Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Сводка и группировка статистических данных.




 

В результате изучения этой темы Вы будете

знать:

· что такое статистическая группировка и сводка;

· какие бывают виды группировок;

· что такое интервал и как его устанавливать;

уметь:

· группировать статистические материалы;

· выбирать интервалы статистической группировки;

понимать:

· для чего необходимо правильно выбирать группировочные признаки.

 

Вспомните описанные в Теме 3 этапы статистического исследования. Мы переходим ко второму этапу - сводке и группировке статистических данных. В результате первого этапа статистического исследования - наблюдения - получают большой объем различной информации о единицах исследуемой совокупности. Из разрозненных данных очень сложно делать какие-то выводы, а ведь наша задача не просто собрать информацию, а использовать ее для анализа и принятия решений. Поэтому после сбора информации необходимо осуществить ее предварительную обработку - сводку и группировку.

Статистическая сводка - это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет групповых и общих итогов и других показателей. Она позволяет перейти от описания отдельных единиц наблюдения к характеристике всей совокупности в целом, а также осуществлять анализ ее свойств и тенденций изменения.

Если производится только подсчет общих итогов по изучаемой совокупности, то такая сводка называется простой. Вспомним пример - наблюдение посетителей магазина - и предположим, что Вы в течение недели проводили исследование в нескольких магазинах одной фирмы, расположенных в разных районах города. Тогда простой сводкой будет объединение всех данных и подсчет общего количества посетителей всех магазинов в течение недели. Более сложные варианты сводки - это объединение и сравнение данных, например, по дням недели по всем магазинам и по каждому в отдельности, по полу посетителей, по времени посещения магазина и по другим признакам.

Такой процесс объединения единиц наблюдения в группы по определенным общим признакам называется группировкой.

Группировка используется для изучения структуры исследуемого объекта (из каких частей состоит объект и как они связаны между собой), определения сходства или различия групп и подгрупп, установления связей и зависимостей между различными признаками объектов и групп. Например, не проведя группировку количества посетителей по времени посещения магазина, мы не сможем определить, когда в течение дня появляются самые большие очереди в кассы и, соответственно, необходимо дополнительно привлекать персонал. Не сгруппировав всех посетителей магазинов по суммам покупок, нельзя будет установить, есть ли связь между суммой покупки и другими характеристиками покупателей, следовательно, невозможно принять решение о том, как привлечь наиболее платежеспособных покупателей в наш магазин и т.п. Выделяют такие виды группировок как типологическая, структурная и аналитическая.

Цель типологической группировки - выделение из общей совокупности групп, общих по каким-то наиболее важным, существенным характеристикам. Такие группы называются типами или классами объектов. Например, среди посетителей магазина можно выделить такой тип, как постоянные покупатели, то есть те, кто регулярно совершает в нем покупки. Постоянное приобретение товаров в нашем магазине - это существенное отличие данного типа от всех других групп покупателей.

Структурная группировка показывает, из каких частей состоит исследуемый объект, и как эти части взаимодействуют. Например, в большом магазине можно выделить следующую структуру - отделы, обслуживающие покупателей, бухгалтерия, охрана, управление и т.п. - это группировка по функциям, которые определенные группы сотрудников выполняют в организации, в данном случае в магазине.

Аналитическая группировка позволяет выявлять взаимосвязи между признаками. Например, мы попробуем сгруппировать всех посетителей магазина одновременно по таким признакам, как "из какой газеты/журнала они узнали о магазине" и "какие товары они приобрели " (данные условные, в ячейках таблицы - количество покупателей):

 

 

Газета/журнал Товар
Теле­визор Музыкаль­ный центр Автомаг­нитола Теле­фон
'ТелеЦентр"        
"Нi -Рi Аudio"        
"Четыре колеса"        
"Связь&Теlесоm"        

 

Замечаете значительную разницу между количеством покупателей в разных ячейках? Видите, что количество покупателей определенного типа товара связано с "профилем" газеты или журнала

Для того и проводят аналитическую группировку, чтобы на ее основании можно было сделать предварительный вывод о связи между различными явлениями и факторами. В приведенном примере это вывод о том, в каком издании реклама эффективнее с точки зрения продажи определенных видов товара. Почему аналитическая группировка позволяет делать только предварительные выводы? Во-первых, потому что при реальных исследованиях цифры не всегда так очевидно говорят о связи факторов, как в нашем условном примере. Во-вторых, на основании только аналитической группировки нельзя сделать вывод о том, насколько сильно связаны между собой изучаемые явления и признаки. Аналитическая группировка как бы дает нам сигнал о том, что между определенными факторами и признаками может быть связь, а исследователь должен при необходимости решить, изучать ли этот вопрос более глубоко. Как изучать взаимосвязи различных явлений и признаков, Вы сможете узнать из Темы 9.

Признак (свойство объекта), по которому проводится группировка, называется группировочным признаком или основанием группировки. Выбор группировочных признаков очень важен, так как от того, по каким признакам Вы проведете группировку, зависят выводы, которые Вы сможете сделать.

В зависимости от сложности объекта, который Вы изучаете, Вы можете проводить простую группировку (по одному признаку) или сложную (по нескольким признакам), а также комбинационную, то есть внутри выделенных групп проводить группировки по другим признакам. Например, если мы сгруппируем всех посетителей магазина по признаку, совершили они покупку или нет, а затем в каждой из этих групп распределим посетителей по полу, возрасту и другим признакам, такая группировка будет комбинационной. Важно вовремя ограничиться в "дроблении" групп на все более мелкие, так как с большим количеством мелких групп сложно работать, возрастает степень разброса (изменения) признака, и можно потерять существующую закономерность.

Но пока мы говорили только о качественных признаках, которые нельзя выразить числами. Как же быть, если необходимо провести группировку по количественному признаку, например, по возрасту или сумме покупки? Для того чтобы это сделать, необходимо определить количество групп и интервалы группировки. Интервал группировки - количественное значение, отделяющее одну группу от другой. Например, группировку по возрасту можно провести так:

 

До 20 лет 21-30 31-40 41-50 51-60 больше 60

 

Таким образом, мы всю совокупность разбили на шесть интервалов. Обратите внимание - каждый следующий интервал начинается с числа на единицу больше, чем заканчивается предыдущий. Это сделано для того, чтобы каждая единица совокупности попадала только в один интервал - это особенно важно при компьютерной обработке, ведь компьютер не "думает", и если бы мы сделали такие интервалы, как 20 - 30 лет и 30 - 40 лет, то люди в возрасте 30 лет попадали бы в оба интервала, и мы бы получили искаженные данные. Интервалы могут быть открытыми (ограниченными только с одной стороны, например, "до 20 лет") и закрытыми (ограниченными с двух сторон, например, "от 20 до 30 лет").

Количество и величина интервалов определяются, прежде всего, целью и задачами исследования. Например, если бы нас интересовало, какие товары в магазине приобретают молодые люди, посетители среднего возраста и пенсионеры, мы бы сделали всего три интервала:

 

до 30 лет 31-60 больше 60

 

На сколько интервалов разбивать полученные данные, как определить размер интервала и некоторые другие вопросы обработки и анализа данных мы рассмотрим подробно в Теме 10, когда будем говорить о рядах распределения.

И в завершение темы приведем основные требования, которые желательно соблюдать в процессе проведения группировок. Их выполнение сделает вашу работу по сводке и группировке статистических данных проще и эффективнее, а также позволит Вам получать более серьезные и обоснованные выводы.

1. Логические требования:

· система группировок должна охватывать изучаемый объект, процесс или явление с различных сторон;

· в системе группировок должны найти свое отражение по возможности все задачи исследования - типологические, структурные и аналитические;

· каждая отдельная группировка должна составлять одно из логических звеньев в общей системе изучения явления или процесса;

· выводы, сделанные по одной группировке, не должны противоречить выводам по другим группировкам или выводам, основанным на других методах анализа;

· система группировки не должна существенно изменяться во времени и пространстве, за исключением тех случаев, - когда меняются условия формирования первичной информации или методы ее анализа.

2. Формальные требования:

· группировки по качественным признакам следует проводить раньше группировок по количественным признакам;

· результативные (зависимые) признаки желательно выражать одинаковыми для системы показателей (абсолютными или относительными средними величинами - подробнее о средних величинах будет рассказано в Теме 8);

· интервалы группировок должны быть логичными и стабильными.

 

Подведем итоги

 

1. Сводка и группировка проводятся для упорядочения данных и подготовки их к последующему анализу.

2. Статистическая сводка - это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет групповых и общих итогов и других показателей.

3. Процесс объединения единиц наблюдения в группы по определенным общим признакам называется группировкой.

4. Группировка бывает типологическая, структурная и аналитическая.

5. Признак (свойство объекта), по которому проводится группировка, называется группировочным признаком или основанием группировки.

6. Виды, способы и итоговые результаты сводки и группировки определяются целями статистического наблюдения и задачами анализа данных.

7. Для получения более точных и обоснованных выводов необходимособлюдать определенные логические и формальные требования к проведению группировки.

 

Задание 2.

Постройте структурную группировку студентов Вашей группы по возрасту. Для оформления результатов используйте следующую таблицу

 

Возраст студентов Численность студентов, чел В % к итогу
     
     
     
итого    

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных