Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура семьи: влияние взаимоотношений супругов на развитие ребенка




Для того чтобы рассмотреть функции отцовства по отношению к ребенку, необходимо отметить, что отцовство проявляется в основном в семейных взаимоотношениях. И именно в рамках семьи реализуются основные функции отцовства, происходит общение, приводящее к развитию обоих субъектов этого общения — ребенка и отца. В социологии, психологии и других науках о семье по-разному определяют категорию «семья». Это связано с тем, что семья сочетает в себе свой­ства социальной структуры, социальной организации, социального института и малой группы. Она многофункциональна и уникальна своей посреднической ролью между личностью и обществом.

Семья является устойчивой системой взаимоотношений, вы­полняющей определенные функции, т.е. имеет черты социального института. Семья — это форма общности людей, связанных кровным родством и общим бытом, образующих круг взаимной привязанности и ответственности.

Семья как социальный институт, будучи основанной на браке, име­ет юридически правовой статус, который определяется государствен­ным законодательством. В юридическом понимании семьи отражаются признаки, наделяющие ее членов определенными правами и обязан­ностями. С этой точки зрения семья - это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства и принадлежности к семейному союзу. Круг этих лиц (членов семьи) определен различно в отдельных отраслях права (семейном, гражданском, пенсионном и т.д.). Юридически правовой статус не только определяет права и обязанности каждого члена семьи, но позволяет государству защищать семью.

В социологическом смысле семья — это союз лиц, проживающих совместно, объединенных брачными, родственными и иными личны­ми узами, характеризующихся взаимными интересами и заботой друг о друге.

Другое определение семьи — это сложное общественное отноше­ние, в котором проявляются моральные, психические, физиологи­ческие, хозяйственно-бытовые связи между небольшим кругом лиц (членов семьи), создающих общность их жизни и интересов.

В психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, призванных в самом общем смысле, с одной стороны, защищать индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой - приспособить его к жизни в этом обществе, дать; средства для нормального функционирования в нем. Это структура, состоящая из отношений «доминирования—подчинения» (власти), ответственности и эмоциональной близости. Последнее не является необходимым элементом для семьи как для социального института. Причем знак эмоциональной близости не обязательно положительной модальности: отчуждение, ненависть, равнодушие в не меньшей мере определяют психологию и существование семьи, нежели любовь, по­нимание и сочувствие.

Одной из наиболее авторитетных на сегодняшний день являет­ся структурная теория семьи. Структурный подход к семье основан на представлении о том, что семья есть нечто большее, чем индиви­дуальные биопсиходинамические характеристики ее членов. Члены семьи соотносятся в соответствии с определенным устройством, ко­торое управляет их трансакциями. Эти устройства формируют единое целое — структуру семьи.

По мнению известного психолога, специалиста по семейной психо­логии Д. Олсона, а также К. Витакера, А.Я. Варги, А.Б. Орлова, А.В. Чер­никова, семья - это система, обладающая определенной структурой и свойствами, характеризующаяся рядом признаков: взаимозависимостью (влияние членов семьи друг на друга и взаимовлияние подсистем); нон-суммарностью (целое больше суммы составных частей); иерархичностью (соподчиненность подсистем); наличием границ, описывающих отно­шения семьи и окружающей среды; специфичностью внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевидные, прерывистые, непрерывные); динамичностью или способностью развиваться; способностью к самоор­ганизации (источник преобразования системы или ее функций лежит в ней самой); диалектикой гомеостаза и развития.

На основе этих признаков в структуре семьи как системы Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности семьи, соответствующих четы­рем типам семей:

1. Разобщенный тип (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения).

2. Разделенный (некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи).

3.Связанный (эмоциональная близость членов семьи, лояльное
во взаимоотношениях).

4.Запутанный (уровень сплоченности слишком высок, низка
степень дифференцированности членов семьи).

Разделенный и связанный уровни сплоченности являются сбалансированными и обеспечивают наиболее оптимальное семейное функционирование, при котором взаимодействие и взаимовлияние между; всеми членами семьи позволяет иметь достаточный уровень свободы - при высоком уровне эмоциональной близости, что существенно и для ребенка, и для родителей.

В этом смысле весьма перспективным представляется рассмотре­ние семьи как системы, в которой каждый элемент взаимосвязан со всеми другими и нормальное функционирование которой невозмож­но без какого-либо ее элемента (Lenzen D., 1991). Таким образом, не только отец и мать влияют на детей, или отношения супружеской пары оказывают влияние на развитие детей, но и отношения в диаде роди­тель — ребенок влияют на стабильность семьи и самочувствие каждого из ее членов. При этом отношения отца и ребенка — не изолированная сфера, эти отношения важны и для функционирования всей семей­ной системы (Lenzen D., 1991). В подтверждение данного положения Barth S. приводит результаты исследования, в котором было выяснено, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, «достраивают» семью в своих фантазиях об отце (Barth S., 2000). Особо интересным пред­ставляется изучение влияния данного феномена на развитие личности самого мужчины-отца.

Структура семьи представляет собой сеть требований и функций (соответствующих видам внутрисемейной деятельности), формиру­ющую способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, поддающиеся предсказанию типы (способы) поведения. Фактически, когда говорят о структуре семьи, имеют в виду те правила, которые существуют в семье, по которым семья функционирует (Ели­заров А.Н., 2005).

В рамках структурной модели можно говорить о системе поддер­жания структуры семьи, которая состоит из двух частей:

1. Генетическая система поддержания структуры семьи основана на генетически заданном ощущении того, что будет правильным, вер­ным применительно к семейной жизни, на установках на семейную жизнь.

Считается, что генетическая система поддержания структуры емьи прежде всего определяет параметры внутрисемейной иерархии. Иерархия (от греч. hieros — священный и агche — власть) — отношения к власти - подчинении, но основанные не на насилии, а на признании авторитета другого. Большинство специалистов полагают, что авто­ритет родителей в семье должен быть всегда выше авторитета детей. С точки зрения М. Мид и В.Н. Дружинина (Дружинин В.Н., 2006), нормальной является ситуация, когда муж в семье обладает несколько большей властью и ответственностью, чем жена. Если этого не проис­ходит, женщине приходится брать на себя мужские функции, для того чтобы семья нормально функционировала, что вызывает у нее чувство дискомфорта, досады по отношению к мужу, мужчинам вообще (Ели­заров А. Н., 2005).

2. Система комплементарных ролей (от англ. complement — до­полнение, комплект). Под «ролью» в данном контексте понимается определенный способ поведения человека в отношениях с другими людьми, сложившийся у него при жизни, наиболее предпочитаемые формы взаимоотношений с другим человеком (Елизаров А.Н., 2005). Если роли взаимодействующих супругов не дополняют друг друга, то их отношения легко могут стать конфликтными, совместная деятель­ность не будет эффективной, совместное пребывание будет вызывать дискомфорт. Таким образом, комплементарные роли — это взаимо­дополняющие модели поведения супругов.

Для анализа взаимодействия членов семьи друг с другом целесо­образно рассматривать семью через понятие «субсистема семьи» - как комплекс подгрупп внутри семьи, объединенных вокруг какой-либо внутрисемейной или семейной задачи и соответствующей ей деятельно­сти. Приставка «суб...» (от лат. sub — под) обозначает здесь включенность некой системы в более широкую систему — семью. В рамках структур­ного подхода и семья рассматривается в свою очередь как часть более широкой социальной системы — общества (Елизаров А.Н., 2005).

Наиболее часто говорят о следующих субсистемах: субсистема супружеской пары, субсистема родителей и субсистема сиблингов (детей — братьев и сестер). При этом один и тот же член семьи в разное время может входить в разные субсистемы семьи.

Субсистема супружеской пары начинает особенно активно фор­мироваться с заключением брака. Время совместной выработки се­мейных правил, распределения ролей имеет большое значение для последующей устойчивости семьи. При возникновении каких-либо разногласий и рассогласовании ожиданий возможно несколько вариантов поведения: от расставания для поиска более подходящего партнера до выстраивания поведения с установкой на согласование и приспособление. Способность это осуществлять связана с опытом, приобретенным в родительской семье. Такой путь в рамках структур­ной модели семьи представляется более предпочтительным, ибо труд­но найти людей, которые с самого начала полностью бы подходили друг другу. Представление о существовании подобного рода ситуаций, по мнению А.Н. Елизарова, — скорее миф, чем реальность. Таким об­разом, основной деятельностью, объединяющей супругов в супруже­скую субсистему на начальных этапах брака, является аккомодация (приспособление) супругов друг к другу, согласование ожиданий отно­сительно близости—отдаленности, распределения домашних обязан­ностей, уровня допустимых контактов.

Субсистема родителей начинает складываться в семье с момента осознанного решения о появлении в ней ребенка. Понятия супругов об отцовстве и материнстве могут быть различными. В интересах ребенка требуется их согласовать. Большое количество супружеских конфликтов так или иначе связано с разногласиями в сфере вос­питания детей. Позитивный опыт согласования и приспособления, построенный в субсистеме супружеской пары до рождения ребенка, помогает разрешать конфликтные ситуации конструктивно. Поэтому нарушение процесса принятия ролей мужа и жены, смешение супру­жеских и родительских ролей, связанное с ранним рождением ребенка (при наличии добрачной беременности), может выступать фактором нестабильности семьи (Олиферович Н.И., 2005).

Семейная иерархия в норме должна основываться на автори­тете родителей, тогда дети не являются равными с родителями. В рамках этой иерархии через родителей дети приобретают умение чувствовать авторитет и учатся сотрудничать в ситуации неравных авторитетов.

Гибкость субсистемы родителей обеспечивает изменение по­ведения родителей в соответствии с потребностями постоянного взросления ребенка. Например, дошкольника родительская субси­стема должна опекать, а у подростка воспитывать самостоятельность и ответственность. Если у родителей не выработалась способность к согласованию и приспособлению в супружеской диаде, то структура семьи меняется с трудом, напряжение между родителями и детьми периодически возрастает, проявляясь в различных конфликтах.

Субсистема сиблингов (детей). Дает возможность ребенку самостоя­тельно изучать отношения сверстников, на опыте непосредственного участия воспитывать способность к согласованию и приспособлению, учиться самостоятельно делать выбор в различных ситуациях, ставить перед собой цели и развиваться самостоятельно.

Границы между подсистемами могут быть четкими, гибкими, ригидными или размытыми. Наиболее предпочтительным вари­антом являются четкие границы (Елизаров А.Н., 2005). Ригидные границы не позволяют изменять поведение и контроль родителей по мере взросления ребенка. Размытые границы могут приводить к смешению ролей, формированию семейных треугольников, когда двое членов семьи объединяются против или в оппозицию к другому, например, родители против ребенка, мать и ребенок в очень близких отношениях против отца, который почти выключен из семейного взаимодействия.

Еще один вид треугольника описан А.Н. Елизаровым (2005), когда мать по мере взросления ребенка видит в нем негативные чер­ты отца, с которым она находится в молчаливом конфликте. Она все более проецирует на ребенка отрицательные черты его отца, вступает с ним в конфликт, будто со своим мужем, что дает выход ее эмоциям и до поры сохраняет семью. Это может приводить к девиантному поведению ребенка, т.к. он таким образом оправдывает ожидания матери.

До определенного момента существования семьи треугольники выполняют в ней полезную функцию, например, поддерживают ба­ланс между близостью и отдаленностью, помогают отрицательным эмоциям у кого-либо из членов семьи не превышать «критической массы», способной разрушить семью. По мере того как треугольники становятся препятствием для развития личности кого-либо из членов семьи, треугольники нуждаются в ликвидации.

В целях понимания внутреннего взаимодействия всех членов семьи рассматривается понятие «функция семьи», которое является важнейшей психологической характеристикой семьи.

Под функцией следует понимать внешнее проявление свойств ка­кого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определен­ные действия по реализации потребностей.

Функции семьи глубоко историчны и тесным образом связа с потребностями общества, потребностями личности в принадлел сти к семейной группе.

Реализация семьей ее функций обнаруживается как результ взаимосвязи семьи и общества, т.е. выполнение семьей функций только для ее членов, но и для общества в целом.

Репродуктивная функция — это естественный биологический прцесс жизни. Эта функция вечна, поскольку имеет природную основ Репродуктивная функция связана с потребностью в физическом вс производстве населения и удовлетворением потребности людей в детях. Проблема выполнения этой функции за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологи отмечают, что потребность в большем количестве детей заметно снизилась.

Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индиви­дуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их реализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрас­тающего поколения, подготовку новых членов общества.

Важнейшей функцией семьи является функция социализации, которая заключается в трансляции опыта, традиций, формировании социальных установок всех членов семьи, побуждающих к тем видам деятельности, которые одобряются и ожидаются обществом и семьей. Несмотря на относительную изменчивость совокупности функ­ций, социальное воспроизводство (репродуктивная функция), соци­ализация членов семейной группы (воспитательная функция) на всех жизненных этапах сохраняются в качестве некой константы.

Кроме того, можно выделить хозяйственно-бытовую функцию семьи, заключающуюся в удовлетворении потребностей членов семьи (в пище, крове, одежде и т.д.), в охранении их здоровья. В ходе выпол­нения этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил. Эта функция решает задачу перераспределения доходов внутри семьи, организации оптимального потребительского поведения самообслуживания.

Экономическая функция зависит от характера потребностей, цен­ностных ориентации, сочетания общественных и личных интересов членов семьи. В условиях экономических проблем семья обеспечивает опору для социально уязвимых групп населения — детей, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных. Кроме того, семья гарантирует получение определенного уровня образования, которое все в большей епени (дошкольное и внешкольное) становится платным.

Все более важное значение принимает эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, ува­жении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психологиче­ского здоровья.

Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — обеспечение выпол­нения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не облада­ют в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. Одним из важнейших моментов этой функции является участие отца в жизни семьи, его контроль. М. Мид полагает, что с антропологической точки зрения семья является нормальной, когда ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, можно считать аномальными.

Сексуально-эротическая функция — это удовлетворение сек­суально-эротических потребностей супругов. С точки зрения обще­ства важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуаль­но-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества. Таким образом, общество осуществляет контроль за нравственной стороной интимных отношений супругов.

Психотерапевтическая функция семьи - одна из новых функций современной семьи, с которой связывают удовлетворенность браком (Мартынова Т.Н., 2000). В самом общем виде эта функция реализуется в способности создавать психологический комфорт в семье.

Выделяют две стороны психотерапевтической функции: «поглажи­вающую» — подобно детям, нуждающимся в ласке и уходе со стороны родителей, каждый из супругов нуждается в психологической, эмо­циональной ласке и уходе со стороны другого; «резонаторную» — спо­собность супруга вдохновлять другого, помогать ему оценивать свои позиции. Качественно изменилась и функция первичного контроля.

Повысился уровень терпимости к нарушениям норм в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, изменам и т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за непристойное поведение в семье.

В современной семье значительно возросла роль таких функций, как духовного (культурного) общения и сексуально-эротическая. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных (Мартынова Т.Н., 2000).

Вслед за пониманием и признанием роли семьи в обществе при­шло понимание того, что в современных условиях семья во многом не справляется со своими социальными функциями.

Нарушение функций семьи - это такие особенности ее жизнедея­тельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Этому может способствовать целый ряд факторов, в част­ности особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причинами нарушений воспитательной функции семьи могут выступать и отсутствие у роди­телей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других, затрудняющее воспитание и др.).

Основные направления исследования отцовства внутри семьи в связи с новыми социальными реалиями общества отражают области, выделенные J.A Levine и E.W. Pitt (J.A Levine и E.W. Pitt., 1995), допол­ненные вниманием к изучению взаимодействия отцов с ребенком вну­три и вне дома. Эти области могут быть категоризированы следующим образом: а) установление юридического отцовства; б) присутствие непостоянно проживающих отцов в противовес их отсутствию; в) эко­номическая поддержка отцами детей, не живущих с ними в одном домохозяйстве, и г) уровень вовлеченности отцов, живущих вместе с детьми.

Юридическое объявление мужчины отцом - непременное усло­вие ответственного отцовства. Юридически зарегистрированное отцовство дает ребенку разнообразные экономические, социальные и психологические преимущества и в некоторой степени является средством защиты прав отца. К сожалению, существует двойственное отношение матери и отца к установлению отцовства. Молодые отцы иногда чувствуют себя обманутыми матерью, и мать может стараться или защитить отца, или не желать связывать себя с ним в будущем.

Расширенная семья с обеих сторон может иметь смешанное отноше­ние к юридическому отцовству и вовлеченности отца.

После установления отцовства главное в отцовстве - присутствие в жизни ребенка. Две основных угрозы присутствию отцов — внебрач­ное рождение ребенка и развод. Почти в 100% случаев дети, рожденные вне брака, проживают с их матерями. Если отцы не живут с матерью и ребенком, их присутствие в жизни ребенка является часто малым, и даже когда оно активно какое-то время, имеет тенденцию нарушаться в течение долгого времени. R.I.Lerman (R.I.Lerman., 1993) обнаружил, что три четверти молодых отцов не проживают с детьми с рождения и никогда не жили в одном домохозяйстве с ними. Приблизительно 50% этих отцов посещали ребенка один раз в неделю, но приблизительно 20% никогда не посещали или посещали один раз в год. С течением вре­мени контакт уменьшался, поскольку дети становились старше. То есть оказывается, что существуют личные, культурные барьеры, барьеры от­ношений, а также юридические барьеры, которые мешают присутствию отца в жизни детей, с которыми он не живет в одном домохозяйстве.

Однако, с другой стороны, эта социальная детерминированность означает, что отцовство может измениться в ответ на изменения куль­турных, экономических, институциональных и межличностных влия­ний, в том числе создания различных социальных программ, психоло­гического просвещения и педагогической пропаганды ответственного отцовства в обществе.

И именно ввиду социальной детерминированности отцовства данный феномен невозможно рассматривать в отрыве от семейной и социальной ситуаций. В контексте семьи на взаимоотношения отца и ребенка оказывают влияние множественные факторы, среди которых мы, вслед за W.J Doherty (W.J Doherty., 1993), на первый план вы­двигаем индивидуальные факторы отца, матери и ребенка, факторы отношений матери и отца и влияния окружающей среды. В пределах каждой из этих пяти областей можно выделить множество определен­ных факторов, влияние которых подтверждается исследованиями.

В связи с этим представляется целесообразным более глубокое изучение взаимосвязи факторов, влияющих на специфику отцовства. Анализ исследований позволил предположить, что на то, каким об­разом формируются и проявляются три блока в структуре отцовства — ценностно-смысловой, операциональный и потребностно-мотивационный — влияют, по меньшей мере, четыре генерализированных фактора: отношения и ожидания матери по отношению к отцу своег ребенка, формируемые в том числе и средовыми влияниями; специфика взаимоотношений матери с отцом (в том числе брачный статус, личные взаимоотношения, конфликты супружеской диады, разве немаловажную роль играет фактор ребенка — его отношения и ожидания по отношению к отцу, формируемые в данной социальной сред а также особенности его развития, такие, как различные отклонения в развитии, проблемы со здоровьем, девиации в поведении. Все эти факторы взаимодетерминированы и включены в широкий социаль­ный контекст данной культуры и общества. Все выделенные влияния справедливы и в отношении матерей, однако некоторые являются специфическими для отцов.

Поскольку чаще всего проблемы детско-родительских отношений освещаются в контексте материнского воспитания и отношения и они достаточно изучены, мы в своем анализе полагаем возможным акцентироваться именно на факторах, специфических для отцов. Мы предлагаем модель социальных влияний на отцовство. В ней нас ин­тересуют в первую очередь факторы, влияющие на отцовско-детские отношения, эта диада является центральной в нашей схеме факторов, влияющих на проявления отцовства (рис, 4). Следует отметить, что отец присутствует в жизни ребенка через экономическую поддержку, вовлеченность и юридическое признание ребенка (для детей, рож­денных вне брака). Схема также косвенно указывает на возможность влияния отца на ребенка через поддержку матери, однако нас интере­сует прямое взаимодействие отца и ребенка. И хотя влияния, изобра­женные в модели, могут также рассматриваться как влияния на самого отца непосредственно, мы полагаем, что они опосредованно влияют на отношения отца и ребенка.

Факторы в модели рассматриваются как диалоговые (БорисенкоЮ.В., 2006). Например, высокая идентификация роли, хорошая занятость и высокий доход могут возместить отрицательные ожидания матери. Точно так же, как не проживая с детьми, можно присутство­вать в их жизни и поддерживать их мать. Подробное рассмотрение выделенных факторов показывает, каким образом каждый из них определяет специфику отцовства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных