админ.-правовым статусом. (ИП, беженцы, вынужденные переселенцы, жертвы политических репрессий). В этой ситуации учет выступает вспомогательной функцией. Основная цель – проверка спец. правосубъектности.

 

 

23.10.2010

Регистрационные отношения обеспечивают функционирование системы учета юридических фактов, добровольного удостоверения юридических фактов, наличие которых важно для защиты и реализации прав граждан и организаций.

Регистрация обеспечивает учет объектов, имеющих публичное значение.

 

Т.е. с одной стороны объекты свободны к обороту, но требуют учета для обеспечения контроля за их использованием. П: учет источников повышенной опасности, работ и услуг, требующих профессионализма и квалификации, опасные производственные объекты.

Юридические факты связаны с публичными правами и обязанностями. Регистрация по месту жительства – обеспечивает для государства контроля за исполнением обязанностей (например воинских).

 

Разрешительная система представляет собой урегулированную правом совокупность общественных отношений публичной администрации с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

Цель – обеспечение безопасности граждан, общества и государства.

С т.зр. механизма регулирования институт разрешений направлен на государственное подтверждение квалификаций, профессиональных качеств и предоставления субъектам, которые соответствуют таким требованиям, специальных административно-правовых статусов, основой которых является право заниматься определенной деятельностью.

В разрешительной системе можно выделить 4 основополагающих элемента:

v Наличие общего запрета на осуществление деятельности или пользование имуществом лицами, не наделенными определенным правом. Иными словами, гос-во устанавливает запрет для всех.

v Деятельность по выдаче разрешений осуществляется субъектами функциональной власти. Отношения функциональной подчиненности возникают вследствие получения разрешения.

v Наличие инструментов надзора за лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешение, надзора за соблюдением правил осуществления этой деятельности.

v Наличие принудительных мер, обеспечивающих прекращение нарушения установленных правил и норм. Причем в данном случае принудительные меры строятся несколькими «эшелонами»: привлечение к ответственности за нарушение правил и норм; а также пресечение незаконного пользования правом или объектом, как правило путем отмены специального разрешения. С т.зр. такие меры могут применяться как вместе так и раздельно. На практике – эти меры применяются вместе или только мера ответственности.

 

Устанавливая общий запрет и критерии, которым должен соответствовать субъект, чтобы получить разрешение, законодатель тем самым устанавливает критерии определения специальной правосубъектности.

Основаниями для введения разрешительного порядка реализации того или иного права могут быть следующие условия:

1. деятельность требует квалифицированного и профессионального ведения в определенных формах и определенными способами.

2. невыполнение указанных выше условий характеризуется общественной опасностью

3. указанная деятельность получила широкое распространение. Если что-либо может делаться только одним субъектом, то нет необходимости устанавливать разрешительный порядок.

4. данной деятельностью могут заниматься невластные субъекты. Если данной деятельностью может заниматься только государство, то разрешительная система не формируется.

 

По форме выражения разрешения могут быть следующих видов:

v лицензия

v свидетельство

v акты аккредитации

v квалификационные аттестаты

v удостоверения

v специальные разрешения и т.д.

 

По объему предоставляемых полномочий разрешения можно разделить на генеральные, управомочивающие совершать неограниченное количество сделок с определенным товаром, работами, услугами (лицензия на осуществление медицинской деятельности). Разовые – позволяют совершить 1 операцию с ограниченным сроком исполнения (ввезти на территорию РФ опред.товар).

В сфере пользования объектами животного мира могут встречаться единичные разрешения (отстрел одной косули).

 

Контрольно-надзорные отношения

(прочитает потом когда-нибудь, надо напоооомнить).


Основы административно-правового статуса коллективных субъектов.

Предпосылкой для возникновения этого статуса, которые в публичном праве объединяются формулой организаций является традиционно правосубъектность. Спецификой правосубъектности организация является то, что она не подразделяется на право- и дееспособность. Организация не может быть правоспособной, но при этом не дееспособной. Все три элемента правосубъектности – правоспособность, дееспособность и деликтоспособность, возникают и прекращаются одновременно.

С т.зр. возникновения правосубъектности есть 2 варианта коллективных субъекта:

v организации, которые могут существовать только в форме юридических лиц. 3 элемента возникают одновременно

v Организации, которые могут существовать без регистрации в качестве юридического лица. => некоммерческие, религиозные организации. Специфика – они возникают как субъект административного права с момента принятия решения об их создании, но при этом получают только административную право- и дееспособность. Деликтоспособность они не получают. КоАП предусматривает возможность привлечения к ответственности только юридических лиц. Причина – юр.лиц есть имущество, из которых можно платить штраф.

=> у некоммерческих организаций есть обязанность соблюдать общие ограничения и запреты. За исполнением этих обязанностей государство осуществляет надзор и, не имея возможности привлекать к ответственности этих субъектов, оно пресекает их деятельность, запрещая их деятельность на территории РФ. Если гос-во запрещает деятельность кого-то, то этот кто-то является участником административно-правовых отношений.

 

Права и обязанности:

В первую очередь положения относятся к юридическим лицам.

I. Создание/учреждение организации. Зависит от того, какую организацию создаем.

Общая обязанность – регистрация в территориальном органе ФНС по месту нахождения. =>ФЗ «О регистрации юр.лиц и ИП». Не все коммерческие организации регистрируются в этом порядке. Специальная гражданско-правовая правосубъектность у банков и др.организаций регистрируются в ином порядке.

Для некоммерческих организаций регистрацию осуществляет территориальный орган или министерство юстиции. => иной порядок регистрации, иной срок. 1 месяц. На практике – 1,5 – 2 месяца. 1 месяц – до принятия решения, потом направили в налоговую, свидетельство, вам направили – 2 месяца.

Для некоммерческих организаций более жесткий порядок регистрации.

II. Право на занятие определенными видами деятельности, для осуществления которых нужно получение определенного вида разрешений = лицензий.

ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» => общая конструкция: ФЗ устанавливает основы процедуры лицензирования, минимальные сроки, основания для отказа и перечень лицензируемых видов деятельности. На практике самое главное – понять, каким требованиям нужно соответствовать. Эти требования определяются подзаконными актами в форме Постановления Правительства, или нормативных актов высшего исполнительного органа субъекта федерации.

Не все виды разрешений на занятие определенными видами деятельности урегулированы ФЗ. П: образование. => закон об образовании и нормативные акты минобр и науки. Определяют аттестацию, аккредитацию и т.д.

 

Разница между отменой и аннулированием заключается в основании и последствиях. Основания для отмены – нарушение порядка реализации права, основание для аннулирования – нарушение в процессе приобретения права. Последствия: при аннулировании – право не возникало. При отмене – в дальнейшем право не может быть реализовано.

 

П: существует 10 лет юр.лицо, осуществляющее деятельность на основании одной лицензии, другой лицензии. Вдруг выясняется, что при получении лицензии – нарушения. => аннулирование. Но нельзя вернуть в первоначальное состояние, т.к. контрагентов уже давно нет и т.д. Нельзя аннулировать те сделки, которые совершены добросовестно. Даже если они действуют на момент аннулирования. Добросовестно – не знали о том, что лицензия выдана неправомерно.

III. Обязанности и связанные с ними права по ведению бухгалтерского учета. => ФЗ «О бухгалтерском учете». Призван обеспечить единообразный учет хозяйственных операций.

Специфика административно-правовых отношений в том, что эта обязанность распространяется как на юр.лица, так на их филиалы и представительства.

Общая политика гос-ва в области бух.учета определяется правительством РФ. Члены правительства РФ нифига не понимают в бухучете. Вся конкретика, планы счетов, стандарты бух.учета разрабатываются гос.органами в пределах компетенции. Основной орган – Минфин. ЦБ – для банков. Разъяснения к поведению дает тот, кто контролирует – ФНС (не являются нормами права)

 

IV. требования, связанные с обеспечением безопасности продукции, работ и услуг.

=> ФЗ «О техническом регулировании». Что является молоком, а что – молочным напитком. Что является соком, а что – нектаром. Весь закон регулированию конкретных требований не уделяет ни строчки. Единственное, что определяет – порядок утверждения технических регламентов и порядок контроля за их исполнением. При этом ФЗ имеет массу исключений. Он не распространяется на отношения в области связи, бухучета, аудиторской деятельности, в области ценных бумаг.

Основной механизм технического регулирования – регламент. Конкретным правовым инструментарием является подтверждение соответствия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных