ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1. Знакомство с химической посудой и оборудованием. Основные правила работы в лаборатории.Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с химической посудой и оборудованием. Тип занятия: Этапы занятия: 1. Организационный момент (2мин) 2. Заполнение анкеты (10 мин) 3. Заполнение теста по химии (15 мин) 4. Изучение нового материала (12 мин) 5. Закрепление (4 мин) 6. Рефлексия (3 мин) Ход занятия: 1. Организационный момент Учитель приветствует учащихся. Знакомство с учащимися. 2. Заполнение анкеты 3. Заполнение теста по химии 4. Изучение нового материала -Ребята, что вы знаете о технике безопасности при работе в химическом кабинете? - Давайте, я ознакомлю Вас с основными правилами техники безопасности и химической посудой. 1. Знакомство с основными правилами работы в химической лаборатории В курсе не предусмотрено выполнение эксперимента учащимися, но будущим химикам-экспериментаторам необходимо знать основные правила работе в химической лаборатории: – на лабораторном столе во время работы не должно находится посторонних предметов; – в лаборатории следует работать в хлопчатобумажном халате, волосы должны быть убраны; – принимать пищу в лаборатории строго запрещается; – перед и после выполнения работы необходимо вымыть руки; – работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента; – все опыты с ядовитыми и пахучими веществами выполнять в вытяжном шкафу; – химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!); – неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты; – при нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих; – нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости; – при необходимости определения запаха, выделяющегося при реакции газов, нужно легким движением ладони направить струю газа от отверстия реакционного сосуда к себе и осторожно вдохнуть; – при разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот; – при попадании концентрированного раствора кислоты на кожу промыть место ожога струей воды в течение нескольких минут. После этого обработать обожженное место 3%-м раствором питьевой соды; – при ожоге концентрированными растворами щелочей промыть обожженное место струей воды в течение нескольких минут. После этого обработать обожженное место 1%-м раствором уксусной или борной кислоты и снова водой; – при термическом ожоге охладить пораженное место, для чего поместить его под струю холодной воды. После охлаждения смазать мазью от ожогов; – при попадании раствора любого реактива в глаз немедленно промыть его большим количеством воды, после чего сразу же обратиться к врачу; – со всеми возникающими вопросами сразу же обращаться к преподавателю или лаборанту. 2. Знакомство с химической посудой и оборудованием При проведении химического эксперимента используется различная посуда и оборудование. На первом практическом занятии учащихся необходимо с ней познакомить (продемонстрировать посуду и объяснить ее предназначение). Стеклянная посуда: – пробирка - это самая незаменимая посуда в лаборатории, изготавливается из стекла и полиэтилена, предназначена для проведения самых разных опытов; – стеклянная палочка различной толщины и длины используется для перемешивания жидкостей; – часовое стекло применяется для исследования твердых веществ, им накрывают стаканы при проведении синтезов; – воронка используется для переливания жидкостей и для фильтрования; – химический стакан различного объема предназначен для приготовления растворов и проведения химических реакций, как при комнатной температуре, так и при нагревании; – колба плоскодонная применяется для приготовления и хранения растворов; – колба круглодонная - для проведения синтезов; – чашка Петри используется для высушивания различных веществ; – кристаллизатор применяется для охлаждения растворов и при сборе газов под водой; – цилиндр - для собирания газов. Мерная посуда: – мерный цилиндр используется для измерения довольно больших объемов жидкостей; – пипетка применяется для точного измерения объема жидкости; – мерная колба незаменима для приготовления растворов точной концентрации. Фарфоровая посуда: – ступка с пестиком предназначена для измельчения твердых веществ, перемешивания смесей; – тигель используется для прокаливания веществ, для проведения различных синтезов при высоких температурах; – треугольник необходим для закрепления тиглей, чашек на кольце штатива; – выпарительная чашка предназначена для упаривания растворов на водяной или песчаной бане; – шпателем берут из склянок различные реактивы. Оборудование: – штатив для пробирок нужен для проведения опытов в пробирках; – держатель для пробирок - для закрепления пробирок при нагревании; – металлический штатив с лапками - для закрепления приборов при проведении эксперимента; – ложка для сжигания - для сжигания веществ – асбестовая сетка - для нагревания веществ на электрической плитке; – спиртовка - для нагревания веществ; – электрическая плитка - для нагревания веществ; – сушильный шкаф - для сушки веществ; – муфельная печь - для прокаливания веществ, проведения синтеза при высокой температуре; – весы - для взвешивания веществ; – ртутный термометр - для определения температуры. 3. Знакомство с основными приемами работы в химической лаборатории При знакомстве с основными приемами работы в лаборатории демонстрируется выполнение работы, называется используемая посуда и оборудование. На первоначальном этапе обучения проводится знакомство с простыми операциями: – определение цвета твердого вещества. Поместить кристаллы вещества на часовое стекло, внимательно рассмотреть (определить цвет серы, угля, меди, хлорида натрия, хлорида никеля, сульфата меди и других веществ); – определение запаха летучего вещества. Легким движением ладони направить струю газа от горла сосуда к себе и осторожно вдохнуть (определить запах аммиака, оксида серы (IV), уксусной кислоты и других веществ); – нагревание веществ в пробирке. Нагревать можно только небольшие количества веществ, не более 1/3 пробирки. Надо закрепить пробирку в держателе или лапке штатива в слегка наклоненном положении, отверстие пробирки должно быть направлено от себя и от других работающих. Осторожно небольшим пламенем спиртовки прогреть всю пробирку, а затем все ее содержимое; – нагревание на электрической плитке. Нагревание можно проводить только в плоскодонной термостойкой посуде через асбестовую сетку; – упаривание растворов проводят в выпарительной чашке на водяной или песчаной бане; – фильтрование через химическую воронку служит для отделения твердого вещества от раствора. Для проведения операции используется бумажный (гладкий или складчатый) фильтр. Гладкий фильтр готовят из фильтровальной бумаги, для этого круг подходящего диаметра складывают два раза пополам, или вырезают из куска бумаги по размеру воронки. Полученный конус вставляют в воронку и смачивают, край фильтра должен быть ниже края воронки примерно на 5 мм. Стеклянную воронку с фильтром помещают в кольцо штатива так, чтобы нижний конец ее соприкасался со стенкой стакана, в который фильтруется раствор. Фильтруемую смесь переносят на фильтр по стеклянной палочке. Складчатый фильтр применяют для ускорения фильтрования, его готовят из гладкого, глубина складок по краю фильтра должна быть около 5-7 мм. – высушивание в сушильном шкафу применимо только для устойчивых веществ, рекомендуемая температура 60-80 С. Высушивание проводят на часовом стекле или в выпарительной чашке, высушенное вещество не должно прилипать к стеклянной палочке и стенкам сосуда.
Практическая работа «Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием» ИНСТРУКЦИЯ Порядок выполнения работы. 1. Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите назначение. 2. Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение. 3. Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение. 4. Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо. 5. Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали. 6. Письменно ответьте на вопросы: • Каковы правила набора твердого вещества из склянки в пробирку? • Как правильно необходимо проводить перемешивание растворов в пробирке? 7. Сделайте вывод по итогам работы.
5. Закрепление - Перечислите основные правила при работе в химическом кабинете? - Перечислите основные химические приборы и оборудования. Для чего мы их применяем? 6. Рефлексия Что нового вы узнали? Понравилось ли вам занятие?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|