Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление и развитие отечественного психологического знания в древней и средневековой Руси




 

Психологическая мысль древней и средневековой Руси формировалась под воздействием византийской культуры и в сильной зависимости от христианского вероучения. Данные факторы отложили существенный отпечаток на многовековые, культурные традиции русского народа, его представления о душе человека.

Уже в «Повести временных лет» (1037-1039) сделаны первые описания психических состояний людей, с религиозных позиций. В «Послании» Киевского метрополита Никифора (1104-1121) рассуждается о трех частях души: словесной (ум), яростной (чувства), желанной (воля). Здесь же на основе взглядов Платона и жизненного опыта излагается довольно развитая система психологических представлений о двойственности человеческой природы и ее единстве, неразрывности души и тела, описывается характеристика чувств и органов познания.

Интересным культурным памятником представляется «Диоптра» («Зерцало») Филиппа Пустынника (вторая пол. XI в.) В трактате описывается диалог между душой и плотью. Тем самым делается одна из ранних попыток научного объяснения психической жизни человека, излагается и интерпретируется широкая проблематика средневековых психологических взглядов.

С конца XII века на Руси регулярно издается «Пчела» - сборник изречений из «священного писания», отцов церкви и ученых античности. В ее составе - целый ряд статей, раскрывающих содержание психологического знаний русских мыслителей: «Слово об уме», «Слово о душе», «Слово о мудрости», «Слово о памяти», «Слово о сне», «Слово о ярости и о гневе» и т.д. В данных работах по-прежнему утверждается бессмертие человеческой души, в которой борются два начала: телесное и духовное. Рассматриваются частные вопросы психической жизни, например, памяти как сохранения и воспроизведения впечатлений («видимых» и «слышимых»), дается ее характеристика и зависимость от ума и возраста. О разуме утверждается: «Мудрость надо всеми добродетелями царствует». Разум есть светлое, а страсти - темное начала в человеке. Согласия между умом и чувством быть не может. Отсюда задача - охранять свой ум от порабощения страстью. Источник и различные состояния ума видятся в физическом созревании и старческой деградации организма. Особое внимание обращается на зависимость умственного развития от знания и учений: «Ум ученьем красим». Таким образом, совершенство ума зависит от двух условий: природных и деятельных.

«Толковая Палея» (1406) представляет рассказы о Ветхом завете. В них аккумулировались взгляды на природу человека. Особое место отведено решению проблем соотношения души и тела, развития человеческого организма. В изучении природных явлений основная роль отводится сбору фактов и их эмпирическому исследованию. Примечательно, что многие процессы описываются авторами, зачастую не прибегая к понятиям «душа» и «бог».

В сочинении «О главных знамениях» - одном из сборников библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря XV века, дается конспективное изложение анатомо-физиологических и психологических представлений на Руси. Обращается внимание на единообразие процессов природы, единство закономерностей физических и психических процессов, необходимость обращения к опыту и наблюдению как средствам познания.

К этому же периоду относится статья из русских сборников XV века «Галиново на Ипократа»- о взглядах Гиппократа и Галена.

Среди других научных и религиозных сочинений, литературных трудов средневековой Руси, иллюстрирующих процесс зарождения отечественного психологического знания, наряду с переводами византийских и арабских оригиналов, следует также выделить «Изборник Святослава» (1037-1050), «Слово о полку Игореве» (XII в.), поучения Кирилла Туровского (XIII в.), «Предания...» Нила Сорского (1433-1508), «Просветитель» Иосифа Волоцкого (ок.1439-1515), литературное наследие новгородско-псковских «еретиков-стригольников» (XIV-XV вв.), сохранившиеся источники XVI века и многие другие бесценные памятники отечественной культуры. Все они отразили сложный путь эволюции русской психологической мысли в эпоху средневековья, определили в дальнейшем ее оригинальность в процессе становления мировой психологической науки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных