Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Связь педагогики с другими науками




Все изучаемые человеком науки делятся на две большие группы. Науки одной группы изучают природу и законы ее развития: физика, астрономия, математика, география, химия, биология и др. Они получили название естественных наук. Другую группу составляют науки, изучающие человека и общество, его культуру и историю: история, философия, культурология, социология и др. Эти науки называются гуманитарными. К гуманитарным наукам принято причислять и социальные, т.е. науки об обществе (социуме). Педагогика, как наука, специально изучающая образование, принадлежит к числу наук о человеке. Однако она рассматривает человека в определенном ракурсе: в аспекте целенаправленной его социализации, приобщению к участию в жизни общества. Педагогика – социально-гуманитарная наука.

В основе педагогики лежат социальные закономерности и механизмы передачи социального опыта новым поколениям. Поэтому ее относят к области социально-гуманитарных наук.

 

На современном этапе развития педагогического знания (вторая половина XX в.- начало XXI в.) происходит саморазвитие научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой и др.

Какое место занимает педагогика в системе гуманитарных наук?

Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, лич­ности и индивидуальности.

Мы видим, что происходит интеграция наук о человеке.

Одновременно с этим, педагогика, будучи социально-гуманитарной наукой, связана и с естественными науками.

Педагогика тесно связана с физиологией. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии. Для понимания механизмов управления психическим развитием ребенка, особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма.

Педагогическая наука имеет большие перспективы интеграции с медицинскими науками. Это, прежде всего, связано с разработкой специальных систем обучения и воспитания больных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Связь педагогики с математикой проявляется в использовании методов математической обработки данных, полученных в ходе педагогического исследования, применении методов математической статистики для проверки достоверности и значимости изменений, произошедших в педагогическом процессе в результате научно-педагогического эксперимента.

Формы связей педагогики с другими науками разнообразны:

1. Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук (Н: Кибернетической идеи управления динамическими системами.).

2. Творческое заимствование методов исследования, применяемых в этих науках (например, анкетирование, соцопрос, математическое моделирование).

3. Использование результатов исследований, полученных различными науками (например, данные о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития, полученные физиологией).

4. Участие в комплексных исследованиях человека, для решения общих проблем (например, перехода к систематическому обучению детей с шести лет; организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания).

 

Итак, тенденция межнаучного синтеза – это объективное следствие социально-экономического развития, научно-технического прогресса. Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и ант­ропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

 


Приложение




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных