![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Педагогика как наукаПедагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики Педагогика как наука Термин «педагогика» с греческого переводится буквально как «детоводческое» мастерство, детоводство, детовождение (греч. paidagogike от pais/paidos - дитя и ago - веду, воспитываю) Слово «педагогика» имеет несколько значений: 1. Со времен К.Д.Ушинского существует мнение, что это искусство. *«Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками…, а только искусствами…» - считал К.Д Ушинский. «Искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства – не наука; теории не излагают законов существующих уже явлений и отношений, но предписывают правила для практической деятельности». (Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч.: В 2 т.- М., 1974. Т.1. С.229-230.) Тем самым она как бы приравнивается к практике. Антропология (от греч. anthropos - человек) - совокупность наук о человеке. 2. С ним спорят крупнейшие отечественные педагоги: * П.П.Блонский: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика » (Блонский П.П. Курс педагогики. М., 1916, С.4.). * С ним солидарен С.И.Гессен: «Педагогика прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука об искусстве деятельности» (С.И.Гессен Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 23.). *Если мы обратимся к «Советскому энциклопедическому словарю» (М., 1987, С.997.), то найдем там такое определение: Педагогика – наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.
*«Педагогическая энциклопедия» (Т.3, М., 1966, С.281.) трактует педагогику следующим образом: Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. «Наука о воспитании» – так почти во всех справочных, научных и учебных изданияхопределяется педагогика.
3. Педагогика – это и наука, и искусство и технология – считают третьи. *Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство». (Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х годов) М., 1987. С.261.) *«Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала». (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С.5.) 4. В последнее время этим термином стали часто обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о его методах, организационных формах. Появились десятки новых «педагогик»: «гуманная педагогика», «педагогика самоопределения», «театральная педагогика», «педагогика развития», «музейная педагогика» и др. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. Но если педагогик слишком много, теряется смысл самого термина, его категориальность (В.В.Краевский). В науке существует правило: основные понятия, утверждения должны быть четко определены. Двусмысленность в трактовке терминов мешает ясному их пониманию и научному изложению. Чтобы не уклоняться в сторону при объяснении сложных педагогических проблем на наших лекциях, примем однозначную трактовку: педагогика – это педагогическая наука.Только в этом смысле мы будем употреблять данное слово. Педагогика как искусство в большей мере соотносится не с педагогической теорией, а с педагогической практикой, педагогической деятельностью. «Преподаватель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены работой, когда воспитанники детского сада не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия. Вот такую педагогику можно назвать Искусством, а Учителя, который ее творит, - Мастером». (Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 2001., С.4.). Не случайно известный математик и педагог Д.Пойа писал, что «преподавание - это искусство, а у каждого хорошего учителя имеются свои приемы, и этим каждый хороший учитель отличается от любого другого хорошего учителя». (Пойа.Д Математическое открытие. М., 1970. с.290). Следовательно, педагогика – это и наука и искусство одновременно. Педагогика – наука, когда речь идет об обосновании, проектировании и конструировании оптимальных педагогических систем, которыми будет руководствоваться педагог-практик в своей повседневной Д. И в то же время педагогика – искусство, хотя и своеобразное, поскольку без включения своего личностного, творческого видения педагог никогда не достигнет должного педагогического эффекта. Практическая педагогика – это другая грань педагогики. Все эти проблемы требуют глубокого философского осмысления. Итак, педагогика – это наука. А что такое наука? Наука – форма общественного сознания, сфера человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности.
Важно, что наука не сводится к знаниям. Это не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, направленная на получение знаний. В науке исходным понятием является «знание», но то знание, которое отвечает на вопрос почему? Что же такое знания?
Знания – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности (представления, понятия, суждения, теории). Это «идеальный сгусток познавательных усилий людей». Знания бывают донаучными, житейскими, художественными и научными. Научная деятельность генерирует знание, точнее – особый тип знания: научное знание. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль духовного производства – производство научного знания. Знания определяют отношение человека к действительности, моральные взгляды и убеждения.
Каждая наука занимается изучением отдельных сфер жизни, природы, общества, сознания. В этой связи принято различать объект и предмет науки. Объект науки – область действительности, которую исследует данная наука. Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой (способ видения объекта с позиций данной науки).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|