Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологическая мысль в средние века




 

Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социально-экономической деградации общества. Жестокие удары по античной культуре наносила христианская церковь, которая разрушала ее памятники и создавала атмосферу воинственной нетерпимости ко всему «языческому». В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии. Победившее ортодоксальное христианство, ставшее в Европе господствующей религией феодального общества, культивировало ненависть ко всякому знанию, основанному на опыте и разуме, внушало веру в непогрешимость церковных догматов и греховность самостоятельного, отличного от предписанного священными книгами понимания устройства и предназначения человеческой души. Естественнонаучное исследование природы приостановилось. Его сменили религиозные спекуляции.

Связующим звеном античной философии и философии средневековья было неоплатоническое учение Плотина (III в.), развитое в IV - V веках Августином Блаженным. В учении последнего понятие души приобрело религиозное содержание: душа рассматривалась им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.

Переориентация философского мышления в направлении сближения с эмпирией, с позитивным знанием о природе совершалась в недрах другой культуры - арабоязычной, расцветшей на Востоке в VIII-XII веках.

Арабоязычная наука в эпоху средневековья, ассимилировав культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая, достигла значительных успехов. В культурных центрах арабского Халифата сосредоточилась научная литература всего цивилизованного мира. От Индии до Пиринеев распространялись труды Платона, Аристотеля, Галена и средневековых арабских ученых. Это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицинской. Появилось множество астрономов, математиков, химиков, географов, ботаников, врачей. Среди них выделяется прежде всего среднеазиатский ученый XI века Ибн Сина (в латинской транскрипции - Авиценна). Созданный им «Канон медицинской науки» обеспечил ему, по свидетельству историка, «самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков».

Ибн Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Физиологическая психология Ибн Сины включала, стало быть, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность (при аффектах, психических травмах, деятельности воображения) глубоко влиять на них - разрабатывалась Ибн Синой исходя из его обширного медицинского опыта. Это дает основание видеть в учении Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Ибн Сина и другие арабские натуралисты и математики особый интерес проявляли к органу зрения, существенно продвинув естественнонаучный анализ ощущений и восприятий как источников знания. Среди исследований в этой области в конце Х начале XI веков выделяются открытия Ибн аль-Хайсама (в латинской транскрипции - Альгазена). В каждом зрительном акте им различались, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой - присоединяющаяся к этому эффекту работа ума, благодаря которой устанавливаются сходство и различие видимых объектов. Ибн аль-Хайсамом были изучены такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Его схема (условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений) не только разрушала несовершенные теории зрения, доставшиеся арабам от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало.

Изучением функций глаза занимались и другие ученые той эпохи. К достижениям средневековой психофизиологии относится открытие того, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Это открытие считают принадлежащим философу и врачу XII века Ибн Рошду (в латинской транскрипции - Аверроэсу), учение которого о человеке и его душе больше, чем какое бы то ни было другое, оказало влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Под душой у Аверроэса понимались функции, которые неотделимы от организма (прежде всего - чувственность). Они нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. С исчезновением тела и индивидуальной души «следы», оставленные Божественным разумом в период воздействия на нее, отделяются от исчезнувшего смертного индивида и продолжают существовать как момент универсального разума, присущего всему человеческому роду.

Утверждение Ибн Рошда о высшем интеллектуальном равенстве людей при всем многообразии их индивидуальных различий и о богоподобии человека было несовместимо с идеологией феодального общества с его «иерархизмом», расположением всех людей на социальной «лестнице», предписывающей, кому где быть.

В целом научная мысль, развитая на востоке арабской державы Ибн-Синой (Авиценой), на западе, в Марокко - Ибн-Рошдом (Авероисом), получили широкую популярность и в Европе. Можно отметить, что арабские мыслители создали мощный культурно-научный слой, обогатив достижения своих древних предшественников и создав предпосылки для последующего подъема философской и научной, в том числе и психологической мысли на Западе.

В период средневековья в европейской науке воцарилась схоластика (от греч. «схоластикос» - школьный, ученый) - понимаемая как формальное, оторванное от жизни и практики знание; начетничество. Этот особый тип философствования («школьная философия») с XI до XVI века сводился к рациональному (использующему логические приемы) обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения. Но общей для них служила установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялось словесными ухищрениями.

В страхе перед появившимся на интеллектуальном горизонте Европы Аристотелем католическая церковь вначале его запретила, но затем, изменив тактику, принялась «осваивать», адаптировать применительно к своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (XIII век), учение которого, согласно папской энциклике 1879 г., канонизировано как истинно католическая философия (и психология), получившая название томизма (несколько модернизированного в наши дни под именем неотомизма). Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась опасная для церкви концепция двойственной истины.

Фома Аквинский попытался описать и душевную жизнь, различные формы которой располагаются на ступенях своеобразной лестницы - от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Положены грани между всем существующим и однозначно определено, чему где быть. Так же на ступенях размещены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Понятие об интроспекции, зародившееся у Плотина, превратилось в важнейший источник религиозного самоуглубления у Августина Блаженного, вновь выступило как опора модернизированной и теологической психологии у Фомы Аквинского. Работа души рисуется Фомой Аквинским в виде следующей схемы: сперва она совершает акт познания - ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность.

Наряду с томизмом в европейской науке зарождалось мощное движение рационализма. Выдающийся мыслитель средневековой Англии Роджер Бэкон (1214 - 1292) смело призывал восстановить истинный смысл учения Аристотеля. Р. Бэкон выступил родоначальником современных методов познания. Он наметил новые направления и в исследовании психики человека.

Там же в Англии, где социальные устои феодализма подрывались особенно энергично, против томистской концепции души выступил номинализм (от лат. «номен» - имя). Он возник в связи со спором о природе общих понятий (так называемых универсалий). Спор шел о том, существуют ли эти общие понятия самостоятельно, вне нашего мышления (подобно другим вещам), или они бестелесны, ибо эти понятия только имена, а реально познаются лишь индивидуальные вещи.

В XIV веке в европейской науке усиливаются рационалистические тенденции, заложенные Р. Бэконом. Профессор Оксфордского университета У. Оккам (XIV век), энергичным образом проповедовавший номинализм, осуществил новый методологический прорыв в трактовке сущности психики, введя в психологию принципиально важное понятие знака. Источником психической деятельности признавались внешние явления, получившие знаковые обозначения в ходе социально-исторического взаимодействия людей. Формирование понятий, трактовавшихся на протяжении веков по учению Платона в качестве вечных идей, ставилось в зависимость от работы органов чувств, от опыта людей.

Итак, в период средневековья под пластами чисто рассудочных построений, чуждых реальным особенностям психической деятельности, назначение которой теократия учила видеть в том, чтобы готовиться к неземной, истинной жизни, бил ключ новых идей, обращавших мысль к опытному познанию души и ее проявлений. Зарождался новый способ мышления в естествознании. Актуализировались ценности античного мира. Возродилось непреходящее учение Аристотеля, и новая эпоха черпала из него новые идеи.

Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпохи Возрождения. Идеологи эпохи Возрождения считали главной особенностью этого периода - возрождение античных ценностей.

К античности обращались люди и прежних эпох, решая каждый раз собственные проблемы. Без античных сокровищ не было бы ни арабоязычной, ни латиноязычной культур. (В Западной Европе, как известно, языком образованных людей была латынь.) Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от «средневековых варваров». Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало компонентом нового идейного климата, однако воспринималось в них, прежде всего, созвучное новому образу жизни и обусловленной им интеллектуальной ориентации. Возникновение мануфактурного производства, усложнение и совершенствование орудий труда, великие географические открытия, возвышение бюргерства, отстаивавшего свои права в ожесточенной политической борьбе, - все эти процессы изменили реальное положение человека и на этой почве его представления о мире и себе самом.

Формируется новое миропонимание, культивируется исследовательский подход к явлениям действительности, появляется потребность осознать общую картину мира. Создаются общества естествоиспытателей. Открываются новые горизонты естественнонаучного знания. Делаются первые открытия в психофизиологии. Новые философы вновь обращаются к Аристотелю. Однако теперь он из идола скованной церковными догматами схоластики превращается в символ свободомыслия, спасения от этих догм.

Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519). Он представлял новую науку, которая существовала не в университетах, где по-прежнему изощрялись в комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и строй мышления. В своей производственной практике они были преобразователями мира. Высшая ценность придавалась не Божественному разуму, а, говоря языком Леонардо, «Божественной науке живописи». При этом под живописью понималось не только искусство изображения мира в художественных образах. «Живопись, - писал Леонардо, - распространяется на философию природы».

Наряду с Италией возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь достигло высокого уровня и в других странах. В Испании возникли направленные против схоластики - учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, Х. Вивес (XVI век) в знаменитой в ту эпоху в Европе книге «О душе и жизни» доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно воспитывать ребенка.

Другой врач, Х.Уарте (XVI век), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследования способностей к наукам».

Наконец, еще один испанский врач Перейра (XVI век), предвосхитив на целый век Декарта, предложил считать организм животного своего рода машиной, которая не нуждается для своей работы в участии души.

Таким образом, в эпоху Возрождения осознается мощь человеческого интеллекта, устанавливающего причинную связь явлений, укрепляется тенденция детерминистского понимания мира и человека.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных